Рабочая программа по Обществознанию (11 класс) (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По обществознанию
Класс: 11 класс.
Уровень образования: (базовый )
Программа разработана и выполнина с программой «Обществознание.
11 класс / Л. Н. Боголюбов,
-М. : Просвещение»
Составитель:
Учитель обществознания и права
Екапор Б. В.
Общая характеристика учебного
предмета (2 часа).
Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как
учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Основные идеи параграфа:
Общество не может развиваться без экономики Экономическая сфера обеспечивает возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.) Экономика определяет государственную политику страны, которая в свою очередь влияет на семьи, рынок труда и жизнь граждан Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования.
Экономика — хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Экономическую деятельность можно измерить. Для этого используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов и процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.
Экономика развивается по своим законам. Однако политика и решения правительства также влияют на экономическое развитие.
Потребители получают выгоду от конкуренции производителей. Чем активнее конкуренция, тем дешевле и качественней производитель делает свой товар (услугу).
Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Часть науки, исследующая экономику как единое целое, называется макроэкономикой. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества. Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности, а также функционирование отдельных рынков и отраслей.
Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год). Наиболее распространённая мера экономического роста — темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен).
Факторами экономического роста являются:
количество и качество природных ресурсов;
количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
объём основного капитала;
новые технологии.
Экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды из-за увеличения доходов населения, повышения уровня жизни.
Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Взаимовыгодный обмен в условиях рынка осуществляется путём удовлетворения потребностей всех его участников. С точки зрения потребителя, это удовлетворение различных его потребностей (например, потребность в одежде). С точки зрения производителя, это потребность в прибыли, в деньгах.
Конкуренция товаропроизводителей благоприятно отражается на потребителях. Они имеют больше выбора, товары разнообразные, отличаются по качеству и цене. В условиях монополии потребитель имеет доступ только к одному виду товара по одной цене, возможно невыгодной для потребителя.
Основная идея параграфа заключается в том, что, хотя ограничения свободы выбора могут принести определённые краткосрочные выгоды, важно сохранять разнообразие и допускать возможность непредсказуемых направлений развития, чтобы обеспечить долгосрочный прогресс и материальное благополучие.
Наибольшую эффективность рыночные отношения показывают в сферах услуг, а также в сфере торговли. Эти сферы наглядно показывают законы работы рынка и его изменения, а также способы воздействия на рынок и потребителя для получения наибольшей прибыли.нём поясняется, что владелец фирмы стремится организовать её деятельность так, чтобы получить доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли. Прибыль появляется в результате превышения выручки от реализации продукции над суммой издержек по всем факторам производства.
Факторами производства являются труд (работники и их квалификация), земля (земельный участок, на котором размещено предприятие), капитал (производственное здание, станки, инструменты). Экономическое процветание любой фирмы обеспечивается не только названными ресурсами, но и ещё одним фактором, связывающим воедино все остальные, — предпринимательскими способностями.
Доход можно получить и не имея капитала. Если человек владеет только определённой специальностью и здоровьем, то он получает вознаграждение за труд в виде заработной платы.
Чтобы увеличить размеры прибыли, владелец предприятия совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов.
В нём, в частности, говорится:
О предпринимательских правоотношениях. Это урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ней некоммерческие отношения.
О предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
О законах, регулирующих предпринимательскую деятельность. Помимо Гражданского кодекса РФ, к ним относятся, например, закон «О защите конкуренции», закон «О техническом регулировании», закон «О саморегулируемых организациях».
О принципах правового регулирования предпринимательства. К ним относятся принцип свободной экономической деятельности, принцип поддержки добросовестной конкуренции, принцип многообразия форм собственности.
Источники предпринимательского права — Конституция Российской Федерации, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, федеральные законы.
В нём рассматриваются финансовые, организационные, управленческие и экономические условия обеспечения успеха в бизнесе.
Некоторые темы параграфа:
Источники инвестирования в развитие бизнеса. В зависимости от формы компании (индивидуальный предприниматель, организация с ограниченной ответственностью или акционерное общество) существуют разные пути финансирования. Например, если это индивидуальный предприниматель, то финансировать развитие может он сам, извлекая на это прибыль от своей деятельности. Если это организация с ограниченной ответственностью, то финансирование на развитие осуществляется её учредителями также из извлекаемой прибыли. Акционерные общества могут получать дополнительные денежные средства, продавая акции (доли) компании.
