Отчёт по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
методическая разработка по обществознанию
Отчёт
по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания
и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
по направлению профессиональной деятельности «Совершенствование методов обучения и воспитания
и продуктивного использования новых образовательных технологий» учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В своей работе я, как современный педагог, стремлюсь гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, подбирать образовательные технологии и адаптировать их с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательного и образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии проектной деятельности, дифференцированные, здоровьесберегающие.
Проектная деятельность организована с ориентацией на личность ребенка, реализуя педагогический замысел. Занятия проводятся в системе развивающего обучения. Комплексно используются современные педагогические технологии, приоритет отдаѐтся самостоятельной познавательной деятельности воспитанников - проектной деятельности. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности учащегося и преследую
следующие цели:
- активизация воспитательного процесса;
- формирование у воспитанников интереса к творческому решению той или иной задачи;
- развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, реализуя направления в рамках творческого развития, я предлагаю детям самим экспериментировать с красками, находить новые цвета, оттенки путем их смешивания. Далее провожу беседу, в ходе которой ребята приходят к выводу, что у всех красок разного цвета есть свои оттенки.
Технология проблемного обучения. Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
- сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю еѐ при активном слушании и обсуждении с детьми;
- я ставлю проблему, а дети самостоятельно или под моим руководством находят решение. Тем самым направляю ребѐнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);
- ребѐнок ставит проблему, а помогаю еѐ решить. У ребѐнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
- ребѐнок сам ставит проблему и сам еѐ решает. Я даже не указываю на проблему: ребѐнок должен увидеть еѐ самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы еѐ решения.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
А также педагогическую проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации стараюсь создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении. Создавая проблемную ситуацию, направляю детей на ее решение, организовывая поиск решения.
Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Игровые технологии.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ученика. Поэтому с ее помощью я, как учитель, могу организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Игра не только вдохновляет детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Игровые технологии включают в себя много методов и приемов организации в форме разнообразных педагогических игр.
Игра, как основная форма организации жизни детей позволяет:
- выявлять знания, умения, навыки самопознания;
- формировать коммуникативную культуру детей;
- формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
- обучать детей владению, анализу и оценке поведения с точки зрения принятых в обществе эталонов и образцов;
- развивать умение чувствовать и понимать другого;
-повышать самооценку детей, их уверенность в себе;
- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
- развивать творческие способности и воображение, индивидуальное самовыражение детей;
- развивать любознательность, наблюдательность.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Считаю, что каждый ребѐнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение обучающихся к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности учителя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих учеников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:
- овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного
пространства;
- формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, родителей;
- увеличение резервов здоровья.
Здоровьесберегающее обучение включает в себя: проведение тематических физ. минуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение родительских собраний на тему «Режим дня школьника», « Как сохранить здоровье ребѐнка?», « Компьютер и ребѐнок», организацию подвижных игр на прогулках, гимнастику после дневного сна.
Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приѐмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
В своей работе для развития детей подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребѐнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребѐнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
В своей практике использую следующие здоровьесберегающие технологии:
- Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);
- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры - релаксации);
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- Физкультминутки, динамические паузы;
- Упражнения для развития правильного дыхания, развитие мелкой моторики рук и т. д.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Использую следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Информационно-коммуникативные технологии.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Свои достижения в области информационно - компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, районных методических объединениях педагогов, конкурсах районного и областного
уровня.
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
В настоящее время в практике использую в основном такие ИКТ-технологии как:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, информационных уголков для родителей, группы (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
- создание медиатек, которые представляют интерес и для родителей;
•создание электронной почты, использование для повышения квалификации, аттестации, ведения личного сайта.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Средства информационно-коммуникативных технологий, доступные мне и используемые в работе:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- DVD плейер
- Телевизор
- Фотоаппарат
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Я стараюсь увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, а также стремлюсь «заразить» интересами детей их родителей.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Технология портфолио школьника рассматривается в качестве личных достижений воспитанников в разнообразных видах деятельности (художественно – эстетической, спортивной, участие в конкурсах международного, всероссийского и других уровнях) за время пребывания учащихся в школе. Ведение портфолио позволяют мне как учителю и классному руководителю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в среднем школьном возрасте
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
Реализация "Образовательной рабочей Программы учителя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами.
Проводя совместные мониторинги «учитель-классрук» выявляются дети (например, которые отстают в развитии). На основании результатов мониторинга разрабатываются индивидуальные маршруты,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятель.
4.1.1. Методическая деятельность в сфере образования4.1.2. Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3.Повышение квалификации педагогов4.1.4. Проектирование уроков на основе применения образ...

Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий.
Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий....

Отзыв о системе работы педагогического работника по совершенствованию методов обучения и воспитания или продуктивному использованию новых образовательных технологий, отражающих результаты деятельности педагога
Глушкова Любовь Петровна работает учителем изобразительного искусства и технологии в МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» с 1981 года. Стаж педагогической деятельности 43 года, в данной школе...

КРИТЕРИЙ 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей п
4.1 Поощрения педагога в межаттестационный период4.2 Методическая деятельность в сфере образования4.3 Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций4.4 Участие в деятел...
«Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитбеговой Хадижат Магомедовны.
laquo;Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения обществознанию». (Из опыта работы) учителя обществознания МКОУ «Кудалинская СОШ» Дайитб...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий,транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности
4.1 Поощрение педагога за последние 5 лет4.2 Активное участие (выступление, представление или обобщение опыта, публикации собственных методических разработок, другая активность) потнаправлению деятель...
