Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» 5-9 кл
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Плетнева Юлия Александровна

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» позволяет уделить внимание не только формированию правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейного бюджета, готовности к выполнению профессиональных проб с целью профессионального самопознания, но и развитию мелкой моторики рук, координации движений, внимательности, глазомера, пространственного мышления с учётом психологических особенностей контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_khozyaistvo_2012g.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Работая на протяжении ряда лет в коррекционной школе- интернате, с особым контингентом  учащихся  /это и дети- сироты, и дети из неблагополучных семей и т.д./ все большее число педагогов приходит к выводу: работа по традиционной программе не дает достаточной подготовки  воспитанникам для их дальнейшей  самостоятельной жизни, ведения домашнего хозяйства. На это оказывают влияние следующие факторы:

  • Выключенность детей-сирот из естественной системы человеческих отношений;
  • Воспитанники интерната чаще имеют негативный пренатальный опыт, а значит, неадекватно воспринимают окружающий мир (повышенная зависимость от окружающих, незащищенность и одновременно недоверчивость);
  • Хроническое состояние психологической перегрузки, психоэмоционального напряжения;
  • Отсутствие необходимых умений, навыков и форм общения на фоне неполноценного, однотипного, однообразного и вынужденного общения с ограниченным кругом взрослых и сверстников.

Кроме общих задач предмета «Технологии», учитываемых в соответствии с программой образовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение  5-11 классы», рекомендованной Министерством образования и науки РФ 2008г, рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» позволяет уделить внимание не только формированию правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейного бюджета, готовности к выполнению профессиональных проб с целью профессионального самопознания, но и  развитию мелкой моторики рук, координации движений, внимательности, глазомера, пространственного мышления с учётом психологических особенностей контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель модифицированного курса.

        В целях оптимизации образовательного процесса, развития вариативности и индивидуализации обучения, реализации основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. модифицированная  программа «Домашнее  хозяйство» позволяет улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, подготовить разносторонне развитую личность, способную к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Также она предполагает:

-полнее использовать имеющуюся учебно-материальную базу;

-эффективнее формировать  технологическую, экономическую, экологическую, социальную культуру воспитанников  с учетом их интересов и социокультурных условий жизни региона;

-включение в содержание разделов материал, отражающий  возможности народных промыслов;

-подсчитывать затраты на изделие, учитывая стоимость используемых материалов.

Задачи учебного предмета.

В процессе преподавания предмета «Домашнее хозяйство»  должны быть решены следующие задачи:

  • Привитие детям любви и привычки к труду;
  • Развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворение его результатами;
  • Понимание роли труда в жизни людей;
  • Ознакомление с материалами и ручными инструментами , применяемыми в быту и получение навыков ручной работы;
  • Привитие воспитанникам  навыков аккуратности, бережливости, трудолюбия- качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой -реализовывать личные устремления;
  • Знакомство с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, в которых нуждается Подмосковье;
  • Осуществление оптимального выбора воспитанниками своей будущей карьеры с учетом реальной обстановки на рынке труда;
  • Получение начальной профессиональной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.

                                 

Содержание программы

5 класс.     70 часов  в год.

Вводное  занятие.   1 час.

    Содержание и задачи  курса «Домашнее хозяйство». Культура  поведения в семье. Основы семейного уюта. Выражение уважения и заботы о членах семьи. Распределение обязанностей в семье.

Кулинария:

Физиология  питания.   1 час.

   Общие сведения о процессах пищеварения и усвояемости пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Содержание витаминов. Суточная потребность в витаминах. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.

Блюда из овощей.   4 часа.

     Соблюдение кулинарных правил при кулинарной обработке продуктов  для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

      Виды овощей, используемые в кулинарии. Методы определения качества овощей. Содержание в овощах белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Их сохранность в процессе хранения и кулинарной обработки.

      Правила первичной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы их предотвращения.. Способы и безопасные приемы нарезки овощей.

         Технология приготовления салатов из свежих овощей. Виды заправок (растительное масло, столовый уксус, майонез, сметана).

         Виды тепловой обработки овощей (варка, жаренье, тушение, припускание). Способы варки овощей, их преимущества и недостатки. Время варки, способы определения готовности. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей.

                                    Практические работы.

  1. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

        2. Приготовление салата из свежих овощей.

        3. Приготовление блюда из вареных овощей.

        4. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

Блюда  из  яиц.   2 часа.

     

        Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц, способы определения готовности. Способы крашения яиц к Пасхе. Подготовка яиц к покраске. Время крашения.

                             Практическая работа.

        Приготовление двух блюд из яиц.

Бутерброды.   2 часа.

       

         Виды бутербродов: открытые, закрытые, закусочные (канапе).

Особенности технологии приготовления различных видов бутербродов. Подсушивание хлеба в жарочном шкафу или тостере для бутербродов канапе и применение пластмассовых вилочек и шпажек. Условия и сроки хранения бутербродов.

                             Практические работы.

        1. Нарезать хлеб для бутербродов.

        2. Приготовление бутербродов различных видов.

Горячие напитки.   2 часа.

        Виды горячих напитков. Способы заваривания чая и трав. Кофе молотый и в зернах. Кофемолки и кофеварки. Технология приготовления. Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

                             Практическая работа.

        Приготовление горячих напитков.

Сервировка стола к завтраку.   1 час.

        Составление меню на завтрак. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом. Подача блюд к столу. Правила подачи горячих напитков.

                             Практическая работа.

        Сервировать стол к завтраку.

Заготовка продуктов.   1 час.

       

        Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов (консервирование, маринование, сушка, соление, квашение, замораживание, копчение и вяление). Способы хранения запасов. Устройство погреба. Сбор и заготовка лекарственных трав.

                             Практическая работа.

        1. Сушка лекарственных трав.

        2. Замораживание фруктов в домашнем холодильнике.

Интерьер кухни  и  столовой.   2 часа.

       

        Требования, предъявляемые к интерьеру кухни. Оборудование кухни и уход за ним. Посуда, приборы для сервировки стола. Чистка посуды из металла, стекла, керамики, дерева. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками.

        Санитарное состояние кухни. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

                             Практическая работа.

        Чистка посуды из металла и стекла.

Гигиена девушки. Косметика.   2  часа.

       

        Гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. Особенности ухода за разными типами кожи. Средства борьбы с потливостью. Положительное и отрицательное воздействие

Солнечного загара. Профилактическая защита кожи.

Рукоделие. Изонить.   8 часов.

        Материалы, используемые в работе: нитки (обычные швейные, мулине, ирис), игла, картон, шило, циркуль, линейка, ножницы. Три основных приёма работы: заполнение угла, окружности, овала. Изготовление шаблонов для работ в технике «изонить».

                             Практическая работа.

  1. Изготовление работ в технике « изонить » по готовым шаблонам.
  2. Творческая работа.

Ручные  работы.   4 часа.

     

           Прямые стежки. Строчки, выполненные прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, строчки для образования сборок, копировальная.

                             Практическая работа.

        Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Элементы  материаловедения.   2 часа.

       

        Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические (прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость), технологические (осыпаемость, усадочность), эксплуатационные (износостойкость, растяжимость). Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей.

                             Практическая работа.

        1. Изучение свойств нитей основы и утка.

        2. Определение лицевой  и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

Элементы машиноведения:

Работа на швейной машине.   10 часов.

       

         Правила безопасной работы с ручными инструментами  на универсальной швейной машине с ручным приводом.

        Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Намотка ниток на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка длины стежка.

                             Практическая работа.

        1. Упражнения на швейной машине без ниток.

        2. Намотка нитки на шпульку.

        3. Заправка верхней и нижней нитей.

        4. Выполнение машинных строчек  на ткани по намеченным линиям.                

        5. Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка.

Изготовление рабочей одежды.  

Конструирование и моделирование фартука  4 часа.

        Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды. Фигура человека и её измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою.

                             Практические работы.

        1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

        2. Построение чертежа фартука.

        3. Подготовка выкройки фартука к раскрою.

Технология изготовления фартука.   10 часов.

        Подготовка ткани к раскрою ( определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учётом припуска на швы.

        Инструменты для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Обработка деталей кроя. Способы распускания швов.

        Сборка изделия ( скалывание, смётывание, стачивание). Определение местонахождения карманов.

        Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

                             Практические  работы.

        1. Экономная раскладка выкройки фартука на ткани и раскрой.

        2. Обработка деталей кроя.

        3. Обработка карманов и бретелей.

        4. Соединение деталей кроя стачными и настрочными швами.

        5. Выполнение отделочных работ.

        6. Влажно-тепловая обработка изделия.

        7. Определение качества готового изделия.

Уборка  квартиры.   10 часов.

       

        Правила безопасности труда.

        Чистка дорожек и ковров. Уход за полами, покрытыми линолеумом и облицовочной плиткой.

        Оборудование вашей комнаты. Уход за сантехоборудованием.

        Проведение генеральной уборки квартиры..

        Польза комнатных цветов. Уход за комнатными растениями. Особенности выращивания некоторых из них. Цветы на балконе. Уголок пряных растений на балконе. Вредители и болезни растений.

        Выращивание цветов в теплицах. Выращивание цветов из семян. Оформление клумб. Удобрения для цветов.

        Виды букетов. Искусство дарить цветы. Вазы для цветов.

                             Практические работы.

        1. Чистка ковров вручную и с помощью пылесоса.

        2. Использование моечных средств для обработки полового настила.

        3. Прочистка раковины вантозом. Мойка раковин и ванн чистящими и дезинфицирующими средствами.

        4.Генеральная уборка спален и игровых.

        5. Уход за комнатными растениями.

        6. Выращивание цветочной рассады и формирование клумб.

Уход за одеждой  и обувью.   2 часа.

       

        Уход за одеждой из хлопчатобумажных и шерстяных тканей. Уход за платьем (стирка и глажение). Удаление пятен с одежды. Подготовка шерстяных и меховых изделий к хранению. Защита от моли. Условия хранения. Чехлы для одежды из полиэтиленовой пленки и других материалов. Приемы ухода за  обувью.

                             Практические работы.

        1. Стирка изделий из различных видов ткани (использование моющих и отбеливающих средств).

        2. Глажение блузок, мужских сорочек, брюк, трикотажной одежды.

        3. Удаление пятен с одежды.

        4. Приемы ухода за обувью.

 

Дополнительное время  2 часа.

        Экскурсия в тепличное хозяйство. Знакомство с профессией цветовода.

   

6 класс.     70 часов в год.

Вводное занятие.   1 час.

        Влияние промышленного и сельскохозяйственного производства на состояние водоёмов. Способы очистки воды. Бытовое фильтрование воды. Виды фильтров.

Кулинария:

Физиология питания.   1 час.

