Домашнее хозяйство
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Технологическая карта и конспект урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47 КБ | |
| 29.07 КБ | |
| 13.26 КБ | |
| 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Здравствуйте всем! Сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке.
Прошу вас повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня.
Я желаю вам работать дружно, и открыть сегодня на уроке для себя новое и интересное, то, что понадобится вам в жизни.
Предлагаю поучаствовать в викторине, которая посвящена ранее изученному материалу. https://learningapps.org/display?v=pm8qv49j520
Каждый из вас отвечает на один вопрос, в случае неправильного ответа, право переходит другому. ВИКТОРИНА
Все молодцы!
Несколько уроков мы изучаем экономику, давайте еще раз обратим внимание на важные понятия, которые мы раньше изучили! Все понятия выписаны на слайде. (Слайд).
-Скажите, пожалуйста, семья и экономика связаны между собой?
-Какие ассоциации у вас возникают со словом «Семья».
Давайте спросим у мам? (Семья — это любовь, тепло, дом, воспитание, забота, сотрудничество).
- Можем ли мы сравнить государство и семью?
-Что объединяет эти понятия? (объединяют эти два понятия – хозяйство, хозяйство государства и семьи. Что и там, и там есть расходы и доходы).
Семья — это часть нашего общества, со своим маленьким хозяйством. Наше общество состоит из миллионов семей. Если взять отдельную семью, то её можно сравнить с государством: есть его глава – папа, реже мама, министр финансов – мама, заместители, помощники – дедушка, бабушка. И, конечно, есть народ – весёлый, озорной, непоседливый – дети. Каждая семья ведет свое хозяйство.
А что же входит в семейное хозяйство? (Дом, ферма, фирма, сад, машина, огород).
В семье очень важно правильно все распределять, иначе потребности и желания могут быть одни, а осуществить их не будет возможности. Бывает так, что люди допускают много ошибок в ведении своего маленького хозяйства, и семья распадается. Поэтому очень важно говорить о правильном ведении хозяйства.
- Ребята, как думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?(Слайд )
Откройте тетради и запишите тему урока. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО.
Деятельность домашнего хозяйства направлена на удовлетворение потребностей всех членов семьи и повышение ее благосостояния. Любое производство ориентируется на потребности человека. Потребление – конечная цель производства. Основными потребителями товаров и услуг являются домашние хозяйства.
Давайте попробуем сформулировать определение
Домохозяйства. Кто попробует сформулировать понятие? Что оно включает? (Ответы детей)
- Теперь проверим в учебнике, правильно ли мы сформулировали понятие? Откроем стр.50 прочитаем и выписываем это определение.
Домашнее хозяйство бывает разным. По слайду Одиночное (состоящее из одного человека). Семейное домашнее хозяйство (совместно проживающие супруги, родственники, ведущие общее хозяйство, где каждый член семьи стремиться вложить свои силы. Несемейное домашнее хозяйство (совместно проживающие люди, объединяют часть своих средств и совместно обеспечивают условия своей жизни)
Скажите, а какое хозяйство вести легче? Почему? Работают все трудоспособные члены семьи. А с 14 лет, ребенок может оказывать поддержку в бюджет семьи. Как? Заключив, трудовой договор для выполнения легкого труда в свободное от учебы время.
Каждое домохозяйство потребляет товары и услуги, но Ресурсы семьи, как правило, ограничены, их не всегда достаточно для удовлетворения её растущих потребностей.
Посмотрите на картинки из трёх семей, и скажите: в какой из них потребностей будет больше, а в какой меньше? Почему?
Что влияет на семейное потребление? (состав семьи, возраст, размер дохода)
В какой из семей ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) будет больше для удовлетворения потребностей каждого домочадца? Докажите свою точку зрения примерами.
(Слайд).Один немецкий писатель Бертольд Ауэрбах сказал: Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, а умело расходовать - искусство
Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег) Что имел в виду автор?
А откуда берутся деньги? (зарабатывают)
Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет)
А почему? А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).
Для того, чтобы реализовать все потребности семьи необходимы денежные средства, то есть доход.
А каковы источники доходов? ( з/плата, пенсия, государственные выплаты, доходы от собственности, от предпринимат.деятельнсоти и др.)
госуслуги- пособия-показать все-выбираем нужное пособие
ДОХОДЫ это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
Предлагаю самостоятельно подсчитать основной доход семьи Петровых за месяц.
Мама за свой труд повара получает з/плату 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 8000 рублей, а дедушка – 9500 рублей. Дочка учится в университете и получает стипендию 1600 рублей. Какой общий доход семьи за месяц? (54100 рублей)
В этом месяце дочь за плохую успеваемость не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? На сколько? (уменьшились на 1600 рублей)
Папа хорошо работал и получил премию в размере 3000 рублей. Каким сейчас стал семейный бюджет Петровых? (55500 рублей)
Молодцы! С доходами разобрались.
