работа с 12 заданием ОГЭ
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Методические рекомендации по работе с диаграммой 12 задание ОГЭ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Работа с диаграммой при подготовке12 задания
ОГЭ по обществознанию
Подготовила
учитель истории и
обществознанию
высшей кв. категории
Волкова Н.В.
Ежегодно итоговую аттестацию в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) проходят десятки тысяч выпускников 9-х классов. Результаты государственной аттестации служат важным индикатором уровня подготовки учащихся, завершающих освоение программ основного общего образования, что, в свою очередь, повышает степень ответственности педагогических работников за качество образовательных результатов.
Дисциплина «Обществознание» традиционно относится к числу наиболее востребованных учебных предметов, выбираемых обучающимися для прохождения итоговой аттестации.
Экзаменационная работа по обществознанию в рамках ОГЭ включает 24 задания, различающихся по типу и уровню сложности. Особое место среди них занимает задание под номером 12, характеризующееся максимальной за весь комплекс работ балльной стоимостью — 4 первичных балла за его полное и правильное выполнение.
В содержательном аспекте задание 12 имеет следующую типовую структуру:
В разные годы в ходе социологического опроса родителям первоклассников города Z задавали вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях.
Отдельные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы (можно было выбрать несколько вариантов ответа).
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Для того чтобы правильно сформулировать выводы о сходстве и о различии, а затем объяснить, чем они объясняются, обучающиеся должны уметь правильно формулировать свои мысли.
Нередко девятиклассники мыслят верно, но сформулировать и записать правильно не могут и теряют заветные баллы.
Я предлагаю своим ученикам алгоритм и схему записи верного ответа.
12 задание ОГЭ по обществознанию подразумевает 4 ответа:
- Вывод о сходстве
- Вывод о различии
- Объяснение сходства
- Объяснение различия
Прежде чем формулировать ответ, нужно определить какие категории опрошенных мы сравниваем (чаще всего разных по полу или возрасту, или уровню образования, ну или жители разных государств), в данном примере – время проведения опроса – 2002 год и 2022 год.
- Определяем сходсва.
В определении сходства возможны 3 варианта:
1) одинаковый процент опрошенных (если столбики одного цвета у обеих групп опрошенных равны)
2) большинство опрошенных (если столбики одного цвета у обеих групп опрошенных не равны, но самые высокие)
3) меньшинство опрошенных (если столбики одного цвета у обеих групп опрошенных не равны, но самые низкие)
Шаблоны для запоминания:
1) а) о сходстве: одинаковый процент (…%) опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос (записываем вопрос социологического опроса) ответили – (записываем название столбиков, о которых идет речь)
2) а) о сходстве: наибольший процент / большинство опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос (записываем вопрос социологического опроса) ответили – (записываем название столбиков, о которых идет речь)
3) а) о сходстве: наименьший процент /меньшинство опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос (записываем вопрос социологического опроса) ответили – (записываем название столбиков, о которых идет речь)
Разберем на примере задания приведенного выше (здесь возможны все три варианта, но записываем только один, который вам будет проще во второй половине задания объяснить)
ОБРАЗЕЦ: выбираем один вариант
а) о сходстве: одинаковый процент (35%) опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «внимание и уважение к окружающим»
а) о сходстве: наибольший процент / или большинство опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «умение добиваться своих целей»
а) о сходстве: наименьший процент / или меньшинство опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «стремление к успеху»
- Определяем различия.
Различий, как правило, несколько, но выбираем и записываем одно, которое проще объяснить во второй части задания.
- Различием считаются столбики одного цвета, но разного размера
Шаблон для запоминания:
- б) о различии: (…%) опрошенных первой группы и (…%) опрошенных второй группы на вопрос (записываем вопрос социологического опроса) ответили – (записываем название столбиков, о которых идет речь)
ОБРАЗЕЦ: выбираем один вариант
б) о различии: 50% опрошенных в 2002 г и 45% опрошенных 2022 году какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «умение добиваться своих целей»
б) о различии: 45% опрошенных в 2002 г и 35% опрошенных 2022 году какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «готовность прийти на помощь»
б) о различии: 15% опрошенных в 2002 г и в два раза больше - 30% опрошенных 2022 году какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «стремление к успеху»
Переходим ко второй части задания. Нас просят высказать предположение о том, чем объясняются указанные Нами: а) сходство; б) различие
Предположение записываем в скобках после вывода. Рас уж это предположение, то правильно будет начать со слов «это может объясняться тем, что…» «я думаю…» или «возможно…» и т.п. Очень важно не высказывать в ответе своё мнение на вопрос социологического опроса, а объяснить, почему эти две группы опрошенных так думают.
Шаблон для запоминания.
Нужно сравнить группы опрошенных (кто участвовал в опросе: мужчины-женщины; с высшим образованием- со средним образованием; 20летние-50летние и т.д.)
а) о сходстве: ………. (это может объясняться тем, что вне зависимости от …указываем сравнительную черту групп опрошенных большинство/меньшинство/равный процент опрошенных обеих групп считают …название столбца и далее приводим аргумент.
б) о различии: ………. ( это может объясняться тем, что первая группа в отличии от второй группы….и приводим аргумент.
