Доклад "Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе и пути их преодоления
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Езиев Артур Сарабиевич

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ezieva_artura.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 учителя обществознания и ОБЗР

МКОУ СОШ №1 с.п Кахун Езиева Артура Сарабиевича

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В современном курсе обществознания существует ряд проблем. В основном это связано с тем, что сегодня в нашей стране происходят социально-экономические изменения. Кроме того, российская образовательная система также находится на пике постоянных реформ.

Предмет «Обществознание», важнейшими задачами которого является формирование гражданских позиций, развитие духовно-нравственного мира обучающихся, правовой и финансово-экономической культуры, в настоящее время не в полной мере справляется с решением этих задач. По итогам обучения на уроках обществознания в школе многие молодые граждане РФ не знают и не понимают базовых принципов социально-политического устройства нашей страны, а главное – не умеют практически применять и использовать знания в области социально-гуманитарных наук.

Попытаемся выделить основные проблемы школьного обществоведческого образования:

1) Отсутствие государственной стратегии в отношении развития общества.

В постсоветской России отсутствуют государственные идеологические установки в отношении общественного развития. Федеральные программы, действующие на сегодняшний день, слабо проработаны, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности государства, имеют слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и российского многонационального общества в целом [2]. Российское общество и государство сегодня не в состоянии объяснить перспективы общественного развития. И, как следствие, эта проблема отражается в преподавании курса «Обществознание». Теоретический материал изучается без идеологического целеполагания по принципу «было-стало», хотя, по-моему мнению, более перспективным вариантом является принцип «было-стало-будет». Российскому обществу необходимы идеологические, нравственные и социокультурные ориентиры для общественного и государственного развития.

2) Проблема синтеза образовательных традиций, современных подходов и технологий в преподавании обществознания.

В последние годы много говорится об инновациях в образовании. С одной стороны, учителю необходимо реагировать на те изменения, которые несут нескончаемые реформы системы образования. С другой стороны, неправильно опрометчиво забывать о российских педагогических традициях, которые веками формировали российскую школу. Сегодня в нашей стране много людей, которые в школе получали знания, основанные на марксистско-ленинской философии. После развала СССР появилось большое количество информации, перечеркивающей все ранее полученные знания. В этой ситуации учителю обществознания необходимо объяснять обучающимся разные походы к изучению общественных явлений и помогать их анализировать с разных сторон, выявляя все положительные и отрицательные стороны. С введением ФГОС методика преподавания обществознания заметно изменилась. Сегодня, когда школа и вся система образования буквально охвачены инновационным «подъемом», важно не забывать, что именно советская система положила начало комплексному обществоведческому образованию. Необходимо синтезировать лучшие советские традиции с использованием современных образовательных технологий.

3) Недостаток теоретических и практических связей в преподавании обществознания.

Изучение теоретического материала в курсе «Обществознание» происходит в отрыве от практической направленности. Все темы, изучаемые в курсе «Обществознание» должны иметь реальное отражение в практической деятельности обучающихся. Например, изучение политической сферы жизни общества не должно проходить без анализа современной общественно-политической действительности. Курс «Обществознание» должен быть практико-ориентированным. Это требует создания условий для систематического проведения практических и лабораторных занятий, построенных на решении проблемных заданий, обсуждении типичных жизненных ситуаций, разработке проектов, применении игровых форм, самостоятельном анализе, встречах с общественно-политическими деятелями и т.д. Ценностные установки обучающихся, которые в определенной степени выявляются на ЕГЭ с помощью ответов в свободной форме, не являются объектами оценивания. Значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне. Большая часть учащихся разделяет обыденные представления, нормы поведения и отношений в обществе, которые тиражируются в средствах массовой информации. То есть существует противоречие между научными знаниями об обществе, которые отражены в содержании обществознания, и стереотипами поведения, распространенными в массовой культуре [1]. Курс обществознания в российской педагогической практике, а точнее говоря, практика его преподавания не обеспечивает развитие способности школьников применять полученные знания в проблемных жизненных ситуациях. В становлении нового обществоведческого образования решающую роль призван играть учитель обществознания. Убежден, что более профессионален и компетентен тот учитель обществознания, который не только владеет теоретическим материалом по социально-гуманитарным наукам, но и является активным участником общественных отношений в разных сферах жизни общества.