        Рациональное питание. Питательная ценность продуктов и блюд. Таблица калорийности отдельных продуктов.

                             Практическая работа.

        Составление меню, обеспечивающего суточную энергетическую потребность организма.

Блюда из молока.   2 часа.

        Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды кисломолочных продуктов( простокваша, сметана, ряженка, кумыс, йогурт и т.д.). Ассортимент питьевого молока. Условия и сроки его хранения. Кипячение и пастеризация – методы обеззараживания молока.

        Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами, кипящими жидкостями, маслом, жиром. Организация рабочего места.

        Санитарно – гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Молочные супы и каши из обыкновенного и консервированного молока. Посуда для варки молочных блюд.

                             Практические работы.

        1. Кипячение молока.

        2. Приготовление молочного супа или каши.

Блюда из рыбы.   2 часа.

      Пищевая ценность рыбы для организма человека. Условия и сроки хранения рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методы определения качества рыбы( по запаху, цвету жабр, по глазам и др. ).

        Санитарные требования к помещению кухни и к кухонному инвентарю. Санитарные условия первичной обработки рыбы.

        Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки ( очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка).

        Технология приготовления рыбной котлетной массы. Роль панировки и её приготовление.

        Способы тепловой обработки рыбы. Знакомство с видами жаренья: обжаривание, поджаривание, жаренье во фритюре.

        Виды растительных масел. Оборудование, посуда, инвентарь для жаренья.

        Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

                             Практические работы.

        1. Определение свежести рыбы органолептическим методом.

        2. Определение срока годности рыбных консервов.

        3. Первичная обработка свежемороженой рыбы.

        4. Приготовление блюд из рыбы.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.   2 часа.

       

        Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких, жидких каш. Технология приготовления блюд из каш: запеканок, крупеников, котлет, биточков и т.д. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Правила приготовления блюд из бобовых.

        Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке.

        Посуда и инвентарь, используемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу.

                             Практические работы.

        1. Приготовление блюда из крупы.

        2. Приготовление блюда из макаронных изделий.

Блины, оладьи, блинчики.   2 часа.

        Первичная обработка муки. Способы приготовления теста. Пищевые  разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий, блинчиков.

                             Практическая работа.

        1. Выпечка оладий с яблоками.

        2. Приготовление блинчиков с творогом.

Сладкие блюда (компоты и кисели).   2 часа.

       

        Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Приготовление киселей различной консистенции. Виды крахмала (картофельный, кукурузный, пшеничный, рисовый) и его свойства. Условия сохранения витаминов при первичной  и тепловой обработке фруктов и ягод.

                              Практическая работа.

        1. Приготовление компота из сушеных фруктов.

        2. Кисель из клюквы.

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.   2 часа.

        Составление меню на ужин из двух – трёх блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Приборы и посуда для ужина. Правила подачи десерта. Правила приёма гостей. Приглашения. Как дарить и принимать цветы и подарки. Освещение и музыкальное оформление ужина. Семейный уют.

                             Практическая работа.

        Сервировка стола к ужину.

Интерьер жилого дома.   2 часа.

        Понятие о композиции в интерьере. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Современные материалы в отделке квартиры. Подбор штор, ковров, обоев, мебели и т.д. Значение предметов ручного труда в интерьере.

        Естественное и искусственное освещение. Санитарно – гигиенические требования к уборке жилых помещений. Повседневная и генеральная уборка. Влажная и сухая уборка, мойка окон и т.п. Применение бытовой техники ( полотёр, пылесос ).

        Подготовка жилья к зиме.

                             Практическая работа.

        Утепление окон и дверей.

Гигиена девушки. Косметика.   2 часа.

        Общие сведения о волосах. Средства и инструменты для ухода за волосами. Виды причёсок. Подбор причёски с учётом типа и структуры волос. Общие сведения из истории причёски, косметики. Единство стиля костюма, причёски, косметики. Повседневная и праздничная косметика.

        Экскурсия в салон красоты. Знакомство с профессией косметолога и визажиста.

Элементы материаловедения.   2 часа.

       

        Натуральные волокна животного происхождения (шерсть, шёлк, пух ). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон. Дефекты ткани.

        Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. Сведения об ассортименте тканей.

                             Лабораторно – практическая работа.

        Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка, шерсти.

Работа на швейной машине.   14 часов.

        Назначение и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины с ручным приводом ( длина стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей ). Регулировка качества машинной строчки путём изменения натяжения верхней и нижней нитей.

        Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной её установкой.

        Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

                             Практическая работа.

  1. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
  2. Замена иглы в швейной машине.

Ремонт одежды.   2 часа.

        Ремонт подкладки и карманов. Виды фурнитуры при пошиве белья и верхней одежды. Приёмы отпарывания и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк.

                             Практическая работа.

  1. Пришивание пуговиц, крючков и т.п.
  2. Ремонт карманов.

Конструирование ночной сорочки.   6 часов.

        Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к выбираемой ткани. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки, их условные обозначения. Прибавки на свободу облегания. Формулы для расчёта конструкции ночной сорочки. Определение расхода ткани.

        Последовательность построения чертежа ночной сорочки в тетради в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

        Моделирование путём изменения формы выреза горловины, формы рукава, длины изделия.

                             Практические работы.

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Расчёт конструкции ночной сорочки по формулам.
  3. Построение основы чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
  4. Подготовка выкройки к раскрою.

Технология обработки плечевого изделия.   12 часов.

