Рабочая программа ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”
МР “Амгинский улус (район)”
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__1________ от «30» августа___2023. | «Согласовано» рук. ДОП обр. Охлопкова Л.Д.
«31» августа_ 2023г | «Утверждаю» Директор школы Окороков И.Г. «31» августа _2023г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВУД «Я и общество»
Для 9 класса
Срок реализации 2023-24 уч. Год
Учитель Неустроева Оксана Ивановна
с.Сулгаччы
2023 г.
Предмет | Я и общество |
Класс | 9 |
УМК, интернет ресурсы | - ОГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова - Решу ОГЭ - ФИПИ |
Цель и задачи | формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях. - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации. - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях. |
Кол. часов | 34 |
Основные разделы | Введение Человек и общество Духовная культура Политика Экономика Социльная сфера Право Итоговое повторение |
Пояснительная записка.
Элективный курс «Общество вокруг меня» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа 1 час в неделю с учетом праздничных дней и требует корректировки. Программа включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Содержание курса
Введение (1ч.)
ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (9ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (2ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (2 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Названия тем, уроков | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Введение. ГИА как форма итоговой аттестации | 1 | 7.09 | ||
Тема 1. Современное общество | 4 | ||||
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На пути к современной цивилизации | 1 | 14.09 | ||
3 | Глобальные проблемы современности. Социальные конфликты и пути их решения. | 1 | 21.09 | ||
4 | Практическая работа «Современное общество» | 1 | 28.09 | ||
5 | Практическая работа «Современное общество» | 1 | 5.10 | ||
Тема 2. Человек среди людей | 9 | ||||
6 | Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. | 1 | 12.10 | ||
7 | Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. | 1 | 19.10 | ||
8 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 | 26.10 | ||
9 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 | 9.11 | ||
10 | Мышление и речь | 1 | 16.11 | ||
11 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | 23.11 | ||
12 | Практическая работа «Человек среди людей» | 1 | 30.11 | ||
13 | Практическая работа «Человек среди людей» | 1 | 7.12 | ||
14 | Практическая работа «Человек среди людей» | 1 | 14.12 | ||
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | ||||
15 | Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 | 21.12 | ||
16 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 | 28.12 | ||
17 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. | 1 | 11.01 | ||
18 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | 18.01 | ||
19 | Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | 25.01 | ||
20 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | 1.02 | ||
21 | Практическая работа «Экономическая сфера жизни общества» | 1 | 8.02 | ||
22 | Практическая работа «Экономическая сфера жизни общества» | 1 | 15.02 | ||
Тема 4. Политика и право | 8 | ||||
23 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 | 22.02 | ||
24 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 | 29.02 | ||
25 | Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество | 1 | 7.03 | ||
26 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | 14.03 | ||
27 | Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы в Российской Федерации. | 1 | 21.03 | ||
28 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 | 4.04 | ||
29 | Практическая работа «Политика и право» | 1 | 11.04 | ||
30 | Практическая работа «Политика и право» | 1 | 18.04 | ||
Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 | ||||
31 | Формы и разновидности культуры. Образование и самообразование | 1 | 25.04 | ||
32 | Практическая работа «Духовная жизнь общества» | 1 | 2.05 | ||
33-34 | Итоговое повторение | 2 | 16.05 23.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...
