Задания ЕГЭ. Задачи 22 тема: Политика
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Голубева Нина Александровна

Задания ЕГЭ. Задачи 22 тема: Политика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie22_3.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Задание-задача. Политика.

2.  В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

5.  В государстве Z в ходе предвыборной кампании в парламент дебаты на телевидении вели кандидаты в депутаты от различных политических партий, а также самовыдвиженцы. В ходе дискуссий оппоненты не только критиковали программы друг друга, но также высказывали критику в отношении Президента государства и его программы экономических реформ. Какая форма правления существует в государстве Z? По какой избирательной системе проходят выборы в парламент государства? Приведите два любых признака данной избирательной системы, не указанных в условии задания. Какой политический режим существует в государстве Z?

6.  Конституция государства Z закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, принцип разделения властей реализован в построении государственного аппарата Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Абсолютное большинство мест в парламенте государства Z принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, равноправие всех граждан, ценность свободной рыночной экономики, неприкосновенность частной собственности, свободу предпринимательства. Гражданин N. был избран руководителем регионального отделения данной партии. Он уделяет большое внимание работе с избирателями, и за время его руководства региональным отделением число сторонников партии в регионе увеличилось в пять раз.

Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название). Какой политический режим установился в государстве Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющей абсолютное большинство мест в парламенте государства Z? К какому типу в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти можно отнести лидерство гражданина N.?

7.  Действующая конституция государства Z провозглашает и гарантирует права граждан на труд, на свободу передвижения и выбор места жительства, на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, право избирать (по достижении 18 лет) и быть избранными (по достижении 23 лет) в органы государственной власти, право на образование. Граждане могут участвовать в выборах на избирательных участках или посредством электронного голосования. Каждые 5 лет проводится назначение президента парламентом и каждые 3 года – выборы высшего органа законодательной власти, в полномочия которого входят создание и роспуск правительства.

Какова форма правления в государстве Z (дайте полное название)? В каком возрасте граждане Z получают возможность реализовать пассивное избирательное право? Какие права граждан из условия задачи относятся к социально-экономическим? (Укажите все названные в задании социально−экономические права.) Какое ещё одно социально-экономическое право, не названное в задании, может быть у граждан государства Z?

8.  В стране Z развито массовое конвейерное производство, численность городского населения превышает численность сельских жителей. В учебных заведениях страны особое внимание уделяется принципу гуманитаризации образования. Раз в четыре года совершеннолетние граждане страны Z участвуют во всеобщих и равных выборах президента, который, в соответствии с конституцией Z, является главой государства, формирует правительство и распускает его. Раз в пять лет граждане избирают депутатов однопалатного парламента, голосуя за допущенные к выборам партии.

К какому типу общества относится Z? Каким образом принцип гуманитаризации образования может проявляется в жизни образовательных организаций страны Z? (Укажите два факта.) Какая форма правления установлена в государстве Z? (Укажите полное название.) Какой факт из условия задания позволяет сделать вывод, что в государстве Z действует пропорциональная избирательная система?

9.  В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 8%-ный избирательный барьер.

К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?

10.  В стране Z наблюдается снижение экономического роста. Выросло число лиц, зарегистрировавшихся в государственных центрах занятости населения после потери работы. После смерти политического лидера страны, который возглавлял государство, правительство и вооруженные силы, власть унаследовал его старший сын. Одним из направлений деятельности правительства под его руководством стала поддержка семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Во внешней политике государство Z поддерживает международные проекты, связанные с глобальными изменениями климата.

Какая форма правления установлена в государстве Z? Какое направление внутренней политики (в соответствии с функциями государства в разных сферах общества) описано в условии задания? Какие ещё мероприятия в рамках этого направления политики может предпринять правительство Z? (Укажите любые два мероприятия.) Какую глобальную проблему во взаимодействии с другими государствами решает Z?

11.  В стране Z глава государства находится у власти более 30 лет. Он совмещает посты главы правительства, председателя парламента и лидера правящей партии. В стране действуют только одна политическая партия, все остальные политические объединения запрещены. Главным государственным праздником является День рождения главы государства. Все граждане с 18 до 70 лет обязаны трудиться. Все производственные предприятия и магазины являются государственными и подчиняются Министерству народного хозяйства, которое определяет перечень производимой продукции, объём её выпуска и цены на товары.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет 76 лет, при этом уровень рождаемости в стране является высоким, высокая рождаемость поощряется государством. Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу экономической системы относится экономическая система государства Z?

Какая тенденция в демографическом развитии преобладает в стране Z?

