Использование СМИ при изучении на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию

Использование СМИ при изучении на уроках обществознания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi.docx17.65 КБ
Файл smi_na_urokah_v_11_klasse.docx71.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование СМИ на уроках истории и обществознания.

Волкова И.В. учитель истории и обществознания.

В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Да, именно, медиаобразование способствует формированию творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, помогает человеку активно использовать информационные возможности телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими.

Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном обществе в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. В контексте подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию невозможно не обращаться к материалам СМИ, так как целый ряд заданий требует аргументации из общественной жизни. Поэтому перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни. Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание.

Итак, зачем необходимо включать материалы СМИ при преподавании курсов истории и обществознания ?

1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса

2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства

3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса

4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.

Процесс организации обучения учащихся с использованием материалов СМИ и Интернета предоставляет возможности учителям:

- совершенствовать учебную деятельность;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий,

используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся

положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- находить основные и дополнительные материалы для уроков;

- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности

такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким,

разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей

современных компьютеров;

- получать новые данные из электронных версий газет, журналов, научных

журналов, эффективно решать проблему наглядности обучения, делать учебный материал

более понятным и доступным для учащихся;

- иметь доступ в научные библиотеки разных стран;

Каким же образом это реализуется на уроке? Можно применять следующие способы. На одном уроке в неделю можно выделить 5 – 10 минут для информационных сообщений учащихся о событиях в контексте изучаемой темы. Например, на уроках права во время изучения темы «Права человека» целесообразно дать задание учащимся, найти в СМИ примеры нарушений прав человека в нашей стране и определить какое конституционное право было нарушено, указать статью Конституции. Или , изучение темы «Глобальные проблемы современности» невозможно без обращения к СМИ. Также можно дать задание найти дополнительную информацию по данной теме. Хорошим для поиска информации о стране и мире является сайт или и другие.

Следующим способом вовлечения обучающихся в «информационное пространство СМИ» является аргументация высказанной точки зрения и приведение собственных примеров из общественно-политической и социально- экономической жизни современного общества при написании заданий ЕГЭ типа №, 33,34,36 (написание эссе). Таким образом, широкое использование учащимися информационных материалов СМИ на уроках обществознания позволяет формировать и развивать самые разнообразные умения и навыки, необходимые школьникам.

Другой пример, материалы СМИ правовой направленности могут во многом повысить степень восприятия учащимися отвлеченных норм права. При использовании в преподавании средств массовой информации особое внимание следует обратить на такие издания как «Российская газета», «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Юрист спешит на помощь», «Юридический вестник», «Человек и закон», в которых публикуется большое количество материалов, связанных с изложением и подробным комментированием новейших изменений в современном законодательстве. В «Российской газете» и «Парламентской газете» публикуется регулярно буквально все основные законы, принятые Государственной Думой, Постановления и другие нормативные акты Правительства РФ. В Интернете на правовом сайте Российской газеты выложено более 22 000 юридических документов. Умелая работа с ними, систематизация позволяет учителя обществознания быть в курсе самых последних юридических новинок.

Литература

1. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в

современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. –

№ 7–8.

2. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и

учебника «Обществознание. XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. –

2008. – № 1. – С. 40–42; № 2. – С. 35–43.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2012.

4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении //

Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – С. 29–39.

5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001. –

169 с.

6. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете // Преподавание истории и в школе

7. Ушакова О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./ Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.



Предварительный просмотр:

Тема урока

СМИ, используемое на уроке

Форма работы с источником (СМИ)

Тип, форма урока

Пример работы учащихся на уроке с использованием материалов СМИ

«Выборы в демократическом обществе»

• Статья «Электоральная рациональность»

(«Профиль», выпуск №35, );

(Время на работу 15 минут)

• Анализ статьи по вопросам:

1) Явка в Москве: какой тип политического участия характерен для жителей столицы?

2) Выборы в регионах: опираясь на текст, попробуйте выделить причины низкой или высокой явки в тех или иных субъектах? Какие факторы на это влияют?

3) Опираясь на материал статьи, подытожьте, из чего складывается политическая культура граждан?

4) Как бы вы объяснили тот факт, что явка избирателей на выборах в одних демократических странах (например, в США) намного ниже, чем в аналогичных других (например, во Франции)?

