Методическая разработка по обществознанию для 7 класса по теме: "Права и обязанности граждан"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Трефилова Надежда Петровна

 

Данная методическая разработка предназначена для 7 класса - изучение нового материала
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti_cheloveka.7_klass.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора:  Селукова Надежда Петровна,

Должность учитель истории и

обществознания  

Место работы МБОУ «Кулигинская СОШ»

Номинация: урок с использованием информационных технологий

Тема урока: Права и обязанности граждан

Предмет: обществознание

 Класс: 7

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3  

Глава1.Урок по теме «Права и обязанности граждан» с использование ИКТ……....5-9

1.1. Технологическая карта урока…………………………………………………...……5

1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………....6

1.3. Организационная структура урока…………………………………………………..7

Глава 2.  Подробное описание хода урока……………………..……………...……..9 -20

Заключение…………………………………………………………………………….…21

Литература………………………………………………………………………………..22

Приложение  1

Приложение  2

Приложение  3

Приложение  4

Приложение  (презентация)

         

Введение

«Поэтом можешь ты не быть

 Но гражданином быть обязан,

 А что такое гражданин?

 Отечества достойный сын»

  Н.А. Некрасов « Поэт и гражданин»

Важнейшей задачей школы является воспитание  правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. На современном этапе развития  общества очень важно, чтобы  дети знали свои права, ведь «Незнание закона – не освобождает от ответственности».

Актуальность правового просвещения очевидна,  ведь жизнь не стоит на месте и даже не шагает, она достаточно быстро меняется, меняются порядки и законы, о которых должно быть известно всем. Необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся  формируется  первичное представление о правах и обязанностях человека,  важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания  расширяются  и углубляются.

Новизна данного урока заключается в применение на уроке ИКТ технологий, что позволяет детям не только услышать, но и увидеть материал по данной теме, принимать участие в обсуждении темы урока, рассматривать и анализировать ситуации, в которых нарушены права человека или наблюдается неисполнение каких-либо обязанностей.

При переходе от этапа актуализации знаний по теме прошлого урока рекомендуется проведение игровой разминки, которая позволит детям настроиться на тему урока.

Цель работы -  повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Задачи:

  • формировать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • способствовать воспитанию у учащихся  навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством. Механизм реализации урока предполагает совершенствование форм и методов работы педагога в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений.

Разработка рассчитана на один учебный урок. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе в 6-11классах.

           В результате проведения урока учащиеся смогут:

  • получить представление о четырех основных группах прав человека;
  • закрепить знания  о своих правах  и обязанностях;
  • осознать, что недостаточно только владеть  юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться.

Данный урок может быть реализован и применен в любом образовательном учреждении при возможности использовании ИКТ.

1.1. Технологическая карта урока

Тема урока

Права и обязанности граждан

Тип урока

Изучение нового материала

Информационно-методическое

обеспечение

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под  ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват учреждений / О.А Котова, Т.Е. Лискова.-М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2010.
  •  Баранов П.А. Воронцов А.В. «Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву»; «Преподавание истории и обществознания в школе», 2006г.
  • Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2010
  • Электронная презентация на тему «Права и обязанности граждан»

Цель урока

Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.

Задачи урока

1. Пополнить и расширить  знания учащихся о правах и обязанностях граждан;

2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока

3. Способствовать воспитанию у учащихся  высокого уровня правовой культуры

Основные понятия и термины

Конституция РФ, право, обязанность, Закон, порядок, справедливость, свобода.

1.2. Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся:

  • определять, почему человеческому обществу нужен порядок;
  • каковы способы для установления порядка в обществе;
  • понимать разницу между правами и обязанностями;
  • понимать какими правами и обязанностями они обладают; как можно защитить свои права;
  • в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.

Получат возможность научиться:

      * формулировать собственную точку зрения при рассмотрении различных обстоятельств;

   * осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.  

Целостно-смысловая компетенция

Умеют:

  • определять понятия;
  • вступать в речевое общение;
  • работать  книгой, презентацией

1.3. Организационная структура урока

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

3

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка  учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проведение беседы по обсуждению темы, целей и плана урока

Запись темы и план урока в тетради

Фронтальная

Работа в тетради

2. Актуализация знаний

5

Работа с терминами (кроссворд, приложение 1)

Организация работы по разгадыванию кроссворда

Отвечает на вопросы кроссворда

Фронтальная

Устное задание

3. Изучение нового материала

20

1. разминка

2. Презентация

«Права и обязанности граждан»

1. проводит игру – разминку, подготавливает к изучению новой темы

2. Показ презентации, пояснение слайдов

1. принимают участие в игре

2.Просмотр презентации, записи в тетради

1. коллективная работа.

2. Индивидуальная

1. Делают выводы

2. Записи в тетради

4. Первичное осмысление и закрепление

5

2. Разбор практических ситуаций

(приложение 2), заслушивание песен и определение прав или обязанностей,  о которых  идет речь в песне (приложение 3)

Поясняет задание, выполняемое учащимися в тетради.

Выполняют задание.

Индивидуальная

Проверка выполнения заданий в тетради.

5. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщить полученные на уроке  знания

(приложение 4)

Проводит опрос по типу игры крестики –нолики. Где Х – да, О – нет

1.Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Оценивание учащихся за работу на уроке.

6. Домашнее задание

2

Параграф № 6.

Привести примеры нарушения прав человека в современном мире        

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная

ГЛАВА 2

Подробное описание хода урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Тема нашего урока: «Права и обязанности граждан». (слайд 1)

Аннотация к уроку – краткое описание урока ( слайд2)

    Методическая разработка по теме: «Права и обязанности граждан» для учащихся 7 классе предназначена, как урок изучения нового материала.

    Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление.

     В курсе обществознания 7 класса у обучающихся  формируется  первичное представление о правах и обязанностях человека,  важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания  расширяются  и углубляются. (заканчивается 2 слайд)

      Формулирование цели урока (слайд 3)

Исходя из темы урока давайте попытаемся  определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

   Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

   Что нового узнать?

   Чему научиться? (Слайд заканчивается)

Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает. Таки образом сегодня на  уроке мы попытаемся сформировать  представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и  отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

        Знакомство с планом урока (слайд 4)

Давайте мы с вами определимся с планом сегодняшнего урока

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение новой темы

3.1.Что такое права.

3.2.Права человека. (Характеристики).

3.3.Конституция РФ.

3.4.Кто и как обеспечивает твои права.

3.5.Где проходит граница твоих прав.

3.6.Нет прав без обязанностей.

3.7.Права человека до 14 лет.

3.8.Новые возможности после исполнения 14

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание        (слайд заканчивается)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (слайды 5,6,7)

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал по теме прошлого урока – «Почему нужно жить по правилам»

   Перед вами лежат кроссворды и вопросы к ним, пожалуйста, впишите в клеточки нужные термины. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду (слайд 5)

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

3. Последовательность действий.

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах.

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности                      (заканчивается слайд 5)

Вопросы к кроссворду (слайд 6)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

(заканчивается слайд 6)

    Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся тетрадями друг с другом и сверим ответы – смотрим на ответы и сверяем свои ответы

ОТВЕТЫ (слайд 7)

1. обряд 2. Манеры  3. Привычка  4. Правило  5. Ритуал  6. Право 7. обычаи

8. санкции  9. Этикет     (слайд 7 заканчивается)

Молодцы, хорошо усвоили урок.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Разминка

Для того чтобы перестроиться на новую тему,  проведем небольшую разминку – поиграем. (слайд 8)

   Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

 - Что вам не понравилось в ходе игры?  (нечестность)

- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

 - Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

  1. ЭПИГРАФ К УРОКУ (слайд 9)

Урок хотелось бы начать со слов великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова:

«Поэтом можешь ты не быть

 Но гражданином быть обязан,

 А что такое гражданин?

 Отечества достойный сын»    (слайд заканчиваеся)

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права (слайд 10)

   Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

 На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.  В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека. (слайд заканчиается)

  Что такое права? (слайд 11)

 Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

    Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека. (слайд заканчивается)

Эти слова можно подтвердить Законом.

Родился ты уже человек (слайд 12)

Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности.

Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства» (слайд заканчивается)

    Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Родился ты уже человек (слайд 13)

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это?  дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени,  не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

   Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, слайд заканчивается)

Конечно нет, здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.

   Права и свободы человека и гражданина (слайд 14)

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина (заканчивается слайд)

ПРАВА                                              СВОБОДЫ

-на жизнь,                                                     -слова, печати, мирных собраний и др.

-на свободу передвижения

-на собственность

-на свободу

-на честь и достоинство

-собственность и др.

Права человека (слайд 15)

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

  1.  Гражданские: 

Право на :    

  • жизнь
  • свободу
  • личную неприкосновенность
  • честь
  • достоинство и др.  

2 Политические:

Право на :

  • возможность участия граждан в политической жизни страны
  1. Культурные:

право на :

  • участие в культурной жизни страны
  • доступ к культурным ценностям
  • свободу творчества и др.
  1. Социально-экономические:

Право на :

  • благосостояние
  • социальную  защиту
  • достойный уровень жизни
  • быть собственником
  • наследовать имущество     (заканчивается слайд 15)

Характеристика  прав человека (слайд 16)

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте в кратце рассмотрим их.

