РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Программа имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленность. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на конкретную подготовку к ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. В этой ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Приказ № 52 от 04.04. 2024 г. . | Утверждено Приказом № 52 от 04.04. 2024 г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Обществознание: теория и практика»
2024 – 2025 учебный год
9 класс
Учитель: Толстобова Ольга Ивановна
с. Весеннее, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» по обществознанию для обучающихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.
Программа имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены часы на конкретную подготовку к ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. В этой ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы.
Целью реализации курса «Обществознание: теория и практика» является усвоение содержания учебного предмета «Обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Главные задачи реализации учебного предмета:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимо приятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа согласно учебного плана МБОУ «Весенненская СОШ» на 2024-2025 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы обучения: лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умение выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приѐмами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждѐнности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Особенности ГИА по обществознанию Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.
Человек и общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и еѐ основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.
Сфера духовной культуры . Сфера духовной культуры и еѐ особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Экономика. Экономика, еѐ роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство.
Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно- правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Контроль. Решение КИМ.
Резерв. Итоговое повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
№ пп |
Раздел. Тема | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1-2-3 | Введение. Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию. Кодификатор.Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. | 3 | 03.09 10.09 17.09 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 24.09 | |
5 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Общество» базового уровня. | 1 | 01.10 | |
6 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Общество» | 1 | 08.10 | |
7 | Человек как биосоциальное существо. Человеческая деятельность и еѐ многообразие. | 1 | 15.10 | |
8 | Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. | 1 | 22.10 | |
9 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Личность» базового уровня. | 1 | 05.11 | |
10 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Личность» | 1 | 12.11 | |
11 | Сфера духовной культуры: основные вопросы темы | 1 | 19.11 | |
12 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | 26.11 | |
13 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | 03.12 | |
14 | Тестирование по теме «Человек и общество. Сфера духовной культуры» | 1 | 10.12 | |
15 | Экономика: основные вопросы темы | 1 | 17.12 | |
16 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Экономика» уровня. | 1 | 24.12 | |
17 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Экономика» | 1 | 14.01 | |
18 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Экономика» | 1 | 21.01 | |
19 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 | 28.01 | |
20 | Социальная сфера: основные вопросы темы | 1 | 04.02 | |
21 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Социальная сфера». | 1 | 11.02 | |
22 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | 1 | 18.02 | |
23 | Сфера политики и социального управления: основные вопросы темы. | 1 | 25.02 | |
24 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера политики и социального управления» | 1 | 04.03 | |
25 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера политики и социального управления» | 1 | 11.03 | |
26 | Тестирование по теме «Сфера политики и социального управления» | 1 | 18.03 | |
27 | Право: основные вопросы темы | 1 | 01.04 | |
28 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Право» | 1 | 08.04 | |
29 | Решение заданий формата ОГЭ по теме «Право» | 1 | 15.04 | |
30 | Тестирование по теме «Право» | 1 | 22.04 | |
31 | Итоговая работа в формате ОГЭ | 2 | 29.04 06.05 | |
32 | Разбор заданий итоговой работы | 1 | 13.05 | |
33 | Проведение тренировочных и диагностических работ, итоговое повторение | 1 | 20.05 | |
ИТОГО | 34ч | |||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Сборники для подготовки заданий для проведения занятий
ОГЭ - 2024. Тестовые задания. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2023.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы Интернет
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное
образование
http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет- сообщество учителейистории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика
Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....

Рабочая программа элективного предмета по обществознанию "Обществознание: теория и практика" в 11 классе
Рассчитана на 35 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.Программа также может быть использована для расширения и углубления пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обществознание: теория и практика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обществознание: теория и практика»учебная программа факультативного курса по обществознанию для учащихся 10 классана 2024-2025 учебный год...