Удовлетворяя все потребности членов своей семьи, семья тратит часть или весь доход, другими словами расходует средства.
Скажите, на что расходуются деньги семьи? (ответы учеников)
Все расходы делятся на обязательные и произвольные. К ним относятся…..
Молодцы!
- Перед вами находится список доходов и расходов семьи.
Ребята, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам? Эталон Слайд
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А сейчас немного разомнемся. Встаём. Я вам буду называть расходы. Если я называю обязательные – вы похлопайте, а если произвольные – потопайте. Начинаем.
Расходы на питание
Покупка жвачки
Оплата за экскурсию
Оплата за газ
Одежда
Лекарства
Налоги
Выплата по кредиту
Молодцы, Похлопайте сами себе!
Мы продолжаем.
Ребята, а доходы и расходы связаны между собой? (Зависят друг от друга?)
- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)
Нужно ли вести учёт доходов и расходов? А для чего?
Правильно, ребята! Каждая семья ведёт учёт доходов и расходов и называется этот учёт Семейным Бюджетом.
Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.
Основная задача при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям.
Предлагаю поработать в группе.
Вам необходимо составить бюджет домохозяйства. Для этого вы должны будите распределить бюджет по статьям, посчитать и сделать вывод.
- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период? (Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)
- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)
- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)
- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)
Мы с вами сегодня учились составлять семейный бюджет. Было сложно? А представьте себе ваших родителей, которые каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их нужно потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь, если родители не всегда покупают вам то, что вы хотите. Это означает, что на данный момент «лишних» денег у родителей нет, они есть, но рассчитаны на что-то другое.
Домашнее задание. Дома вам необходимо будет попробовать рассчитать каждому бюджет своей семьи в документе MS Excel и выслать мне на электронную почту Oksana-school85@mail.ru
Показатели доходов вашей семьи могут быть условны, их можно описать приблизительно. На следующем занятии мы посмотрим, что у вас получилось.
В течении урока вы себя оценивали, поставьте себе оценку за урок.
Всем спасибо!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
с. КлевенкаИвантеевского района Саратовской области»
Учебное занятие
Обществознание 7 класс
Тема «Домашнее хозяйство».
Учитель: Кудрявцева О.Р.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с экономическими особенностями ведения домашнего хозяйства.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие основ финансовой грамотности, осознание значимости рационального потребления и сознательного обращения с финансами для семейного и своего будущего материального благополучия; научатся объяснять смысл понятий «семейный бюджет», «домашнее хозяйство» характеризовать доходы и расходы семьи.
Метапредметные: умение анализировать графическую информацию, касающуюся форм составления бюджета; структурировать информацию с помощью предъявляемых схем; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека; научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, работать по тексту учебника
Личностные: формировать осознание необходимости сознательного отношения к финансам семьи.
Учебно-методическое обеспечение:
- Конституция Российской Федерации, Москва, 2021 г.
- Трудовой кодекс РФ, Москва,2020 г.
- Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2021 г.,
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- проблемный, частично-поисковый – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы.
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. | 1. Приветствие, проверка готовности к уроку. Здравствуйте всем! Сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке. Прошу вас повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно, и открыть сегодня на уроке для себя новое и интересное, то, что понадобится вам в жизни. 2.Ознакомление с оценочным листом | Включаются в деловой ритм урока | ||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний. | Предлагаю поучаствовать в викторине, которая посвящена ранее изученному материалу. Все молодцы! Несколько уроков мы изучаем экономику, давайте еще раз обратим внимание на важные понятия, которые мы раньше изучили! Все понятия выписаны на слайде. -Скажите, пожалуйста, семья и экономика связаны между собой? -Какие ассоциации у вас возникают со словом «Семья». - Можем ли мы сравнить государство и семью? -Что объединяет эти понятия? Семья — это часть нашего общества, со своим маленьким хозяйством. Наше общество состоит из миллионов семей. Если взять отдельную семью, то её можно сравнить с государством: есть его глава – папа, реже мама, министр финансов – мама, заместители, помощники – дедушка, бабушка. И, конечно, есть народ – весёлый, озорной, непоседливый – дети. Каждая семья ведет свое хозяйство. А что же входит в семейное хозяйство? В семье очень важно правильно все распределять, иначе потребности и желания могут быть одни, а осуществить их не будет возможности. Бывает так, что люди допускают много ошибок в ведении своего маленького хозяйства, и семья распадается. Поэтому очень важно говорить о правильном ведении хозяйства. Ребята, как думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Правильно, молодцы, ребята! Откройте тетради и запишите число и тему урока. | Зачитывают вопросы викторины и отвечают на вопросы Выставляют отметки Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Пытаются самостоятельно сформулировать тему. Записывают тему в тетрадь | ||||||||||||||||||||||||
