методическая разработка "Подготовка школьников к Всош по обществознанию"
методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс)
Методические рекомендации по подготовке к ВСОШ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Подготовка школьников к всероссийской школьной олимпиаде по обществознанию»
Автор: Хамуев Александр Дмитриевич,
преподаватель истории и обществознания,
Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам. Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в декабре 2009 года, основными целями и задачами Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний;
- привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;
- отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей интеллектуальной элиты страны. Олимпиада по предмету – это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает тьютором, партнером, наставником и тренером одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя.
Участие в олимпиаде по такому предмету, как обществознание, связано с рядом специфических сложностей. Особенность обществознания как школьного предмета состоит в том, что данный предмет включает в себя информационные блоки по таким предметным областям, как социология, правоведение, политология, экономика и философия. Выполнение олимпиадных заданий потребует от школьников не только уверенного владения теоретическим материалом, но и умения творчески применять его к анализу современного мира. Все олимпиадные задания так или иначе соотнесены с научными дисциплинами, входящими в обществознание. Однако наиболее ценными считаются работы, в которых участники смогли раскрыть междисциплинарные связи при решении предложенных заданий, смогли обнаружить за видимым различием дисциплин основание их внутреннего единства. Самое сложное на олимпиаде – устный тур. Его форматы часто меняются, методическая комиссия старается адаптировать задания к реальной жизни. Сейчас важно не только знать теоретическую базу, но и уметь применять её на практике, приводить актуальные аргументы, подстраиваться под задачу и, конечно, очень важны навыки ораторского искусства. То есть, в общем и целом, для успешного участия в олимпиаде по обществознанию, важно не только иметь глубокие знание в указанных выше предметных областях, не только уметь применять их к конкретным и актуальным социальным проблемам и ситуациям, но и в целом обладать достаточно широким гуманитарным кругозором.
Олимпиадные задания по обществознанию – это задания повышенной трудности, нестандартные как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных заданий. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.
Для подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию предлагаются следующие рекомендации учителям:
1.-Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении заданий.
2-.Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.
3.-Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.
Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? Для успеха нужно решать нестандартные задания. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Олимпиада – это внеклассная, внеурочная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам по истории следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.
Для успешного участия обучающихся в олимпиадах по обществознанию необходимо:
- поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных заданий (школьникам, как правило, интересны задания, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.
На сегодняшний день большинство олимпиад ориентированы в первую очередь на учащихся выпускных классов, целенаправленно размышляющих о будущей профессии и выборе высшего учебного заведения. Однако среди старшеклассников наиболее яркие результаты показывают те, кто неоднократно участвовал в интеллектуальных состязаниях. Поэтому целесообразно нацеливать талантливых обучающихся постепенно приобретать опыт участия в олимпиадном движении, начиная с 5-7 класса, выбирая рейтинговые олимпиады, предоставляющие возможность школьникам данных возрастных категорий принимать участие. С литературой для подготовки учащихся можно ознакомиться на сайтах олимпиад. Как правило, организаторы рекомендуют педагогам и учащимся перечень учебных пособий для школьников, университетских учебников, монографий, хрестоматий, перечень электронных ресурсов. На порталах олимпиад размещены учебно-
методические рекомендации для школьников и педагогов по организации подготовки к олимпиаде.