        Условные графические обозначения на выкройке. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Технология раскроя. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Скалывание и смётывание деталей.

        Примерка и исправление выявленных дефектов изделия. Стачивание деталей запошивочным или двойным швом.

                             Практическая работа.

  1. Обработка техники выполнения швов на лоскутках ткани.
  2. Выполнение краевого и запошивочного швов с применением лапки – запошивателя.
  3. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком и раскрой.
  4. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
  5. Обработка деталей кроя.
  6. Скалывание и смётывание деталей кроя.
  7. Проведение примерки, исправление дефектов.
  8. Стачивание деталей.

Мягкая игрушка.    14 часов.

        Материалы и инструменты: набор игл, нитки разного цвета и толщины, проволока для каркаса, калька, клей и т.д.

        Работа с выкройками: уменьшение и увеличение, комбинирование. Условные обозначения.

        Подбор материалов. Цветовое решение игрушки. Раскрой деталей. Виды швов, используемые при изготовлении игрушек: «вперёд  иголку», «назад иголку», «через край», «зигзаг», стыковочный, петельный, потайной. Набивка деталей, сборка  и оформление игрушки.

                             Практическая работа.

  1. Изготовление выкройки.
  2. Изготовление игрушки по выбору.

Дополнительное время.   2 часа.

        Экскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессией швеи.

7 класс.     70 часов в год.

Вводное занятие.   1 час.

       

         Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, ядохимикатами, пестицидами и т.п., их влияние на качество пищевых продуктов. Добавки к пищевым продуктам ( наполнители, консерванты ).

        Производство экологически чистых продуктов. Штрих коды, специальные логотипы.

Кулинария:  

Физиология питания.   1 час.

        Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при отравлениях.

Блюда из творога.   4 часа.

        Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.

        Ассортимент творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Блюда из творога. Пасха сырая и отварная.

                             Практические работы.

  1. Приготовление творога из простокваши.
  2. Приготовление блюда из творога.
  3. Приготовление творожной пасхи.

Блюда из мяса.   4 часа.

        Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой обработки изделий из мяса для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

        Значение и место мясных блюд в питании. Схема разделки туши и кулинарное использование её частей. Сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов.

        Правила оттаивания мороженого мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при первичной обработке мяса и приготовление мясных полуфабрикатов. Знакомство с составом котлетной массы.

        Способы варки и жаренья мяса и мясных полуфабрикатов. Блюда из рубленого мяса. Время жаренья и способы определения готовности блюда.

                             Практические работы.

        1.Приготовление натуральной рубленой массы из мяса.

        2.Приготовление котлет отбивных и натуральных.

3.Приготовление мясных блюд.

Солёное тесто.   2 часа.

        История возникновения поделок из солёного теста. Материалы и приспособления для украшений из солёного теста ( мука, соль, вода, клей, краски, лак, приспособления ). Общие этапы изготовления и обработки изделий: приготовление теста, окрашивание теста, сушка, подрумянивание, глазурование, раскрашивание, лакирование.

                             Практическая работа.

  1. Изготовление солёного теста.
  2. Изготовление простейших поделок из солёного теста.

Заготовка продуктов.   2 часа.

        Приготовление различных продуктов: варенья, джема, повидла. Соблюдение рекомендуемых режимов и приёмов варки варенья. Концентрация сахара в сахарном сиропе. Способы определение готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение.

        Технология приготовления джема, повидла. Посуда для первичной обработки ягод и фруктов, приготовления варенья, повидла и др..

        Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром ( лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

                             Практические работы.

  1. Варенье из яблок.
  2. Повидло из яблок.

Оборудование кухни.   2 часа.

        Пользование холодильником, морозильной камерой. Газовые и электрические плиты. Средства для чистки плит и конфорок. Необходимый набор кухонной посуды ( сковороды, дуршлаг, сито, тёрки, половники, доски для нарезания, ножницы, рыбочистки, набор ножей, кастрюля – скороварка ).

                             Практическая работа.

  1. Приготовление топлёного молока в скороварке.

Элементы материаловедения.   2 часа.

        Искусственные и синтетические ткани. Технология производства и свойства тканей из химических волокон. Применение тканей из искусственных и синтетических волокон в быту и промышленности. Краткие сведения об ассортименте тканей.

                             Лабораторно – практическая работа.

        Определение свойств тканей из искусственных волокон.

Элементы машиноведения:

 

Швейная машина с ножным приводом.    8 часов.

 

        Посадка и положение рук при работе на швейной машине с ножным приводом. Ножной привод. Подготовка швейной машины к работе. Приспособление для намотки ниток. Различные виды соединительных швов: стачной, настрочной, расстрочной, накладной и запошивочный. Использование этих швов. Терминология машинных работ.

                             Практическая работа.

  1. Подготовка швейной машины к работе.
  2. Намотка ниток на шпульку.
  3. Выполнение машинных швов.

Конструирование и моделирование прямой юбки.          

  6 часов.

        Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к лёгкому женскому белью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок.

        Чтение чертежа. Мерки, необходимые для построения основы чертежа. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки на свободу облегания.

        Последовательность изготовления чертежа юбки. Расчётные формулы. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 в тетради и в натуральную величину.

        Разновидности юбок по силуэту. Моделирование юбки.

                             Практические работы.

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Расчёт конструкции юбки по формулам.
  3. Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
  4. Подготовка выкройки к раскрою.

Технологии обработки.   6 часов.