Тип урока: Урок-изучение нового материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Выяснив, как проходит избирательная кампания, какие этапы существуют, мы с вами сейчас более подробно рассмотрим сам процесс голосования и попробуем определить, кто же они - избиратели. Для того чтобы сделать работу более продуктивной и интересной, предлагаю нам поработать с периодическим печатным изданием. Статья, из которой мы узнаем, как вёл себя российский избиратель на осенних выборах 2018 года, называется «Электоральная рациональность». Ваша задача внимательно её прочитать и ответить на ряд вопросов (представлены на слайде презентации).

Ученики знакомятся со статьёй

Учитель: Итак, какие же факторы сказываются на поведении российского избирателя?

Ученики: На поведении избирателя оказывают такие факторы, как агитационная кампания в каждом конкретном регионе, проводившиеся в предвыборный период реформы, которые удовлетворили или не удовлетворили ожидания граждан, а также то, в какой форме проходили выборы – голосовать нужно было за конкретного кандидата или за партийные списки, последние менее популярны.

Учитель: Совершенно верно. На избирателя, на его выбор идти или игнорировать выборы, оказывает влияние множество факторов. Общие мы с вами рассмотрели. Давайте обратимся теперь к конкретному региону – например, к городу федерального значения – Москва. Какой тип политического участия характерен для жителей столицы?

Ученики: Для Москвы, в целом, характерна невысокая явка – только 30% избирателей пришли на избирательные участки, большинство жителей столицы выборы проигнорировали, из чего можно сделать вывод, что для горожан характерен абсентеизм.

Учитель: А что вы можете сказать про выборы в регионах?

Ученики: Регионы отличаются друг от друга методами администрирования, политической культурой, местными традициями, отсутствием или наличием наблюдателей на выборах и возможностями для административного вмешательства. Высокая явка, в связи со сложившейся политической традицией, наблюдалась, например, в Кемеровской области. Низкие явки в Иркутской области, Республике Саха.

Учитель: И какой же выводы делают социологи? Что характерно для типичного российского избирателя?

Ученики: Российский избиратель демонстрирует рациональное электоральное поведение, которое вообще характерно для избирателей. «Там, где нет интриги и неожиданности, он скорее склонен не прийти, – пояснила эксперт. – За исключением граждан, которые приходят вне зависимости от того, интересно им или нет, потому что вынуждены или считают это своим долгом. Там, где есть какая-то динамика, интрига и драматургия, там явка выше

Учитель: А какие тенденции наблюдаются в мире в этой сфере? Что мы можем сказать о других демократических странах? Сравните их с Россией?

Ученики: В разных государствах существуют различия в степени развития демократических ценностей граждан. Так, например, явка на выборах в США существенно ниже, нежели во Франции или Германии, связано это может быть с политической культурой, которая исторически сформировалась в этих странах.

«Выборы в демократическом обществе»

• Статья «Постоянство – признак мастерства»

(«Профиль», статья от )

(Время на работу 15 минут)

Работа по рядам:

• Первый ряд читаете отрывок «Владимир Жириновский: русский флюгер»

• Второй ряд читаете отрывок «Григорий Явлинский: от ненависти до любви»

• Третий ряд читает отрывок «Владимир Путин: вверх по пирамиде Маслоу»

1) Проследите изменения во взглядах кандидата на пост президента РФ.

2) Попробуйте выделить причины, под влиянием которых политик был вынужден изменить свою точку зрения.

Тип урока: Урок-закрепление знаний

Форма урока: Беседа

Учитель: Мы с вами изучили, как проходит избирательная кампания, из каких этапов она состоит. Давайте повторим их.

Ученики: Сначала решается вопрос о дате назначения выборов, затем начинается организационный этап, который включает в себя образование избирательных округов, составление списков избирателей. Происходит выдвижение и регистрация кандидатов на избираемый пост или выборную должность. После этого начинается предвыборная агитация, непосредственно сам процесс голосование и подведение итогов выборов.

Учитель: Хорошо.

Сейчас я предлагаю обратиться к средствам массовой информации. Попробуем на примерах трёх кандидатов на пост президента России разобрать, как менялись тезисы их избирательной кампании, и сколько процентов голосов они, в конечном итоге, получили. Материал, с которым мы будем работать, называется «Постоянство – признак мастерства».

Ученики читают предложенные фрагменты статьи по рядам. Отвечают на поставленный вопрос, чертят график результатов кандидата.

Учитель: Итак, первый ряд, что вы можете сказать о Владимире Жириновском, самом опытном участнике президентских гонок.

