Деятельность- способ существования людей
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Лоза Анна Юрьевна

Урок "Деятельность как способ существования людей" направлен на раскрытие сущности деятельности как уникального способа существования человека. В ходе урока определяется понятие "деятельность" и выделяются её основные признаки, рассматривается структура деятельности (субъект, объект, мотив, цель, средства, результат), изучаются основные виды деятельности (игра, учение, труд, общение). В результате учащиеся осмысляют роль деятельности в формировании личности и развитии общества, развивают навыки анализа, сравнения и систематизации информации. Ключевыми понятиями становятся деятельность, субъект, объект, мотив, цель, средства, результат, игра, учение, труд, общение. Планируется, что после урока учащиеся смогут дать определение деятельности, описывать её структуру и виды, объяснять роль деятельности в жизни человека и общества, и анализировать примеры различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Деятельность- способ существования людей»

Образовательные цели:

1.        Продолжить создание представлений о человеке как существе социальном.

2.        Обеспечить усвоение основных понятий: деятельность, потребность, цель, мотив.

3.        Подвести к пониманию роли деятельности в существовании людей.

Развивающие цели:

1.        Продолжить формирование умений выявлять общее и частное.

2.        Развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся.

3.        Развивать память: слуховую, механическую.

4.        Развивать произвольное и непроизвольное внимание.

5.        Вырабатывать умения логически излагать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.        Воспитывать моральные ценности личности.

2.        Формировать навыки работы в коллективе.

3.        Развивать волевую сферу школьников (усидчивость, собранность, ответственность)

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, тетради учащихся, интерактивная доска.

Ход урока:

Вопросы темы и приемы их изложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

II Проверка домашнего задания

Вводное слово

На прошлом уроке мы закончили рассмотрение основных духовных ориентиров личности и доказали, что человек- существо духовное.

Слушают, настраиваются на работу

Фронтальный опрос

Аналитическая беседа

Конспективное повествование

Логическое задание

Вопросы для устного опроса:

  1. Дайте определение понятию духовность.
  2. Верно ли суждение о том, что духовные ориентиры личности присущи человеку с рождения и не требуют воспитания? Докажите свою точку зрения.

Основные ориентиры личности- ценности, мораль и мировоззрение.

Сопоставьте эти понятия с их определением (представлено на слайде презентации)

Духовность- высший уровень развития и саморегуляции личности.

Высказываются и доказывают свою точку зрения

Ценности- то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Мораль- система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей.

Мировоззрение- это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Контрольная беседа

Вывод

Переход к изучению новой темы

  1. Назовите виды мировоззрения, особенности каждого из них, а так же положительные и отрицательные черты.

  1. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека.

Т.о. мировоззрение- это один из важнейших ориентиров личности, который играет огромную роль в практической и теоретической деятельности человека.

С понятием деятельность нам предстоит познакомиться сегодня.

 Обыденное, религиозное и научное.

Обыденное- опирается на жизненный опыт, формируется стихийно, мало использует опыт других людей, опыт науки и религии.

Религиозное- основанное на религиозных учениях, тесно связано с мировым культурным наследием, иногда непримиримо к другим жизненным позициям.

Научное- включает в себя итоги достижений человеческого познания, научно обоснованно, неисчерпаемо.

Мировоззрение:

  1. Дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности;
  2. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров  и целей;
  3. Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

III Изучение нового материала

Целеполагание

Итак,  тема урока «Деятельность- способ существования людей» (запись на доске).

Цели, которые нам предстоит реализовать на этом уроке:

  1. Определить основные характеристики деятельности человека;
  2. Выяснить в чем заключается мотивация деятельности.

Слушают учителя, записывают тему урока в тетради

I. Деятельность человека: основные характеристики

Конспективное повествование

Логическое задание

Вывод

Конспективное повествование

Логическое задание

Обобщающая характеристика

 Аналитическая беседа

Вывод

Деятельность- присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

Человеческая деятельность отличается от поведения животных следующим:

  • сознательный характер;
  • продуктивный характер;
  • орудийный характер;
  • преобразующий характер;
  • общественный характер.

Исходя из вышесказанного, сформулируйте определение понятия деятельность и запишите его в тетради.

Т.о. деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность- переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

 Перед нами схема «Классификация потребностей»

Потребности

Необходимо назвать каждый из видов потребностей, после краткого описания их учителем.

  • Потребности людей в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства- естественные;
  • Потребности людей в том, что является продуктом общественной жизни; определяющие принадлежность человека к обществу- социальные;
  • Потребности в том, что необходимо для духовного развития- идеальные.

Объясните, почему ни одна из потребностей не может быть удовлетворена человеком в полной мере.

Как только одна из потребностей удовлетворена, появляется другая, которая ставит перед собой новые цели и побуждается новыми мотивами.

Слушают учителя

Записываю: деятельность- свойственная только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, которой присущи сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.

Слушают учителя

Выполняют задание, затем записывают схему в тетради

 

Рассуждают и совместными усилиями приходят к выводу.

II. Структура деятельности и ее мотивация

Логическое задание

Вывод

«Цель- это то, ради чего действует человек; мотив- это то, почему действует человек»- это высказывание отечественного психолога В. А. Крутецкого.  Как вы понимаете это высказывание? Объясните, приведя пример из жизни.

Т.о. всякая деятельность человека определяется целями и мотивами. Цель- предвосхищение результата. Мотив- побудительная причина деятельности.

Высказываются по поводу предложенной цитаты.

Слушают вывод учителя, основанный на размышлении высказавшихся учащихся.

Итоги урока

Возвращаемся к целям, поставленным в начале урока. Каждая из них была достигнута нами, а именно, определены основные характеристики деятельности человека и выяснено значение мотивации в деятельности.

Слушают учителя

        III. Закрепление

Обобщающая беседа

 На слайде появляется ряд фраз. Необходимо сказать, какие из них верны, а какие нет (в неверных исправить ошибки) :

  • Духовность- высший уровень развития и саморегуляции личности.
  • Мораль- совершенство, высшая цель человеческого стремления.
  • Мировоззрение- система норм и правил, регулирующих общественное поведение людей.
  • Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное.
  • Потребность- свойственная только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, которой присущи сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.
  • Потребность- переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
  • Цель- предвосхищение результата.
  • Мотив- побудительная причина деятельности.

Вспоминают, изученный на уроке материал, выполняют задание

IV. Домашнее задание

§5 (п. 1- 2) читать и пересказывать, записи в тетради.

Записывают

V. Оценивание

Конспект в тетради учащихся

Деятельность- свойственная только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, которой присущи сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.

Потребности

                       естественные         социальные             идеальные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.

Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку:  обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя....

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...

Презентация по обществознанию 10 класс (базовый уровень) на тему "Деятельность - способ существования людей"

Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе на тему  "Деятельность - способ существования людей"Наличие изображений, сопровождающих терминол...

Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"

Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса....

Деятельность - способ существования людей

Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самог...