       

         Назначение соединительных швов: настрочного ( с открытым срезом, с одним закрытым срезом ), шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами. Технология выполнения и условные графические обозначения.

        Подготовка ткани к раскрою. Обмеловка. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке   (скалывание и смётывание). Выявление и исправление дефектов.

                             

                        Практические работы.

  1. Отработка техники выполнения соединительных швов на лоскутках ткани.
  2. Раскладка выкройки на ткань.
  3. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
  4. Обработка деталей кроя.
  5. Скалывание и смётывание деталей кроя.
  6. Проведение примерки, исправление дефектов
  7. Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка изделия.
  8. Определение качества готового изделия.

Рукоделие:

Основы бисероплетения.   14 часов.                                                                                    

        Обчие сведения о бисере ( история бисера, материалы и инструменты, подготовка к работе, цветоведение и композиция ). Виды работ из бисера ( низание, ткачество, вышивка бисером ). Простые и сложные цепочки, плотные и ажурные, однорядные и многорядные.

        Виды современных украшений из бисера. Простые изделия из бисера ( простые и сложные цепочки, гривны, воротники, ожерелья, колье, монисто ). Организация рабочего места.

                             Практическая работа.

  1. Плетение цепочек различными способами.
  2. Отработка приёмов плетения ( веточки, уголки, подвески ).
  3. Плетение воротничка по выбору.

Уход за одеждой. Ремонт одежды.   2 часа.

        Уход за бельём, ремонт белья. Уход за изделиями из джинсовой и вельветовой тканей.

        Способы пришивания пуговиц к верхней одежде. Штопка. Способы поднятия петель на трикотажных изделиях.

                             Практическая работа.

  1. Штопка одежды и белья.
  2. Поднятие петель на трикотажных изделиях.

Вязание крючком.   10 часов.

Техника выполнения цепочки из воздушных петель. Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические условия труда во время работы. Техника выполнения вязаного полотна. Техника выполнения полотна по схеме.

                Практическая работа.

  1. Выполнение цепочки воздушных петель.
  2. Выполнение образца узора вязаного полотна столбиками без накида.
  3. Выполнение образца узора вязаного полотна столбиками с накидом.
  4. Выполнение образца узора вязаного полотна по схеме.

Гигиена девушки. Ароматерапия.   6 часов.

        Древнее искусство – ароматерапия. Приготовление и использование масел.

        Самомассаж. Ванны для рук и ног. Паровые ингаляции.

        Ароматизация помещений:

  • ароматическая смесь,                                                
  • горелки для масел,
  • горячая вода,
  • предметы аромотерапии.

Особенности и свойства масел. Просмотр видеоуроков « Ароматерапия »

                             Практические работы.

  1. Приготовление аромалампы.
  2. Самомассаж.

8 класс.     70 часов.

Вводное занятие.   1 час.

        Оформление сводных таблиц «Продолжительность тепловой обработки пищевых продуктов», «Сравнительная таблица веса и меры некоторых продуктов».

Физиология питания.   1 час.

        Жиры- необходимый компонент рационального питания.

Растительные жиры: соевое масло, подсолнечное масло, оливковое масло и др.

Животные жиры: маргарин, сливочные жиры, др.

Кулинария:

Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека.    2 часа.

        Химический состав хлеба. Организация рабочего места для приготовления изделий и блюд из теста. Правила безопасности труда. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления изделий из теста ( для замеса, разделки, выпечки ).

        Санитарно – гигиенические требования. Виды теста: густое и жидкое, дрожжевое и пресное, сдобное и не сдобное.

        Продукты, используемые для приготовления теста: мука, вода, дрожжи, соль, жиры, сахар, яйца. Разрыхлители теста.

                             Лабораторно – практическая работа.

        Определение доброкачественности муки органолептическим методом.

Бездрожжевое тесто.   2 часа.

      Изделия из бездрожжевого теста ( блины, домашняя лапша, вареники, хворост ). Требования к качеству блюд, приготовленных из бездрожжевого теста. Способы приготовления фарша. Фарш для пельменей и вареников.

                           

                              Практическая работа.

  1. Приготовление вареников с творогом.
  2. Оценка качества.

Бисквитное тесто.   2 часа.

        Характеристика бисквитного теста. Продукты для приготовления бисквитов. Требования к качеству бисквитного теста и готового бисквита. Виды и причины дефектов бисквита.

                             Практическая работа.

  1. Приготовление шарлотки с яблоками.
  2. Оценка качества приготовления блюда.
  3. Объяснение причин возможных дефектов.

Песочное тесто.   2 часа.

        Температура и продолжительность выпечки песочных изделий. Требования к качеству песочного теста и готового продукта. Виды и причины дефектов песочного изделия.

  1. Изготовление песочного печенья.
  2. Оценка качества.

Дрожжевое тесто.   2 часа.

        Способы замеса дрожжевого теста: опарный и безопарный. Разделка теста. Изделия из дрожжевого теста ( пироги, лепёшки, караваи и др. ).

                             Практическая работа.

Приготовление лепёшек из дрожжевого теста.

Слоёное тесто.   2 часа.

      Дрожжевое и пресное слоёное тесто. Технология приготовления слоёного теста. Запись рецептов. Использование готового теста.

                        Практическая работа.

  1. Приготовление «Язычков».
  2. Сосиски в слоёном тесте.

Изделия из чёрствого хлеба.    3 часа.