Какие черты характеризуют политическую партию? (Приведите любые две характеристики.)

12.  Граждане государства Z, достигшие восемнадцатилетия, выбирают главу государства раз в пять лет на всеобщих равных и прямых выборах из нескольких кандидатов. В стране Z проводится реформа образования, в соответствии с которой в учебном плане старшеклассников выросло количество уроков истории, литературы, права, экономики и социологии, и были введены обязательные экзамены по этим дисциплинам. На уроке экономики старшеклассники одной из школ изучали виды налогов и различные системы налогообложения. Среди стран с прогрессивным налогообложением учитель назвал и страну Z. В конце урока ученики выполнили тест. После занятий учитель сказал, что молодцы все, кто справился с заданиями в отведённое время.

Какая форма правления установлена в стране Z? Какую тенденцию в развитии образования отражает описанная в задании реформа? Какую социальную санкцию использовал учитель, похвалив их после урока? (Укажите две характеристики.) Какой признак отличает прогрессивную систему налогообложения?

13.  В государстве Z субъекты не обладают политической самостоятельностью. Во главе государства стоит партия поддерживающая традиции. Все сферы жизни общества контролируются государством. Правящая партия борется против экономической системы, в которой преобладает частная собственность. На государственном уровне одобряется тип семей, в котором глава семьи  — мужчина, домашние обязанности распределяются по гендерному признаку.

Какой политический режим в государстве Z? Приведена ли в тексте форма правления государства? Объясните свой ответ. Какой тип экономической системы критикуется правящей партией страны Z? Какой тип семьи по отношению супругов поддерживается на государственном уровне?

14.  В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.

В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.

К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду / типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?

Задание №25

24. Обоснуйте необходимость идеологического многообразия в демократическом государстве.  Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три

партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующе

30. Обоснуйте значимость избирательной системы в обеспечении политической

стабильности в обществе.  Как граждане России могут участвовать в политической жизни? (Назовите любые три формы политического участия.) Каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

31. Обоснуйте важность участия каждого гражданина, имеющего право голоса, в выборах.  Какая избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации согласно действующему  законодательству? (Назовите тип системы и приведите факт, подтверждающий это.) Приведите три примера, иллюстрирующих достоинства такой избирательной системы.

Задание-задача. Политика. № 22.

2.  В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

Пояснение. 1.  Признаки демократического избирательного права:

— принцип равенства;

— принцип всеобщности;

— принцип альтернативности;

— принцип тайности.

2.  В государстве Z − пропорциональная избирательная система.

3.  Другой тип - мажоритарная.

4.  Различия:

— При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной за непосредственно за личности кандидатов;

— при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от доли набранных партийным списком голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат набравший установленное законом большинство голосов.

3.  В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.

Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1)  Партия консервативная.

2)  Факт: Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида.

3)  Другие типы: либеральная, коммунистическая.

4)  Краткая характеристика:

— либеральные партии  — отстаивают идею индивидуальной свободы, максимального ограничения вмешательства государства в рыночную экономику в качестве важнейшего компонента в своих программных установках.

— коммунистические партии  — выступают за идею создания общества построенного на принципах всеобщего равенства.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

4.  В государстве Х состоялись выборы в Законодательное собрание. В результате выборов в представительный орган власти было избрано 500 депутатов, 250 из которых были избраны в одномандатных округах и 250 депутатов в едином федеральном избирательном округе по спискам политических партий. Большинство мест в парламенте получила партия, отстаивающая необходимость проведения политики социальной защиты трудящихся как главного направления при решении социально-экономических проблем, а также приоритет таких ценностей, как демократия, социальная справедливость, солидарность, свобода.

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих данных?

На основании указанных данных сделайте вывод о том, по какой избирательной системе проходили выборы.

Назовите политическую идеологию, которой придерживается победившая на выборах партия.

Приведите две дополнительные отличительные черты данной идеологии, не указанные в тексте задания.

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: политическая;

2)  ответ на второй вопрос: смешанная;

3)  ответ на третий вопрос, например: социал-демократическая

4)  ответ на четвёртый вопрос, например:

— отстаивание принципов плюрализма мнений и многопартийности;

— необходимость предоставления социальных гарантий малоимущим и нетрудоспособным гражданам.

(Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух дополнительных отличительных черт.)

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.

