«Все мы разные» (толерантность)
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (11 класс)

oksananevolko
  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
  3. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.
  4. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_my_lyudi_raznye.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Все мы разные» (толерантность).

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
  3. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.
  4. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

  1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

  1. Беседа «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».

Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

  1. Упражнение «Сходства и различия».

Ребята в группах работают в группах и после этого называют свои версии.

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

  1. Игра «А я считаю так…»

Учащимся предлагается, если они согласны с утверждением- встать, если не согласны-сидеть.

В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

  • весна лучше осени;
  • самый классный мультик «Покемон»;
  • самый важный предмет – математика;
  • играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
  • лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
  • самое прекрасное домашнее животное – кошка;
  • самая классная музыка – хип-хоп;
  • заниматься рыбалкой – старомодно;
  • изучать иностранный язык легче, чем физику;
  • война – это всегда плохо;
  • учиться без «2» и «3» невозможно;
  • всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

Вывод: мы разные, но часто мы думаем одинаково и чувствуем одинаково.

  1. Формируем определение толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь – театр, у каждого свои роли. Запишите на листочках: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные роли: ученик, сын внук, друг, помощник и т.д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали Можно наверняка к списку ролей добавить и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас, их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

  1. Вот например ситуация: подросток попал мячом в окно, разбил стекло.

Что скажет на это хозяин разбитого окна?

А что скажет в защиту своего ребенка его мама?

Посмотрите как этого ребенка взрослые воспринимают и характеризуют по разному.

А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Ситуация № 2.

мы увидели, что соседка несёт тяжелую сумку.

Как вы поступите?

А если с такой же сумкой идет ваша мама или бабушка?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

VI. Из истории. В последнее время появилось много новых слов. И одно из них – толерантность. Обратимся к истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте, определим, что значит – толерантность.

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей;
  • Умение понимать и познавать других людей;
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

(Выходит определение толерантность)

  1. Творческая работа. «Дерево толерантности» Ученики на листочках бумаги в форме листа, какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

Тема "Качества человека"

Цели:

  1. Знакомство учащихся с понятиями "отрицательные" и "положительные" качества личности.
  2. Расширение представлений о качествах человека.
  3. Развития умения оценивать свои личностные качества.
  4. Формирования навыков общения: умения договариваться в группе, выслушивать собеседника.

Материал: карточки с набором качеств, карточки "противоположные качества", шаблоны "солнце" для работы в группах.

Ход:

  • Ребята! Тема классного часа сегодня "Качества человека".

На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.

  • Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему?
  • Какие внутренние качества людей вы знаете?

Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе – это положительные качества, а другие – наоборот, мешают – это отрицательные качества.

Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных качеств.

У вас на партах лежит список качеств (приложение №1), распределите их, пожалуйста, и запишите положительные качества в левую колонку, а отрицательные в правую.

(проверка задания - качества зачитываются вслух).

"+"

"-"

  • Ребята, посмотрите на эти два списка, и мысленно отметьте, какие из этих качеств у вас есть.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные и избавляться от отрицательных качеств.

  • Возьмите карандаш и подчеркните, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить, и от каких отрицательных бы избавились, и почему.

(выслушивание и обсуждение ответов учащихся).

  • Ребята, как вы думаете, как можно избавиться от отрицательных качеств?

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить предложенные здесь (приложение № 2).

(проверка заданий, обсуждение)

  • Ребята, как вы думаете, почему на зло нужно отвечать добром?
  • Приведите примеры из своей жизни или жизни ваших друзей, в которых доброта помогала людям.

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение.

Я предлагаю вам распределиться на группы (с помощью разноцветных фигур дети делятся на группы).

  • На лучиках солнца напишите, какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать человек, обоснуйте свой выбор.

(2-3 минуты идет, работа в группах. Затем представитель от каждой группы объясняет, почему именно эти качества выбраны. На общем плакате отмечаются те качества, которые написали дети, и выбирается 5 наиболее популярных качеств)

  • Посмотрите ребята, такой у нас получился портрет человека, состоящий из качеств. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

Приложение №1

Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Приложение № 2

Какими качествами можно победить предложенные здесь:

  • Зло -
  • Лень -
  • Лживость -
  • Равнодушие -
  • Грубость -
  • Враждебность -

Работа в группах

Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3

Портрет качеств человека

  1. Доброта.
  2. Вежливость.
  3. Забота.
  4. Честность.
  5. Трудолюбие.

Выбор качеств

  • Любознательность
  • Активность
  • Забота
  • Ответственность
  • Доброта
  • Вежливость
  • Терпение
  • Честность
  • Аккуратность

Цели урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
  • привести примеры мужества и героизма советских воинов
  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом

Урок комбинированный.

Урок изучения нового материала с использованием презентации «Начало Великой Отечественной войны» (приложение).

Оснащение урока: Презентация «Начало Великой Отечественной войны», где используется карта начального периода войны, фрагменты документальных фильмов о войне, схема о готовности Германии и СССР к войне, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей урока.

2. Проверка изученного материала. Тестирование.

Часть класса тестируется на компьютере, часть класса отвечает письменно.

Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Вариант I

1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:

а) о дате нападения Германии на Великобританию

б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе

в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах

г) о дате нападения на Францию

2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:

а) выиграл время для укрепления обороны страны

б) отодвинул свои западные границы

в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи

г) все выше перечисленное

3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:

а) после разгрома Японии на Халхин - Голе

б) после разгрома Японии на озере Хасан

в) после подписания договора о ненападении с Германией

г) после начала II мировой войны

4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:

а) Западная Белоруссия и Западная Украина

б) Бессарабия

в) Варшавское воеводство

г) Северную Буковину

5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:

а) К.Е.Ворошилов

б) Г.К.Жуков

в) С.К.Тимошенко

г) Д.Г.Павлов

6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:

а) введение советских войск в Польшу

б) нападение СССР на Финляндию

в) заключение СССР договора с Германией

г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину

7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:

а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники

б) увеличение бюджетных средств на оборону

в) формирование механизированных корпусов

г) все выше перечисленное

8. Блицкриг – это

а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков

б) молниеносная война

в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

Вариант II

1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:

а) Л.М.Каганович

б) М.М.Литвинов

в) В.М.Молотов

г) Н.С.Хрущев

2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:

а) Финляндия

б) Бессарабия

в) Прибалтийские государства

г) все выше перечисленное

3. По мирному договору с Финляндией СССР:

а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера

б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний

в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики

г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко

4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:

а) сложными погодными условиями

б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой

в) помощью западных государств Финляндии

г) ведением войны на два фронта

5. В 1940 году в состав СССР вошли:

а) Западная Белоруссия

б) Западная Украина

в) Латвия, Литва, Эстония

г) все выше перечисленные

6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) запрещался самовольный уход с работы

в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции

г) все выше перечисленное

7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:

а) резко возросло количество учений и походов

б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»

в) введены новые звания – генералы и адмиралы

г) все выше перечисленное

8. Агрессия – это

а) нападение одной страны на другую

б) район, где происходят массовые военные действия

в) план разгрома противника в короткие сроки

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

3. Изучение нового материала.

Тема урока «Начало Великой Отечественной войны».

Война, которая длилась 1418 дней.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
(Компьютерная презентация.)

Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

  • финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
  • группа «Север» - на Ленинград
  • группа армий «Центр» - на Москву
  • группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

(Компьютерная презентация.)

К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.

(На экране дается сравнительная таблица).

Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 год бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.

(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А Вы такие молодые!

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

(Компьютерная презентация).

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, (фото)

- Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора, нашего земляка П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

(На экране появляется надпись).

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.

Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»

Причины поражения Красной Армии в начале войны:

  • Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР
  • гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе
  • Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны
  • просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности

В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.

В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.

В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
  • их семьи арестовывать;
  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
  • создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;

Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.

На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.

Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ – СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ - МОСКОВСКОМ.

В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио.

24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.

Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.

4. Давайте подведем итог этого этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • большие людские и материальные потери СССР
  • оборонительные сражения
  • перевод экономики на военные рельсы
  • провал плана «молниеносной войны»
  • первый контрудар под Ельней

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давлетшин Г.М. Рассказы по истории Татарстана, Казань, «Магариф», 1994 год.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва, «Просвещение», 2000 год.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
  4. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год.
  5. Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год.
  6. Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000 год.
  7. Экзаменационные вопросы и ответы. История. Выпускные классы. Учебное пособие. Москва, Компания «АСТ – ПРЕСС», 1999 год.
  8. Электронный учебник «История России. XX век»
  9. Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»

Чего не следует делать при пожаре

При загорании и пожаре не следует:

  • переоценивать свои силы и возможности;
  • рисковать своей жизнью, спасая имущество;
  • заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  • тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
  • прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
  • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
  • пользоваться лифтом;
  • спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  • открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
  • выпрыгивать из окон верхних этажей;
  • поддаваться панике.

Если загорелась одежда

Следует четко знать, что горящая на человеке одежда при его вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания.

Если на Вас загорелась одежда:

  • нельзя бежать, это лишь усилит горение;
  • надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Если на другом человеке загорелась одежда:

  • нельзя давать ему бегать - пламя разгорится еще сильнее;
  • надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить ее водой;
  • если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбить пламя, залить водой, засыпать землей, забросать снегом, накинуть плотную ткань (брезент, одеяло, пальто) и плотно прижать ее к горящей одежде. При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.

Если загорелось в квартире

Бывают случаи, когда загорание возникает прямо на глазах, и человек имеет некоторое время, чтобы не только не дать возможность распространиться огню, но и ликвидировать горение. Это опасная ситуация, к ней нужно быть готовым и морально, и физически.

При этом необходимо помнить, что:

  • во-первых, выделяющийся дым очень вреден, от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку (в густом дыму человек теряет сознание после нескольких вдохов);
  • во-вторых, горение может происходить настолько быстро, что человек имеет все-го несколько минут на то, чтобы только успеть закрыть окна, двери и самому покинуть помещение;
  • в-третьих, даже при успешном тушении не теряй из виду путь к своему отступлению, внимательно следи за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымленным.

ЗАПОМНИ! ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

При горении выделяются и другие ядовитые газы: синильная кислота, фосген и др., а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него. Кроме того, учтите возможные реакции организма человека при увеличении концентрации продуктов горения:

угарного газа: 0,01% — слабые головные боли;0,05% — головокружение; 0,1% — обморок; 0,2% — кома, быстрая смерть; 0,5%— мгновенная смерть;

углекислого газа: до 0,5% — не воздействует; от 0,5 до 7% — учащение сердечного ритма, начало паралича, дыхательных центров, свыше 10% — паралич дыхательных центров и смерть.


Ситуация: ПОЖАР В КВАРТИРЕ

ПРИЧИНЫ

  • игры детей, оставленных без присмотра, со спичками и электроприборами;
  • курение в постели, особенно в нетрезвом состоянии;
  • неосторожное обращение с огнем (разогревание красок и мастик, сушка белья над плитой и т. п.);
  • размещение электроприборов и ламп близко к шторам, обоям и деревянным конструкциям;
  • одновременное включение в одну розетку большого числа электроприборов (не увлекайтесь тройником, так как суммарная мощность проводки рассчитана на 1,5 кВт);
  • короткое замыкание электропроводов (если они намокли, скручены, прибиты гвоздями или проклеены обоями);
  • использование бензина и растворителей для чистки одежды;
  • если вы накроете настольную лампу газетой или тканью.

Если вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение приведет к большому пожару.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно вызовите пожарных сами или через соседей. Сообщите о пожаре соседям по этажу, попросите их вывести в безопасное место детей и престарелых, а также предупредить о пожаре жильцов других этажей.