Ученики: Для каждой президентской гонки В. Жириновский менял ключевые свои тезисы, но образ, в целом, оказывался неизменен – борец за всё русское и национальное. В первую кампанию кандидат призывал наладить отношения с Западом, призывал перенять у них подлинные демократические ценности, также агитировал стремиться к богатству, так как не видел в нём ничего плохого. Однако в 2000-х г. произошла коренная смена тезисов: кандидат стал призывать отказаться от Западных структур, перестать равняться на Западные страны, появился тезис, что богатые должны платить налогов больше, чем рядовые россияне. Главный лозунг стал звучать, как «Всё отнять и поделить». Это позволило набрать кандидату рекордный для себя результат – 9,35% голосов избирателей.

График можно нарисовать следующий:

Учитель: Отлично! Давайте теперь разберём следующего кандидата от партии «Яблоко» - Григория Явлинского. Что же мы можем о нём сказать?

Ученики: Согласно статье, позиция Явлинского по внутренним вопросам на протяжении всех программ оставалась неизменной, она является достаточно проработанной и разъяснительной. Однако в каждой президентской гонке менялись тезисы по внешней политике. Как мы слышали от первого ряда, В. Жириновский от идеи дружбы с Западными странами пришёл к мнению о конфронтации с ними, идеи Г. Явлинского во всех избирательных кампаниях более устойчивы - предлагает интегрировать Россию в клуб стран с развитыми экономиками и ОЭСР, войти в европейские политические, экономические и оборонные организации «в качестве полноправного члена». Однако, в целом, рейтингу кандидата данные изменения тезисов не добавляют, напротив он идёт по наклонной вниз.

Учитель: Хорошо. Двух кандидатов мы изучили. В статье приводится ещё третий – Владимир Путин. В ходе избирательной кампании 2018 года он выдвигался как самовыдвиженец, а что было до этого?

Ученики: В предыдущих гонках он участвовал от партии «Единая Россия».

Учитель: Верно. Как же менялись его предвыборные кампании?

Ученики: Ядром всех предвыборных кампаний были тезисы, направленные на улучшение жизни россиян, повышение благосостояния народа, заявлены разнообразные социальные программы, которые в последние годы реализуются через адресные, а не всеобщие цели. Однако на фоне внешней политики, поменялось отношение к Западным странам – если сначала предлагалось наращивать с ними сотрудничество, то теперь появилась антизападная составляющая всех публичных выступлений.

График итогов выборов для Путина можно изобразить следующим образом:

Учитель: Отлично. Мы с вами рассмотрели только трёх кандидатов, которые выдвигались на пост президента России в 2018 году, хотя всего их было восемь. Но давайте даже на примере этих трёх персоналиях, попробуем разобраться, что же влияло на взгляды и тезисы кандидатов?

Ученики: Для всех кандидатов свойственно изменение взглядов на внешнеполитический курс России. Однако здесь выделяется программа Явлинского, который в отличие от других своих соперников, шёл на последние выборы с идеей укрепления сотрудничества с Западными странами. Риторика остальных была противоположной. На это повлияли события Мировой арены, в частности, теракты, конфликт в Сирии, на Украине, западные санкции. Всё это сформировало образ Запада в глазах Россиян, а потому многие кандидаты постарались соответствовать этому. Возможно, это обычный просчёт и популизм. Также в ходе предвыборных кампаний затрагивались темы благосостояния народов России – проблемы бедности, жилищных условий, налогового бремени – все кандидаты на это реагировали, предлагая свои пути решения данных проблем, но разными методами. Учитель: Какой мы можем сделать вывод из всего сказанного?

Ученики: Любой кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей, старается реагировать на те проблемы, которые остро стоят в обществе, и предлагает свои пути решения. Однако избирателю необходимо учитывать, насколько обещания кандидатов реализуемы на практике, так как за красивыми словами могут стоять невыполнимые в современных условиях задачи.

«Демократия»

• Новостной сюжет «Центризбирком подвёл окончательные итоги выборов в Госдуму 7-го созыва»

(РИК «Россия 24», )

• Задание для работы с источником:

1) Назовите основные итоги выборов в ГД VII созыва.

2) Как вы понимаете фразу «Конституционное большинство «Единой России»? К каким последствиям это может привезти? Хорошо это или плохо?

3) Обозначьте роль немногочисленных партий («КПРФ», «ЛДПР», «СР») и депутатов-одномандатников в ГД? Могут ли они повлиять на принимаемые законы?

