Технологическая карта "Нравственные чувства человека. Совесть и стыд"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Разработка урока по обществознанию 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Обществознание
Класс: 7
Тема занятия: Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Тип занятия: открытия нового знания
Цель урока: сформировать представления у обучающихся о нравственных категориях, как совесть, стыд.
Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся понятия «совесть», «стыд».
Развивающие: умение анализировать ситуации на основе нравственных категорий.
Воспитательные: формирование нравственных качеств, таких как совесть и стыд, умение работать в команде.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: способность ориентироваться в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, обучающиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.
Метапредметные: умения контролировать и оценивать учебные действия, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.
Предметные: в процессе групповой работы обучающимися будут усвоены новые понятия «совесть», «стыд» . При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
Оборудование занятия: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Ход занятия:
№ | Этап урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность школьников | Форма работы | Время работы |
1 | Организационный | Настраивание на психологический настрой школьников | Добрый день, дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения, и наполнит души прекрасными чувствами. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь друг другу! | Приветствуют педагога. Подготовка к занятию и настрой на учебную деятельность. | Фронтальная | 2 мин |
2. | Актуализация полученной информации | Формирование обучения и побуждение к познанию информации для выявления, нового запаса полученных знаний, выявить какие затруднения возникли у школьников на данном этапе. | Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент известного советского мультфильма. - По мотивам, какого стихотворения, мы сейчас посмотрели мультфильм? -Назовите мне автора стихотворения? -Какие понятия, которые мы с вами изучали, показаны в мультфильме? -Что такое мораль? -Что такое нравственность? | Просматривают фрагмент Отвечают на вопрос учителя. Мораль, нравственность | Фронтальная | 5 мин |
3. | Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. | Всегда ли мы ведем себя в соответствии с правилами? Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, навредить человеку, или простить его.
Что же не дает человеку поступить плохо, безнравственно? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Тема урока: Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. | Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопросы учителя. Совесть, стыд | Фронтальная | 4 мин | |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Организация собственной инициативы по изучению со стремлением приобретения нового познания. | Какие ассоциации у вас возникают к слову «Совесть» и «Стыд»? Ребята давайте посмотритм обучающий видеоролик и выясним, что такое совесть и стыд? Из посмотренного видеоролика сформулируйте понятие «совесть» и «стыд». Записывают понятия в тетрадь. А всегда ли вы знаете, как нужно поступать? Сегодня вы будете работать в группах. На столах у вас находятся правила работы в группе. Прошу с ними ознакомится. Распределите между собой обязанности. В конце занятия вы оцените работу своей группы. У каждой группы на столе находятся ситуация. Вам необходимо ее прочитать и проанализировать. Сегодня вы будете работать с ментальной картой. Вспомним алгоритм рабоы с картой. В центре обозначена проблема. Ваша задача предложить возможные варианты данной ситуации и учесть все возможные последствия. Объяснить, почему вы так решили. Перед началом работы обязательно распределите обязанности в группе. Каждая группа выбирает спикера, который будет озвучивать ваш результат. В конце работы каждая группа оценит свою деятельность на уроке. Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1.Парень/девушка вашей мечты. 2.Старый друг. 3.Старушка, которая болезненно выглядит. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? | Обучающиеся называютсвои ассоциации со словом совесть и стыд. Просматривают видеоролик. Совесть – это внутренний самоконтроль человека. Стыд – это сильное смущение, осуждение себя за совершённый поступок или поведение в обществе. Читают ситуацию Составляют интеллект-карту. | Групповая | 15 |
5 | Первичная проверка понимания | Организация деятельности по изучению нового материала. | По окончанию оговоренного времени представители каждой группы представляют по очереди полученные результаты. - Как вы оцениваете свой выбор? -Будет ли у вас спокойна совесть, если вы возьмете в попутчики одного, а других оставите? Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберите старого друга? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку? Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты». Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. | Спикеры групп представляют свою интеллект-карту. | Групповая. | 8 мин |
6 | Рефлексия | Осмысление школьниками результативности деятельности на занятии. | Есть такие ситуации, когда человек должен делать свой выбор. Ситуацию выбора я предлагаю вам сейчас. «Крестики нолики» 1. Выбирая между совестью и злом человек делает моральный выбор 2.Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да). 3. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет). 4.Выполнение норм морали обязательно (нет). 5.Совесть и стыд представляют собой нормы, установленные государством (нет). 6. «Нет ни стыда, ни совести», - так говорят о тех, кто легко и без всяких сомнений совершает дурные поступки. (да) 7. Закон, живущий в нас, называется совестью? (да) 8. У всех людей есть совесть (да) 9. Бессовестному человеку жить легче (нет) 10. «Голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка? (нет). Оцените свою работу на уроке. -О чем мы сегодня говорили на уроке? | Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке. | Фронтальная | 5 мин |
7 | Сведенья о домашнем задании, инструктаж по его исполнению. | - | Параграф 3 читать. Учить понятие: совесть, стыд. Нарисовать, какой вы представляете свою совесть Ребята, спасибо вам за прекрасный урок. Спасибо! До свиданья! | Записывают домашнее задание | Фронтальная | 1 мин |
Приложение №1
https://youtu.be/q-_o5SUOIQQ?feature=shared
Приложение №2
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о чувствах человека?
Дать детям понятие «чувство»....

Нервная система и органы чувств человека.
Тест к учебнику Д.В. Колесов и др. Биология 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. (линия В.В. Пасечника). Содержит 32 вопроса. Требуется определить правильность утверждения, выразив сог...
Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.
На уроке учащиеся должны определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

Практическая работа «Нравственные чувства человека. Стыд и совесть»
Практическая работа по обществознанию 7 класс...