Человек как духовное существо
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Лоза Анна Юрьевна

Урок "Человек как духовное существо" направлен на исследование и раскрытие понятия духовности в человеке. В ходе урока учащиеся осмысляют значение духовности для отдельной личности и для общества в целом, раскрывают сущность понятия, рассматривают основные компоненты духовного мира человека (ценности, идеалы, совесть, вера, творчество). В результате проведённого в форме дискуссии занятия, ученики формируют понимание роли духовности в нравственном развитии и гармоничном существовании общества, а также размышляют о собственном духовном мире и поиске смысла жизни. Ключевыми понятиями становятся духовность, ценности, идеалы, нравственность, совесть, вера, творчество и смысл жизни. Планируется, что после урока учащиеся смогут объяснить понятие "духовное существо", назвать основные проявления духовности, размышлять о значении духовных ценностей и сформулировать своё отношение к вопросам духовного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Человек как духовное существо»

Образовательные цели:

1.        Продолжить создание представлений о человеке как существе социальном.

2.        Обеспечить усвоение основных понятий: духовность, мораль, категорический императив, идеал, ценности, совесть.

3.        Подвести к пониманию роли духовных ориентиров личности в процессе ее становления.

Развивающие цели:

1.        Продолжить формирование умений выявлять общее и частное.

2.        Развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся.

3.        Развивать память: слуховую, механическую.

4.        Развивать произвольное и непроизвольное внимание.

5.        Вырабатывать умения логически излагать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.        Воспитывать моральные ценности личности.

2.        Формировать навыки работы в коллективе.

3.        Развивать волевую сферу школьников (усидчивость, собранность, ответственность)

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник,  интерактивная доска; тетради учащихся

Ход урока:

Вопросы темы и приемы их изложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

II Проверка домашнего задания

Вводное слово

Сегодняшний урок является частью темы, посвященной изучению человека. На нем нам предстоит рассмотреть человека как духовное существо, но прежде чем приступить к изучению этого аспекта, необходимо вспомнить какие науки занимаются изучением человека в целом и духовной стороны его жизни в частности.

Слушают, настраиваются на работу

Фронтальный опрос

Вопросы для устного опроса:

  1. В каких основных измерениях изучается сущность человека?
  2. Какой из них занимается изучением внутреннего мира человека?

Слушают

В биологическом, психическом, социальном и космическом.

Психологический

Контрольная беседа

Фронтальная беседа

Вывод

Переход к изучению новой темы

  1. Раскройте сущность каждого из названных измерений изучения сущности человека.

  1. Несмотря на все многообразие наук, изучающих разные сферы жизни и деятельности человека, конкретной науки, рассматривающей лишь человека нет.  Предложите свои названия для такой науки.

Т.о. несмотря на изучение человека, огромным количеством наук, многие стороны его жизни остаются недостаточно изученными.

Одну из таких загадочных сфер жизни человека- духовную нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке.

Биологическое- изучение основных процессов, обеспечивающих нормальное функционирование человеческого организма.

Психическое- изучение внутреннего мира человека.

Социальное- изучение человека, как части общества.

Космическое- изучение взаимодействия человека с Вселенной.

Теоретическая антропология, человековедение.

III Изучение нового материала

Целеполагание

Таким образом, тема сегодняшнего урока «Человек как духовное существо» (запись на доске).

Запишите тему в свои тетради.

В ходе урока нам необходимо достигнуть следующих целей:

  • выяснить, что включает в себя духовный мир человека;
  • определить основные духовные ориентиры личности.

Слушают учителя, записывают тему урока.

Слушают, следят за постановкой целей.

I.Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Логическое задание

Фронтальная беседа

Конспективное повествование

Фронтальная беседа

Конспективное повествование

Вывод

Параграф, который нам предстоит рассмотреть, начинается со слов В.С.Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся». Объясните это высказывание.

  1. Назовите другие черты, отличающие человека от животного.
  2. Какие из перечисленных черт присущи человеку с рождения, а какие необходимо развивать?

Духовные ориентиры личности, тоже приобретаются в течении жизни. На них откладывает отпечаток окружение, в котором находится человек, его положение в обществе, возраст. Ведь у людей разного возраста разные ориентиры и ценности. Как только человек начинает стремиться к преобразованию своей жизни в соответствии с ценностными ориентациями, характерными для своего поколения, можно говорить о его духовности. Духовность- высший уровень развития и саморегуляции личности. Важнейшими ее элементами являются ценности, мораль и мировоззрение.

  1. Дайте определение уже известному вам понятию- мораль.
  2. Как, на ваш взгляд, возникли моральные установки?
  3. Подтверждением религиозного происхождения выступают различные священные книги, а подтверждением исторического- пословицы и поговорки. Назовите известные вам пословицы, содержащие информацию о качествах человека.
  4. Помимо прямых норм поведения, мораль включает идеалы и ценности. Дайте определение понятию идеал.
  5. Дайте определение понятию ценности.

Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Т.о. ценности в частности и духовная жизнь в целом- это то, что возвышает человека и наполняет его жизнь смыслом.

Человек- это тоже животное, но стыдящееся, т.к. ему присуще это чувство, а также нормы морали и ряд ценностей.

Прямохождение, речь, целеполагание, мышление.

С рождения только физиологические особенности. Остальное необходимо развивать (пример- дети- Маугли).

Слушают учителя

Записывают понятие в тетрадь

Мораль- система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей.

Религиозный и исторический пути возникновения и развития.

Идеал- совершенство, высшая цель человеческого стремления.

Ценности- то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Записывают в тетради виды ценностей в форме схемы.

Итоги урока

Итак, сегодня на уроке мы достигли поставленных целей, а именно:

  • выяснить, что включает в себя духовный мир человека;
  • определить основные духовные ориентиры личности.

Слушают учителя

        III. Закрепление

Обобщающая беседа

Вывод

- Давайте еще раз назовем основные духовные ориентиры личности.

- Дайте определение духовности.

- Назовите термин, который определяется как система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей.

- Совершенство, высшая цель человеческого стремления определяется как…

Духовная жизнь требует постоянного обогащения, путем обращения к произведениям философов, священным книгам, шедеврам мировой и отечественной музыки, литературы и живописи.

Вспоминают, изученный на уроке материал, отвечают на вопросы.

IV. Домашнее задание

§4 (до стр. 40) читать и пересказывать, устно ответить на вопросы на странице 45.

Записывают

V. Оценивание

Конспект в тетради учащихся

Тема «Человек как духовное существо»

Духовность- высший уровень развития и саморегуляции личности.

Ценности

Политические            правовые       религиозные     художественные   профессиональные

                                    нравственные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек как духовное существо

Презентация по обществознанию для 10 класса...

Человек как духовное существо

Поурочная разработка по обществознанию 10 класс...

ЧЕЛОВЕК, КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО.

План-конспект двух уроков обществознания в 10 классе "Человек как духовное существо",позволяющих  помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельност...

Конспект урока на тему: Человек как духовное существо 10 класс

Цели: Дать более глубокие знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни, показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.Тип урока: ком...

План- конспект урока по теме: «Человек как духовное существо».

Разработка к уроку  обществознания в 10 классе...

Практическая работа по обществознанию 10 класс Человек как духовное существо

Материал для работы по учебнику Боголюбова. Можно использовать как проверку домашнего задания по данной теме...

Презентация по обществознанию 10 класс (базовый уровень) на тему "Человек как духовное существо"

Данная презентация поможеть учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе (базовый уровень) на тему  "Человек как духовное существо"Наглядность подачи материала способст...