4) Выборы в ГД VII созыва прошли по смешанной системе, подумайте, какие плюсы и минусы у этой системы есть?

Тип урока: Урок-повторение изученного материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Чтобы вспомнить, что такое парламентаризм, какие партии существуют, обратимся к двум новостным сюжетам. Один материал касается выборов в нижнюю палату Федерального собрания России, другой – итогов выборов в Британский парламент. Сначала поработаем с первым. Ваша задача сейчас внимательно посмотреть видеосюжет и ответить наряд вопросов (представлены на доске).

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в тетрадях.

Учитель: Итак, каковы итоги выборов в Государственную думу России VII созыва?

Ученики: На выборах пятипроцентный барьер преодолели четыре партии, ещё две будут представлены депутатами-одномандатниками. Большинство мест -у партии «Единая Россия».

Учитель: У «Единой России» конституционное большинство – как вы понимаете эту фразу?

Ученики: Конституционное большинство в России – это две трети (более 300) мест в Госдуме у одной из партий.

Учитель: К каким последствиям это может привести?

Ученики: Согласно Конституции России, конституционное большинство позволяет вносить изменения в Конституцию РФ, преодолевать вето президента, выносить импичмент президенту страны. Также конституционное большинство в нижней палате Парламента позволяет без особых трудностей принимать законы, выгодные определённому кругу лиц, но по Конституции России, эти законы должны также пройти процедуру принятия в Совете Федерации и быть подписаны президентом.

Учитель: Конституционное большинство, с вашей точки зрения, это хорошо или плохо для развития парламентаризма в стране?

Ученики высказывают своё мнение с опорой на исторические факты.

Учитель: Какова же роль немногочисленных партий в Государственной Думе VII созыва? Подумайте, как могут они и депутаты-одномандатники повлиять на принимаемые решения?

Ученики высказывают свою точку зрения, с опорой на изученный материал.

Учитель: Выборы в ГД VII созыва прошли по смешанной системе, подумайте, какие плюсы и минусы у этой системы есть?

Ученики: Смешанная система подразумевает, что половину депутатов избирали по партийным спискам, остальных по одномандатным округам. При таком типе избирательной системы формируется репрезентативный парламент, который придаёт власти относительно стабильный характер. Избиратель имеет возможность выбирать конкретного кандидата. Однако партии не отражают интересы своих избирателей в полном объёме.

Учитель: Отлично! Мы с вами выяснили, что в России выборы в Государственную думу VII созыва прошли по смешанной избирательной системе, которая имеет свои достоинства и недостатки. По итогу выборов у «Единой России» появилось, так называемое, конституционное большинство. Но есть другой пример. В 2017 году внеочередные выборы прошли в парламент Великобритании. Давайте с вами обратимся к информационному сюжету Первого канала, и определим, какой тип избирательной системы применялся в Королевстве, и какой тип парламента там сформировался.

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в тетрадях.

Учитель: Итак, какой же тип избирательной системы существует в Великобритании?

Ученики: Палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, т.е. избиратель голосует за одного кандидата, выдвинутого политической партией или путем самовыдвижения. Депутатский мандат от округа получает только тот кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим претендентам.

Учитель: Что повлияло на голоса избирателей?

Ученики: Доверие к правящей партии подорвали террористические акты на территории Соединённого королевства. Не помогла даже мощная агитационная кампания в день выборов.

Учитель: Каков итог выборов в Парламент?

Ученики: Консерваторы потеряли большинство мест, из-за чего возникла ситуация «Подвешенного парламента», когда у партии-победителя меньше половины мест. Для того чтобы сформировать правительство, партии большинства придётся вступать в коалицию со своими соперниками. Такое правительство не станет залогом стабильности для страны, так как придётся делить места, «торговаться» об условиях – всё это может растянуться надолго. Премьер-министру также придётся учитывать мнение оппозиции.

Учитель: Хорошо. Сделайте вывод по двум избирательным системам. На ваш взгляд, какая из них делает общество более стабильным?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, высказывают своё мнение.

• Новостной сюжет «Британские консерваторы потеряли большинство в парламенте, оппозиция требует отставки премьера»

(Новости первого канала от )

(Время на работу 15 минут)

• Задание для работы с источником:

1) Какой тип избирательной системы существует в Великобритании? По каким фактам из новостного сюжета вы сделали свой вывод?

