Методические рекомендации по обществознанию
методическая разработка по обществознанию

Ковалева Ирина Петровна

Обществознание. Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений и эссе. Ковалева И.П. 2023 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

_____________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию рефератов, докладов, сообщений и эссе

к учебной дисциплины

 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Организация-разработчик:

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Разработчик:

Ковалева И.П., преподаватель

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Санкт-Петербург

2023


Методические рекомендации разработаны на основании рабочей программы и календарно-тематического плана учебной дисциплины ОУД11.«Обществознание» в соответствии  с требованиями  ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613) и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальностей: 

Пояснительная записка

        В работе любого специалиста возникает необходимость в эффективном общении посредством письменных сообщений. От того, как вы сможете в письменной форме составить запрос, требование, доклад, инструкцию и т.д. зависит эффективность вашей работы и работы организации в целом.

        Составление хорошего письменного сообщения - это навык, который необходимо приобретать. Для этого в колледже предусмотрены различные виды письменной работы студентов, в том числе эссе, контрольные работы, рефераты.

        Данное методическое пособие содержит требования и рекомендации по написанию рефератов, эссе, докладов, тезисов.

        Прежде чем сформулировать методические рекомендации по написанию данных видов работ, рассмотрим различные способы получения и обработки информации, а именно:

- эффективное чтение;

- эффективная обработка и систематизация данных;

- хранение полученной информации.

Эффективное чтение

        Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определёнными учебными умениями и навыками. К ним относятся:

- умение накапливать информацию;

- умение творчески её перерабатывать;

- умение выдавать новую информацию;

- умение находить на всё это время.

        Культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Цели чтения:

- Информационно-поисковая – найти нужную информацию.

- Усваивающая – понять информацию и логику рассуждения.

- Аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение.

-Творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.

Виды чтения:

        Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

        Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

        Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Целью ознакомительного чтения является знакомство с характером информации в целом. Оно позволяет уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

        Изучающее чтение предполагает освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

        Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым студент делает выводы, формирует собственное мнение.

        Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Рекомендуем:

        Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную, на теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах.

        Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте.

        Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения.

        Проводите мысленную обработку полученной информации; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определённым признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлечённую информацию с имеющимися знаниями; свёртывайте информацию путём обобщения.

Эффективная обработка и систематизация полученной информации

        Информация, полученная путём чтения, предназначается для дальнейшего использования, поэтому её следует фиксировать: делать пометки, подчёркивания, разного вида записи (выписки, план, конспект, конспект-схемы и др.). Рассмотрим перечисленные виды записей более подробно.

        План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно более подробно передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чёткого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов следует делать так, чтобы её легко можно было охватить одним взглядом.

        Выписки. Выписать – значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников.

        Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

        Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендуем:

        Выписки следует делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.         Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

        Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объёме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

        Конспект – это последовательная фиксация отобранной и обдуманной в процессе чтения информации. Конспекты бывают четырёх типов:

- плановые - каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта;

- текстуальные, состоящие из цитат;

- свободные, сочетающие выписки, цитаты, тезисы;

  • тематические, содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам.

Рекомендуем:

        Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

        Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

        Составьте план текста – он поможет вам в логике изложения группировать материал.

        Выделите в тексте и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

        Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор

считает…», «раскрывает…»).

        Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

        Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

        В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное

содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

        Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространёнными являются схемы «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим.

        В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножек», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

        Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Рекомендуем:

        Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные понятия.

        Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

        Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.

        Заполните схему данными.

Реферат

        Реферат (refero, лат. сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по выбранной теме исследования.

        Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения.

        Выбор темы реферата осуществляется преподавателем в рамках изучаемой дисциплины исходя из интересов студентов. Прежде чем выбрать тему реферата, студенту необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко её изучить.

        Цель реферата: приобретение студентами навыков самостоятельной работы по подбору, изучению, анализу и обобщению литературных источников. Объем реферата составляет 15-30 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).

Критерии оценки реферата

– Соответствие содержания теме.

– Правильность и полнота использования источников.

– Соответствие оформления реферата стандартам.

        По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачётные работы по пройденным темам.

Процесс выполнения реферата состоит из следующих этапов

1. Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней.

2. Составление плана реферата.

3. Изучение отобранных литературных источников.

4. Написание текста реферата.

5. Оформление реферата.

Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней

        Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней – это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успех которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п.

        Следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую, так и практическую стороны проблемы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, предварительное ознакомление позволит получить полное представление о круге вопросов, охватываемых темой, и составить рабочий план реферата.

Написание текста реферата

        Реферат пишется на основе тщательно проработанных литературных источников. Характеризуя содержание реферата, необходимо отметить следующее.

        Во введении на одной странице должна быть показана цель написания реферата, указаны задачи, которые ставит перед собой студент. Кратко следует коснуться содержания отдельных разделов работы, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые нашли своё отражение в работе.

        В текстовой части рассматриваются основные вопросы реферата. Основная часть может состоять из двух или более параграфов; в конце каждого параграфа делаются краткие выводы. Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Оно также должно быть конкретным и полностью оправданным. При этом важно не просто переписывать первоисточники, а излагать основные позиции по рассматриваемым вопросам.

        В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить изученные положения (представить содержание реферата в тезисной форме). После заключения необходимо привести список литературы.

Эссе

        Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Цели эссе:

1. Развитие навыков самостоятельного творческого мышления.

2. Выработка навыков аргументирования, противопоставления при анализе ситуаций.

3. Обучение краткости и последовательности изложения своих мыслей.

        Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.

Критерии оценки эссе:

- соответствие содержания теме;

- обоснованность, чёткость, лаконичность;

- самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора);

- соответствие формальным требованиям.

Рекомендации по структуре эссе:

        Любая письменная работа, в том числе эссе, содержит минимум три части:

        Введение, в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы или кратко перечисляются основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-5 предложений.

        Основная часть, в которой непосредственно раскрывается заданная тема. Объем определяется требованиями преподавателя в рамках 1-4 страниц. При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного нового блока информации. Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений,

неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).

        За излишнее количество информации оценка может быть снижена. Цитирование в эссе не запрещается. Объем цитаты не должен превышать двух предложений. Ссылка на первоисточник обязательна.

        Заключение, в котором подводится итог проделанной работе. Объем заключения составляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом, следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.

        Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно. Авторы хороших письменных работ выражают свои мысли и знания чётко и понятно, что позволяет преподавателям прочитывать их без затруднений. Избегайте вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать, как вы понимаете концепции предмета, а не показать преподавателю, как длинно вы можете писать или что вы умеете переписывать из первоисточника.

        Внимательно читайте тему эссе. Если сомневаетесь в ее понимании, спросите у преподавателя, т.к. Вы можете блестяще ответить на вопрос, который не был поставлен в задании, но оценка будет снижена за отклонение от темы. Обратите внимание на требования к количеству источников, использованию конкретных терминов и концепций.

        Хорошая письменная работа представляет собой синтез теории, практики и здравого смысла.

Доклад

        Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- риторические вопросы;

- истории, вызывающие интерес;

- цитаты, пословицы;

- возбуждение воображения;

- оптический или акустический эффект (презентация);

- неожиданное для слушателей начало доклада.

        Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

        Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.

        Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

- обобщение;

- прогноз;

- цитата;

- пожелания;

- объявление о продолжении дискуссии;

- благодарность за внимание.

Визуализация материала

Цель, преимущества и правила визуализации

        Наиболее эффективным видом восприятия информации является визуально-слуховой, т.е. одновременное использование слуха и зрения.

        Цель визуализации – помощь в описании проблем. Сложный материал, трудно воспринимаемый на слух, легче передать визуально. Визуализация позволяет дифференцировать значительные и несущественные высказывания. Изображение возбуждает творческий процесс и остаётся как информация в распоряжении слушателей.

Основные правила визуализации:

- визуализация должна быть простой и доступной для круга участников;

- отдельные изображения не должны содержать слишком много информации;

- цифровой материал лучше переводить в графики.

Оформление литературных источников

        Использованная в работе литература является органической частью любой научно-исследовательской работы. Она:

  • позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов документов);
  • характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;
  • представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей; является простейшим библиографическим пособием.

        Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

        В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

        В списке указывают фамилию автора, его инициалы, название работы, местоиздания (для Москвы – сокращённо М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование), год. При наличии нескольких авторов указываются фамилии и инициалы всех.

        Для журнальной статьи (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

        Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы. Внутри разделов источники располагаются в алфавитном порядке. Нумерация литературных источников является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

        В работе список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:

  • Официальные документы.
  • Официальные акты, документы общественных организаций, политических партий,

постановления (в обратно-хронологическом порядке: вначале новые, затем

принятые ранее).

  • Научная литература.
  • Литература приводится в алфавитном порядке. Не следует отделять книги от статей. (Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе).
  • Справочная литература.
  • Иностранная литература.
  • (Помещается после работы на русском языке, через пробел).
  • Библиографические указатели.
  • Описание электронных ресурсов.
  • Публикации автора.

Рекомендуется располагать источники:

  • при авторах-однофамильцах – по инициалам;
  • при нескольких работах одного автора – по годам изданий (если у одного автора две работы одного года, то у года ставится индекс, например, 2000а, 2002б), а работы располагаются по алфавиту названий;
  • если в работе представлены источники на русском и английском языках, то в первую очередь помещаются источники на русском языке, а затем – на английском.

Основные источники:

1. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 10 класс (базовый уровень) : учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова, А. И. Матвеев ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — Москва : Просвещение, 2022. — 319 с. — ISBN 978-5-09-099433-0. — Текст : непосредственный.

2. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 11 класс (базовый уровень) : учебник / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А.Н. Лазебникова ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — Москва : Просвещение, 2022. — 334 с. — ISBN 978-5-09-099434-7. — Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая : по состоянию на 5 апреля 2021 г. — Москва : Проспект, 2021. — 749 с. — ISBN 978-5-392-34466-6. — Текст : непосредственный.

2.  Конституция Российской Федерации  (с гимном России) : новая редакция. — Москва : Проспект, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-392-34074-3. — Текст : непосредственный.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с последними изменениями и дополнениями на 3 февраля 2019 года. — Москва :Издательство Эксмо, 2023. — 224с. — ISBN  978-5-04-099726-8. — Текст : непосредственный.

Учебники:

1. Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учебник / А.Г. Важенин. — Москва : Издательский центр "Академия", 2021. — 528 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-4468-9868-8. — Текст: непосредственный.

2. Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: практикум / А.Г. Важенин. —Москва : Издательский центр "Академия", 2021. —  240 с. — (Профессиональное образование). —  ISBN 978-5-4468-9881-7. — Текст: непосредственный.

Электронные издания:

  1. Конституция Российской Федерации. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 70 с. - ISBN 978-5-16-016390-1. - Текст : электронный.// ЭБС Знаниум [сайт].   - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905985 (дата обращения: 16.03.2023). – Режим доступа: по подписке
  2. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 10 класс (базовый уровень) : учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова, А. И. Матвеев ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - Москва : Просвещение, 2022. — 319 с. — ISBN 978-5-09-099433-0. — Текст : электронный // ЭБС Знаниум [сайт].   — URL: https://znanium.com/catalog/product/1927280 (дата обращения: 16.03.2023). – Режим доступа: по подписке.
  3. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 11 класс (базовый уровень) : учебник / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А.Н. Лазебникова ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — Москва : Просвещение, 2022. — 334 с. — ISBN 978-5-09-099434-7. —Текст : электронный // ЭБС Знаниум [сайт].   — URL: https://znanium.com/catalog/ product/1927285 (дата обращения: 16.03.2023). —  Режим доступа: по подписке.

4. Мушинский, В. О. Обществознание : учебник / В. О. Мушинский. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-014830-4. — Текст : электронный  //ЭБС Знаниум [сайт].—URL:  https://znanium.com/catalog/product/1855980 (дата обращения: 16.03.2023). — Режим доступа: по подписке.

5. Обществознание. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / Б. И. Липский [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 346 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16019-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530258 (дата обращения: 16.03.2023. — Режим доступа: по подписке.\

6. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515423 (дата обращения: 16.03.2023). — Режим доступа: по подписке.

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.—URL: http://school-collection.edu.ru. (дата обращения: 16.03.2023). — Текст : электронный.
  2. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. — Москва. — Обновляется в течение суток. — URL: http://government.ru (дата обращения: 16.03.2023). — Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию

Методические рекомендации для  обучающихся  по выполнению практических работ по истории и обществознанию,Работа с источниками, учебной литературой...

Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию

На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

Методические рекомендации по выполнению задания С9 на ЕГЭ по обществознанию

В данных методических рекомендациях представлен алгоритм выполнения задания С9 на ЕГЭ по обществознанию. Отражены основные требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе). Данный материал станет...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...