Общеобразовательный проект «Гражданин. Государство. Право»
проект по обществознанию

Важным достижением  мировой цивилизации ученые считают правовое государство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательный проект

«Гражданин. Государство. Право»

Подготовила: Макеева М.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Роль  права в жизни  человека, общества,  государства

1.1. Гражданин и государство

1.2. Потребность в порядке и справедливости

1.3. Мера свободы

1.4. Правовая ответственность

1.5. Право и закон

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы и справедливости

2.2. Власть в правовом государстве (великие открытия в сфере права)

Заключение

Список используемой литературы

 

ГРАЖДАНИН. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО

Введение

   Важным достижением  мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Эту формулировку  мы, конечно, слышали, но смысл ее понятен не всем. Если определить очень коротко, то правовое  государство – это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Дyмается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал. Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых     успехов в защите своих граждан.

  Жизнь наша сейчас очень меняется. Россия встала  на демократический путь развития, впервые  в нашей  стране поставлена цель создать  пpaвoвoe  государство. Правовое  государство  признает за  каждым человеком  личную  неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

   О том, что такое право, какова  его  роль в жизни  человека и общества, об устройстве правового государства, о силе государства и силе справедливости, о взаимосвязи права, свободы и ответственности каждого гражданина – вот о чем пойдет разговор в реферате.

Глава 1. Роль  права в жизни  человека, общества,  государства

  1. Гражданин и государство

Понятия «личность», «гражданин», «Право», «государство» взаимосвязаны. Каждый  человек,  развиваясь,  осваивая  культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится  личностью. У каждого  человека есть  права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности  в правовом  аспекте, то есть в смысле ее прав, свобод и обязанностей, употребляют понятие  «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание  «гражданин Отечества».

   Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает  гражданство -  по праву рождения, так сказано в специальном  законе о гражданстве.

    Гражданством называют правовую связь человека  с государством. Это значит, что и у нас лично, и у государства, в котором мы живем, есть взаимные права и взаимные обязанности. Мы имеем возможность       пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных     государственных правовых документах (Конституции – основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т.д. Вместе с тем есть у нас и обязанности: мы обязаны  соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Мы обязаны  платить  налоги  и охранять  природу. И конечно,  нашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, обладать  установленными  законом  правами, а также  нести ответственность перед  гражданином ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили  выше, взаимны.

  1. Потребность в порядке  и справедливости

   Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов  и государств – нуждается, или, как говорят ученые,  испытывает  потребность             в четкой организации деятельности людей. Давно, очень  давно, поняли люди  громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу  беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное   кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом,  гибнут люди, гибнет  природа, тянутся по земле  бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь...И ведь это не только уроки истории. Достаточно внимательно  присмотреться к современным событиям, в том числе на территории  государств,  некогда входивших  в состав СССР.

   Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения,  который помог бы им спокойно договариваться по самым острым  проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой  регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку,  привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит,  чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли,  помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует  поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

   Нормы  права внесли  в жизнь общества начала всеобщего  соглашения,  гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе одновременно два смысловых  значения. Одно связано с понятием «править»,  «управлять», «регулировать  (отношения между  людьми  и общественный  порядок). С помощью норм права осуществляется  правление,  управление  в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью  норм прaвa порядок, то на него находят  «управу», т. е. заставляют  считаться с установленными нормами.

    Другое значение связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно  многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались – «Правда»  («Русская  правда»,  «Саксонская  правда»).

    Если государство  признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законодательстве, выполнять которое обязаны все граждане данной  страны.

   Составной частью правовой системы Российской Федерации, как записано в статье l5 нашей Конституции, являются общепризнанные     принципы и нормы международного права и международные договоры  России.  И если  международным  договором установлены иные  Правила,   чем  предусмотрено законом, то применяются правила международного  договора.

  Итак, право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически  сложившиеся  в обществе  представления  о порядке  и справедливости.  Оно (право) может быть закреплено в форме  принятого государством закона  или существовать  в виде образца, идеала. Право охватывает все важнейшие  сферы жизни  человека  и общества.  Поэтому система  права включает в себя большие  группы  правовых  норм,  объединенных  общностью регулируемых        ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями Права. Отраслей  права очень много. Существуют такие,  например, отрасли, как конституционное, административное, гражданское  процессуальное, уголовное, трудовое, семейное, жилищное  право  и др.

  1. Мера свободы

    Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость  в обществе?

  Порядок и справедливость  право устанавливает  путем  четкого определения  меры  свободы людей.

   Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера – это то, что помогает сделать точный  расчет  и ответить  на вопрос:  сколько,  какое  количество, какой объем, размер, какая доза  и т. д. Право  точно указывает,  какие  свободы даны  человеку.

   Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие  люди,  естественно, должны уважать ваши права). Веками  искали люди  ответ на вопрос, в чем конкретно  состоят  свободы  человека, кто их определяет. И нашли, доказали, что именно право и только право (а не вожди, цари и государство) должны устанавливать меру свободы человека. Право, и только право, способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые возможности.

     Слово  «возможности»  вам, думаю, понятно. Но следует помнить, что речь идет не о физических или умственных возможностях гражданина  (которые, конечно же, разные у разных людей), а только о правовых, юридических возможностях человека: о том, что ему можно делать, как следует поступать  в обществе, что для  него допустимо, осуществимо, от  чего он должен  быть защищен  и т. д. Все это четко указано  в нормах  права,  например, в статьях  Всеобщей  декларации  прав  человека.  Нарушение  прав человека, ограничение его правовых возможностей – это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности  гражданина,  запреты, ответственность.

       Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном,  повелительном требовании)  права.  Вот его смысл:  поступай  так,  чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими  законами.

     Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны  в правовых документах, прежде всего в документах,  принятых ООН, - Всеобщей  декларации  прав  человека,  Международной  хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации  и других  юридических  документах, касающихся прав человека.

  1. Правовая  ответственность

     Свобода, как мы знаем, неотделима от ответственности. Понятие «правовая     (юридическая) ответственность» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это замечательное, ценнейшее внутреннее качество гражданина, черта его правовой  культуры, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Тогда она проявляется в глубоком уважении человека  к праву и правовому закону,  в сознательном  и добровольном соблюдении всех требований права и закона. Юридически ответственный гражданин глубоко понимает всю важность и  необходимость соблюдения права и закона  для поддержания порядка  и справедливости  в обществе. И, конечно  же, он способен предвидеть  все неприятные (а порой  и ужасные) последствия нарушения права и закона.  Именно юридическая ответственность, уважение к праву и закону, сознательное и их добровольное соблюдение служит главным определителем, критерием  правовой культуры любого гражданина, в том числе и находящегося на государственной службе  (чиновника,  должностного  лица), вплоть до самой  высокой.

  Во-вторых, понятие  «юридическая  ответственность»  имеет строго  юридический смысл – это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. И если моральная ответственность – это ответственность перед окружающими и перед собственной совестью, то  юридическая  ответственность – это ответственность перед законом, перед судом. Разница существенная, хотя юридическая ответственность, конечно, не исключает стыда перед людьми  и мук собственной  совести того человека, который  совершит  правонарушение.

    Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же  и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть  не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

  Виды юридической ответственности зависят  от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную,  дисциплинарную ответственность.

   Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении  по отношению к виновным  уголовных  наказаний – таких,  как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость  уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном    порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении  преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как  по приговору суда.

Правонарушение

        Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь  приносит  вред. Оскорбить кого-нибудь, оклеветать,   угрожать – это  значит совершить  правонарушение. Ударить,  избить кого-то – это тоже правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждение  чужого  имущества,  обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком    правонарушения является антиобщественное поведение, наносящее кому-либо вред и нарушающее закон. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения, правонарушения принято разделять  на два вида:  преступление и проступок.

      Преступлением   признается  виновно  совершенное  общественно опасное  деяние,  запрещенное  уголовным кодексом  под угрозой наказания.

       Как видите, основная  отличительная  черта  преступления – это его особая общественная опасность, особый вред. Поэтому государство  признает  преступления  наиболее  опасным  видом правонарушения  и запрещает  их под страхом наиболее сурового наказания  (лишение  свободы,  конфискация имущества и т.д.). Более того, из-за общественной         опасности закон считает преступлением даже только приготовление  к нему. По действующему в настоящее время законодательству правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет,  а по ряду  преступлений – 14 лет.

       За такие преступления,  как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж,  вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого  транспортного средства, умышленное  уничтожение  или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное  сообщение  об акте терроризма, хищение  либо  вымогательство  оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо  вымогательство наркотических средств или психотропных веществ,  приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность  в соответствии  со статьей  20 Уголовного кодекса  Российской Федерации наступает  с 14-летнего   возраста.