Участники первого тура олимпиад по обществознанию зачастую сталкиваются с трудностями при решении логических задач. Включение логических заданий в олимпиады по обществознанию обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, базисные логические знания и умения (умение выделять главное и абстрагироваться от второстепенного; давать грамотные определения; осуществлять корректные классификации; строить последовательные, непротиворечивые рассуждения и др.) относятся к важнейшим познавательным универсальным учебным действиям, без которых невозможно представить себе рациональное исследование социальных объектов и явлений. Во-вторых, в результате изучения темы «Познание» ‒ важной содержательной части школьного курса обществознания, у обучающихся должно сформироваться представление об общих законах рационального (логического) мышления. В-третьих, решение логических заданий требует от участников олимпиады применения навыков гибкого, нестандартного, эвристического мышления. Результаты выполнения участником олимпиады логических заданий позволяют сделать выводы о соответствии уровня его познавательной деятельности идеалам рационального мышления: ясности, четкости, обоснованности и последовательности. Предмет «Логика» не изучается в школе, однако логические знания и компетенции постепенно вырабатываются у школьников в процессе изучения нескольких учебных дисциплин. В рамках изучения алгебры учащиеся знакомятся с методом абстрактного символического представления знаний; на геометрии – с аксиоматическим методом, осваивают метод доказательства; на информатике – с понятием алгоритма и основами комбинаторики. Приемы рационального мышления шлифуются на протяжении всего периода обучения в школе: осваивается структура определения, правила корректного определения понятий; формируется умение классифицировать, строить логически непротиворечивые рассуждения; умение выдвигать свою точку зрения и аргументировать её. Базовой подготовки по основам логики, однако, недостаточно для выполнения олимпиадных заданий. Для участников олимпиад недостаточно знать общие законы и принципы рационального мышления. Для успешного выполнения логических заданий необходимо знать базовые логические законы, формы логического (теоретического) мышления (понятие, суждение, умозаключение); виды отношений между понятиями; правила корректного определения понятий; правила корректного деления понятий; структуру суждения; типы суждений; виды умозаключений; определение, структуру и правила простого категорического силлогизма (общие правила силлогизма, правила посылок, правила терминов); владеть основами комбинаторики.
На олимпиадах по обществознанию традиционно фигурируют задания нескольких типов:
- задания на сравнение объемов понятий;
- задания на выявление истинности высказываний; - задания на знание структуры и правил простого категорического силлогизма;
- задания, связанные с умением правильно определять число отрицаний в высказывании; - задания на установление соответствий между элементами различных множеств;
- задания на упорядочение множеств;
- задания на когнитивное моделирование (предполагающие умение не только строить собственные рассуждения «от первого лица», но и одновременно моделировать рассуждения других участников познавательной ситуации, их представления о том, что кому из них известно).
Для того, чтобы успешно выполнять логические задания, учащимся необходимо представлять, что такое логика, каковы законы и формы правильного мышления. Чтобы выполнить задания на сравнение объемов понятий, необходимо представлять, что такое понятие и какие типы отношений существуют между объемами понятий. Успешно справиться с заданиями на выявление истинности высказываний учащиеся смогут, если будут владеть знаниями о структуре сложных суждений и характере их связи. Задания на знание структуры и правил простого категорического силлогизма будут решены верно при условии знакомства школьников со структурой и общими правилами простого категорического силлогизма. Выполнение заданий, проверяющих умение правильно определять число отрицаний в высказывании требует знаний закона двойного отрицания. Понятие как форма логического мышления.
Логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Законы логики представляют собой нормативные требования, которые предъявляются к мышлению. Соблюдение базисных законов логики позволяет избежать: грубых ошибок и противоречивости (закон запрещения противоречия), ошибок в непоследовательности рассуждения (закон тождества), необоснованности утверждений (закон достаточного основания) и др. Формы логического мышления: понятия, суждения, умозаключение. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект, или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость. Каждое понятие имеет содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность фундаментальных, существенных признаков предмета, выраженных в понятии. Объем понятия – это количество предметов, охватываемых этим понятием. Виды отношений между понятиями. Понятия находятся в различных отношениях друг к другу (могут быть совместимыми и несовместимыми). Суждение как форма логического мышления.
Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: Все планеты являются небесными телами, Некоторые школьники – это двоечники. Все треугольники не являются квадратами.
Суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части: субъект, предикат, связка и квантор. Субъект – это то, о чем идет речь в суждении. Например, в суждении «Все учебники являются книгами» речь идет об учебниках, поэтому субъектом данного суждения выступает понятие учебники. Предикат ‒ это то, что говорится о субъекте. Например, в том же суждении «Все учебники являются книгами» о субъекте (учебниках) говорится, что они – книги, поэтому предикатом данного суждения выступает понятие книги. Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. В роли связки могут быть слова «есть», «является», «это» и т. п. Квантор ‒ это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова все, некоторые, ни один и т. п. Терминами суждения называются его субъект и предикат. Термин считается распределенным (развернутым, исчерпанным, взятым в полном объеме), если в суждении речь идет обо всех объектах, входящих в объем этого термина. Термин считается нераспределенным (неразвернутым, неисчерпанным, взятым не в полном объеме), если в суждении речь идет не обо всех объектах, входящих в объем этого термина. Виды сложных суждений. Определение истинности сложных суждений. В зависимости от союза, с помощью которого простые суждения соединяются в сложные, выделяется пять видов сложных суждений: конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные и отрицательные суждения. Конъюнктивное суждение (конъюнкция) – это сложное суждение с соединительным союзом И, который обозначается в логике условным знаком «∧». Дизъюнктивное суждение (дизъюнкция) – это сложное суждение с разделительным союзом ИЛИ. Дизъюнктивные суждения делятся на два вида: нестрогая и строгая дизъюнкция соответственно. Нестрогая дизъюнкция – это сложное суждение с разделительным союзом ИЛИ в его нестрогом (неисключающем) значении, который обозначается знаком «∨». Строгая дизъюнкция – это сложное суждение с разделительным союзом ИЛИ в его строгом (исключающем) значении, который обозначается знаком «∨». Импликативное суждение (импликация) – это сложное суждение с условным союзом ЕСЛИ…ТО, который обозначается знаком «⇒». Эквивалентное суждение (эквиваленция) – это сложное суждение с союзом ЕСЛИ… Тоне в его условном значении (как в случае с импликацией), ав тождественном (эквивалентном). В данном случае этот союз обозначается знаком «⇔». Отрицательное суждение (отрицание) – это сложное суждение с союзом НЕВЕРНО, ЧТО, который обозначается знаком «¬». Любое сложное суждение является истинным или ложным в зависимости от истинности или ложности входящих в него простых суждений. Истинностное значение сложного высказывания зависит только от истинностных значений входящих в него простых высказываний и характера их связи. На основе этих допущений были даны строгие определения логических связок «и», «или», «если, то» и др. Эти определения формулировались в виде таблиц истинности. Ниже приведена таблица истинности всех видов сложных суждений в зависимости от всех возможных наборов истинностных значений двух входящих в них простых суждений. Таких наборов всего четыре: - оба простых суждения истинные; - первое суждение истинно, а второе ложное; - первое суждение ложное, а второе истинное; - оба суждения ложные.
Конъюнкция истинна только тогда, когда истинны оба простых суждения, входящих в неё. Во всех остальных случаях она является ложной. Нестрогая дизъюнкция истинна во всех случаях за исключением того, когда оба входящие в неё простые суждения ложны. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно входящее в нее простое суждение истинно, а другое ложно. Импликация ложна только в одном случае, когда ее основание является истинным, а следствие ложным. Во всех остальных случаях она истинна. Эквиваленция истинна тогда, когда два составляющих ее простых суждения истинны или же когда они оба являются ложными. Если одна часть эквиваленции истинна, а другая ложна, то эквиваленция ложна. Отрицательное высказывание истинно, когда отрицаемое высказывание ложно, и наоборот. Пример задания на выявление истинности высказываний. «Туземцы» На некоем острове живут только лжецы, которые всегда лгут, и 16 правдолюбы, которые всегда говорят правду. Внешне они ничем не отличаются. Кроме того, все островитяне делятся на каннибалов и вегетарианцев. Когда вы причалили к этому острову, вам навстречу вышел туземец и сказал «Я вегетарианец, но я лжец». Путем логических умозаключений определите, кто он на самом деле – лжец или правдолюб, вегетарианец или каннибал. Обоснуйте свой ответ. Ответ. Данное высказывание является конъюнкцией (два высказывания соединяются при помощи союза «и». Найдем наиболее уязвимый элемент суждения «Я вегетарианец, но я лжец» для того, чтобы начать цепочку рассуждений. Неопределённой является вторая часть сложного высказывания («я лжец»), ее сложно проверить (лжец может солгать, а может сказать правду). Чтобы внести ясность и определённость, предположим, что туземец правдолюб. Его высказывание может быть истинным, только если обе его части истинны (свойство конъюнкции). Однако туземец сказал неправду («я – лжец»). Но туземец не может быть правдолюбом и лгать, мы пришли к противоречию. Значит, он лжец. Итак, вторая часть высказывания («я – лжец») является истинной. Теперь обратимся к первой части суждения. Попробуем построить рассуждение от противного. Если мы предположим, что первая часть высказывания («я – вегетарианец») тоже истинна, значит туземец должен быть правдолюбом. Но в утверждении «Я вегетарианец, но я лжец» где-то обязательно должна быть ложь, так как туземец лжец. Во второй части высказывания её не может быть, значит, ложна первая часть («я – вегетарианец»). Следовательно, островитянин является каннибалом. Таким образом, так как туземец лжец, всё его высказывание ложно. Высказывание туземца является конъюнкцией. Обратимся к таблице истинности. Конъюнкция истинна только в том случае, если оба входящих в неё высказывания являются истинными. Если хотя бы один из членов конъюнкции ложен, то и вся конъюнкция ложна. Таким образом, туземец лжец и каннибал. Умозаключение как форма логического мышления. Умозаключение – это форма логического мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением (выводом). Все умозаключения состоят из суждений, а суждения – из понятий, то есть одна форма мышления входит в другую в качестве составной части. Можно подразделить умозаключения на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Дедуктивные умозаключения – это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая. Индуктивные умозаключения – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. Умозаключения по аналогии – это умозаключения, в которыхна основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Все дедуктивные умозаключения называются силлогизмами. Существует несколько видов силлогизмов. Первый из них называется простым, или категорическим, потому что все входящие в него суждения (две посылки и вывод) являются простыми, или категорическими. Традиционно на олимпиадах по обществознанию учащимся предлагаются задания на знание структуры и правил простого категорического силлогизма. Простой категорический силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение. Категорическое суждение – это суждение, в котором утверждается или отрицается наличие какого-то признака у всех или некоторых предметов рассматриваемого класса. В состав силлогизма входят три категорических суждения: две посылки (большая и меньшая) и одно заключение. Рассмотрим пример простого силлогизма: Все цветы (М) – это растения (Р). Все розы (S) – это цветы (М). Все розы (S) – это растения (Р)
Пример 1. Задача «Священники» Кто-то перемешал посылки и заключение правильного силлогизма. Помогите восстановить его: найдите высказывание, которое логически следует из двух остальных.
А. Некоторые священники не католики.
В. Ни один католик не православный.
С. Некоторые православные являются священниками.
Ответ. Для того, чтобы решить эту задачу, требуется знание структуры и общих правил простого категорического силлогизма. Во-первых, вспомним правила посылок. Если одна из посылок является отрицательным суждением, то и заключение должно быть отрицательным. Если одна из посылок является частным суждением, то и заключение должно быть частным. Во-вторых, определим высказывание, являющееся отрицательным и частным одновременно. Это высказывание, обозначенное буквой А («Некоторые священники не католики»). В-третьих, проверим правильность построения посылок. Термин «священники» является субъектом (S), а термин «католики» - предикатом (Р). Следовательно средний термин – «православные». Построим правильную последовательность высказываний. Первой запишем бόльшую посылку, второй – меньшую посылку и, затем, заключение. Структура данного высказывания соответствует четвертой фигуре силлогизма. Ни один католик (Р) не православный (М). Некоторые православные (М) являются священниками (S). Некоторые священники (S) не католики (
Пример 2. Задача «Вестерос».
Для того, чтобы следующее умозаключение было логически правильным, необходима еще одна посылка. …………………………………………….
Некоторые северяне – Старки. Следовательно, некоторые Старки не Ланнистеры. Ответ. Для того, чтобы решить эту задачу, требуется знание структуры и общих правил простого категорического силлогизма. Во-первых, необходимо определить, где какие термины находятся. В заключении располагаются субъект (S) – («Старки») и предикат (Р) – («Ланнистеры»). Если во вторую посылку входит субъект и средний термин, следовательно, в первой посылке должны располагаться средний термин и предикат. Меньший термин – субъект заключения (S) - («Старки»). Больший термин – предикат заключения (Р) - («Ланнистеры»). Средний термин – термин, присутствующий в посылках, но отсутствующий в выводе (М) – («Северяне»). Во-вторых, обратим внимание на распределённость терминов. Так как средний термин не распределён во второй посылке, значит он должен быть распределен в первой посылке (вставляем в первую посылку Все северяне). Таким образом, мы вписали в первую посылку средний термин. Все северяне ……………………………. Некоторые северяне – Старки. Следовательно, некоторые Старки не Ланнистеры. В-третьих, необходимо вставить в бόльшую посылку бόльший термин, который соответствует предикату заключения. Это термин – «Ланнистеры». Все северяне ……… Ланнистеры. Некоторые северяне – Старки. Следовательно, некоторые Старки не Ланнистеры. В-четвертых, вспоминаем, что если вывод может быть отрицательным только в том случае, если одна из посылок отрицательная. Меньшая посылка «Некоторые северяне – Старки» ‒ утвердительная. Следовательно, бόльшая посылка должна быть отрицательная. В результате получается следующая структура: Все северяне не Ланнистеры. Некоторые северяне – Старки. Следовательно, некоторые Старки не Ланнистеры.
Таким образом, первая посылка выглядит следующим образом: «Все Северяне не Ланнистеры». Однако, следует отметить, что бόльшая посылка данного высказывания может иметь четыре варианта: 1. Все Северяне не Ланнистеры. 2. Все Ланнистеры не Северяне. 3. Ни один Ланнистер не северянин. 4. Ни один северянин не Ланнистер.
Закон двойного отрицания. Законом двойного отрицания называется закон логики, позволяющий отбрасывать двойное отрицание. Этот закон можно сформулировать так: отрицание отрицания даёт утверждение, или: повторенное дважды отрицание даёт утверждение.
Пример задания, нацеленного на проверку умения правильно определять число отрицаний в высказывании. Решите логическую задачу и обоснуйте своё мнение. Банк отрицает собственное несогласие с отказом клиента опротестовать дезинформацию о непредоставлении клиенту сведений об условиях кредита.
Вопрос: ознакомил ли банк своего клиента с условиями кредита?
Ответ. Задание проверяет знание одного из фундаментальных законов классической логики – закона двойного отрицания и умение определять число отрицаний в содержании суждения. Для того, чтобы правильно выполнить задание, необходимо разбить предложенное высказывание на несколько частей и проанализировать каждое из них. Если в суждении будет найдено чётное количество отрицаний, все они сократятся («повторенное дважды отрицание даёт утверждение). Банк отрицает собственное несогласие = банк согласен Отказ клиента опротестовать = клиент признаёт Дезинформацию о непредоставлении сведений = ложь, что сведения не были предоставлены = предоставление сведений. В итоге, после сокращения отрицаний, получаем следующее высказывание: «Банк согласен с признанием клиента о предоставлении ему сведений об условиях кредита».
Пример задания на установление соответствия между элементами различных множеств.
Задача «Три учителя».
В сельскую школу приехали на практику три молодых учителя – Бреев, Косорин и Крюгмейд. Один из них историк, другой – математик, а третий – экономист. Директор школы, страдающий склерозом, совершенно забыл их фамилии и специальности – запомнил лишь, что каждая фамилия является анаграммой фамилии какого-то известного социолога. Молодые люди засомневались, не утратил ли директор вместе с памятью способность рассуждать логически, и решили проверить.