1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Недилимый характер - Каждый человек  обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция (слайд 17, 18)

    В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. (слайд заканчивается)

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

Кто и как обеспечивает твои права (слайд 19)

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

  • соблюдать их на своей территории;
  • принимать законы, гарантирующие каждому его права;
  • обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,
  • право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,
  • право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Какие права героев нарушены? (слайд 20)

Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены в каждом, из предложенных, эпизодов сказки.

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его  определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Граница твоих прав проходит там где (слайд 21)

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е.

твои права = правам другого.      Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. (слайд заканчивается)

Давайте рассмотрим ситуацию из жизни  и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны (слайд 22)

  1. соблюдать конституцию и другие законы РФ
  2. Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей
  3. платить законно установленные налоги  и сборы
  4. защищать Отечество
  5. Основное общее образование бесплатно
  6. беречь памятники истории и культуры
  7. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
  8. бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

  Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

До 14 лет ты уже имеешь право (слайд 23)

  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии;
  • выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства?  (слайд заканчивается)

Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможность (слайд 24)

  • выбирать своё место жительства (с согласия родителей);
  • совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
  • обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчиваеся)

       В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.     ________________________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ

  1. А теперь вместе рассмотрим конкретные ситуации и попробуем определить, где и какие права сказочных героев были нарушены – Викторина «Права литературных героев» (приложение 2)
  2. Прослушаем хорошо известные вам  фонограммы песен и тоже узнаем о каких правах в них идет речь. (приложение 3)
  3. Индивидуальные задания - игра в крестики- нолики, вопросы требующие простые ответы да, нет.  (приложение 4)

ИТОГ УРОКА

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока (СЛАЙД 25) давайте попытаемся выступить в качестве законодателей. Обведите вашу ладошку и напишите те права которых у вас нет но вы хотели бы получить. (слайд заканчивается)

Список литературы (слайд 26)

______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Прочитать параграф, выучить термины, подготовиться к проверочной работе, написать сочинение-рассуждение  на тему: «Не бывает лишних прав»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа поможет детям в увлекательной и интересной форме познакомиться с конституционными правами и обязанностями.  Вторая часть урока направлена на закрепление полученных знаний при прослушивании отрывков  песен и просмотром иллюстраций из сказок с целью  выявления содержащихся в них нарушений прав человека, что помогает детям лучше усвоить материал по теме.  

На перспективу намечено продолжить работу по правовому воспитанию учащихся в курсе обществознания  8-11 классов. В ходе урока учащиеся пришли к очень важному выводу – «знать закон можно и нужно, а обязанности существуют для того чтобы их исполнять».

Работа может иметь продолжение и может быть использована любым педагогом при проведении урока по данной теме.

Вот так, шаг за шагом, дети могут знакомиться со своими правами и обязанностями и понять, что если ребенок  несовершеннолетний – это не значит, что он безнаказан.

 

Литература

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под  ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват учреждений / О.А Котова, Т.Е. Лискова.-М.: Просвещение, 2010.
  3. Обществознание. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2010.
  4. Баранов П.А. Воронцов А.В. «Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву»; «Преподавание истории и обществознания в школе», 2006г.
  5. Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2010

Приложение 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КРОССВОРД

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

3. Последовательность действий.

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах.

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности.

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.

 8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

Ответы к кроссворду

  1. Обряд   2. Манеры  3. Привычка  4.Правило 5 Ритуал  6. Право 7. Обычаи  8. Санкции 9. Этикет

Приложение 2

Викторина «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

 1. «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная шапочка». Определите какое право нарушено в каждой сказке.

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

2.  Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- право на жизнь;

- право на получение образования;

- право на владение имуществом.

3. 1)Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на справедливый суд;

- право на труд.

 

4 К какой сказке относится вторая иллюстрация?

1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

- право на свободное передвижение;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на образование;

- право на труд.

.

5.Какое право нарушено  в сказках - «Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Приложение 3

 Сейчас для вас прозвучат музыкальные отрывки,  ваша задача прослушать  и сказать, о каких правах в ней идет речь.

Приложение 4

Рефлексия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Игра крестики – нолики.

Отвечаем на вопросы  Да – Х,   Нет – 0

  1. Человек с рождения обладает гражданскими правами
  2. Права человека в РФ принадлежат только гражданам имеющим образование.
  3. Основной закон государства – Конституция
  4. Свобода человека в осуществлении своих прав безгранична
  5. Бережно относиться к природным богатствам это право гражданина РФ
  6. С 14 лет человек имеет право выражать свое мнение с кем из родителей (в случае расторжения их брака) хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
  7. Человек иногда может нарушать права другого человека.
  8. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
  9. С 14 лет человек  имеет право пойти работать с письменного согласия родителей.

ОТВЕТЫ

Х

О

Х

О

О

Х

О

Х

Х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".

Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Презентация по обществознанию 7 класс на тему "Права и обязанности граждан"

Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок обществознания в 7 классе на тему  "Права и обязанности граждан"Из презентации ученики узнают основные права граждан России, а...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...