Отчёт по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
методическая разработка по обществознанию

Отчёт

 по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания

и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

 по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания

и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В своей работе я, как современный педагог, стремлюсь гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, подбирать образовательные технологии и адаптировать их с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении   воспитательного и  образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии проектной деятельности, дифференцированные, здоровьесберегающие.

Проектная деятельность организована с ориентацией на личность ребенка, реализуя педагогический замысел. Занятия проводятся в системе развивающего обучения. Комплексно используются современные педагогические технологии, приоритет отдаѐтся самостоятельной познавательной деятельности воспитанников - проектной деятельности. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности учащегося и преследую

следующие цели:

  • активизация воспитательного процесса;
  • формирование у воспитанников интереса к творческому решению той или иной задачи;
  • развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, реализуя направления в рамках творческого развития, я предлагаю детям самим экспериментировать с красками, находить новые цвета, оттенки путем их смешивания. Далее провожу беседу, в ходе которой ребята приходят к выводу, что у всех красок разного цвета есть свои оттенки.

Технология проблемного обучения. Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  • сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю еѐ при активном слушании и обсуждении с детьми;
  • я ставлю проблему, а дети самостоятельно или под моим руководством находят решение. Тем самым направляю ребѐнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);
  • ребѐнок ставит проблему, а помогаю еѐ решить. У ребѐнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
  • ребѐнок сам ставит проблему и сам еѐ решает. Я даже не указываю на проблему: ребѐнок должен увидеть еѐ самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы еѐ решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

А также педагогическую проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации стараюсь создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении. Создавая проблемную ситуацию, направляю детей на ее решение, организовывая поиск решения.

Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Игровые технологии.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ученика. Поэтому с ее помощью я, как учитель, могу организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Игра не только вдохновляет детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Игровые технологии включают в себя много методов и приемов организации в форме разнообразных педагогических игр.

Игра, как основная форма организации жизни детей позволяет:

  • выявлять знания, умения, навыки самопознания;

  • формировать коммуникативную культуру детей;
  • формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
  • обучать детей владению, анализу и оценке поведения с точки зрения принятых в обществе эталонов и образцов;
  • развивать умение чувствовать и понимать другого;

-повышать самооценку детей, их уверенность в себе;

  • воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
  • развивать        творческие        способности        и        воображение,        индивидуальное самовыражение детей;
  • развивать любознательность, наблюдательность.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.

В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Считаю, что каждый ребѐнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение обучающихся к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности учителя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих учеников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.

В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:

  • овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного

пространства;

  • формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, родителей;
  • увеличение резервов здоровья.

Здоровьесберегающее обучение включает в себя: проведение тематических физ. минуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение родительских собраний на тему «Режим дня школьника», « Как сохранить здоровье ребѐнка?», « Компьютер и ребѐнок», организацию подвижных игр на прогулках, гимнастику после дневного сна.

Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приѐмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

В своей работе для развития детей подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребѐнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребѐнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

В своей практике использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);
  • Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры - релаксации);
  • Упражнения на развитие эмоциональной сферы;
  • Физкультминутки, динамические паузы;
  • Упражнения для развития правильного дыхания, развитие мелкой моторики рук и т. д.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. 

 ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. 

Использую  следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Информационно-коммуникативные технологии.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Свои достижения в области информационно - компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, районных методических объединениях педагогов, конкурсах районного и областного

уровня.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

В настоящее время в практике использую в основном такие ИКТ-технологии как:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, информационных уголков для родителей, группы (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  • подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
  • создание медиатек, которые представляют интерес и для родителей;

•создание электронной почты, использование для повышения квалификации, аттестации, ведения личного сайта.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Средства информационно-коммуникативных технологий, доступные мне и используемые  в работе:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • DVD плейер
  • Телевизор
  • Фотоаппарат

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Я стараюсь увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, а также стремлюсь «заразить» интересами детей их родителей.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Технология портфолио школьника рассматривается в качестве личных достижений воспитанников в разнообразных видах деятельности (художественно – эстетической, спортивной, участие в конкурсах международного, всероссийского и других уровнях) за время пребывания учащихся в школе. Ведение портфолио позволяют мне как учителю и классному руководителю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в среднем школьном возрасте

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.

Реализация "Образовательной рабочей Программы учителя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами.

Проводя совместные мониторинги «учитель-классрук» выявляются дети (например, которые отстают в развитии). На основании результатов мониторинга разрабатываются индивидуальные маршруты,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятель.

4.1.1. Методическая деятельность в сфере образования4.1.2. Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3.Повышение квалификации педагогов4.1.4. Проектирование уроков на основе применения образ...

Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий.

Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий....

Отзыв о системе работы педагогического работника по совершенствованию методов обучения и воспитания или продуктивному использованию новых образовательных технологий, отражающих результаты деятельности педагога

Глушкова Любовь Петровна работает учителем изобразительного искусства и технологии в МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» с 1981 года. Стаж педагогической деятельности 43 года, в данной школе...

КРИТЕРИЙ 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей п

4.1 Поощрения педагога в межаттестационный период4.2 Методическая деятельность в сфере образования4.3 Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций4.4 Участие в деятел...

«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.

laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитб...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий,транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности

4.1 Поощрение педагога за последние 5 лет4.2 Активное участие (выступление, представление или обобщение опыта, публикации собственных методических разработок, другая активность) потнаправлению деятель...