ОБРАЗЕЦ:
а) о сходстве: …….. (это может быть связано с тем, что вне зависимости от времени данная норма является моральной и является ценной во все времена)
б) о различии: …… (это может быть связано с тем, что в обществе с 2002 года до 2022 года произошли перемены и родители стали понимать, что без такого качества их детям будет сложно жить в обществе)
Давайте посмотрим, как должен выглядеть полный ответ на 12 задание и как его правильно оформить, чтобы проверяющие не запутались при проверке и не сняли баллы за сумбур.
Задание 12.
а) о сходстве: одинаковый процент (35%) опрошенных обеих групп опрошенных на вопрос, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «внимание и уважение к окружающим» (это может быть связано с тем, что вне зависимости от времени данная норма является моральной и является ценной во все времена)
б) о различии: 15% опрошенных в 2002 г и в два раза больше - 30% опрошенных 2022 году какие качества они хотели бы воспитать в своих детях? ответили – «стремление к успеху» (это может быть связано с тем, что в обществе с 2002 года до 2022 года произошли перемены и родители стали понимать, что без такого качества их детям будет сложно жить в обществе)
Важные замечания
В ответах не должны использоваться слова «число» или «количество», так как речь идет только о процентах. Правильно: «процент» или «доля опрошенных».
Шаблоны помогают учащимся структурировать ответ и избежать потери баллов из-за неправильной формулировки.
Дополнительные рекомендации и разбор типичных ошибок
Типичные ошибки при выполнении задания 12:
Подмена анализа личным мнением. Самая распространенная ошибка — когда ученик начинает писать, что он сам думает по этому вопросу, вместо того чтобы анализировать позиции групп респондентов.
Игнорирование сравнительного аспекта. Ученики описывают данные по каждой группе отдельно, но не проводят сравнения между ними, не выявляя сходства и различия.
Неточное использование данных. Указание абсолютных чисел вместо процентов, неправильное чтение данных диаграммы.
Неаргументированное объяснение. Объяснения даются без опоры на социальные реалии, особенности групп или общие тенденции («потому что так стало модно» без расшифровки).
Нарушение структуры ответа. Ответы на пункты а) и б) путаются, объяснение не отделяется от вывода или отсутствует вовсе.
Как избежать ошибок:
Четко следовать алгоритму. Сначала определить группы для сравнения и параметр сравнения (год, пол, образование и т.д.).
Использовать только данные диаграммы. Не придумывать цифры и не использовать внешние знания, не отраженные в условии.
Отделять вывод от объяснения. Сначала констатируем факт (вывод), затем в скобках или новом предложении даем объяснение.
Проверять логику объяснения. Объяснение должно логично вытекать из вывода и особенностей сравниваемых групп (например, различия в ценностях людей разных поколений или разного уровня образования).
Практическое упражнение для учащихся:
Рассмотрите диаграмму и выполните задание.
*В стране X социологи провели опрос среди совершеннолетних граждан о том, какие источники информации они считают наиболее надежными. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Одну и ту же диаграмму проанализировали две группы: молодежь (18-30 лет) и люди старшего поколения (50 лет и старше).*
[Здесь должна быть вставлена новая диаграмма с гипотетическими данными, например, о доверии к интернету, телевидению, печати, радио среди двух возрастных групп].
Задание:
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Пример возможного ответа ученика (для проверки):
а) о сходстве: наименьший процент опрошенных обеих групп (10% молодежи и 5% старшего поколения) на вопрос о наиболее надежных источниках информации ответили — «радио» (это может объясняться тем, что вне зависимости от возраста радио сегодня воспринимается как устаревший и не самый оперативный источник информации).
б) о различии: 70% опрошенных молодежи и лишь 20% опрошенных старшего поколения назвали наиболее надежным источником информации «интернет» (это может быть связано с тем, что молодежь, в отличие от старшего поколения, является «цифровыми аборигенами», больше доверяет онлайн-среде и лучше умеет в ней ориентироваться).
Такие упражнения помогут учащимся отработать алгоритм на новом материале и подготовиться к вариативности заданий на реальном экзамене.
Использование данных рекомендаций позволит учащимся уверенно выполнять задание №12 и получать максимальные баллы.
Такие шаблоны не сложно заучить и это может сильно помочь детям, которые испытывают трудности при формулировке верных ответов на задание с диаграммой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по заданию В13
Уважаемые коллеги! Предоставляю для вашего внимания проверочный материал по заданию В13 ЕГЭ математика 2012. Работа состоит из 6 заданий разного типа.Ключи для проверки прилагаются.Надеюсь,что материа...
Проверочная работа по заданию В12
Проверочная работа по заданию В12 содержит 5 вариантов,ключи к проверке.Работа состоит из восьми заданий разного типа. Все задания взяты из открытого банка задач ЕГЭ математика 2012.Работу также можно...
Работа с заданиями ЕГЭ по обществознанию
В презентации представлены некоторые задания ЕГЭ по обществознанию...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.
Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...
Организация работы с заданиями В12 и В13 ЕГЭ по истории.
В моем материале представлен опыт работы с заданиями В12 и В13 ЕГЭ по истории. Новые задания, включенные в ЕГЭ требуют особого подхода к изучению тем по культуре России. Работа строится на испол...
контрольные работы ( тестовые задания) по истории в 5 классе
Контрольные работы с № 1 - №7 по истории в 5 классе представляют собой тестовые задания.Эти тесты используются для контроля после изучения 1 - 2, или 3 глав по учебнику Ф.А. Михайловского....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

