Первые шаги работы с понятиями на уроках обществознания средствами Способа диалектического обучения.
презентация к уроку по обществознанию

Мастер -  класс был представлен на краевом семинаре по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения.Данный мастер-класс обусловлен тем, что по программе обществознания учащиеся не знакомятся с логической структурой определения понятий: они просто заучивают их, а забывая, не могут путём логического рассуждения восстановить, поэтому «упор» сделан на значимость УУД в определении структуры понятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_raboty_s_ponyatiyami_tensina_g.pptx335.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые шаги работы с понятиями на уроках обществознания средствами Способа диалектического обучения. Тенсина Галина Николаевна, учитель истории и обществознания, Ермаковский район, МБОУ « Мигнинская СШ »

Слайд 2

Обществознание 6 класс Тема: Глобальные проблемы человечества.

Слайд 3

Задание 1. Установите соответствие между определяемыми понятиями и элементами их определений. Логические УУД: Осуществляют синтез (составление целого из частей). Предметные умения: определяют существенные признаки понятий «общество», «глобализация», «информационное общество», «экономическая глобализация». Определямое понятие Родовое понятие (родовой признак) Видовые признаки I. Общество А - процесс 1) состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения II. Глобализация В – совокупность людей 2) проявляется во взаимозависимости национальных экономик, в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы. III. Информационное общество С - глобализация 3) происходит социально – экономическое, культурное сближение различных стран и народов, укрепляются связи между государствами на различных уровнях. IV. Экономическая глобализация. D – общество 4) преобладает сфера услуг, автоматизация и компьютеризация производства, главную роль играют информация и знания. Предполагаемые ответы обучающихся : I – B – 1, II – A – 3 , III – D – 4, IV – C – 2 .

Слайд 4

Задание 2. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия ( подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки) Глобальные проблемы - ________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 5

Например: Семья – малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью. Родовой признак: малая группа. Видовые признаки: основанная на браке или кровном родстве, общий быт, взаимопомощь, моральная и правовая ответственность. Родовой признак в определении – это понятие, которое называет класс предметов. Видовые признаки – признаки , отличающие предметы одного вида от других видов, входящих в одни и тот же род.

Слайд 6

Задание 2. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия ( подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки ) Предполагаемые ответы обучающихся Глобальные проблемы – проблемы , проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству , решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств . Предметные умения : формулируют определение понятия «глобальные проблемы человечества», определяют существенные признаки глобальных проблем человечества. Родовой признак: проблемы. Видовые признаки: проявляются в мировом масштабе и угрожают гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.

Слайд 7

Задание 2. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия ( подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки ). Предполагаемые ответы обучающихся Глобальные проблемы – проблемы , проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству , решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств . Логические УУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Родовой признак: проблемы. Видовые признаки: проявляются в мировом масштабе и угрожают гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.

Слайд 8

Задание 2. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия ( подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки ) Предполагаемые ответы обучающихся Глобальные проблемы – проблемы , проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству , решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств . Ответы учащихся : Родовой признак: проблемы. Видовые признаки: проявляются в мировом масштабе и угрожают гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств. ОУ ПУУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме.

Слайд 9

Задание 3. Прочитайте учебник на стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задание. Вид глобальных проблем Примеры иллюстрирующие глобальную проблему … Загрязнение природной среды, ... … Огромные запасы ядерного оружия, Деятельность международных террористических организаций. Демографические проблемы … … Заполните пропуски в таблице.

Слайд 10

Задание 3. Прочитайте учебник на стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задание. Вид глобальных проблем Примеры иллюстрирующие глобальную проблему Экологические проблемы З агрязнение природной среды, исчезновение видов растений и животных, вырубка леса, истощение почвы, изменение климата. Проблема войны и мира О громные запасы ядерного оружия, д еятельность международных террористических организаций. Демографические проблемы Быстрый рост населения планеты, нулевой прирост населения в странах Западной Европы. Заполните пропуски в таблице . Предполагаемые ответы обучающихся Предметные умения : распознают виды глобальных проблем, конкретизируют примерами глобальные проблемы современного общества.

Слайд 11

Задание 3. Прочитайте учебник на стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задание . Заполните пропуски в таблице. Вид глобальных проблем Примеры иллюстрирующие глобальную проблему Экологические проблемы З агрязнение природной среды, исчезновение видов растений и животных, вырубка леса, истощение почвы, изменение климата. Проблема войны и мира О громные запасы ядерного оружия, д еятельность международных террористических организаций. Демографические проблемы Быстрый рост населения планеты, нулевой прирост населения в странах Западной Европы. Предполагаемые ответы обучающихся Логические УУД: Осуществляют синтез, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты .

Слайд 12

Задание 3. Прочитайте учебник на стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задание. Вид глобальных проблем Примеры иллюстрирующие глобальную проблему Экологические проблемы З агрязнение природной среды, исчезновение видов растений и животных, вырубка леса, истощение почвы, изменение климата. Проблема войны и мира О громные запасы ядерного оружия, д еятельность международных террористических организаций. Демографические проблемы Быстрый рост населения планеты, нулевой прирост населения в странах Западной Европы. Заполните пропуски в таблице . Предполагаемые ответы обучающихся ОУ ПУУД: Определяют основную и второстепенную информацию. Свободно ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Слайд 13

Задание 4. Прочитав выражения, установите, какие из них являются определением понятия и докажите, свою точку зрения. В каждом выражении назовите определяемое понятие. 1 . Экологические проблемы – это глобальные проблемы связанные с отношением человека к природе, сохранностью окружающей среды. 2. Демографические проблемы - это проблемы которые относят к глобальным проблемам. 3. Проблема войны и мира – это глобальная проблема связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов. 4. Демографические проблемы – это глобальные проблемы связанные со стремительным ростом населения, или так называемым демографическим взрывом, в развивающихся странах и демографическим кризисом или нулевым приростом в развитых странах. 5. Экологические проблемы – это глобальное потепление климата, обезлесение, разрушение озонового слоя, сокращение биоразнообразия, кислотные дожди. 6.Глобальные проблемы – самые важные проблемы.

Слайд 14

Предполагаемые ответы обучающихся: Верные ответы: 1, 3, 4. 1. В первом выражение определяемое понятие – экологические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия « э кологические проблемы». 2. Во втором выражение определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак, - глобальные проблемы, но нет видовых признаков. Следовательно, данное выражение не является определением понятия «демографические проблемы». 3. В третьем выражении определяемое понятие – проблема войны и мира. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «проблема войны и мира». 4. В четвертом выражении определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки ( связанные со стремительным ростом населения, или так называемым демографическим взрывом, в развивающихся странах и демографическим кризисом или нулевым приростом в развитых странах ) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «демографические проблемы». 5. В пятом выражение определяемое понятие- экологические проблемы. Но в выражении нет ни родового п ризнака ни видовых, вместо них указаны виды (проявления) экологических проблем. Следовательно, пятое выражение не является верным определение понятия «экологические проблемы». 6. Шестое выражение не является определением понятия глобальные проблемы, так как указан только родовой признак – проблемы, а видовых признаков нет . Предметные умения : называют и объясняют основные признаки различных видов глобальных проблем.

Слайд 15

Предполагаемые ответы обучающихся: Верные ответы: 1, 3, 4. 1. В первом выражение определяемое понятие – экологические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия « э кологические проблемы». 2. Во втором выражение определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак, - глобальные проблемы, но нет видовых признаков. Следовательно, данное выражение не является определением понятия «демографические проблемы». 3. В третьем выражении определяемое понятие – проблема войны и мира. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «проблема войны и мира». 4. В четвертом выражении определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки ( связанные со стремительным ростом населения, или так называемым демографическим взрывом, в развивающихся странах и демографическим кризисом или нулевым приростом в развитых странах ) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «демографические проблемы». 5. В пятом выражение определяемое понятие- экологические проблемы. Но в выражении нет ни родового п ризнака ни видовых, вместо них указаны виды (проявления) экологических проблем. Следовательно, пятое выражение не является верным определение понятия «экологические проблемы». 6. Шестое выражение не является определением понятия глобальные проблемы, так как указан только родовой признак – проблемы, а видовых признаков нет . Логические УУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Осуществляют подведение под понятие. Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.