III.Изучение нового материала. | Деятельность домашнего хозяйства направлена на удовлетворение потребностей всех членов семьи и повышение ее благосостояния. Любое производство ориентируется на потребности человека. Потребление – конечная цель производства. Основными потребителями товаров и услуг являются домашние хозяйства. Давайте попробуем сформулировать определение Кто попробует сформулировать понятие? Что оно включает? - Теперь проверим в учебнике, правильно ли мы сформулировали понятие? Откроем стр.50 прочитаем и выпишем это определение. Домашнее хозяйство бывает разным. Одиночное (состоящее из одного человека). Семейное домашнее хозяйство (совместно проживающие супруги, родственники, ведущие общее хозяйство, где каждый член семьи стремиться вложить свои силы. Несемейное домашнее хозяйство (совместно проживающие люди, объединяют часть своих средств и совместно обеспечивают условия своей жизни) Скажите, а какое хозяйство вести легче? Почему? Работают все трудоспособные члены семьи. Согласно Трудовому кодексу с 14 лет, ребенок может оказывать поддержку в бюджет семьи. Как? Заключив, трудовой договор для выполнения легкого труда в свободное от учебы время. Каждое домохозяйство потребляет товары и услуги, но Ресурсы семьи, как правило, ограничены, их не всегда достаточно для удовлетворения её растущих потребностей. Что влияет на семейное потребление? (состав семьи, возраст, размер дохода) В какой из семей ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) будет больше для удовлетворения потребностей каждого домочадца? Докажите с опорой на обществоведческие знания, собственный социальный опыт. Один немецкий писатель Бертольд Ауэрбах сказал: Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, а умело расходовать - искусство Как вы считаете, о чем эти слова? Что имел в виду автор? А откуда берутся деньги? Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? А почему? А для чего вам нужны деньги? Для того, чтобы реализовать все потребности семьи необходимы денежные средства, то есть доход. А каковы источники доходов семьи? Предлагаю самостоятельно решить задачу. Мама за свой труд повара получает з/плату 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 8000 рублей, а дедушка – 9500 рублей. Дочка учится в университете и получает стипендию 1600 рублей. Какой общий доход семьи за месяц? В этом месяце дочь за плохую успеваемость не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? На сколько? Папа хорошо работал и получил премию в размере 3000 рублей. Каким сейчас стал семейный бюджет Петровых? А каким бы он был, если дочь хорошо училась и получила стипендию? Молодцы! С доходами разобрались. Удовлетворяя все потребности членов своей семьи, семья тратит часть или весь доход, другими словами расходует средства. Скажите, на что расходуются деньги семьи? Все расходы делятся на обязательные и произвольные. К ним относятся….. Молодцы! Перед вами находится список доходов и расходов семьи. Ребята, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А сейчас немного разомнемся. Встанем. Я вам буду называть расходы. Если я называю обязательные – вы похлопайте, а если произвольные – помашем им рукой и скажем «пока». Начинаем.
| Слушают и обсуждают, пытаются самостоятельно формулировать определение Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Читают и обсуждают, записывают в тетрадь Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение
Отвечают, доказывают примерами из жизни Знакомятся с высказыванием, анализируют его, аргументировано отвечают на вопросы Называют источники доходов Самостоятельно решают задачу Проверяют и выставляют отметки Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы, называют расходы Выполняют работу в паре, проверяют с эталоном, выставляют отметки в оценочном листе Самостоятельно выполняют задание Работают с оценочным листом Отвечают на вопрос, знакомятся с новой информацией Уголовного Кодекса РФ, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Приводят примеры из истории Знакомятся с военной биографией выпускника школы. | ||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление изученного материала. | Как вы думаете, что помогает нашим защитникам поддерживать боевой дух? Конечно же – это народное творчество: пословицы, поговорки и т.д. Я предлагаю вам поработать в группе и выполнить следующее задание. Сейчас я вам раздам пословицы, в которых я предварительно перемешала начало и конец. Ваша задача соединить их и произнести вслух.