   Проступок – это тоже правонарушение,  хотя  в отличие  от преступления он характеризуется меньшей степенью  вредности, однако  следует  знать,  что проступок это тоже  посягательство на  правопорядок. Пьянство и  дебоши  в общественных  местах, безбилетный проезд,  мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение  авторских  прав, прогул,  опоздание  на работу  и т.д. – все эти действия  наносят  вред другим  людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.

   Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того,  проступок от преступления  отделяет  тонкая, условная  грань - в любой  момент  он может перейти черту закона и стать общественно опасным,  уголовным  деянием.

  1. Право и закон

     Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли  различие между  правом и законом, или они абсолютно совпадают?

    Строго говоря, это очень сложный  вопрос,  над которым человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные  позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон  абсолютно     совпадают,  что любой  принятый закон – это  всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

    Другие доказывают,  что право и закон  не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон, закон, не опирающийся на право. Право  жe – это мера свободы, оно выражает сложившиеся  в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно  перестает  быть правом,  превращается в свою противоположность.

      Несправедливый закон нельзя отнести  к праву. Его так  и  называют –  неправовой закон, а  в народе говорят  «дикий», «драконовский».  Граждане, если они способны защитить свои права, должны  добиваться отмены такого  закона и принятия другого, правового.

      В правовом государстве все законы должны быть  правовыми. Конечно же, правовой закон – великое благо для граждан, ибо он способствует  утверждению  в их жизни  правового  равенства и свободы,  порядка  и справедливости.

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы  и справедливости

     Как известно из курса истории, уже в глубокой древности, когда вместо первобытнообщинного, родового, племенного самоуправления  утвердилось государство, народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу.  Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами    государственного  управления.

    И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда  лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии   со справедливостью.

  Возникла  великая  идея соединения силы государства и cпpaведливости права. Разумно устроенным людям представлялось такое   государство, в котором право поддерживается и защищается самим  государством.  Тогда государство становится справедливым, правовым.

  Если вам посчастливится познакомиться с трудами величайших  мудрецов  античности Платона (427-347  гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве, какие умные, неотразимые  доводы  приводили  авторы в его пользу.

     Платон,  размышляя о государстве  и законе, полагал, что государство  вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение  государства и все блага,  какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель  также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов,  права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного  государства.

  Римского мыслителя Цицерона волновал вoпpoc: где находится  источник  права,  откуда  оно  исходит? И он  пришел к мысли:  источник  права – народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от  природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право – это  естественное  право, оно вытекает из разумной природы человека и всего  окружающего мира как творение божественного разума.

     Мы видим:  философ  убежден, что право человеку никем  не даровано,  оно принадлежит  ему  потому, что он человек. Вот почему оно естественное,          прирожденное право.

   А как соотнести право и власть,  то есть, кто кому должен    подчиняться?  Поиск ответа привел Цицерона к выводам, сблизившим его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

   Замечательная эта мысль опирается прежде всего на идею естественного пpaвa. Государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать и защищать их. Цицерон был убежден, что право появилось раньше, чем государство и писанные им законы.  Именно право стало  источником и основанием государства.  Поэтому государство, сделал он вывод, есть дело  народа (по-латыни             геs populi;  отсюда  произошло слово «республика») и должно подчиняться     праву. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам  народа, его естественному праву только такие законы справедливы. А несправедливые законы, язвительно замечал Цицерон,  заслуживают названия законов не более чем решения, принятые  разбойниками.

             Под действие  закона должны  попадать все, в том числе  и само государство! – таков основной принцип, сформулированный Цицероном.

  Иначе говоря, все должны быть равны перед законом. Принцип  равенства всех перед законом, как нам становится понятно из рассуждений  философа, проистекает из того, что само государство есть общее дело  народа. Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь   защищать свои права. Поскольку свобода, резонно полагал Цицерон, - это естественное  право каждого гражданина, то при защите свободы никто не должен  оставаться  в cтopoнe.

   Завершая разговор об идее соединения  силы  государства и справедливости права,  хочется отметить,  что она  не ocталась лишь теорией  на бумаге. Уже в античной  Греции предпринимались попытки воплотить  ее  в  жизнь.  Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что  освободил всех граждан,   а достиг этого Властью  закона, силу с правом сочетав.  

   Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий  свидетель – сам  Аристотель, с почтением  называвший Солона родоначальником античной демократии.

  Таков  урок  правовой  мудрости: демократия (т.  е.  народовластие)  как наиболее справедливое  устройство государства неотделима от права (справедливости)  и власти  закона, который сам должен  быть основан на  праве,  то есть быть правовым законом. В настоящее время эти уроки стремятся  воплотить в жизнь.

2.2. Власть в правовом государстве

(великие открытия в сфере права)

    Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество  труднейших вопросов:  как  должна быть организована власть    в  государстве, чтобы в обществе был демократический  порядок? Какие у государства должны быть органы власти? Какие задачи они должны выполнять? Как должны  относиться друг к другу различные органы  власти   и   кому  должны подчиняться? Видите, какой огромный круг проблем. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения  задач различных органов власти (кто и что должен  делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

      И тут нас ждут великие открытия.

    Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно  быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов  и судить нарушителей.   Так  родилась   великая   идея,  которая позже будет  названа теорией  разделения  властей.

   С  большой  пользой для  последующих поколений потрудился над  ней  известный французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755).  Всю власть  в государстве он строго разделил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и  судебную  (которая  судит нарушителей закона). 

    Почему необходимо такое строгое разграничение? Монтескье отвечает  четко  и убедительно: чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного  лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания. Очень  волновал Монтескье и вопрос о свободе личности. Прекрасны его рассуждения  по этому  поводу.  Свобода, считал философ, состоит  не в том,  чтобы делать то, что хочется.  Свобода  есть  право  делать все, что дозволено законом. Есть только один путь, утверждал  великий  гуманист, - соблюдать законы.  Другого  пути нет.

    Есть еще один  великий мудрец,  имя которого  нам хорошо  известно: И. Кант.  Доставим себе удовольствие еще раз познакомиться  с его мыслями.  Он считал, что государство – это союз множества  людей  при господстве  права.

  Он даже сформулировал категорический  императив  в сфере государственного  устройства: государство  должно  быть  правовым, с разделением  властей  (кстати, и сам термин  «правовое  государство»    принадлежит именно  Канту).

    Как видим,  в сфере  права, действует  категорический  императив  (категорическое, безусловное  требование), основанный  на понятии долга: как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным  и общепринятым ограничениям – правовым  законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода. В самой сути права заложены  требования  долга  и самоограничения.

  К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались  передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая  учение  о справедливом устройстве  государства.

    Итак, завершаем  краткое знакомство  с великими открытиями  в сфере права.  Идея соединения  силы государства  и справедливости  права – идея   правого  государства – входит  в золотой фонд общечеловеческих  ценностей.

Заключение

    Большие преобразования, которые происходили и происходят в России, непосредственно связаны с формированием демократического общества, развитием правового государства. Именно это имеет принципиальное значение для возрастания роли и обеспечения равного участия граждан в гражданских правоотношениях.  

     Надо отметить, что в настоящее время появляется повышенный интерес к изучению гражданского права. Ведь знание и правильное применение норм Гражданского кодекса – это наиболее главное условие успешного осуществления предпринимательской деятельности и, конечно же, защиты имущественных прав в случае их нарушения.

     Мы должны знать и понимать, что гражданин имеет не только правоспособность, наделен правами и свободами, но и обременен обязанностями, которые необходимо выполнять.

     Приобщение к политической, правовой, нравственной культуре является условием становления свободной и социально ответственной личности.

Используемая литература

  1. Пиляева В.В. гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2003.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Юрид. лит., 1993.
  3. Юридические энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е.Крутских. 3-з изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по главе V "Гражданин. Государство. Право".

Контроль знаний по главе V "Гражданин. Государство. Право". 9 класс...

Зачёт № 1 по темам «Личность и моральная ответственность. Гражданин. Государство. Право»

Зачёт № 1 для 9 класса вечерней школы, два варианта с ответами...

Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»

Сформировать понимание о единстве права и ответственности....

контрольная работа по теме "Гражданин.Государство.Право" для 9 класса

Контрольная работа по теме "Гражданин.Государство.Право" обобщает знания обучающихся полученных при изучении данной главы....

"Я гражданин. Мои права и обязанности».

Деловая игра для старшеклассников....

Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.

Познакомить учащихся  с основными обязанностями  человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

"Право.Гражданин.Государство"

Цели урока: - формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность); - формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств ...