Технологическая карта "Нравственные чувства человека. Совесть и стыд"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Непомнящая Виктория Андреевна

Разработка  урока по обществознанию 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx81.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Обществознание

Класс: 7

Тема занятия: Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

Тип занятия: открытия нового знания

Цель урока:  сформировать представления у обучающихся о нравственных категориях, как совесть, стыд.

Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся понятия  «совесть», «стыд».

Развивающие: умение анализировать ситуации на основе нравственных категорий.

Воспитательные: формирование нравственных качеств, таких как совесть и стыд, умение работать в команде. 

Планируемые результаты обучения:

Личностные: способность ориентироваться в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, обучающиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.

Метапредметные: умения контролировать и оценивать учебные действия, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе.

Предметные: в процессе групповой работы обучающимися будут усвоены новые понятия «совесть», «стыд» . При работе с ситуациями обучающиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

Оборудование занятия: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность школьников

Форма работы

Время работы

1

Организационный

Настраивание на психологический настрой школьников

Добрый день, дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения, и наполнит души прекрасными чувствами.

Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь друг другу!

Приветствуют педагога. Подготовка к занятию и настрой на учебную деятельность.

Фронтальная

2 мин

2.

Актуализация полученной информации

Формирование  обучения  и побуждение к познанию информации для выявления, нового запаса полученных знаний, выявить какие затруднения возникли у школьников на данном этапе.

Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент известного советского мультфильма.

- По мотивам, какого стихотворения, мы сейчас посмотрели мультфильм?

-Назовите мне автора стихотворения?

-Какие понятия, которые мы с вами изучали, показаны в мультфильме?

-Что такое мораль?

-Что такое нравственность?

Просматривают фрагмент

Отвечают на вопрос учителя.

Мораль, нравственность 

C:\Users\Виктория\Desktop\2024-10-17_19-41-13.png

Фронтальная

5 мин

3.

Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Всегда ли мы ведем себя в соответствии с правилами?

Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, навредить человеку, или простить его.

 

Что же не дает человеку поступить плохо, безнравственно?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока: Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Совесть, стыд

Фронтальная

4 мин

4

Первичное усвоение новых знаний

Организация собственной инициативы по  изучению со стремлением приобретения  нового познания.

Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «Совесть» и «Стыд»?

Ребята давайте посмотритм обучающий видеоролик и выясним, что такое совесть и стыд?

Из посмотренного видеоролика сформулируйте понятие «совесть» и «стыд».

Записывают понятия в тетрадь.

А всегда ли вы знаете, как нужно поступать?

Сегодня вы будете работать в группах. На столах у вас находятся правила работы в группе. Прошу с ними ознакомится. Распределите между собой обязанности. В конце занятия вы оцените работу своей группы.

У каждой группы на столе находятся ситуация. Вам необходимо ее прочитать и  проанализировать.

Сегодня вы будете работать с ментальной картой. Вспомним алгоритм рабоы с картой.

В центре обозначена проблема. Ваша задача предложить возможные варианты данной ситуации и учесть все возможные последствия.

Объяснить, почему вы так решили.

Перед началом работы обязательно распределите обязанности в группе. Каждая группа выбирает  спикера, который будет озвучивать ваш результат. В конце работы каждая группа оценит свою деятельность на уроке.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1.Парень/девушка вашей мечты.

2.Старый друг.

3.Старушка, которая болезненно выглядит.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный?

Обучающиеся называютсвои ассоциации со словом совесть и стыд.

Просматривают видеоролик.

Совесть – это внутренний самоконтроль человека.

Стыд – это сильное смущение, осуждение себя за совершённый поступок или поведение в обществе. 

Читают ситуацию

Составляют интеллект-карту.

Групповая

15

5

Первичная проверка понимания

Организация деятельности по изучению нового материала.

По окончанию оговоренного времени представители каждой группы представляют по очереди полученные результаты.

- Как вы оцениваете свой выбор?

-Будет ли у вас спокойна совесть, если вы возьмете в попутчики одного, а других оставите?

Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберите старого друга? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты».

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи.

Спикеры групп представляют свою интеллект-карту.

Групповая.

 8 мин

6

Рефлексия

Осмысление школьниками результативности деятельности на занятии.

Есть такие ситуации, когда человек должен делать свой выбор. Ситуацию выбора я предлагаю вам сейчас.

«Крестики нолики»

1. Выбирая между совестью и злом человек делает моральный выбор

2.Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

3. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

4.Выполнение норм морали обязательно (нет).

5.Совесть и стыд представляют собой нормы, установленные государством (нет).

6. «Нет ни стыда, ни совести», - так говорят о тех, кто легко и без всяких сомнений совершает дурные поступки. (да)

7. Закон, живущий в нас, называется совестью? (да)

8. У всех людей есть совесть (да)

9. Бессовестному человеку жить легче (нет)

10. «Голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка? (нет).

Оцените свою работу на уроке.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

5 мин

7

Сведенья о домашнем задании, инструктаж по его исполнению.

-

Параграф 3 читать. Учить понятие: совесть, стыд. Нарисовать, какой вы представляете свою совесть

Ребята, спасибо вам за прекрасный урок. Спасибо!

До  свиданья!

Записывают домашнее задание

Фронтальная

1 мин


Приложение №1

https://youtu.be/q-_o5SUOIQQ?feature=shared

Приложение №2

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о чувствах человека?

Дать  детям понятие «чувство»....

Бионика органов чувств человека (9 класс)

Представлен поурочный план с презентацией...

Бионика органов чувств человека (9 класс)

Представлен поурочный план с презентацией...

Бионика органов чувств человека (9 класс)

Представлен поурочный план с презентацией...

Нервная система и органы чувств человека.

Тест к учебнику Д.В. Колесов и др. Биология 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. (линия В.В. Пасечника). Содержит 32 вопроса. Требуется определить правильность утверждения, выразив сог...

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны   определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

Практическая работа «Нравственные чувства человека. Стыд и совесть»

Практическая работа по обществознанию 7 класс...