5.  В государстве Z в ходе предвыборной кампании в парламент дебаты на телевидении вели кандидаты в депутаты от различных политических партий, а также самовыдвиженцы. В ходе дискуссий оппоненты не только критиковали программы друг друга, но также высказывали критику в отношении Президента государства и его программы экономических реформ. Какая форма правления существует в государстве Z? По какой избирательной системе проходят выборы в парламент государства? Приведите два любых признака данной избирательной системы, не указанных в условии задания. Какой политический режим существует в государстве Z?

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: республика;

2)  ответ на второй вопрос: мажоритарная

3)  два признака, например:

— выборы проводятся по одномандатным избирательным округам;

— есть возможность проведения второго тура голосования;

(Ответ засчитывается только при указании двух признаков.)

4)  ответ на четвёртый вопрос: демократический.

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

6.  Конституция государства Z закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, принцип разделения властей реализован в построении государственного аппарата Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Абсолютное большинство мест в парламенте государства Z принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, равноправие всех граждан, ценность свободной рыночной экономики, неприкосновенность частной собственности, свободу предпринимательства. Гражданин N. был избран руководителем регионального отделения данной партии. Он уделяет большое внимание работе с избирателями, и за время его руководства региональным отделением число сторонников партии в регионе увеличилось в пять раз.

Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название). Какой политический режим установился в государстве Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющей абсолютное большинство мест в парламенте государства Z? К какому типу в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти можно отнести лидерство гражданина N.?

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос с пояснением: президентская республика;

(ответ республика не

2)  ответ на второй вопрос: демократический политический режим / демократия;

3)  ответ на третий вопрос: либеральная;

4)  ответ на четвёртый вопрос, например: легальный / легально-рациональный / рациональный.

7.  Действующая конституция государства Z провозглашает и гарантирует права граждан на труд, на свободу передвижения и выбор места жительства, на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, право избирать (по достижении 18 лет) и быть избранными (по достижении 23 лет) в органы государственной власти, право на образование. Граждане могут участвовать в выборах на избирательных участках или посредством электронного голосования. Каждые 5 лет проводится назначение президента парламентом и каждые 3 года – выборы высшего органа законодательной власти, в полномочия которого входят создание и роспуск правительства.

Какова форма правления в государстве Z (дайте полное название)? В каком возрасте граждане Z получают возможность реализовать пассивное избирательное право? Какие права граждан из условия задачи относятся к социально-экономическим? (Укажите все названные в задании социально−экономические права.) Какое ещё одно социально-экономическое право, не названное в задании, может быть у граждан государства Z?

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: парламентская республика;

2)  ответ на второй вопрос: 23 года;

3)  указание социально-экономических прав граждан в условии задания: право на труд и право на образование;

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух прав.)

4)  допустим: право на отдых.

Могут быть названы другие социально-экономические права.

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

8.  В стране Z развито массовое конвейерное производство, численность городского населения превышает численность сельских жителей. В учебных заведениях страны особое внимание уделяется принципу гуманитаризации образования. Раз в четыре года совершеннолетние граждане страны Z участвуют во всеобщих и равных выборах президента, который, в соответствии с конституцией Z, является главой государства, формирует правительство и распускает его. Раз в пять лет граждане избирают депутатов однопалатного парламента, голосуя за допущенные к выборам партии.

К какому типу общества относится Z? Каким образом принцип гуманитаризации образования может проявляется в жизни образовательных организаций страны Z? (Укажите два факта.) Какая форма правления установлена в государстве Z? (Укажите полное название.) Какой факт из условия задания позволяет сделать вывод, что в государстве Z действует пропорциональная избирательная система?

Пояснение. 1.  К обществу индустриального типа.

2.  Расписании на изучение гуманитарных дисциплин (например, литературы) отводится больше уроков, чем на изучение других предметов; при окончании школы все выпускники должны сдать обязательный экзамен по литературе.

3.  Президентская республика.

4.  При выборах в парламент граждане голосуют за партии.

9.  В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 8%-ный избирательный барьер.

К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?

Пояснение. 1.  К обществу индустриального типа.

2.  Рыночная (смешанная) экономика.

3.  Парламентская республика.

4.  Пропорциональная избирательная система.

10.  В стране Z наблюдается снижение экономического роста. Выросло число лиц, зарегистрировавшихся в государственных центрах занятости населения после потери работы. После смерти политического лидера страны, который возглавлял государство, правительство и вооруженные силы, власть унаследовал его старший сын. Одним из направлений деятельности правительства под его руководством стала поддержка семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Во внешней политике государство Z поддерживает международные проекты, связанные с глобальными изменениями климата.