         Полезные советы по использования чёрствого хлеба в кулинарии. Блюда, которые можно приготовить, используя куски чёрствого хлеба ( пирожные, пироги, лепёшки, пудинги, клёцки, шарлотка с яблоками ). Запись рецептов.

                             Практическая работа.

        Приготовление пирожного « Картошка».

Сервировка праздничного стола.    4 часа.

        Культура еды и поведения за столом в историческом развитии   ( доисторическое время, Египет и Месопотамия, Древний Рим, Средневековье, ренессанс, барокко, рококо, 19 и 20 столетия ). Как и о чём разговаривать за столом.

        Основные правила гостеприимства. Блюда и закуски для праздничного стола. Бокалы, фужеры, салфетки, скатерть. Как пользоваться столовыми приборами. Как правильно есть некоторые продукты (гуляш, пудинг, хлеб и булочки, рыбу, салаты, фрукты и т.д.).

                             Практическая работа.

        Сервировать праздничный стол.

   

Элементы материаловедения.   2 часа.

        Работа с тканями из различных волокон. Классификация бытовых тканей по значению. Характеристика ассортимента тканей. Бельевые, платьевые, сорочечные ткани. Классификация одежды. Стиль в одежде. Конструктивные и декоративные линии. Подбор цветовых сочетаний.

                             Практическая работа.

        Распознавание тканей по волокнистому составу и назначению.

Работа на швейной машине с ножным приводом.

 8 часов.

        Приемы закрепления строчки обратным ходом машины. Различные приспособления для швейной машины: лапка с направляющей линейкой, лапка сборочник и т.д. Правила безопасности при установке приспособлений. Неполадки в работе швейной машины и способы их устранения.

                             Практическая работа.

  1. Устранение неполадок в работе швейной машины.
  2. Установка различных приспособлений на швейную машину.
  3. Выполнение швов и специальных операций с помощью приспособлений.

Изготовление постельного белья.     4 часа.

        Ткани для постельного белья. Изготовление выкройки наволочки и пододеяльника в зависимости от размеров подушки и одеяла. Виды вырезов у пододеяльника. Обработка постельного белья.

                             Практические работы.

  1. Изготовление пододеяльника.
  2. Изготовление наволочки.
  3. Изготовление простыни.

Рукоделие:

Макраме.   12 часов.

       

        Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники.  Материалы для плетения (хорошо крученая пеньковая веревка, шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, сутаж, металлические нити, кожа и др.).

        Приспособления для плетения: полумягкая подушка, дощечка, струбцины, крючки, швейные булавки, ножницы, сантиметровая лента и др.

        Приемы плетения узоров и узлов. Крепление нити на основе различными способами. Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити.

                             Практические работы.

        1. Изготовление образцов с применением различных узлов.

        2. Подбор материала, узора и декоративных элементов.

        3. Расчет количества и длины нитей по образцу.

        4. Изготовление кашпо для цветов в технике макраме.

Гигиена девушки. Уход за кожей лица.   2 часа.

        Косметика на вашей кухне: дрожжи, желатин, кукурузная мука, масло грецкого ореха, мед, оливковое масло, уксус.

        Фрукты и овощи, используемые при уходе за кожей: банан, лимон, морковь, огурец, яблоко.

        Косметические средства своими руками. Запись рецептов: медовый очиститель; банановая маска; свежий йогурт для очистки; тоники, стягивающие поры.      

                             Практическая работа.

        Приготовление косметических средств.

Ремонт в быту:

Утепление оконных рам с помощью бумаги.   1 час.

        Утепление жилых помещений. Склеивание швов и стыков с помощью бумаги. Правила безопасности труда.

                             Практическая работа.

        Упражнение в утеплении оконных рам. Склеивание бумагой.

Утепление оконных рам с помощью замазки.   1 час.

        Обмазка замазкой. Приемы нанесения оконной замазки. Правила безопасности труда. Инструменты для обмазки.

                             Практическая работа.

        Упражнение в утеплении оконных рам. Обмазка оконной замазкой.

Оклейка помещений обоями. Подготовка поверхности к оклейке.

2 часа.

        Подготовка поверхности к оклейке обоями; инструменты, применяемые при подготовке поверхности. Шпатель: назначение, разновидности, приёмы работы. Замазки: назначение, разновидности, характеристика. Правила безопасности труда.

        Эстетический подход к подбору обоев. Виды обоев. Приготовление клея. Инструменты. Основные приёмы. Правила безопасности.

                             Практическая работа.

        Ознакомление со способами приготовления. Инструменты. Приёмы оклейки.

Побелка помещений.   1 часа.

        Приготовление побелочного раствора. Инструменты и приспособления, применяемые при побелке. Приёмы побелки. Правила безопасности.

                             Практическая работа.

        Приготовление побелочного раствора.

Домоводство.   6 часов.

        Предварительное планирование расходов. Постоянные и непостоянные расходы.

        Учимся покупать: как, где и что. Значение товаров. Ежедневные покупки. Разумное создание запасов.

        Экономия при покупке продуктов. Целесообразное использование продуктов. Бережное отношение к одежде, обуви, инвентарю и т.д. Расчёт за коммунальные услуги.

Электротехнические работы.   2 часа.

        Электроутюг: разновидности, устройство. Основные данные о приборе ( напряжение, мощность ). Разборка и сборка. Правила электробезопасности.

                             Практические работы.

  1. Ознакомление с устройством, принцип работы утюга.
  2. Простейший ремонт ( замена вилки, шнура ).