* Не дожидаясь прибытия пожарных, начинайте с помощью соседей тушить пожар подручными средствами (огнетушителем, плотной мокрой тканью, водой от внутренних пожарных кранов на лестничных площадках). При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию в квартире (автомат с выключателем — в щитке на лестничной площадке). Помните: легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тканью, песком, даже землей из цветочного горшка. Не открывайте окна и двери во избежание притока воздуха к очагу пожара, не разбивайте стекол. Но если необходимо открыть или выбить дверь в горящую комнату, прикройте руками лицо, стойте сбоку от дверного проема, чтобы вас не обожгло вырвавшимся пламенем.

* Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. С помощью соседей поливайте дверь снаружи водой, чтобы предотвратить распространение огня по площадке. Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите очаг пожара и сообщите им о наличии людей в горящей квартире. При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную пожарную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, плотно закройте за собой дверь и криками или любым другим способом привлекайте внимание прохожих и пожарных. Не пытайтесь самостоятельно перебраться на соседний балкон — это опасно!

Рекомендуем вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы и деньги в месте, известном всем членам вашей семьи,—

на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Ситуация: ПОЖАР НА КУХНЕ

ПРИЧИНЫ

  • Опасно хранить на кухне легковоспламеняющиеся вещества, особенно в открытых сосудах;
  • занавески, деревянные шкафы, полки и т. п. должны находиться на безопасном расстоянии от плиты;
  • или оставленная без присмотра пища могут погасить газовую горелку, что приведет к взрыву и пожару;
  • пищевые масла при температуре около 450 С самовоспламеняются;
  • ни в коем случае нельзя выливать горящее масло в раковину или заливать его водой — вы рискуете вызвать распространение огня по всей кухне;
  • при перегревании спирали в электроплите происходит ее короткое замыкание, от искр и брызг расплавленного металла загорается мебель на кухне;
  • разогревание на плите мастики, парафина и т. п. неизбежно приводит к возгоранию паров этих веществ и пожару;
  • тушение водой включенной электроплиты — опасно!

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Если загорелось масло (в кастрюле, на сковороде), по возможности перекройте подачу газа и электроэнергии. Накройте сковороду или кастрюлю крышкой, мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя, и пусть они так стоят до охлаждения масла (иначе огонь вспыхнет вновь).

* Тряпку из грубой ткани (она всегда должна быть на кухне) накиньте на руки, предохраняя их от огня. Затем, чтобы перекрыть доступ воздуха к огню, осторожно, не давая тряпке касаться масла, опустите ее на горящий сосуд в развернутом виде. При попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения любой стиральный порошок (как порошковый огнетушитель), засыпая им огонь.

* При перегреве плиты сначала нужно отключить ее, а затем накрыть спираль мокрой тряпкой.

* Если потушить пожар не удается, срочно сообщите в пожарную охрану, предупредите соседей. Закройте дверь на кухню и поливайте ее из коридора водой для предотвращения распространения пожара по всей квартире.

Cитуация: ЗАГОРЕЛСЯ ТЕЛЕВИЗОР

ПРИЧИНЫ

  • Использование нестандартных предохранителей;
  • работа телевизора в течение длительного времени без присмотра;
  • попадание различных предметов в отверстия задней стенки (как правило, во время детских игр);
  • пользование неисправным телевизором (сильное гудение, запах гари и т. п.);
  • установка телевизора у батареи отопления или в мебельной стенке, т. е. нарушение естественной вентиляции;
  • питание телевизора без стабилизатора от сети с "плавающим" относительно номинала напряжением.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* При любом нарушении нормальной работы телевизора немедленно выключите его и обратитесь в телеателье. До прибытия мастера не пытайтесь вновь включать телевизор и не доверяйте его ремонт случайным лицам. Не позволяйте детям трогать или включать его (неисправный телевизор может загореться через 1 — 2 минуты после повторного включения).

* Почувствовав запах дыма, обесточьте телевизор — выдерните вилку из розетки. Если доступ к розетке уже невозможен, выключите автомат в электрощитке. Обязательно вызовите пожарную охрану, так как пожар быстро распространяется, и вы самостоятельно можете с ним не справиться; позовите на помощь соседей.

* Если после обесточивания горение не прекратилось, то залейте телевизор водой через отверстие задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата. Накройте пламя плотной тканью или засыпьте стиральным порошком. Чтобы избежать отравления продуктами горения, дышите через влажное полотенце. Немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей и престарелых.

* После ликвидации загорания, еще до прибытия пожарных, проветрите комнату, но ничего не трогайте, чтобы пожарные смогли установить причину пожара и выдать вам свое заключение. После этого вызовите мастера телеателье для ремонта, а также представителя страховой компании для составления акта о возмещении ущерба.


Ситуация: ОГОНЬ НА БАЛКОНЕ

ПРИЧИНЫ

  • Не следует загромождать балконы ненужными вещами, старой мебелью, макулатурой и другими предметами, которые могут послужить пищей огню;
  • чистящие, легковоспламеняющиеся вещества и аэрозоли храните в металлических или деревянных ящиках, прикрытых сверху плотными крышками или несгораемым материалом;
  • держите всегда свободными пожарные люки и лестницы, требуйте того же от соседей внизу — это спасет вашу жизнь во время пожара;
  • помните: застекленный балкон — это отстойник огня и дыма при пожаре. Он может затруднить вам переход на нижние этажи;
  • всегда держите закрытой дверь на балкон, чтобы малолетние дети не могли в ваше отсутствие баловаться там с огнем (сделайте на двери дополнительный запор, недоступный для детей);
  • постоянно храните на балконе песок (в ведре от новогодней елки или в легковскрываемых пакетах);
  • если вы курите на балконе, тушите окурки в металлической банке с водой, чтобы ветер не разносил искры; попросите соседей сверху последовать вашему примеру.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Почувствовав запах дыма, немедленно позвоните в пожарную охрану, известите соседей и позовите их на помощь. Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей и безопасность многих людей оказывается под угрозой. Убедившись, что под балконом нет людей или автомашин, можно выбросить загоревшиеся вещи вниз, предварительно оповестив прохожих.

