Рабочая программа ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Неустроева Оксана Ивановна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_obshchestvo_9_kl.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”

МР “Амгинский улус (район)”

«Рассмотрено»

на заседании  МО

Протокол  №__1________

от  «30» августа___2023.

«Согласовано»

рук. ДОП обр.

Охлопкова Л.Д.

                         

«31» августа_ 2023г

«Утверждаю»

Директор  школы

Окороков И.Г.

«31» августа _2023г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВУД «Я и общество»

Для 9 класса

Срок реализации 2023-24 уч. Год

Учитель Неустроева Оксана Ивановна

с.Сулгаччы

2023 г.

Предмет

Я и общество

Класс

9

УМК, интернет ресурсы

 - ОГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова

- Решу ОГЭ

- ФИПИ

Цель и задачи

 формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

     - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»  в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации.

     -  стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

     -  отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

     - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных  условиях.

Кол.  часов

34

Основные разделы

Введение

Человек и общество

Духовная культура

Политика

Экономика

Социльная сфера

Право

Итоговое повторение

Пояснительная записка.

           Элективный курс «Общество вокруг меня» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.  

          Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

           Задачи курса:

     - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»  в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

     -  стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

     -  отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

     - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных  условиях.

          Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа 1 час в неделю с учетом праздничных дней и требует корректировки. Программа включает  5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»

           

            Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей   обучающихся;
- уважение  к  результатам  их  деятельности  в  сочетании  с  разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;

- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.

           Основные формы работы: индивидуальная и групповая.

     Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);

  - изучение материалов СМИ, интернет-материалов;

  - дискуссии, проектная деятельность;

  - практические занятия по решению учебных задач;

        Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля. 

         Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .

            Ожидаемые результаты.

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

   - анализировать документы;

   - анализировать публикации в периодических изданиях;

   - работать с диаграммами и таблицами;

   - формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;

    - представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;

    - делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

   - четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  - самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  - работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)

 - сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

          Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы».  Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.  

 

Содержание курса

Введение (1ч.)

            ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.(4 ч.)

           Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

            На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

            Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

        Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

Биологическое и социальное в человеке.        

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

 Семья как малая группа

Особенности подросткового возраста.

             Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

            Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (9ч.)

        Экономика и её роль в жизни общества.

              Экономические системы.  

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

            Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право. (8ч.)

            Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

        Правовое  государство и гражданское общество

        Власть. Роль политики в жизни общества.

            Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

            Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества. (2ч.)

            Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Наука в жизни современного общества.

            Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение  (2 ч.)

Тематическое планирование

№ п/п

                          Названия тем, уроков

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Введение.  ГИА как форма итоговой аттестации

1

7.09

Тема 1. Современное общество

4

2

Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На пути к современной цивилизации

1

14.09

3

Глобальные проблемы современности. Социальные конфликты и пути их решения.

1

21.09

4

Практическая работа «Современное общество»

1

28.09

5

Практическая работа «Современное общество»

1

5.10

Тема 2. Человек среди людей

9

6

Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения.

1

12.10

7

Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста.

1

19.10

8

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

1

26.10

9

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

1

9.11

10

Мышление и речь

1

16.11

11

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1

23.11

12

Практическая работа «Человек среди людей»

1

30.11

13

Практическая работа «Человек среди людей»

1

7.12

14

Практическая работа «Человек среди людей»

1

14.12

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

9

15

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы.  Разбор ситуаций

1

21.12

16

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

1

28.12              

17

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство.

1

11.01

18

Рынок и рыночный механизм.

1

18.01

19

Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1

25.01

20

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1

1.02

21

Практическая работа «Экономическая сфера жизни общества»

1

8.02

22

Практическая работа «Экономическая сфера жизни общества»

1

15.02

Тема 4. Политика и право

8

23

  Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.

1

22.02

24

  Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан

1

29.02

25

Политический режим. Демократия. Правовое  государство и гражданское общество

1

7.03

26

Власть. Роль политики в жизни общества. 

1

14.03

27

Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1

21.03

28

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

1

4.04

29

Практическая работа «Политика и право»

1

11.04

30

Практическая работа «Политика и право»

1

18.04

Тема 5. Духовная  жизнь общества

2

31

Формы и разновидности культуры. Образование и самообразование

1

25.04

32

Практическая работа «Духовная жизнь общества»

1

2.05

33-34

Итоговое повторение

2

16.05

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...