Уход за мебелью.   2 часа.

        Защита от солнечных лучей. Правила обращения с полированной и лакированной мебелью. Неполированная мебель. Царапины на мебели. Уход за мебелью.

Домашний доктор.   6 часов.

        Оказание первой помощи: обморожение, термический ожог, кровотечение. Обработка небольших ран. Ушибы. Вывихи. Переломы. Укусы пчёл, ос, шмелей. Как снять острую боль в сердце, животе, головную боль.

        Как снять нервное перенапряжение. Бессонница. Уход за больным: измерение температуры, сухой и согревающий компрессы, горчичники, грелка.

        Ингаляция. Глазные капли, мази. Ушные капли. Клизмы.

                             Практические работы.

  1. Приёмы оказания первой помощи при ожоге.
  2. Наложение повязки при порезе пальца, ране на колене и голове.
  3. Обработка небольших ран.
  4. Наложение шины из подручного материала при переломе конечностей.
  5. Измерение температуры.
  6. Как правильно поставить горчичники. Приготовление горчичных компрессов.
  7. Проведение ингаляций при заболеваниях верхних дыхательных путей.

9 класс.     70 часов.

Вводное  занятие.   1 час.

        Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Негативные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и на здоровье человека.

        Экология жилого дома. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека.

Кулинария:

Физиология питания.   1 час.

        Совместимые и несовместимые продукты. Потребность человека в витаминах. Результаты недостатка витаминов. Как уменьшить потери витаминов в процессе приготовления пищи. Как снизить содержание нитратов в овощных и фруктовых блюдах.

Первые блюда.   4 часа.

        Горячие супы: щи, борщи, рассольники, овощные, картофельные, с макаронными изделиями, крупяные и бобовые, солянки, молочные, супы-пюре.

        Советы  по приготовлению. Рецепты. Технология приготовления. Продолжительность варки продуктов. Приправы (количество и разнообразие.

                             Практическая работа.

        Приготовление супа.

Вторые блюда.    2 часов.

       

        Хранение и переработка мяса. Несколько способов посола мяса (сухой и мокрый). Приготовление окороков: вареный, копченый, запеченный. 2 способа приготовления тушёнки.

                             Практические работы.

        1. Посол шпига.

        2. Приготовление тушёнки.

Квашение капусты.    1 часа.

        Условия, необходимые для квашения, соления, мочения. Технология приготовления квашеной капусты. Признаки окончания  брожения. Рецепты засола.

                             Практическая работа.

        1.Шинкование капусты и моркови.

        2. Различные способы засолки.

Хранение овощей и фруктов.    3 часа.

        Хранение картофеля, свеклы, моркови, лука, чеснока. Заготовка и хранение яблок и груш. Полезные советы по хранению апельсинов и лимонов.

                             Практическая работа.

  1. Нарезка лимона для хранения.
  2. Подготовка лука к хранению.

Столовый инвентарь.    2 часа.

        Столы и стулья ( высота, форма ). Столовое бельё: мольтоны, скатерти, салфетки – покрывала, малые скатерти, подтарелочные салфетки, настольные дорожки. Уход за столовым бельём.

        Изделия из стекла: бокалы, стаканы для воды, кувшины, графины и т.д. Уход и чистка.

                             Практическая работа.

        Складывание салфеток различными способами.

Сервировка стола к обеду.   2 часа.

        Эстетичность стола. Основные столовые приборы при сервировки стола к обеду. Предметы сервировки. Расположение столовых приборов. соответствие сервировки стола составленному меню. Подача первых, вторых блюд и напитков.

                Практическая работа.

  1. Составить меню.
  2. Сервировать стол к обеду.  

Элементы домашней экономики:

Бюджет и расход семьи.    4 часа.

        Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата, пенсия, ценные бумаги, предпринимательская деятельность. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджете и его законном использовании.

        Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи, рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга.

        Расходы на энергоносители: газ, дрова и т.д. Расчёт потребностей в энергоносителях средней семьи.

        Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги.

        Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учёт биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю.

        Расходы на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум семьи. Расчёт потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Лицевой счёт школьника. Профессия бухгалтера.

                             Практическая работа.

        Работа на кассовом аппарате.

Домашняя экономика.    2 часа.

        Цели и задачи экономики. Семья. Состав семьи. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье и с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.

        Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Личное предпринимательство.

Менеджмент в семейной экономике.    2 часа.

        Осуществление учёта, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.

        Покупка товаров и услуг. Правила покупки. Анализ рекламы. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами.

Швейная машина с электроприводом.   4 часа.

        Устройство электрического привода. Техника безопасности  при работе на электрической швейной машине.  Назначение и принципы получения простой и сложной  зигзагообразной строчки. Обработка петель.

                             Практические работы.

  1. Работа на электрической швейной машине.

        2. Регулировка ширины стежка  зигзага.

        3. Обработка срезов изделий зигзагообразной строчкой.

Лоскутная техника.  10  часов.

        Инструменты и материалы для шитья, ручной стёжки. Как выбрать узор, цвет и ткань. Изготовление и использование шаблонов ( для лоскутков, для аппликаций ).

        Техника аккуратного шитья:

  • изготовление ориентира для шва,
  • изготовление блока – образца.

        Техника быстрого раскроя:

  • раскрой длинных полосок,
  • раскрой полосок на квадраты и треугольники,
  • раскрой треугольников из половины квадрата,
  • раскрой треугольников размером в четверть квадрата

        Техника быстрого соединения лоскутков.

