проект учебного занятия: "Нет нацизму!"
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс)

Елена Федотова

В условиях нарстающей напряжённости в мире важно обратить внимание на проблему предотвращения  социокультурных угроз, националистических взглядов. Данное занятие проводится в рамках предмета обществознание, с учётом реализации принципов ФГОС ООО в 6-7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_natsizmu_fedotova_e.a.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«НЕТ нацизму!»

Автор:   Федотова Елена Афанасьевна,

учитель истории и обществознания

Каменского лицея

2023 г.

Проект учебного занятия в 7 классе

«НЕТ  нацизму!»

Данное занятие проводится в рамках общеобразовательной программы по обществознанию в 7 классе по теме: «Защита прав и свобод человека и гражданина», УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.  Продолжительность занятия: 45 мин.

Форма занятия – деловая игра.

Цель занятия: создание открытой образовательной среды способствующей формированию правового противодействия радикальным и неонацистским силам,  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому   у подрастающего поколения.

Задачи:

личностные УУД –  формирование,  в предложенных ситуациях общения,  делать выбор, решать учебные задачи,  предлагать свои версии, отстаивать свою точку зрения.

метапредметные УУД:

  • регулятивные – формирование умений определить тему, поставить цели учебной  деятельности;
  • познавательные - добывать новые знания с помощью исторических источников, умения перерабатывать информацию;
  • коммуникативные – формирование умений слушать и понимать друг-друга, работать в группе, оценивать себя и других, представлять собственное творчество;
  • предметные - понимать сущность понятий»: «нацизм», «фашизм», «расизм» как источников агрессии, самоуничтожения человечества, объяснять причины и последствия нацизма, как общественного явления.

Технология занятия:

Данное учебно-образовательное событие реализуется на основе технологии открытого пространства (Open Space Technology), технологии деятельностного подхода  и  идеи наставничества, когда равный обучает равного. Учащиеся могут быть модераторами и участниками учебного занятия, исходя из собственных способностей и интересов. В открытом образовательном пространстве целенаправленно создаются условия для проявления способностей человека к самоорганизации, взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, проявления своих способностей, возможности высказать своё мнение.  Данное учебное занятие  планируются исходя из четырех правил:

1. Кто бы ни пришёл, мы всем рады.

2. Ты можешь стать модератором или участником (приём шмеля или бабочки).

3. Ты можешь проявить себя и поделиться своими умениями.

4. Наилучший  результат создаётся сообща.

Класс делится на группы, выбирают модератора группы, распределяют обязанности. Модераторы отвечают за организацию работы всей группы. Определяются теоретики, учащиеся которые готовят дополнительный  материал.

Методические приемы – решение проблемной ситуации, приём наставничества, метод ассоциаций, проектный метод, приём «открытый микрофон»..

Основные понятия: нацизм, национализм, фашизм, расизм.

Оборудование: мультимедиа,  электронные ресурсы, раздаточный материал с заданиями для учащихся, исторические документы, словарь терминов.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Номер слайда

1.

Организационный

 Приветствие учащихся, настрой на работу

Приветствие учителя.

2.

Мотивационный этап

Постановка проблемы

 Учитель показывает ролик  «Стоп нацизм!»

https://www.yandex.ru/video/preview/13317979502880468772 

Учитель подводит к проблеме урока: что мы сегодня узнаем, с чем познакомимся.

Учащиеся просматривают ролик и формулируют цели занятия.

Ролик

2

3.

Введение в тему занятия

 Учебная задача:

назовите  ассоциации,   которые возникают со словом нацизм

Индивидуальная работа  по схеме (Приложение I).

     3

 Учитель предлагает ученикам высказать своё мнение и аргументировать свою позицию

Представление  понятия «нацизм» (ассоциации), аргументация собственного мнения

4.

Изучение нового материала

Историческая справка

Сообщения учащихся (3 ученика)  из истории зарождения нацизма и фашизма (дополнительный материал, глоссарий )

 4-12

5.

Отработка

основных понятий заданной темы

 Учебная задача: определение сущности таких явлений как нацизм, фашизм, расизм.

