План-конспект урока толерантности "Мы разные, но мы вместе!"
план-конспект урока по теме

Цыганкова Наталья Юрьевна

Просветительская работа проводилась в рамках общешкольного мероприятия "День единства и согласия!".

Цель мероприятия: формирование мировоззрения  учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу. Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности.

Задачи:

  1. ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
  2. развитие    терпимого отношения  в среде обучающихся;
  3. совместная деятельность обучающихся по формированию толерантности;
  4. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  5. осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  6. развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  7. формирование позитивного отношения к своему народу;
  8. повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В работе использовались метод "мозгового штурма", работа в группах, беседа и метод дидактического синквейна.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План-конспект урока толерантности «Мы разные, но мы вместе!»

в рамках общешкольного мероприятия «День согласия и единства!»

Дата проведения: 30.10.2014

Место проведения: МБОУ Вечерняя СОШ г. Пушкино

Участники: все участники образовательного процесса.

Составил и провел: педагог-психолог Цыганкова Наталья Юрьевна.

Актуальность

Подростковый возраст - важнейший период в психо­социальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Учитывая особенный контингент обучающихся вечерней школы, можно утверждать, что  особа актуальна проблема формирования толерантности обучающихся как средство профилактики и коррекции экстремизма, жестокости, агрессивности, или формирование умений строить отношения с теми, кто не похож на тебя.

Цель

Формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу. Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности.

Задачи:

  1. ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
  2. развитие    терпимого отношения  в среде обучающихся;
  3. совместная деятельность обучающихся по формированию толерантности;
  4. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  5. осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  6. развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  7. формирование позитивного отношения к своему народу;
  8. повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Средства: ИКТ, презентация.

Методы: «мозговой штурм», работа в группах, лекция с использованием ИКТ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводное слово.

Единство и согласие людей (вспоминая беседу заместителя по воспитательной работе с обучающимися) невозможно осуществить без толерантности.

  1. Актуализация.

Участники делятся на 3-4 группы.

Для всех групп дается задание сформулировать ассоциации, которые возникаю при произнесении слова «толерантность».

Время выполнения: 5 минут.

Далее, выписываются на доске все ассоциации в виде цветка: лепестки – ассоциации.

Выделить ту группу, которая назвала больше всех ассоциации.

Упражнение позволяет выяснить, насколько обучающиеся имеют представление о толерантности и включить в интеллектуальную работу обучающихся.

  1. Основная часть.

а) Упражнение «Определение понятия толерантность».

Группам участников на основе списка ассоциаций предлагается сформулировать определение понятия толерантность.

Время выполнения: 5 минут.

Все определения выписываются на доске (или на ватмане).

Обсуждение полученных определений.

Обсуждение научного определения понятия толерантность. В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.  

Критерии толерантности:

- сотрудничество, дух партнерства;

- готовность мириться с чужим мнением;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение прав других;

- принятие другого таким, какой он есть;

- способность поставить себя на место другого;

- уважение права быть другим;

- признание многообразия;

- признание равенства других;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Толерантность -  это не то же самое, что терпение или терпимость. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Сопоставление определений и общий вывод.

в) Упражнение «Сходства и различия».

Ведущий: «Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других».

Участники в группах называют по 3 схожие черты и 3 отличающие их черты.

Примерные вопросы для обсуждения:        

Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Ведущий продолжает: «А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.»

Время выполнения: 5 минут.

Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности – этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

г) Беседа о критериях интолерантности.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.

Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости: 

•  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

•  игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

•  этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

•  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

•  преследования, запугивания, угрозы;

•  дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

•  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

•  ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

•  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

•  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

•  империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

•  осквернение религиозных или культурных символов;

•  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

•  изгнание (официальное или насильственное);

•  сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Рассмотрим ответные реакции на толерантность и интолерантность:

Если кто-то считает, что он хороший, а все другие плохие... Это значит, он считает себя в праве и поучать, и оскорблять других. Он не сможет работать в коллективе, не сможет жить достойно и счастливо.

Если кто-то поверит, что он плохой, а все другие хорошие. Это значит, что он будет мучиться, отказываясь от своих предпочтений, будет ломать себя, подстраиваясь под других. Он всегда будет закомплексован и несчастлив.

Если кто-то считает, что он плохой и все другие тоже плохие. Это значит, что он отказался сделать себя и этот мир лучше. Он ушел от действительности в пустоту наркотиков и алкоголя. Он не живет в этой реальности и не может быть в ней счастлив.

Если кто-то уверен, что он хороший и все другие тоже хорошие. Значит он уверен, что его любят, и он готов к любви. Его мир – мир  добра и красоты. И он – счастливый человек.

Чего хотите Вы?

Любви или ненависти?

Давайте жить в любви и согласии.

д) Вывод.

Примерные тезисы:

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Наше будущее зависит от того, какими Вы видите себя и других.

  1. Заключительный этап (Рефлексия).

Упражнение «Синквейн «Толерантность»

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии и представить ее в виде синквейна.

Синквейн – это особая форма стихотворения, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это 5 строк:

1 – тема существительное,

2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного,

3 – три глагола по теме,

4 – осмысленная фраза на данную тему,

5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Задание выполняется в группах.

Время выполнения: 5 минут.

Представление синквейнов.

Девиз: Мы разные, но мы вместе –  и в этом наша сила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

план-конспекты к урокам в разных классах

план-конспекты к урокам по английскому языку...

План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"

Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Интегрированный урок "Мы разные, но мы вместе"

Конспект интегрированного урока обществознания и географии.Цель урока: Выявить связь блюд национальной кухни с географическими условиями проживания народов....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...