Урок обществознания в 7 классе по теме "Подростковая жестокость и насилие"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Урок практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podrostkovaya_zhestokost_i_nasilie.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Подростковая жестокость и насилие».

Учитель: Пилюшкова Наталья Александровна

Класс: 7

Цель: Обсудить с учащимися понятия «жестокость» и «насилие», способы противостояния к ним, причины и последствия.

Задачи: Преодоление и предупреждение конфликтного поведения учащихся;

-формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

-показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

-воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;

- помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей;

-прививать основы нравственного поведения.

Форма проведения: работа в группах.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с отрывка из стихотворения Татьяны Тишинской:

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как - будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

О чём идет речь в этом стихотворении? Попробуйте угадать, какая сегодня тема нашего урока? (Жестокость)

  1. Подготовка к изучению нового материала.

У вас подростковый возраст- это дорога от детства к взрослой жизни. Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро

перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу жизни. Далее, я вам предлагаю посмотреть эпизод из фильма «Чучело»

Беседа над просмотренным эпизодом:

- Какие чувства у вас вызвал ролик?

- что вы чувствуете по отношению к обидчикам и жертве?

-Оказывались ли вы в такой ситуации?

- Какие качества личности лежат в основе этих поступков?

- Что труднее совершить хороший поступок или дурной?

- Каковы могут быть последствия этих поступков?

- Почему ребята испугались прохожих и разбежались?

- Правильно ли поступил прохожий?

Учитель подводит итог: Каждый из вас, оказавшись на месте героев, сделал бы свой выбор, решил для себя, как говорит Киплинг в своей сказке, из какого он лагеря, ведь мужество и благородство, трусость и подлость идут в нашей жизни рука об руку. Что выбрать человеку мужество, или жестокость и насилие? С каким качеством легче прожить? Выбор остается за каждым.

  1. Изучение нового материала.

А теперь я думаю, вы можете сказать, что такое насилие и жестокость?

Насилие – это такие виды действия субъектов по отношению к другой личности, влекущие за собой одну или несколько форм страдания.

Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Приведи примеры.

Каждый человек ценен, без него нарушается гармония отношений и связей в классе, обществе, в кругу друзей, среди старших и младших.

Давайте с вами подумаем, что же в наше время может спровоцировать подростка на жестокие поступки»

Изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  4. Безнаказанность.
  5. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  6. Неумение поставить себя на место жертвы.
  7. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  8. Популярность компьютерных игр – стрелялок

Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Родители, соцпедагог, классный руководитель, психолог, службы защиты прав детей, телефоны доверия.

Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. Давайте посмотрим какие могут быть последствия у тех ребят, кто испытывал к себе жестокое отношение?

Высказывания уч-ся.

  • унижение
  • напряжение
  • озлобленность
  • разочарование
  • невозможность достичь цели
  • тревога
  • беспомощность
  • ответная агрессия
  • суициды
  • уголовная ответственность
  • употребление наркотиков и интоксикационных препаратов.

А какие последствия могут быть у тех подростков, кто проявлял жестокость?

Постановка на внутришкольный контроль, постоянные беседы с сотрудниками Детской комнаты полиции, постановка к ним на учёт, штрафы родителям.

  1. Работа с кодексом.

ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА.

СПРАВКА (с 14 до 18 лет)

В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Работа с классом.

Сейчас я вам предлагаю разобрать некоторые ситуации. ( приложение№1, №2)Задача найти в этих ситуациях правильное решение.

Далее я вам предложу некоторые ситуации, которые вы должны обыграть.

1 ситуация ( 4 человека)

Две девочки из одного класса издеваются над другой девочкой, лишь только потому, что она одета не по моде, и в дешевой одежде. ( две девочки обсмеивают третью, а один мальчик за неё заступается)

Вывод: Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты?

2 ситуация ( 4 человека)

Двое подростков оскорбляют и обещают избить девочку за то, что она хорошо учится. Ее подруга пытается защитить девочку, которую оскорбляют.

Вывод.

Если кто-то в классе хорошо учится, неужели за это можно жестоко относиться к человеку? Вы должны радоваться за нее. А вдруг своими знаниями она когда-нибудь поможет вам подтянуться.

Пока ребята обсуждают ситуацию, поиграть с классом в следующую игру. «Синонимы и антонимы»

Давайте по очереди назовем синонимы и антонимы к слову ЖЕСТОКОСЬ и НАСИЛИЕ.

Синонимы: безжалостность, свирепость, лютость, кровожадность, варварство, садизм, бессердечие, мучительность, живодерство, озверелость, злобность.

Антонимы: милосердие, доброта, человеколюбие, гуманность, душелюбие, толерантность, чувствительность, отзывчивость, сострадательность, жалостливость.

Посмотрите сколько много этих страшных слов. А ведь они могут навсегда остаться в душах каждого подростка и оставить отпечаток на всю жизнь. Но добрых и теплых слов больше, какой вывод можно сделать в этой ситуации? Добро побеждает зло.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы по желанию, на них ответьте.

- Приходилось ли вам драться?

- Можете ли вы, просто так проходя мимо, ударить человека?

- Получали вы от драки удовольствие?

- Вам приходилось быть зачинщиком драки?

- Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

- Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

- Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

- А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость.

6. Закрепление.

А сейчас давайте подведем итог нашего урока, и составим цепочку, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДРОСТОК. Возьмитесь все за руки и по очереди назовите по одному существительному, которое считаете уместным в данной теме, то есть какой Я!

Чем полезен был вам этот урок? Что то нового узнали? А что то для себя уяснили?

Пообещайте мне пожалуйста, что перед тем как что-то сделать , вы обязательно будете думать о том что может быть в последствии!

А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

  1. Подведение итога.

Сейчас каждый из вас получит лепесток. На этом лепестке каждый из вас должен написать то качество человека, которое считаете самым главным. (приклеить к макету дерева)

Посмотрите какое дерево у нас получилось. И я хочу, что бы ваши души были такими же добрыми, какие добрые на этом дереве листья.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...