                             Практическая работа.

  1. Изготовление шаблонов.
  2. Творческая работа: изготовление изделия из лоскутков.    

Уход за ребёнком.    4 часа.

        Значение правильного ухода для воспитания здорового ребёнка. Общение с детьми, младшими по возрасту. Умение занять малыша.

        Оборудование детского уголка. Санитарно – гигиенические требования к детской комнате.

        Цветочное оформление. Ткани и материалы, используемые при оформлении детской комнаты. Отдельные изделия для детской: спальные комплекты, диванные подушки, подушки-игрушки, чехлы для стульчиков, декоративные куклы.

        Организация праздника для младших братьев и сестёр. Изготовление сувениров и подарков.

                             Практическая работа.

      1.  Изготовление сувениров и подарков.

      2. Изготовление диванных подушек.  

Основы вязания на спицах:

Материалы и инструменты.   2 часа.

        Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах.

        Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы в зависимости от качества и толщины нити. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Технология выполнения простых петель.   3 часа.

        Правила начала вязания на двух спицах. Накидывание петель. Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Воздушная петля.

Работа с петлями.    5 часов.

        Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и по изнаночной сторонам. Вязание двумя нитками различной толщины.

                             Практическая работа.

  1. Изготовление образцов вязания на спицах.
  2. Изготовление образца детского шарфика в уменьшенном масштабе.

Выжигание.   8 часов.

        Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию.

        Отделка древесины лакокрасочными материалами: воскование (отделка под воск), лакирование (виды лаков, технология покрытия поверхностей  лаками, условия и правила безопасности труда), полирование.

                           

                              Практические работы.

  1. Нанесение рисунка на поверхность изделия.
  2. Выжигание.
  3. Лакирование древесины.

Профессиональное самоопределение:

Профессиональные интересы и склонности.

2 часа.

        Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), «Коммуникативные, организаторские склонности» (КОС-1).

Природные свойства нервной системы.   2 часа.

        Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в профессиональном              

 самоопределении.   2 часа.

        Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно – образной памяти ( методика КНОП ), пространственных представлений ( методика «Кубика Косса» ), внимания ( тест Бурдона, «Красно – чёрная таблица» ), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена ).

Здоровье и выбор профессии.   2 часа.

        Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой).

        Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Профессия, специальности, должности.   2 часа.

        Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», « человек – художественный образ». Формула профессии.

        Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и самозанятость.

Дополнительное время.   4 часа.

        Экскурсии в ПУ города и района.    

Учебно – методический комплект

  1. Базулина Л.В., Новикова  И.В.  Бисер. - Ярославль: «Академия развития», 1999.-224 с.: ил.
  2. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. - Оформл. ТОО «Лейла», 1996.-480 с.: ил.
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения.-СПб.: «Паритет», 1999.-224 с. + вклейка.
  4. Кузьмина М.А. Азбука плетения. - М. :Изд-во ЭКСМО, 2002.-256 с. : ил.
  5. Лощинский В.М. Сервировка и этикет стола. – Мн.: Элайда, 1999.-240 с.: ил.
  6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. - М.: ЭКСМО, 1996.-96 с.: ил.
  7. Миладинов П.Г. Полезные советы и рецепты для всех: Пер. с болг. - М. Легпромбытиздат, 1992.-240 с.
  8. Новая большая кулинарная книга / Авт. - сост. Н.В. Бабина, В.А. Дынько, Е.Г. Заремба. - Мн.: Сэр-Вит, 1999.- 736 с.: ил.
  9. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: издатель И.В. Балабанов, 1998.-120с.: ил.
  10.  Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы. 5-11 классы. - 4-е изд-во Москва: «Просвещение», 2005.-240с.
  11.  Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000.-672с.
  12.  Советы по домоводству./ Авт. - сост. В.И. Астафьев, А.Ф. Черданцева. - 5-е изд. - Мн.: Полымя, 1993.-542с.
  13.  Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.-288с.: ил.
  14.  Шитьё. Вязание. Вышивка. - Киев: Изд-во «Орион», 1994.-248с.: ил.
  15.  Эрл Л. Полный курс косметологии дома/ Пер. с англ. В.П. Масловой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-160с.
  16.  Этикет для девочек/ Автор-составитель В. Иванова. - М.: «Премьера», 1999.-176с.

 

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Обслуживающий труд 5-8"

Рабочая программа по технологии для основной школы составлена на основе программы основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) по направлению «Технология....

Рабочая программа Технология (обслуживающий труд) 5-6 класс ФГОС

Рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:1.     Федеральный закон 29.12.2015 года №273-ФЗ 9 (ред. 13.0702015) «Об образовании...

Рабочая программа "Технология. Обслуживающий труд." 6 класс. ФГОС

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обслуживающему труду для 11 класса

Данная программа является продолжением программы по обслуживающему труд 5-9 класс.Главное в обучении учащихся X-XI классов является воспитание уважительного отношения к труду, ответственности за испол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обслуживающему труду для 10 класса

Данная программа является продолжением программы по обслуживающему труду 5-9 класс.Главное в обучении учащихся X-XI классов является воспитание уважительного отношения к труду, ответственности за испо...

Рабочая программа "Технология. Обслуживающий труд" 5 класс. ФГОС 3++

Рабочая программа составлена в конструкторе для составления программ обучения в основной школе....

Рабочая программа "Технология. Обслуживающий труд" 7 класс по ФГОС

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках ...