Мониторинг и прогнозтрование ЧС
методическая разработка по обж (9 класс) по теме

Разработка урока по ОБЖ в 9 классе "Мониторинг и прогнозирование ЧС + презентация к нему. Также представлен дополнительный материал для самостоятельного анализа  возможностей ЧС в Московской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Слайд 2

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Слайд 4

Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих

Слайд 5

Девиз урока: Предупреждён -значит вооружен

Слайд 6

В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары

Слайд 8

наводнения

Слайд 9

засухи

Слайд 10

лавины

Слайд 11

цунами

Слайд 13

Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г., в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Слайд 14

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Слайд 15

- п редупреждение чрезвычайной ситуации - л иквидация чрезвычайной ситуации

Слайд 16

предупреждение чрезвычайной ситуации

Слайд 17

Предупреждение чрезвычайной ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.

Слайд 18

ликвидация чрезвычайной ситуации

Слайд 19

Ликвидация чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей

Слайд 20

Основные мероприятия по защите населения от ЧС

Слайд 21

Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно-спасательных работ

Слайд 23

С истема, направленная на наблюдение и предвидение ЧС, составляет общее понятие « мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Слайд 24

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы , биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Слайд 25

Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций

Слайд 27

Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); заблаговременное определение параметров источников ЧС; заблаговременное определение последствий ( масштабов) ЧС; организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

Слайд 28

Существует несколько видов мониторинга.

Слайд 29

Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны . Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций , а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции .

Слайд 31

Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.

Слайд 34

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Слайд 35

Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать . Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

Слайд 36

- П ервый - эвристический -через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга

Слайд 38

-второй (математический )-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет .

Слайд 40

Дл я расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

Слайд 41

В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.

Слайд 42

Вид ЧС Поражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Слайд 43

Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.

Слайд 44

Предупреждён -значит вооружен

Слайд 45

Задание На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь .



Предварительный просмотр:

 9-ый класс

Раздел 5. Основные мероприятия, проводимые  в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

 Урок 13.

Тема: Мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций.

Цели  и задачи урока:  

-раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
-изучить  понятия «мониторинг» и «прогнозирование»
-познакомиться с деятельностью  РСЧС  в области мониторинга и прогнозирования ЧС
-закрепить знания о   Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначением и основными задачами
(слайд 1-4)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Повторение

Учитель:  На прошлых уроках мы  уже говорили о том, что  в  последнее время  в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 (слайд 5-9).

Предупреждение  и ликвидация  ЧС, организация защиты  населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций  всегда  занимали  ведущее место  в политике любого государства.

Поэтому для реализации государственной политики   в РФ была создана  Российская система предупреждения и действий в ЧС. ( слайд 10)

Напомню, что Постановление о создании  РСЧС было принято в апреле 1992г.,

 в 1995г. – организация  была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создавая эту систему, государство решало задачу объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций -(текст слайда10)

Учитель: Каковы же основные задачи, которые решает  Единая государственная система предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций? (слайд 11)

 Ответ учащихся:  Задачи  РСЧС делятся на 2 группы : предупреждения  ЧС и ликвидация ЧС (слайд 12).

Вопрос: что означает      предупреждение ЧС?

Ученик: Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.(слайд13)

Вопрос: что означает      ликвидация   ЧС?

Ученик:   Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей  (слайд 14)

3.Изучение новой темы.

Введение.

Каковы же основные мероприятия , проводимые  в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

( слайд 15)

     Далее слайд 16. 

  • Мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
  • Инженерная защита населения и территорий;
  • Подготовка населения к действиям в ЧС;
  • Эвакуация населения из опасных районов;
  • Организация аварийно-спасательных работ

Учитель:      В общей системе  мер  противодействия  чрезвычайным ситуациям  на первом месте стоят мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ЧС и смягчения их последствий.

Это можно обеспечить, если будет  действовать система наблюдения за состоянием и развитием различных природных и техногенных процессов и явлений, а также определение вероятности возникновения ЧС  природного и техногенного  характера.          Такая система, направленная на  наблюдение и предвидение, составляет общее понятие   «мониторинг и прогнозирование  ЧС».

Слайд 17. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы,гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.  (записать определение в тетрадь)

Слайд 18. Основные направления деятельности  РСЧС по мониторингу и прогнозированию  чрезвычайных ситуаций

Слайд 19.

  • создание банка данных по источникам ЧС
  • проведение наблюдений за источниками ЧС
  • проведение наблюдений за источниками ЧС
  • прогнозирование  ЧС
  • обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения  ЧС  

Слайд 20. Основные цели  мониторинга и  прогнозирования ЧС

  • снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;

     - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);

  • заблаговременное определение места, времени и параметров источников ЧС;
  • заблаговременное определение места, времени и последствий (масштабов) ЧС;
  • организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений
  • - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

Слайд 21. Существует несколько видов     мониторинга. Например :

Слайд 22-23. Мониторинг   атмосферы

Слайд 24-26. Мониторинг геологических процессов.

Данные мониторинга служат основой прогнозирования.

 Слайд 27. Прогнозирование ЧС –отражение  вероятности  возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения

             Основная цель – выявление времени  возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

Слайд 28-29. 

Первый -эвристический-через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга.

Слайд 30-31.

  • -второй (математический)-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.

Слайд 32.

Для расчетов возможных  последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие  факторы чрезвычайных ситуаций

 Слайд 33.  В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.  

Слайд 33. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Вид ЧС

Поражающий фактор

Параметр

Землетрясение

Обломки зданий и сооружений

  Интенсивность землетрясения

Взрывы

Воздушная ударная волна

Избыточное давление на фронте воздушной

ударной волны

Пожары

Тепловое излучение

Плотность теплового потока

Цунами; прорыв плотин

Волна цунами; волна прорыва

Высота волны; максимальная скорость волны;

площадь и

длительность затопления;

 давление гидравлического потока

Радиационные аварии

Радиационное заражение

Дозы облучения

Химические аварии

Токсичные нагрузки

Предельно допустимая концентрация, токсодоза

Слайд 37. Задание

Составить примерный прогноз ЧС, возможных в нашем городе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «Наш...

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование»Мониторинг определения отношений  между педагогом  и обучающимся....

Мониторинг "«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)"

laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «...

Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ  СШ№3 г. Нижневартовска...

Отчеты, мониторинги, анализы. Участие в мониторинге ИКП РАО

Отчеты, мониторинги, анализы, информационные справки...