Финансирование крупного и малого бизнеса. Для малого и среднего бизнеса источниками могут быть сам предприниматель или несколько соучредителей, государственная поддержка и целевые программы, привлечение средств третьих лиц, кредитные организации (банки), вложение в развитие части прибыли и амортизационных отчислений. Для крупного бизнеса финансирование может осуществляться учредителями компании, государством, с помощью привлечения других компаний и физических лиц, банками.
Топ-менеджер и его функции. В параграфе рассказывается о функциях менеджмента: организовать (определить перечень подразделений предприятия, составить штатное расписание или перечень должностей, разработать должностные инструкции для работников разной квалификации), планировать (определить возможные конечные результаты деятельности, разработать стратегию или пути достижения желаемой цели, составить программу деятельности, определить бюджет или установить размер выделяемых материально-технических средств, определить правила поведения сотрудников для достижения цели) и руководить (найти квалифицированных специалистов на все должности, познакомить сотрудников с их местом в структуре организации, вырабатывать у сотрудников необходимые умения и навыки, установить ответственность по результатам, формировать положительное мотивационно-ценностное отношение к труду, заинтересованность в достижении целей организации).
Изучение рынка и успех предприятия. В параграфе говорится, что если предприниматель не изучает рынок, то тогда он производит те товары, которые можно произвести, а не то, что можно продать.
Некоторые положения параграфа:
Роль государства в рыночной экономике. Государство является как одним из субъектов рыночной экономики, так и управляющим институтом. При любом изменении рыночных условий оно должно оперативно вмешаться и ввести новые правила, налоги, нормативно-правовые акты.
Основные методы воздействия государства на экономику. Государство регулирует денежную массу в экономике, влияет на курс национальной валюты и процентные ставки, определяет размер ставки рефинансирования. Для предотвращения краха финансовой системы во время кризисов государство поддерживает резервные фонды и золотые запасы.
Регулирование рынка на законодательном уровне. Государство препятствует появлению монополий, следит за качеством производимых товаров и оказываемых услуг, а также обеспечивает эффективные механизмы регулирования банкротств и судебных споров между предпринимателями.
Производство общественных благ. Государство берёт на себя производство общественных благ, потому что оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства.
Роль финансов в экономике заключается в том, что они позволяют предприятиям и государству финансировать свою деятельность, инвестировать в развитие и обеспечивать стабильность и рост.
Также в уроке говорится о том, что финансы могут служить трём целям:
Предоставление кредита. Кредит стимулирует экономическую активность, позволяя предприятиям получать инвестиции сверх имеющихся у них наличных и безналичных средств, домохозяйствам приобретать жильё, не накапливая всю стоимость заранее, а правительствам сглаживать свои расходы за счёт смягчения циклической структуры налоговых поступлений и инвестирования в инфраструктурные проекты.
Обеспечение ликвидности. Предприятия нуждаются в защите от непредвиденных потребностей в наличных деньгах. Банки являются основными прямыми поставщиками ликвидности, предлагая кредиты и депозиты до востребования, которые могут быть сняты в любое время.
Услуги по управлению рисками. Финансы позволяют предприятиям и домашним хозяйствам объединять свои риски, связанные с рисками финансового рынка и цен на сырьевые товары.
Финансы включают в себя все аспекты, связанные с получением, распределением и использованием денежных средств, включая доходы, расходы, инвестиции и сбережения.
В нём рассматриваются следующие темы:
Рынок труда. Это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Функция рынка труда — распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям производства.
Занятость. Это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
Безработица. Это социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Государственная политика в области занятости. Государство контролирует занятость, чтобы снизить негативные последствия (маргинализация общества, пауперизм, рост преступности, снижение налоговых поступлений). Для этого используются административные, экономические, законодательные и организационные мероприятия.
Международная торговля. Причины её существования, преимущества свободной торговли (отсутствие или значительное снижение пошлин на экспорт или импорт).
«Перелив технологий» в международной торговле. Процесс, при котором одна сторона экономической деятельности приобретает технологии другой стороны, например путём приобщения к новым знаниям, воплощённым в импортированных машинах и оборудовании.
Международное разделение труда. Это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок.