Самооценка учащихся с выставлением отметок в оценочный лист | Выполняют работу в парах Работают с оценочным листом | ||||||||||||||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Почему защита Отечества - это и долг и обязанность? А вы готовы отдать свой долг Отечеству? Выставление оценок | Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||||||
V.Домашнее задание | выяснить, провести исследовательскую работу если ли в вашем лицеи выпускники, которые связали свою жизнь с защитой Отечества. Результаты представить в виде мини проектов. | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
ФИО ______________________________________________
Этапы урока | Вид работы | Критерии оценивания | Баллы |
Повторение изученного ранее | Самостоятельная работа (Викторина) | задание выполнено верно 2 балла - выполнено с ошибкой 1 балл -не выполнено 0 баллов | |
Изучение нового материала | Работа в паре | -активность в работе 1-3 балла | |
-задание выполнено верно 2 балла - выполнено с ошибкой 1 балл | |||
Применение полученных знаний на практике | Работа в группе | - активность в работе группы 1-3 балла | |
-личный вклад в работу группы 1-3 балла | |||
Активность на уроке (3-5 баллов) | |||
Итого баллов: | |||
Норма оценки:
8-11 баллов – оценка «3»
12-16 баллов – оценка «4»
Более 17 баллов – оценка «5»
Моя оценка за урок________
Оценка учителя____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
https://learningapps.org/display?v=pm8qv49j520
Экономика Деньги Доход Блага Заработная плата
Домашнее хозяйство Тема урока:
Домашнее хозяйство (Домохозяйство)– обособленная ячейка общества, состоящая из одного человека или группы людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство Одиночное Семейное Несемейное
В какой семье потребностей будет больше, а в какой меньше? В какой семье ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) будет больше для удовлетворения потребностей каждого домочадца?
Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, а умело расходовать - искусство ( Б. Ауэрбах)
Задача Мама за свой труд повара получает з /плату 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 8000 рублей, а дедушка – 9500 рублей. Дочка учится в университете и получает стипендию 1600 рублей. Какой общий доход семьи за месяц?
Доходы и расходы Доходы Расходы Премия Продукты Заработная плата Квартплата Пенсия Билет в кино Денежный подарок транспортные расходы Пособие на детей Платные медицинские услуги Наследство Налоги Стипендия Оплата электроэнергии Продажа овощей со своего приусадебного участка Оплата телефона
Домохозяйство___________________________________________ № п / п Статьи доходов Сумма, руб Статьи расходов Сумма, руб итого итого Вывод: семейный бюджет положительный/отрицательный … Почему?
Домохозяйство «Дом у озера» Семья из 4-х человек проживает в собственной 3-х-комнатной квартире. Оплата за коммунальные услуги составляет 9 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 28 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 5200, 0 рублей в месяц. Старший сын учится в институте на платной основе, оплата за обучение - 8 200,0 рублей в месяц. Три раза в неделю он подрабатывает в доставке продуктов и получает 26 000,0 рублей в месяц. Средний сын готовится к ЕГЭ и два раза в неделю занимается с репетитором по математике, стоимость составляет 1200,0 рублей за одно занятие, также он питается в своей школе за 134,0 рубля в день в течение 5 дней. Младшая дочь посещает детский сад, стоимость за который составляет 2 600,0 рублей в месяц. Папа зарабатывает 68 000,0 рублей, мама подрабатывает репетитором по английскому языку и получает 32 000,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году. У семьи есть ещё одна квартира, которая сдается в аренду за 18 000,0 рублей в месяц.
Домохозяйство «Дом у залива» Семья из 4-х человек проживает в собственном доме с огородом. Оплата за коммунальные услуги составляет 3 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 25 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 7500, 0 рублей в месяц. Старший сын учится бесплатно в институте на программиста. Он с друзьями решил поехать на концерт известной рок группы и купил билет на концерт стоимостью 15 000 рублей. Дочь учится в 7 классе, питается в школьной столовой за 129,0 рублей в день в течение 4 дней в месяц. В семье проживает бабушка, которая нуждается в постоянном уходе. Бабушка получает пенсию 16000,0 рублей, из которых 9 000,0 рублей в месяц тратятся на лекарства. Мама по специальности медицинская сестра, но не работает, так как ухаживает за бабушкой. Папа зарабатывает 35 000,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году.
Статья 7 Конституции РФ 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Домашнее задание Параграф 6 Выучить терминологию Попробовать рассчитать каждому бюджет своей семьи в документе. Показатели доходов вашей семьи могут быть условны , их можно описать приблизительно. MS Excel и выслать мне на электронную почту Oksana - school 85@ mail . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства"
Разработка урока включает в себя план урока, презентацию, карточки задания к практической работе...
Учимся помогать вести домашнее хозяйство
урок по обществознинию для 6 класса по Боголюбову...

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» 5-9 кл
Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» позволяет уделить внимание не только формированию правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейного бюджета, готовности к выполн...
Экономика и управление домашним хозяйством
В учебном пособии использованы материалы ведущих специалистов, изучающих проблемы семьи и окружающего социума. Затронуты вопросы, касающиеся экономической политики государства в области решения ...

Деловая игра "Экономика семьи и домашнего хозяйства"(открытое занятие)
открытое занятие с воспитанниками группы (7-8 кл) на тему "экономика семьи и домашнего хозяйства" в форме деловой игры...

Перечень ЦОР к разделам программы по предмету «Технологии ведения домашнего хозяйства»
Перечень ЦОР к разделам программы по предмету «Технологии ведения домашнего хозяйства»...