4) Проблема учебно-методического комплекса курса «Обществознание».

Учебники по обществознанию, наряду с положительными сторонами, имеют недостатки, содержание некоторых из них не удовлетворяет требованию достижения целостности знаний об обществе и человеке. Учебный материал в некоторых учебниках педагогически не продуман, не учитывает реальных познавательных возможностей современных школьников и особенностей восприятия ими социальной информации, слабо ориентирован на подготовку выпускников школы к жизнедеятельности в обществе ХХІ в.

Кроме того, хотелось бы выделить еще ряд проблемных направлений в обществоведческом образовании. Не до конца сформировалась непрерывная система обществоведческой подготовки, последовательно охватывающая все ступени школьного обучения. В массовой практике основной школы еще не завершилось становление полноценного обществоведческого курса. Не всегда обеспечивается преемственность в изучении обществоведческих курсов в основной и средней школе. В учебной и методической литературе нередко приводятся устаревшие сведения о процессах, происходящих в российском обществе и в мире, некоторые новые явления в ней не освещаются. Далеко не в полной мере используются в процессе обучения такие эффективные методические средства как решение учебно-познавательных и практических задач, анализ жизненных ситуаций, работа с разнообразными источниками социальной информации. Недооценивается воспитательный потенциал предмета.

Существует ещё одна сложность в преподавании обществознания – рассмотрение проблем социально-политического блока сквозь призму политической конъюнктуры. Традиционно в темах, посвящённых характеристике отечественной политической системы, политического режима, специфичности процессов, протекающих в российской экономике, присутствует «отголосок» двойных стандартов. Есть, по-прежнему, признанная точка видения состояния развитости, которую требуется принять, даже если совпадения формальных признаков исследуемого явления, во всей совокупности, нет в наличии.

В целях повышения качества работы учителей обществознания необходимо модернизировать программы высшего образования по обществоведческим профилям, обеспечив овладение студентами знаний по широкому спектру социально-гуманитарных наук (философии, психологии, культурологии, социологии, политологии, экономике, правоведению), приобретение навыков применения системно-деятельностного подхода, комплексного решения образовательных и воспитательных задач. Также нужно совершенствовать систему дополнительного профессионального образования учителей обществознания в части формирования компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий и технических средств обучения. Важной задачей является развитие системы оценки качества работы учителей обществознания, в том числе системы их государственной аттестации. Необходимо устранить избыточные требования к планированию и отчетности в работе учителя обществознания. В процессе реализации рабочих программ по обществознанию целесообразно связывать их с социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, их участием в деятельности детских и молодежных организаций, волонтерских программах и проектах.

Таким образом, сегодня в обществоведческом образовании существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Педагогам необходимо предлагать свое видение курса «Обществознание», используя свой профессиональный и жизненный опыт. Необходимо комплексно и системно подходить к развитию обществознания, привлекая широкую аудиторию к обсуждению и решению проблем обществоведческого образования.

Список литературы
1. Лобанов И.А. Особенности технологии проверки заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по обществознанию // Педагогические измерения. – 2016. – №2. – С. 58-64.
2. Фомин-Нилов Д. В. Единая Концепция преподавания Обществознания и школьный предмет как социальный заказ: взаимоотношения между исполнителями и заказчиками // Электронный научно-образовательный журнал «История», URL:
history.jes.su/s207987840... (дата обращения: 22.11.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преподавания обществознания в профильных классах

Рассматриваются проблемы функционирования профильных социально-гуманитарных классов в условиях суворовского училища....

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса освоения курса обществознания в современной общеобразовательной школе. ...

Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"

Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного  образовательного  педагогического  процесса, осуществляемого  в  освоении  ку...