Протекционизм. Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов. 3
Экономическая интеграция. Процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Тематический план (68 ч.)
№ П П / Р / П / | Разделы, темы | Количество часов Примерная или Авторская программа Рабочая программа По классам |
Раздел 1. | Экономическая жизнь общества | 11кл |
§ 1 | Роль экономики в жизни общества | 16 |
§ 2 | Экономика: наука и хозяйство | 4 |
§ 3 | Экономический рост и развитие | 12 |
§ 4 | Рыночные отношения в экономике | 3 |
§ 5 | Фирма в экономике | 5 |
§ 6 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 6 |
§ 7 | Слагаемые успеха в бизнесе | 9 |
§ 8 | Экономика и государство | 3 |
§ 9 | Финансы в экономике | 1 |
§ 10 | Занятость и безработица | 2 |
§ 11 | Мировая экономика | 7 |
§ 12 | Экономическая культура | 7 |
Раздел 2. | Социальная сфера | 12 |
§ 13 | Социальная структура общества | 8 |
§ 14 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 9 |
§ 15 | Нации и межнациональные отношения | 9 |
§ 16 | Семья и быт | 8 |
§ 17 | Гендер — социальный пол | 9 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч)
№ П | Кол во Часов | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Д / Э / Ф П |
1 | 2 часа | Роль экономики в жизни общества | Изучение нового материала (Темы, параграфа) | Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП. | Знать понятия, уметь опред поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в эконом сфере, решать творч задачи по проблемам ориентации в сложных процессах эконом жизни. | § 1 |
2 | 7 часов | Экономика: наука и хозяйство | Комбинированный урок | Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП. | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 2 |
3 | Экономический рост и развитие | Лекция | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 3 | |
4 | Рыночные отношения в экономике | Лекция | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. | Знать понятия, уметь опред поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в эконом сфере, решать творч задачи по проблемам ориентации в сложных процессах эконом жизни | § 4 | |
5 | Фирма в экономике | Лекция | Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП. | Знать понятия, уметь опред поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в эконом сфере, решать творч задачи по проблемам ориентации в сложных процессах эконом жизни | § 5 | |
6 | Правовые основы предпринимательской деятельности | Лекция | Рынок. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 6 | |
7 | Слагаемые успеха в бизнесе | Лекция | Рынок. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 7 | |
8 | Экономика и государство | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 8 | ||
9 | Финансы в экономике | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 9 | ||
10 | Занятость и безработица | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 10 | ||
11 | Мировая экономика | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 11 | ||
12 | Экономическая культура | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 12 | ||
13 | Социальная структура общества | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 13 | ||
14 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 14 | ||
15 | Нации и межнациональные отношения | Лекция | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 15 | ||
16 | Семья и быт | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 16 | |||
17 | Гендер — социальный пол | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 17 | |||
18 | Молодёжь в современном обществе | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 18 | |||
19 | Демографическая ситуация в современной России | Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей | § 19 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ПО 5 БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
«5» — ученик выполнил всё задание правильно.
«4» — ученик выполнил всё задание с 1–2 ошибками.
«3» — ученик часто ошибался, выполнил правильно только половину задания.
«2» — ученик почти ничего не смог выполнить правильно.
«1» — ученик вообще не выполнил задание.
Смысловая интерпретация оценок:
«1» (единица) — знаний по предмету нет совсем, ученик не понимает и не усваивает материал.
«2» (двойка) — знания материала минимальны, допускаются грубые ошибки, устные ответы отсутствуют или не верны.
«3» (тройка) — есть базовое понимание материала, но применять знания на практике без посторонней помощи ученик не может, в устных и письменных работах допускает ошибки.
«4» (четвёрка) — хорошее знание материала, правильные устные и письменные ответы с незначительными ошибками.
«5» (пятёрка) — ученик освоил материал в полном объёме, не допускает ошибок, правильно и уверенно отвечает на вопросы, может самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полно...

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, а так же проверочный материал (тесты) к урокам обобщения....

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) + календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по обществознанию. 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа составлена к учебнику Л.Н. Боголюбова. Содержит пояснительную записку, номативные документы,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 10 класс. базовый уровень.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Базовый уровень. Программа Боголюбова Л. Н ....

рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень
Рабочая программа для 10 класса 1 час в неделю базовый уровень...