Слайд 16

Предполагаемые ответы обучающихся: Верные ответы: 1, 3, 4. 1. В первом выражение определяемое понятие – экологические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия « э кологические проблемы». 2. Во втором выражение определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак, - глобальные проблемы, но нет видовых признаков. Следовательно, данное выражение не является определением понятия «демографические проблемы». 3. В третьем выражении определяемое понятие – проблема войны и мира. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «проблема войны и мира». 4. В четвертом выражении определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки ( связанные со стремительным ростом населения, или так называемым демографическим взрывом, в развивающихся странах и демографическим кризисом или нулевым приростом в развитых странах ) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия «демографические проблемы». 5. В пятом выражение определяемое понятие- экологические проблемы. Но в выражении нет ни родового п ризнака ни видовых, вместо них указаны виды (проявления) экологических проблем. Следовательно, пятое выражение не является верным определение понятия «экологические проблемы». 6. Шестое выражение не является определением понятия глобальные проблемы, так как указан только родовой признак – проблемы, а видовых признаков нет . ОУ ПУУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Слайд 17

Понятия Ближайший родовой признак Образование озоновых дыр Увеличение доли пожилых людей в структуре населения Экологические проблемы Глобальные проблемы Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий Нехватка чистой питьевой воды Задание 5. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

Слайд 18

Обобщить понятие, значит исключить видовой признак, в результате чего получится понятие более широкого объема. Пример: семья – малая группа Многодетная семья – семья – малая группа. Многодетная семья семья малая группа обобщение

Слайд 19

Понятия Ближайший родовой признак Образование озоновых дыр Экологические проблемы Увеличение доли пожилых людей в структуре населения Демографические проблемы Экологические проблемы Глобальные проблемы Глобальные проблемы Проблемы Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий Проблема войны и мира Нехватка чистой питьевой воды Экологические проблемы Задание 5. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие. Предполагаемые ответы обучающихся Предметные умения: распознают виды глобальных проблем, указывают более широкое родовое понятие для единичных примеров глобальных проблем, называют ближайший родовой признак глобальных проблем.

Слайд 20

Понятия Ближайший родовой признак Образование озоновых дыр Экологические проблемы Увеличение доли пожилых людей в структуре населения Демографические проблемы Экологические проблемы Глобальные проблемы Глобальные проблемы Проблемы Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий Проблема войны и мира Нехватка чистой питьевой воды Экологические проблемы Задание 5. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие . Логические УУД : Осуществляют подведение одних понятий под более широкие по объему другие понятия. Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Предполагаемые ответы обучающихся

Слайд 21

Понятия Ближайший родовой признак Образование озоновых дыр Экологические проблемы Увеличение доли пожилых людей в структуре населения Демографические проблемы Экологические проблемы Глобальные проблемы Глобальные проблемы Проблемы Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий Проблема войны и мира Нехватка чистой питьевой воды Экологические проблемы Задание 5. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие. ОУ ПУУД : Структурируют знания. Предполагаемые ответы обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста

Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...

«Развитие логического мышления на уроках истории и обществознания через систему Способа диалектического обучения»

Делимся опытом. «Развитие логического мышления на уроках истории и обществознания через систему Способа диалектического обучения»...

Из опыта проведения семинарского занятия с использованием способа диалектического обучения на уроках химии в старших классах. 11 класс, тема: «Химический процесс».

В данной статье автор публикует опыт проведения семинаров на уроках химии в старших классах. Активная целенаправленная работа старшеклассников с содержанием и объёмом понятий, составление вопросов-пон...