2) Назовите факторы, которые повлияли на расклад сил в Британском парламенте?

3) Что вкладывается в термин «Подвешенное правительство»? Чем оно может быть опасно для страны?

«Выборы в демократическом обществе»

• Новостной сюжет «Выборы Президента России 2018» [00:30-03:40]

(Новости первого канала от )

• Задание к видеосюжету:

1) Какие атрибуты избирательного процесса были представлены на избирательном участке?

2) Опираясь на новостной сюжет, дайте общую характеристику избирательной системы на выборах президента в России?

Сравните два типа избирательной системы и сами процессы голосования в двух странах на основе просмотренного материала.

Тип урока: Урок-повторение изученного материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Итак, мы с вами изучили типы избирательных систем и этапы избирательной кампании, включая процесс голосования. Давайте вспомним, какие атрибуты избирательного процесса представлены на выборах в России. Возьмём для примера, выборы президента России в 2018 г. Но для начала, напомните мне что такое «атрибут». Как вы понимаете данный термин?

Ученики: Атрибут – это существенный постоянный признак какого-то предмета или процесса.

Учитель: Отлично! Сейчас я вам включу новостной сюжет, ваша задача зафиксировать в своих тетрадях как можно больше продемонстрированных атрибутов.

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в своих тетрадях.

Учитель: Что вы записали?

Ученики: Список прикреплённых избирателей к данному участку, избирательный бюллетень, кабинки для голосования, урна для голосования или комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). Также к атрибутам выбора можно теперь отнести камеры видеонаблюдения, которые позволяют видеть, что происходит на любом избирательном участке в нашей стране через сеть Интернет.

Учитель: Верно. Все перечисленные вами атрибуты выборов мы обнаружим на каждом участке в России и в местах голосования в странах зарубежья. Исходя из просмотренного новостного сюжета, из знаний Конституции нашей страны, давайте попытаемся дать общую характеристику избирательной системы на выборах президента России.

Ученики: На выборах Президента России используется мажоритарная избирательная система. Голосование граждан проводится по единому федеральному избирательному округу. На выборах Президента РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов по результатам выборов не был избран на должность Президента, то ЦИК России назначает повторное голосование на выборах Президента РФ. В них принимают участие те два кандидата, которые получили наибольшее число голосов избирателей в ходе первого тура выборов. Голосование является тайным, построено на принципе «Один голос – один избиратель».

Учитель: Хорошо. Вы дали верную характеристику избирательной системе на выборах президента России, но не стоит думать, что в каждой стране она одинаковая. Сейчас мы с вами посмотрим ещё один новостной сюжет про выборы президента в США, и ваша задача, найти отличия между двумя избирательными системами. Работать мы с вами будем по таблице:

Россия

США

Права кандидатов

Права избирателей

Ученики смотрят второй новостной сюжет «Выборы в США: голоса мертвецов и звездный подлог», заполняют таблицы в тетрадях.

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Итогом работы должна стать таблица (примерное содержание):

Россия

США

Права кандидатов

Равное избирательное право (исключения прописаны в Конституции РФ)

Неравное избирательное право (натурализованный гражданин США не может баллотироваться на должность президента США)

Ограничение расходов на избирательную кампанию кандидата на пост президента (400 млн. руб.)

Отсутствие предельного размера избирательного фонда кандидата на пост президента

Проведение праймериза не является обязательным

Праймериз обязателен

Права избирателей

Законодательно закреплён принцип тайного голосования

Не во всех штатах голосование является тайным

При прохождении процедуры регистрации на избирательном участке, каждому избирателю необходимо предъявить паспорт гражданина РФ

Не во всех штатах избирателя просят предъявить документ, удостоверяющего личность, достаточно только назвать своё имя и фамилию

Все граждане обладают активным избирательным правом

Существуют ограничения для избирателей в некоторых штатах, где введён ценз осёдлости

Прямые выборы

Двухступенчатые выборы (система выборщиков)

• Новостной сюжет «Выборы в США: голоса мертвецов и звездный подлог»

(«Вести недели» от )

(Время на работу 25 минут)

• Задание к видеосжету:

1) Назовите специфические черты американской избирательной системы на выборах президента США? Сравните её с избирательной системой в России на выборах президента.

«Демократия»

«Человек в политической жизни»

• Радио-выпуск «Российский парламентаризм – это миф?»

(Радио «Свобода»*, передача «Лицом к событию» выпуск от )

(Время на работу 30 минут)

* - является СМИ-иноагентом

• Вопросы для работы:

1) Какие оценки работы Государственной думы преобладают в ответах граждан России? Если бы вам задали корреспонденты вопрос «Как вы оцениваете деятельность российского парламента?», что бы вы ответили?

2) Как определяют гости уровень политической культуры в России? Согласны ли вы с такой оценкой?

3) Можно ли рассматривать повышение политической культуры, как часть совершенствования избирательной системы?

3) Что есть «честные выборы»? Можно ли их определить формулой «честный подсчёт голосов + сознательный выбор каждого избирателя»?

Тип урока: Урок-углубление знаний

Форма урока: Круглый стол

Учитель: Дома вам необходимо было просмотреть радио-выпуск передачи «Лицом к событию», который посвящён теме парламентаризма в России. Прежде чем начать нашу работу, давайте ещё раз вспомним, что такое «парламентаризм»?

Ученики: Парламентаризм – это процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – сосуществуют согласно принципу «сдержек и противовесов».

Учитель: Всё верно. А теперь давайте приступим к обсуждению проблемы, затронутой ведущей программы. На дом вы также получили список вопросов, по которому должны были заранее подготовиться. Давайте поработаем с ними. Не забывайте, что когда вы говорите какой-то тезис, к нему необходим подтверждающий аргумент.

Ученики высказывают свои точки зрения, опираясь на имеющиеся у них знания, а также подкрепляют свои позиции конкретными фактами общественной жизни.

Учитель выступает в качестве модератора на круглом столе.

«Человек в политической жизни»

• Статья «Падение президента»

(«Профиль», статья от )

(Время на работу 10 минут)

• Задание к источнику:

1) Опираясь на прочитанную статью, дайте характеристику политической культуры граждан Франции?

2) Определите тип политической культуры общества во Франции по классификации Г. Алмонда и С. Вербы, аргументируйте свою позицию.

Тип урока: Урок-закрепление изученного материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Нашу дальнейшую работу, мы с вами продолжим на основе материала СМИ. Сейчас вы получите статью «Падение президента», опубликованную в журнале «Профиль». Ваша задача внимательно её прочитать и ответить на два вопросы, которые вы видите на слайде. Для ответа вам потребуется вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке.

Ученики читают предложенный материал, делают пометки к себе в тетрадях

Учитель: Итак, какую же характеристику политической культуры гражданам Франции вы можете дать?

Ученики: Они активны, принимают непосредственное участие в политической жизни через участие в митингах. На основе написанного, можно сделать вывод, что их участие автономное – их поведение свободное и добровольное. В зависимости от степени участия в политических процессах граждане Франции относятся к «Личности активиста», для которых свойственен интерес к политическим проблемам, информированность о них.

Учитель: А что вы можете в целом сказать о политической культуре французского общества? Давайте заодно вспомним определение этого термина.

Ученики: Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая функционирование общественных институтов. Она представляет собой единство трёх составляющих: знание о мире политики, система ценностей, способы практических политических действий. В соответствии с классификацией политической культуры по Алмонду и Вербе, французское общество можно отнести к «культуре участия». Французы не лояльны к политическим институтам, относятся к власти критически, заинтересованы в политическом участии.

Учитель: Можете привести примеры, которые бы подтвердили, что во Франции сформирована «культура участия»?

Ученики: В 2018 году в Париже из-за социально-экономической политики Э. Макрона тысячи французов вышли на улицы с акциями протестов. Поводом к ним стало решение о повышении налога на бензин и дизельное топливо в стране.

Учитель: Отлично. Это яркий пример, который иллюстрирует тип политической культуры граждан страны. А как вы вообще поняли смысл названия «Падение президента»?

Ученики: Имеется в виду не буквальное падение президента Франции, а, скорее, падение его рейтинга. Те, кто голосовал за него на выборах, разочаровываются в политике Макрона, растёт негативное отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...

Использование национально - регионального компонента на уроках обществознания

Милли-төбәк компоненты халык һәм милләт үзенчәлеген, аның мәдәниятен һәм рухи дөньясын, телен һәм тарихын, табигый-географик мохитен, хезмәтчел традицияләрен чагылдырган укыту материалын үз эченә берл...

Использование технологии критического мышления на уроках обществознания и истории

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения . В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, которая ...

Использование активных методов обучения на уроках обществознания.

В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....