Какая форма правления установлена в государстве Z? Какое направление внутренней политики (в соответствии с функциями государства в разных сферах общества) описано в условии задания? Какие ещё мероприятия в рамках этого направления политики может предпринять правительство Z? (Укажите любые два мероприятия.) Какую глобальную проблему во взаимодействии с другими государствами решает Z?

Пояснение. 1.  Монархия ИЛИ монархическое правление.

2.  Социальная политика.

3.  

— установление минимальной оплаты труда;

— выплата пенсий пожилым людям, пособий по безработице

4.  Экологическую.

11.  В стране Z глава государства находится у власти более 30 лет. Он совмещает посты главы правительства, председателя парламента и лидера правящей партии. В стране действуют только одна политическая партия, все остальные политические объединения запрещены. Главным государственным праздником является День рождения главы государства. Все граждане с 18 до 70 лет обязаны трудиться. Все производственные предприятия и магазины являются государственными и подчиняются Министерству народного хозяйства, которое определяет перечень производимой продукции, объём её выпуска и цены на товары.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет 76 лет, при этом уровень рождаемости в стране является высоким, высокая рождаемость поощряется государством. Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу экономической системы относится экономическая система государства Z?

Какая тенденция в демографическом развитии преобладает в стране Z?

Какие черты характеризуют политическую партию? (Приведите любые две характеристики.)

Пояснение. 1.  Тоталитарный политический режим.

2.  Плановая ИЛИ административно-командная экономическая система.

3.  Демографический рост.

4.  Характеристики:

— нацеленность на завоевание власти;

— наличие организационной структуры;

— наличие программы, отражающей цели деятельности и средства их достижения.

12.  Граждане государства Z, достигшие восемнадцатилетия, выбирают главу государства раз в пять лет на всеобщих равных и прямых выборах из нескольких кандидатов. В стране Z проводится реформа образования, в соответствии с которой в учебном плане старшеклассников выросло количество уроков истории, литературы, права, экономики и социологии, и были введены обязательные экзамены по этим дисциплинам. На уроке экономики старшеклассники одной из школ изучали виды налогов и различные системы налогообложения. Среди стран с прогрессивным налогообложением учитель назвал и страну Z. В конце урока ученики выполнили тест. После занятий учитель сказал, что молодцы все, кто справился с заданиями в отведённое время.

Какая форма правления установлена в стране Z? Какую тенденцию в развитии образования отражает описанная в задании реформа? Какую социальную санкцию использовал учитель, похвалив их после урока? (Укажите две характеристики.) Какой признак отличает прогрессивную систему налогообложения?

Пояснение. 1.  Республика.

2.  Гуманитаризация.

3.  Позитивную неформальную.

4.  Признак: рост ставки налогообложения при увеличении доходов / налогооблагаемой базы.

13.  В государстве Z субъекты не обладают политической самостоятельностью. Во главе государства стоит партия поддерживающая традиции. Все сферы жизни общества контролируются государством. Правящая партия борется против экономической системы, в которой преобладает частная собственность. На государственном уровне одобряется тип семей, в котором глава семьи  — мужчина, домашние обязанности распределяются по гендерному признаку.

Какой политический режим в государстве Z? Приведена ли в тексте форма правления государства? Объясните свой ответ. Какой тип экономической системы критикуется правящей партией страны Z? Какой тип семьи по отношению супругов поддерживается на государственном уровне?

Пояснение. 1.  Тоталитарный.

2.  Нет, так как нет точного указания на монархическую или республиканскую формы правления.

3.  Рыночный тип экономической системы.

4.  Патриархальный тип семьи.

14.  В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.

В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.

К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду / типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?

Пояснение. 1.  Постиндустриальное общество.

2.  Структурная безработица.

3.  Политические права и свободы.

4.  Оппозиционная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задания при подготовке к ЕГЭ по теме "Политика"

Типовые задания при подготовке к ЕГЭ по теме "Политика". Данный материал можно использовать как во время урока, так и на на элективных занятиях, а так же при индивидуальной работе по подготовке к экза...

Тестовые задания по истории по теме: «Политика Хрущева»

Задания по теме: «Политика Хрущева»предназначены для обобщения и систематизации знаний...

Контрольные задания по обществознанию по теме: "Политика"

Контрольные задания по обществознанию по теме: "Политика"...

Тренировочные задания по теме "Политика"

Тренировочные задания по теме "Политика" могут использоваться при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Задания на составление регионального банка заданий по теме политика.

Задания 1-2 уровня по Обществознанию по теме " Политика"....

Задания на составление регионального банка заданий по теме политика.

Задания 1 и 2 уровней для создания регионального банка заданий....