Актуальные проблемы преподавания обществознания в школе
статья по обществознанию

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса освоения курса обществознания в современной общеобразовательной школе. Перечислены и проанализированы задачи, вставшие перед педагогами в связи с переходом к новым стандартам обучения учащихся. Оценке подвергнуты компетенции и качества учителя, наиболее актуализировавшиеся. Рассмотрены профессиональные требования к знаниям, навыкам и умениям современного педагога. Затронуты аспекты профессиональной подготовки учительских кадров для обучения обществознанию в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_prepodavaniya_statya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания

обществознания в школе

Автор: учитель обществознания ГБОУ школа № 59 Приморского района

Санкт-Петербурга Козлова Елена Владимировна

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, и нацеленного на его совершенствование, помогать самоопределению и самореализации личности. Одним из способов такой подготовки является развитие умения рефлексии своего жизненного опыта, его систематизации и обобщения, применения для решения теоретических и практических задач.

В XXI веке российское образование вступило на путь модернизации. Первейшей задачей государственной образовательной политики было провозглашено достижение современного качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Для образовательной области «Обществознание» это проявляется в развитии умения обучающихся ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой, на основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем, освоить уважительное отношение к иному мнению, толерантность, освоить ключевые социальные компетенции. Среди условий достижения такого качества образования личностная ориентированность при обеспечении государственных образовательных стандартов. Опора на личный опыт обучающихся при освоении ими минимума содержания образования будет способствовать решению этих задач. В новых Государственных образовательных стандартах формирование опыта обучающихся выступает в качестве четвертого, дополнительного к традиционным, компонента содержания образования.

В современной школе зачастую наблюдается доминирование воспитательных задач над обучающимися, т. е. одной из важнейших функций общеобразовательной школы становится человекообразующая функция.

Главная задача современной российской школы – сформировать мировоззрение обучающихся, воспитать людей гражданского общества.

В процесс образовательной деятельности необходимо вносить такие элементы, которые бы смогли мобилизовать потенциал личности, за счет которых она сделает скачок в развитии. Это определенно гарантия того, что человек сможет уверенно противостоять «вызовам» и не утонуть в море соблазнов, искушений и страстей.

Одной из актуальных проблем современного российского образования является повышение уровня учебной мотивации обучающихся. В своей преподавательской деятельности это должен учитывать каждый педагог, чтобы создавать благоприятные импульсы у обучающихся.

Моей непосредственной задачей как педагога является развитие у обучающихся внутренней, т.е. положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.

На своих уроках, как учитель обществознания, использую на протяжении последних лет разнообразные методики и технологии обучения:

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • технологию использования в обучении игровых методов: деловых, игровых и т.д.;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • метод проекта;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

Задачу своих предметов вижу в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки организации труда обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям.

На уроках обществознания мною используются активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей уроков обществознания становится обучение развитию навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).

В настоящее время, в связи с изменением форм итоговой аттестации обучающихся (введением ЕГЭ) активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.

В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11-х классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.

Одним из важнейших направлений своей работы в школе – это работа в рамках научной деятельности обучающихся. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Целесообразность научной работы в школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке обучающихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность обучающихся не создает перегрузки.

Развитие творческого потенциала личности обучающегося является одним из ведущих направлений деятельности школы.

Участие в работе научного общества дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

 формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

 дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

 воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

 благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Таким образом, одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения становится проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Одной из главных результатов моей работы в школе я считаю создание атмосферы творчества, научного поиска, формирование у обучающихся нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Обучающиеся, уже имеющие исследовательский опыт, активно выступают с сообщениями о своей работе, демонстрируют презентации, проекты.

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный. Формирование ИКТ – компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:

– словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

– наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

– практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Научная деятельность в школе предусматривает развитие у обучающихся познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся.

Таким образом, системное внедрение новых форм обучения на уроках обществознания с 10-го по 11-й класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе

Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квали...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"

Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...

Актуальные проблемы преподавания предмета "Обществознание" в условиях ФГОС

Применение  метапредметного подхода на уроках обществознания...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного  образовательного  педагогического  процесса, осуществляемого  в  освоении  ку...