Практическая  работа в группах,

Работа со словарём, историческими источниками (Документы: «Генеральный план «Ост» (выдержки), из правительственных документов высшего рейха, расписание уроков в немецкой школе в 40-егг., из программы национал-социализма).

13-14

6.

Обобщение изученного материала

 Учебное задание: изготовить плакат или  листовку на тему «Нацизму  скажем - нет!» на основе предложенного иллюстративного материала.

Практическая работа  в группах, изготовление плакатов-листовок.

15

 Учебное задание: защити свой плакат.

Презентация работы группы

8.

Дискуссия

Учебная задача: представьте, что вы участники ассамблеи по теме: "Мир без нацизма",

предложите свои варианты решения проблем: «Как избежать нацизма в современном обществе?», «Как искоренить нацизм?», «Где сегодня в мире вы можете видеть проявление нацизма и фашизма?»

Практическая работа в группах, учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, высказывают своё мнение (приём: открытый микрофон).

   16

9

Рефлексия

Видеоролик «Мы против нацизма» https://www.yandex.ru/video/preview/3104132693917862940

Учащиеся просматривают ролик и формулируют выводы по уроку

ролик

10

Самооценка

 Самоанализ учебной деятельности: учащимся предлагается изобразить свои чувства и впечатления по результатам занятия

Индивидуальная работа.

Создаём листы впечатлений: «Раскрась свои чувства!»

17

Приложение I

Учебная задача: придумайте ассоциации со словом нацизм

понятие

вкус

цвет

Природное явление

Черта

характера человека

нацизм

Краткий глоссарий занятия

АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. (Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

ВРАЖДА - недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия. (Толковый словарь / Т. Ф. Ефремова. 2000.)

ГЕНОЦИД - (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида.

 (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992).

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

КСЕНОФОБИЯ -  болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

(Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

НАЦИЗМ (от назв. Националсоциалистской партии Германии) — название идеологиии практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. (Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инфра–М., 2003.)

НЕОНАЦИЗМ. Общественнополитическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма.

НЮРБЕГСКИЙ ПРОЦЕСС - первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом военных преступников нацистской Германии, проходивших во Дворце юстиции города Нюрнберга 20 ноября 1945 года после окончания Второй мировой войны.

разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества.  Впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.

(Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. (Политическая наука: Словарь-справочник / сост. И.И. Санжаревский, 2010.)

РАССИЗМ - -дискриминационное или оскорбительное поведение по отношению к людям, принадлежащим к другой расе. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

СОТРУДНИЧЕСТВО — совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи, взаимопомощь. (Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилиян. — М. : Институт новой экономики, 1997.)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. (Философский энциклопедический словарь. 2010.)

ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение) политический режим в Италии, Испании, Германии в 20-40 гг.XX века содержит  всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид  по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации.

(Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. (Политология: Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

носить на одежде опознавательный знак — шестиконечную звезду. В январе 1939 г. Гитлер заявил о предстоящем «уничтожении еврейской расы в Европе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в 7 классе по физике

Проект открытого урока в 7 классе разработан на основе деятельностного подхода обучения физики. Учащиеся на этом занятии обобщают и систематизируют ЗУН по теме "Плотность вещества", закрепляют ум...

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

Проект учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме "В кафе"

Урок представляет собой занятия по изучению и первичному закреплению нового материала. На данном уроке  применяются различные педагогические технологии, в том числе личностно- ориентированные, иг...

Проект учебного занятия по биологии. Урок №4 «Деление клетки».6 класс.

На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Урок разработан на основе технологии проблемного обучения в соответствии с её этапами и особенностями. Учитель создаёт такие условия, в котор...

«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»

Цель: соотношение  красоты и пользы в окружающем  мире и  мире искусства.Задачи:1.      Повторить понятия : натюрморт,  пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....

Проект учебного занятия общепрофессионального цикла по дисциплине «Материаловедение»

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вознесенский агротехнический техникум» Проект учебного занят...

Проект «Учебное занятие вне стен классной комнаты»

формирование мышления с помощью фотографии на уроках физики....