РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Толстобова Ольга Ивановна

Программа имеет научно-познавательную  (обще интеллектуальную) направленность.  Актуальность данной программы  обусловлена тем, что  в программах по обществознанию,  соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены  часы на конкретную подготовку к ОГЭ.  ОГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.  В этой  ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить  реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

гуманитарного    цикла

Приказ № 52 от 04.04.

 2024 г.

.

Утверждено

      Приказом № 52

         от 04.04. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Обществознание: теория и практика»  

2024 – 2025  учебный год

9 класс

Учитель: Толстобова Ольга Ивановна

с. Весеннее, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» по обществознанию для обучающихся  9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

         Программа имеет научно-познавательную  (обще интеллектуальную) направленность.

        Актуальность данной программы  обусловлена тем, что  в программах по обществознанию,  соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены  часы на конкретную подготовку к ОГЭ.  ОГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.  В этой  ситуации внеурочная деятельность позволит обеспечить  реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  

      Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы.

     

Целью реализации курса «Обществознание: теория и практика» является усвоение содержания учебного предмета «Обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.

     

Главные задачи реализации учебного предмета:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимо приятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую  информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа  согласно учебного плана МБОУ «Весенненская СОШ» на 2024-2025 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

                           

                               Формы и методы обучения: лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

                            Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умение выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приѐмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждѐнности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Особенности ГИА   по   обществознанию      Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.

Человек и общество.  Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и еѐ основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.

Сфера духовной культуры . Сфера духовной культуры и еѐ особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Экономика. Экономика,  еѐ  роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство.

Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно- правовая защита жертв вооружѐнных  конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Контроль. Решение КИМ.

Резерв. Итоговое повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

пп

                                   

   Раздел. Тема

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1-2-3

Введение. Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию.  Кодификатор.

Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА.

3

03.09

10.09

17.09

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

24.09

5

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Общество» базового уровня.

1

01.10

6

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Общество»

1

08.10

7

Человек как биосоциальное существо. Человеческая деятельность и еѐ многообразие.

1

15.10

8

Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.

1

22.10

9

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Личность» базового уровня.

1

05.11

10

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Личность»

1

12.11

11

Сфера духовной культуры: основные вопросы темы

1

19.11

12

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера духовной культуры».

1

26.11

13

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера духовной  культуры».

1

03.12

14

Тестирование по теме «Человек и общество. Сфера духовной культуры»

1

10.12

15

Экономика: основные вопросы  темы

1

17.12

16

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Экономика» уровня.

1

24.12

17

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Экономика»

1

14.01

18

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Экономика»

1

21.01

19

Тестирование по теме «Экономика»

1

28.01

20

Социальная сфера: основные вопросы темы

1

04.02

21

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Социальная сфера».

1

11.02

22

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

18.02

23

Сфера политики и социального управления: основные вопросы темы.

1

25.02

24

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Сфера политики и социального управления»

1

04.03

25

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Сфера политики и социального управления»

1

11.03

26

Тестирование по теме «Сфера политики и социального управления»

1

18.03

27

Право: основные вопросы темы

1

01.04

28

Решение заданий формата ОГЭ по теме  «Право»

1

08.04

29

Решение заданий формата ОГЭ по теме «Право»

1

15.04

30

Тестирование по теме «Право»

1

22.04

31

Итоговая работа в формате ОГЭ

2

29.04

06.05

32

Разбор заданий итоговой работы

1

13.05

33

Проведение тренировочных и диагностических работ, итоговое повторение

1

20.05

ИТОГО

34ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Сборники для подготовки заданий для проведения занятий

ОГЭ - 2024. Тестовые задания. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2023.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы Интернет

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное

образование

http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет- сообщество учителейистории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по обществознанию. Теория и практика

Рекомендации по написанию эссе...

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика

Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.Программа также может быть использована для расширения и углубления пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обществознание: теория и практика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обществознание: теория и практика»учебная программа факультативного курса по обществознанию для учащихся 10 классана 2024-2025 учебный год...