* Если вы не можете сами до прибытия пожарных справиться с огнем, плотно закройте дверь на балкон и форточки, чтобы пожар не перекинулся в комнату, и выведите из квартиры на площадку людей, не занятых тушением. С помощью соседей вынесите из комнаты ценные вещи, которые могут пострадать от воды и пены при тушении пожара. Не стойте близко к окну, так как раскаленное стекло при попадании на него воды лопается и вы рискуете получить травму или ожог.

Ситуация: ПОЖАР В ПОДЪЕЗДЕ

Нельзя:

  • бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных. Если вы не погасили огонь за несколько минут, его распространение, скорее всего, приведет к большому пожару;
  • пытаться выйти через задымленный длинный коридор или лестничные марши (дым очень токсичен, а горячие газы могут обжечь легкие);
  • спускаться по водосточным трубам или из окон с помощью простыней и веревок (падение почти всегда неизбежно);
  • выпрыгивать из окна (начиная с четвертого этажа каждый второй прыжок смертелен);
  • забивать наглухо, загромождать мебелью и домашним имуществом эвакуационные двери, люки на балконах (лоджиях), переходы в смежные секции и выходы на пожарные лестницы. Оставлять и закрывать жалюзи и проемы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках, открывать и снимать пожарные извещатели, установленные в квартирах,— это затруднит своевременное обнаружение пожара;
  • забывать, что первый враг для вас не огонь, а дым, который слепит и душит;
  • поддаваться панике.

Застрахуйте себя и свое имущество от пожара — это в ваших интересах.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Вы должны немедленно вызвать пожарную охрану, известить соседей и вместе с ними выйти на лестницу, взяв с собой ведра с водой, плотную ткань, огнетушители.

* Если возможно, определите место горения (квартира, почтовые ящики, мусоропровод, лифт и т. д.) и что горит (электропроводка, мусор, бумага, легковоспламеняющиеся жидкости и т. д.). При сильной задымленности включите систему дымоудаления, плотно закройте двери, чтобы не допустить распространения дыма в квартиры. Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Постарайтесь вместе с соседями локализовать очаг пожара в самом начале. Тушите не огонь, а то, что горит, используйте для этого пожарные краны с рукавами на площадках или подручные средства, не забывая о безопасности людей. Если до прибытия пожарных потушить пожар не представляется возможным, оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выведите детей и престарелых на улицу, спускаясь по лестничным маршам или пожарным лестницам балконов. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Если под рукой нет воды, смочите ткань собственной мочой. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно.

* Если в лифте застряли люди, свяжитесь по телефону или через посыльного с диспетчерской ГРЭП и вызовите механика по лифтам. Для наведения порядка и пресечения возможных попыток краж из оставленных жильцами квартир вызовите милицию; до ее прибытия попросите соседей присматривать за вещами, вынесенными жильцами на улицу.

* Если из-за сильного задымления и огня воспользоваться лестницей для выхода наружу невозможно, то останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит вас от высокой температуры и дыма. Чтобы не отравиться продуктами горения, закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т.п. Если дым уже проник в вашу квартиру, держитесь около пола: там всегда есть свежий воздух. По прибытии пожарных привлеките их внимание — откройте окно и зовите на помощь. Укрыться от пожара можно также и на балконе (лоджии), закрыв при этом за собой балконную дверь, или в ванной комнате, поливая дверь изнутри водой.

* В задымленном помещении ни в коем случае не пользуйтесь обычным противогазом, так как он не защищает от дыма.

Ситуация: ПОЖАР В КАБИНЕ ЛИФТА

ПРИЧИНЫ

  • непогашенные спички, окурки сигарет, брошенные на пол или в шахту, где всегда есть мусор и смазочные масла;
  • короткое замыкание электропроводки;
  • игры детей с огнем.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* При первых же признаках возгорания в кабине или шахте немедленно сообщите об этом диспетчеру ГРЭП, нажав кнопку "ВЫЗОВ" в кабине. Если лифт движется, не останавливайте его сами, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери первым попавшимся под руки предметом, чтобы никто не смог вызвать лифт снова и оказаться в ловушке. Попросите соседей вызвать пожарную часть и помочь вам потушить очаг загорания, если это возможно. При тушении огня в кабину не входите, так как она может самопроизвольно двинуться из-за замыкания горящих проводов. Кабина находится под напряжением, поэтому опасно тушить очаг возгорания водой — используйте плотную сухую ткань, углекислотный или порошковый огнетушитель (читайте инструкцию на огнетушителе), сухой песок.

* Если в результате короткого замыкания проводов лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины и потушить его невозможно, кричите, стучите по стенам кабины, зовите на помощь. Попытайтесь зонтом, ключами или другими предметами раздвинуть автоматические двери лифта и выбраться наружу, позвав на помощь соседей. В лифтах с неавтоматическими дверями можно, открыв внутренние двери, нажать на рычаг с роликом во внешней двери этажа и открыть ее изнутри. Будьте очень осторожны при выходе из лифта: не упадите в шахту.

* При невозможности самостоятельно выйти из лифта до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив его водой, молоком, даже мочой, сохраняйте выдержку и спокойствие.

Ситуация: ПОЖАР В КЛАДОВОЙ, ПОДВАЛЕ ИЛИ НА ЧЕРДАКЕ ДОМА

ПРИЧИНЫ

  • игры детей с огнем, курение;
  • использование жильцами спичек, свечей при осмотре кладовых и чердаков;
  • короткое замыкание электропроводов при их намокании в результате протечки крыш или затопления водой подвалов;
  • неправильное хранение и неосторожное обращение с горючими жидкостями, аэрозольными упаковками; захламление кладовых ненужными вещами, макулатурой;
  • отогревание открытым огнем (паяльной лампой, факелом) замерзших труб, проведение ремонтных сварочных работ без принятия мер безопасности;
  • обитание в подсобных помещениях лиц без определенного места жительства, особенно в ночное время.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно позвоните в пожарную охрану, известите соседей и вместе с ними постарайтесь не дать распространиться огню, используя пожарные краны с рукавами (на площадках) и подручные средства. 80% пострадавших на пожаре задыхаются от дыма и выделяющихся при горении ядовитых веществ, поэтому при загорании кладовых и подвалов не пытайтесь прорываться через задымленные лестницы на улицу. Если вы не заняты тушением, оставайтесь в квартире до прибытия пожарных, крича и размахивая яркими тканями, привлекайте из окна или с балкона внимание прохожих.

* Если двери подвала, чердака заперты, свяжитесь по телефону или из кабины лифта с диспетчером ГРЭП для вызова техника-смотрителя с ключами или взломайте дверь сами. Включите систему дымоудаления в подъезде, чтобы создать подпор воздуха, сдерживающий распространение огня по этажам. Не разбивайте окна на площадках, чтобы сквозняк не раздувал пламя.

* При обнаружении лиц, по вине которых произошло возгорание, с помощью соседей задержите их и вызовите милицию.


Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных ситуациях".

ПОЖАР

ПОЖАР В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Паника (безотчетный страх) — это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого

страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимо и неконтролируемо стремящихся избежать опасной ситуации.

Паника может возникнуть даже тогда, когда отсутствует реальная угроза, а люди все равно поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, теряется способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действнй, общей заторможенности вплоть до крайней степени — полной неподвижности, когда человек физически не способен действовать и выполнять команды. Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее убежать от реальной или мнимой опасности.

Паника страшна тем, что люди, стремясь поскорее покинуть опасную зону, скапливаются у выходов и закупоривают их. Многие из бегущих людей в принципе способны к объективной оценке ситуации и разумным действиям, однако, испытывая безотчетный страх и заражая им других, они сами препятствуют собственной эвакуации.

Вот почему важно в этой ситуации, чтобы нашелся человек, способный взять на себя руководство действиями охваченных паникой людей.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Входя в любое общественное место, постарайтесь запомнить свой путь; обращайте внимание на расположение основных и запасных выходов; не теряйте ориентировку; держите детей за руку.

* Услышав крики "Пожар!', сохраняйте спокойствие и выдержку, призывайте к этому рядом стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в налнчии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).

* Стоя на месте, внимательно оглядитесь вокруг; увидев телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о пожаре в пожарную охрану (не считайте, что кто-то это сделает за вас) и начинайте спокойно двигаться к ближайшему выходу. Если имеется возможность справиться с огнем, немедленно оповестите об этом окружающих; потушите пожар, привлекая на помощь находящихся рядом людей, используя подручные и специальные средства.

* При заполнении помещения дымом или отсутствии освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т. п.; дышите через носовой платок или рукав одежды; ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

* В любой обстановке сохраняйте выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивая окружающих, и не давайте разрастаться панике. Примите на себя руководство по спасению людей! Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей, женщин и престарелых, сообща сдерживайте обезумевших людей. Помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться; для приведения в чувство дайте им пощечину, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их под руки.

* Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки; защищайте бока от сдавливания. Наклоните корпус назад, уперев ноги спереди, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь по мере возможности. Помогайте подниматься сбитым с ног людям. Если вас сбили с ног, постарайтесь встать на колено и, опираясь о пол руками, другой ногой резко оттолкнитесь, рывком выпрямите тело. Заслоняйте детей спиной или посадите их к себе на плечи.

* Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице; не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты. При невозможности выйти наружу отступите в незанятые огнем помещения и там дожидайтесь помощи пожарных.

* Выбравшись из здания, окажите помощь пострадавшим из-за паники, перенесите их на свежий воздух, расстегните одежду и вызовите "Скорую помощь".

ПОЖАР В АВТОБУСЕ, ТРАМВАЕ ИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам; потребуйте остановиться и открыть двери (или нажмите кнопку аварийного открывания дверей). Постарайтесь использовать для тушения очага пожара огнетушитель в салоне и подручные средства. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов.

* При заблокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна (открывать по инструкции, имеющейся на них). При необходимости, повиснув на поручнях, выбейте обеими ногами стекла. В первую очередь спасайте детей и престарелых. Не допускайте паники, выполняйте все указания водителя.

* В любом транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукавом. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим и возможно замыкание высоковольтной электросети.

* Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.

* Вызовите милицию и "Скорую помощь".

ПОЖАР В ВАГОНЕ МЕТРО

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок.

* Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.

* При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую огнем

часть вагона (лучше вперед) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном — это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.

* При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.

* Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.

ПОЖАР В ПОЕЗДЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите проводнику о пожаре, пройдите по вагону и, не поднимая паники, громко, отчетливо и спокойно объявите пассажирам о случившемся. Разбудите спящих пассажиров и возьмите за руки детей.

Бeзoпаснее всего эвакуироваться в передние вагоны, но если это невозможно, то уходите в конец поезда, плотно закрывая за собой двери купе и межвагонных переходов. Обязательно проверьте вместе с проводником наличие людей в тамбурах, купе, туалетах горящего вагона.

* Используя огнетушители и подручные средства (одеяла, мокрые тряпки и т. п.), вместе с пассажирами попытайтесь потушить огонь. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. Не пытайтесь спасать от огня багаж, если это угрожает вашей безопасности. Если огонь отрезал вас от выходов, то войдите в купе или туалет, плотно прикрыв за собой дверь, откройте окно и дожидайтесь прибытия помощи, привлекая к себе внимание. Не выпрыгивайте из вагона движущегося поезда и не пытайтесь выбраться на крышу — это опасно! В крайнем случае — прыгайте, одев на себя всю имеющуюся одежду и в обнимку с матрасом.

* При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или с машинистом остановите поезд с помощью стоп-крана, выведите из вагона всех людей, открыв двери или выбив окна, и вместе с проводниками расцепите вагоны, не допуская распространения огня по всему поезду. Для предотвращения движения вагонов под уклон подложите под колеса тормозные колодки или другие подручные предметы.

* Отведите пассажиров от горящего вагона и пошлите людей в ближайший населенный пункт сообщить о случившемся в пожарную охрану. Далее действуйте по указанию начальника поезда и пожарных. Заметив сигналы

оставшихся в вагоне людей, немедленно сообщите о них пожарным. Любым способом предотвращайте возникновение паники и окажите первую помощь пострадавшим.

ПОЖАР НА ТЕПЛОХОДЕ

Несмотря на обилие вокруг воды, положение ваше куда проблематичней, чем на суше.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Услышав объявление о пожаре по судовому радио или от дежурного матроса, по команде капитана выйдите из каюты на палубу к спасательным шлюпкам, взяв с собой деньги и документы, предварительно положив их в полиэтиленовый пакет. Спешите, выбираясь наружу, но без суеты и паники. Постарайтесь найти для себя спасательный жилет (круг). Дисциплина — залог успеха.

* Если выход из каюты отрезан огнем и дымом, то оставайтесь на месте, плотно закрыв дверь. Разбейте стекло иллюминатора и вылезайте через него. Если это сделать невозможно и нет шансов на помощь, то, обмотав голову мокрой тряпкой, прорывайтесь через огонь и дым.

* Пропустив к шлюпкам детей, женщин, раненых, сами прыгайте за борт. Плывите в сторону от корабля, стараясь по возможности привлекать к себе внимание, подавать сигналы. Если можете, то зацепитесь за какой-нибудь плавающий предмет. Сбросьте с себя мешающую вам одежду и обувь, если не смогли сделать это заранее. Если до берега далеко, то держитесь на воде, не тратьте лишних сил и ждите помощи.


"Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных ситуациях".

ПОЖАР

часть третья

ПОЖАР В СОСЕДНЕМ ДОМЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Сообщите в пожарную охрану и в милицию, оповестите соседей и вместе с ними выйдите к месту пожара, захватив с собой дежурную аптечку и подручные средства для тушения (огнетушитель, лопату, ведро и т. п.), одеяло или брезент.

* Не тратьте время на обнаружение очага пожара и его тушение. Помните: главное — это спасти людей.

* Помогите жильцам выбраться из горящего дома. При спасении людей, выпрыгивающих через окна, соберите 6 — 8 человек (лучше мужчин), разверните большое прочное одеяло, крепко возьмитесь за края и подойдите к стене дома. По вашей команде спасаемый должен прыгнуть вниз. Применяйте этот способ только при спасении людей с этажей не выше шестого, так как иначе они могут серьезно травмироваться. Убеждайте людей, чтобы они не спускались из окон и балконов самостоятельно,—это опасно. Окажите пострадавшим первую помощь, вызовите "Скорую помощь"; не подпускайте к огню детей.

* Услышав крики о помощи из квартир, ломайте двери, выводите людей, постарайтесь не допускать распространения огня. Сообщите прибывшим пожарным о возможном наличии людей в отрезанных огнем квартирах на верхних этажах. Организуйте наблюдение за окнами и балконами горящего дома. Увидев в доме людей, немедленно сообщите об этом пожарным.

* После ликвидации пожара при необходимости разместите пострадавших людей по квартирам и окажите им посильную помощь.

ПОЖАР ВО ДВОРЕ

Не разводите во дворе костры для сжигания старой мебели, тары, мусора, опавших листьев, тополиноro пуха. При невозможности вывоза мусора сжигайте его на специально подготовленном месте: открытом, очищенном от травы, приготовив огнетушители, песок, поливочные шланги.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно позвоните в пожарную охрану и в милицию, сообщите о случившейся ситуации. Вместе с соседями постарайтесь локализовать очаг пожара, не дать огню перекинуться на деревянные постройки и автомобили. При отсутствии владельцев автомобилей переместите машины, если возможно, на безопасное расстояние и поливайте их для охлаждения водой, чтобы избежать взрыва баков с горючим.

* Используйте для тушения поливальные шланги, ведра с водой, песок, огнетушители, но помните, что поливать водой горящий уголь и горючие жидкости неэффективно. Уведите от огня детей, не забывайте и о своей безопасности.

* Освободите внутридворовые дороги для проезда пожарных машин, не допускайте возникновения паники. Попросите жителей закрыть окна и форточки, убрать белье с балконов. После ликвидации пожара вместе с соседями очистите и приведите в порядок территорию.

ДЕТИ ЖГУТ КОСТРЫ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно вызовите пожарную охрану и милицию.

* С помощью соседей и прохожих задержите детей до прибытия сотрудников милиции или родителей. Потушите костер с помощью подручных средств. Будьте осторожны! В костре или рядом с ним могут находиться roрючие или взрывоопасные предметы (краска, аэрозоль, аэрозольные баллончики, бензин, взрывчатые вещества и т. п.).

* При обнаружении подозрительных предметов, которые могут взорваться, немедленно уведите людей на безопасное расстояние и никого не подпускайте к костру; сообщите о своих подозрениях пожарным и милиции.

ЧЕЛОВЕК ГОРИТ

Наиболее часто это случается на кухне при неосторожном обращении с огнем и в автоавариях, но возможно в любой самой неожиданной ситуации.

Помните: на кухне нельзя находиться в одежде из синтетических материалов (нейлона, капрона и др.).

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли человек теряет контроль над собой и начинает метаться, раздувая тем самым пламя. Первым делом горящего человека надо остановить любым способом. На одних действует грозный окрик: "Стой!", на других - рывок за руку, а третьим приходится ставить подножку.

* Воспламенившуюся одежду сорвите или погасите, заливая водой, а зимой забрасывая снегом. При отсутствии под рукой воды набросьте на пострадавшего любую одежду или плотную ткань, не закрывая ему голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и не отравился токсичными продуктами горения. Но имейте в виду: высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Если ничего под рукой не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя.

* Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свежий воздух, разрежьте тлеющую одежду и снимите ее, стараясь не повредить обожженную поверхность.

* Наложите на пораженные места повязку из бинта или чистой ткани. При обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, срочно вызовите "Скорую" или

доставьте его в ближайшее лечебное заведение на носилках.

* Если нет рвоты, давайте ему обильное питье. Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина, баралгина или аспирина.

* Запомните: при ожогах первой степени (когда кожа только покраснела) для уменьшения боли и предупреждения отека тканей применяют холодную воду, лед, снег в течение десяти минут, затем смазывают пораженный участок водкой или одеколоном, но повязку не накладывают. Несколько раз в день обрабатывают противоожоговыми аэрозолями или наносят тонким слоем синтомициновую новую мазь, которые всегда должны быть под рукой в вашей домашней аптечке. При ожогах второй степени (когда образовались пузыри, причем некоторые из них лопнули) обрабатывать пораженные места водкой или одеколоном не следует, так как это вызовет сильную боль и жжение. На область ожога наложите стерильную повязку из бинта или проглаженной ткани. Обожженную кожу не следует смазывать жиром, зеленкой, марганцовкой. Облегчения это не приносит, а только затрудняет врачу определение степени поражения тканей. Хорошо помогают примочки из мочи — старинное и безотказное народное средство.

* При попытке самосожжения вызовите сотрудников милиции.

ГОРИТ АВТОМОБИЛЬ

Будьте внимательны. Запах бензина или горелой резины в кабине, появление дыма из-под капота — факторы, предшествующие загоранию и пожару.

  • Неосторожное курение в салоне, особенно во время движения;
  • короткое замыкание бортовой электросети;
  • утечка топлива (масла) и попадание его на разогретые поверхности двигателя;
  • использование факелов для разогрева замерзшего двигателя;
  • неосторожность в обращении с огнем при ремонтных электрогазосварочных работах;
  • хранение в багажнике пластиковых канистр с бензином, что приводит к накоплению статического электричества, искрению и взрыву;
  • перевертывание или сильная деформация автомобиля в результате аварии.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите о возгорании в пожарную охрану или попросите сделать это прохожих или водителей проезжающих машин и вместе с ними постарайтесь погасить огонь.

* При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая пену или порошок в направлении от края к центру очага.

* При тушении возгорания под капотом постепенно и осторожно откройте его — желательно сбоку палкой или монтировкой, так как при этом возможен выброс пламени. Направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком, рыхлой землей, снегом, залейте водой. Не приступайте к тушению, если вы в промасленной одежде или ваши руки смочены бензином,— это опасно. При невозможности быстро ликвидировать возгорание отойдите от машины на безопасное расстояние — может взорваться топливный бак. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести. В радиусе опасной зоны — не менее 10 м не должно быть людей.

* Поливайте водой стоящие рядом автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них, или откатите их в сторону с помощью прохожих или водителей (вручную или на буксире). Если в кабине горящего автомобиля находится человек, а двери заклинило или он ранен, то взломайте двери или выбейте стекло (монтировкой, камнем, даже ногами). Вытащите пострадавшего из машины, вызовите "Скорую" и окажите первую медицинскую помощь или отправьте его в ближайший медпункт на первой же остановленной вами машине, запомнив или записав ее номер.

* После ликвидации возгорания сообщите о случившемся в ближайшее отделение ГАИ или в милицию; организуйте охрану машины или места происшествия; запишите фамилии и адреса свидетелей происшествия.

ПОЖАР В ГАРАЖЕ

  • Неосторожное обращение с открытым огнем;
  • небрежное курение в гараже;
  • разведение вблизи него костров для сжигания мусора;
  • неправильное хранение горюче-смазочных материалов, масляной ветоши и т. п.;
  • неисправность электрооборудования автомобиля или электрической сети гаража;
  • нарушение правил проведения электрогазосварочных работ;
  • попадание воды или топлива на электропроводку, приводящее к короткому замыканию при прогреве двигателя;
  • умышленный поджог.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите в пожарную охрану и позовите на помощь соседей и прохожих. Постарайтесь вместе с ними выкатить автомобиль из гаража вручную, так как двигатель может не завестись и вы подвергнете себя опасности задохнуться от дыма. Проверьте, не остались ли в гараже люди, помогите им выбраться оттуда.

* Не дайте огню распространиться на другие гаражи, подобраться к канистрам с горючим или к газовым баллонам — возможен взрыв. Используйте для тушения огнетушители из соседних гаражей, песок, снег, воду, подручные средства. Если имеются пострадавшие, окажите им первую помощь, вызовите "Скорую" и милицию.

* Если ваш гараж застрахован, возьмите у пожарных заключение о причинах пожара для последующего оформления возмещения причиненного ущерба.

Статья 46 УК РФ Штраф "...устанавливается в размере... до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда..."

ПОЖАР НА ДАЧЕ ИЛИ САДОВОМ УЧАСТКЕ

  • Разведение костров вблизи дачных построек;
  • захламление территории стройматериалами и горючими веществами;
  • небрежное хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • заправка примусов и керосинок бензином;
  • применение открытого огня для освещения (свечи, факелы);
  • игры с огнем оставленных без присмотра детей;
  • курение в нетрезвом состоянии;
  • пользование самодельными электросетями и электронагревательными приборами, приводящее к короткому замыканию и возгоранию изоляции проводов;
  • нарушение правил топки печей (применение для розжига печей бензина, солярки и других горючих жидкостей или топка с открытыми дверцами);
  • хранение на чердаках возле дымоходов легковоспламеняющихся предметов и бытовых газовых баллонов;
  • использование в качестве дымоходов керамических, асбестовых и металлических труб;
  • установка на них самодельных зонтов и рефлекторов;
  • сушка на печах или возле них дров и одежды;
  • неисправность газового оборудования;
  • отсутствие громоотвода;
  • умышленный поджог для сокрытия кражи, из-за зависти, из мести.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно оповестите жителей близлежащих домов криками и ударами в рельс, колокол. Сообщите о пожаре по телефону или через посыльного в ближайшую пожарную часть и добровольную пожарную дружину.

* Проверьте, имеются ли в доме люди, спасайте их из огня. Будьте осторожны — могут взорваться баллоны с газом или рухнуть перекрытия! При спасении людей обвяжитесь веревкой (для страховки снаружи и ориентирования в дыму), закройте рот и нос мокрым носовым платком или тканью и дышите через нее, вооружитесь ломом и топориком для взлома дверей.

* Используйте для тушения пожара огнетушители, ведра с водой, песок, снег. Для предупреждения распространения огня на другие постройки охлаждайте их водой;

баграми или ломами разрушайте стены, растаскивайте горящие бревна и доски. Попросите соседей, не занятых тушением, понаблюдать за соседними домами (возможно

попадание на крыши искр, головешек и кусков раскаленных кровельных материалов); увести подальше детей.

* Если пожар застал вас в доме, и нет возможности выйти, постарайтесь спуститься в подвал или погреб, плотно закройте дверь и обложите щели одеждой для предотвращения проникновения дыма (погреб предохранит вас от огня и падающих конструкций). После тушения пожара привлеките внимание пожарных стуком или криком.

* До прибытия пожарных сообщите им о возможном нахождении людей в горящем доме; о наличии и местонахождении газовых баллонов, горючих жидкостей, пожарных водоемов, гидрантов и т. п. При обнаружении пострадавших вынесите их на свежий воздух и окажите первую помощь; вызовите врача.

Статья 167 УК РФ

Умышленные уничтожение или повреждение имущества "...совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет".

Новогодняя феерия

Российские пожарные подготовили список рекомендаций по использованию пиротехники. Рассказать о них мы попросили начальника Управления государственного пожарного надзора МЧС России Юрия Ненашева.

- У нас в стране петарды и фейерверки разрешены к свободной продаже, если качество товара подтверждено сертификатом. Перед покупкой надо внимательно изучить инструкцию на русском языке, которая обязательно прилагается к каждому лицензионному изделию. В ней должна быть подробная информация по использованию, а также сведения о сертификации и сроках годности товара, отдельно говорится об утилизации хлопушки. Выбирая пиротехнические игрушки, следует обратить внимание на их внешний вид. Нельзя использовать изделия, имеющие явные дефекты: измятые, подмоченные, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля.

Если раньше основной заботой наших пожарных была завалившая рынок китайская продукция, то сейчас на российский рынок попадает просроченная пиротехника из Европы. Например, в Германии и Франции фейерверками можно торговать только в Новый год. 2 января весь нераспроданный товар за деньги принимают поляки - якобы на утилизацию, а через год просроченные петарды и салюты везут к нам.

Поэтому не стоит покупать петарды с рук и на рынках - лучше в магазинах и больших торговых центрах, где за качество отвечают. До Нового года хранить петарды и ракеты лучше в сухом и безопасном месте - каком-нибудь ящике или шкатулке, далеко от детей. Нельзя носить пиротехнические изделия в карманах, сжигать их в костре, разбирать, хранить вдали от нагревательных приборов.

При запуске пиротехники категорически запрещается курить. Нельзя стрелять из ракетниц вблизи припаркованных автомобилей. А если рядом есть гаражи, то сначала надо убедиться, что они хорошо закрыты. За городом не используйте пиротехнику рядом с деревянными домами, беседками - словом, любыми легковоспламеняющимися постройками и предметами. В радиусе 50 метров не должно быть пожароопасных объектов.

Зрителям следует находиться на расстоянии 15-20 метров от пусковой площадки фейерверка, обязательно с наветренной стороны, чтобы ветер не сносил на них дым и несгоревшие части изделий. Категорически запрещается использовать изделия, летящие вверх рядом с жилыми домами и другими постройками: они могут попасть в дом, залететь на чердак или на крышу и стать причиной пожара.

- В прошлом году были случаи, когда причиной пожара становились упавшие на балкон или залетевшие в открытые форточки ракеты, - говорит Юрий Ненашев. - Поэтому отойдите от домов на максимальное расстояние - взрывать петарды, запускать салют можно только на пустырях, минимум в ста метрах от жилых построек.

Вероятность осечки при выстреле из качественной ракеты или запуске петарды ничтожно мала, но тем не менее если у вас по каким либо причинам при запуске фейерверка что-то не сработало, не пытайтесь выстрелить еще раз или разобраться самостоятельно - лучше бракованный товар отложить в сторону.

Не рекомендуется зажигать дома бенгальские огни, использовать взрывающиеся хлопушки. Электрические гирлянды должны быть заводского изготовления и полностью исправными, а электросеть защитите заводскими предохранителями. Не зажигайте на елках свечи и не украшайте их игрушками из легко воспламеняющихся материалов. Не разрешайте детям играть около елки в маскарадных костюмах из марли, ваты и бумаги, а также самостоятельно включать электрогирлянды. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.

ПОРЯДОК ВЫЗОВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Телефон пожарной охраны -"01".
Необходимо помнить, что правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и принять необходимые решения, дающие возможность в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации. В дополнение к сведениям об объекте пожара и его адресе необходимо указать место возникновения, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию.
Существует правило: вызывающий пожарных должен организовать их встречу и указать кратчайший путь следования на пожар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Мы все такие разные (решаем вопрос толерантности)

В практике многих учителей встречались такие факты, когда одноклассники какого-то ученика игнорируют, откровенно издеваются над ним. Отчуждённость - очень болезненный опыт для тех, кого изгоняют, но н...

Презентация «Единство разных» Внеклассное занятие по толерантности.

1.       Презентация «Единство разных" Внеклассное занятие  по толерантности.  6 класс...

План-конспект урока толерантности "Мы разные, но мы вместе!"

Просветительская работа проводилась в рамках общешкольного мероприятия "День единства и согласия!".Цель мероприятия: формирование мировоззрения  учащихся и воспитание культуры толерантности, осно...

Тематический классный час для учащихся 7 класса : «Все мы разные» (толерантность).

Это методическая разработка тематического классного часа может быть использована для формирования толерантного отношения учащихся дру к другу в классе....