Каждый из них дал ему небольшую подсказку:
Бреев: «Математик я или Крюгмейд»
Косорин: «Бреев – историк»
Крюгмейд: «Косорин – экономист»
Известно, что солгал только экономист. Помогите директору:
1. Определите, у кого из них какая специальность. Обоснуйте свой ответ с помощью логических рассуждений.
2. Расшифруйте анаграммы и напишите, фамилии каких известных социологов скрываются в фамилиях практикантов.
Данное задание проверяет умение участника олимпиады рассуждать последовательно, не допуская противоречий. Ответ. Найдем самое уязвимое высказывание, для того, чтобы выстроить цепочку рассуждений. Нам известно, что солгал только экономист. Давайте предположим, что экономистом является Косорин, как это следует из утверждения Крюгмейда. Если Косорин экономист, значит высказывание «Бреев – историк» ‒ ложно.
Тогда Бреев может быть только математиком.
Для облегчения рассуждений занесём результаты в таблицу
Практикант | Специальность |
Бреев | Математик |
Косорин | Экономист |
Крюгмейд |
Теперь проанализируем суждения всех трёх практикантов на предмет противоречий. Высказывание Крюгмейда («Косорин – экономист») – истинно; высказывание Косорина («Бреев – историк») – ложно; высказывание Бреева («Математик я или Крюгмейд») – истинно. Итак, высказывания практикантов не противоречат друг другу, следовательно Косорин – экономист, Бреев – математик, а Крюгмейд – историк
Заключение
Организация подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных состязаниях по обществознанию требует индивидуального, личностноориентированного подхода к каждому одаренному ребенку. Чтобы выступать на заключительных этапах олимпиад высокого уровня, школьники должны продемонстрировать не только глубокие и обширные обществоведческие знания, но и исследовательские умения, самостоятельность, креативность мышления, умение мобилизовать все имеющиеся ресурсы в стрессовой ситуации. Успешность выступления учащегося на олимпиаде в значительной степени является заслугой педагога. Талантливые дети нуждаются в тьюторском сопровождении, в ходе которого педагог-тьютор поможет сориентироваться в образовательных ресурсах, доступных для школьника и эффективных в построении системы подготовки как к выполнению заданий первого тура, так и к написанию обществоведческого сочинения. Значительное количество времени уходит на ознакомление с Положениями олимпиад, Регламентом проведения и другими нормативными документами. Поэтому школьнику требуется помощь и в выборе конкретной олимпиады для участия, исходя из его образовательных целей и раздумий о выборе сферы профессиональной деятельности. Определившись с типом и уровнем олимпиады по обществознанию и сформировав банк источников информации для организации подготовки, будущий участник олимпиады нуждается в формировании результативной системы подготовки. Существенный положительный эффект будет достигнут при условии соблюдения последовательности усвоения материала: восприятие, воспроизведение, переосмысление, углубление и расширение знаний. Материал усваивается с большей эффективностью, если задействованы разные каналы получения информации. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты, поскольку органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуя на долговременную память. Высокие результаты на олимпиадах обусловлены внимательным отношением учащегося к формальным элементам работы: скрупулезное изучение структуры олимпиадной работы, ранжирование заданий по степени сложности и трудоемкости и последовательное выполнение заданий в соответствии с намеченным планом и соблюдением регламента.
Литература
1. Гусев, Д. А. Удивительная логика / Д. А. Гусев. – Москва: ЭНАС, 2012. – 240 с.
2. Ивин, А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов / А. А. Ивин. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 230 с.
3. Мамина, О. Н. Эссе по обществознанию. Методические материалы для учителей / О. Н. Мамина. – Екатеринбург: Сократ, 2008.
4.. Мельникова, Е. В., Токмянина, С. В. Сборник методических материалов по написанию сочинений по истории и обществознанию / Е. В. Мельникова, С. В. Токмянина; с.
5. Солодухин, О. А. Логика: экзаменационные ответы / О. А. Солодухин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания
Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.
Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных...
Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год
Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год...

«Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания»
Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...
Протокол по итогам проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию
Итоговый протокол проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию....
