инновационная педагогическая технология "Лекция-гипертекст"
методическая разработка по обж по теме

Ягныш Лариса Викторовна

Основные достоинства лекции-гипертекста:

 

  1. Экономит внеурочное время и учеников, и преподавателей, так как работа с новым материалом выстраивается прямо на уроке, под руководством учителя.
  2. Обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многократные и разнообразные приемы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывает логику процесса познани
  3.   Способствует развитию учащихся, так как  включает приемы, в том числе групповую форму деятельности и элементы взаимообучения, которые   позволяют ученикам уже при первом знакомстве с информацией продвинуться до уровня ее сознательного понимания
  4. Создает условия для внутренней дифференциации: каждый ученик достигает в усвоении темы собственной точки, которая фиксируется учителем во время проверки индивидуального проверочного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnaya_tehnologiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная технология

ЛЕКЦИЯ-ГИПЕРТЕКСТ

Гипертекст, или «сверх» текст, отличается следующими признаками:

  1. Несет большой объем информации.
  2. Содержит достаточно новой информации.
  3. Включает научные понятия.
  4. Сложен для самостоятельного изучения.

Большинство текстов в школьных учебниках являются для ученика именно «сверх» текстами: они сложны, малопонятны и далеки от личных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для усвоения готовой информации.

   Исследования показали, что эта технология эффективно используется на уроках изучения нового и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний).

Алгоритм работы  учащихся  с гипертекстом:

  1. Организация деятельности.

  1. Озвучивание гипертекста

  1. Структурирование гипертекста.

  1. Групповая работа над вопросами к тексту: а) подготовка вопросов; б) обмен вопросами;                в) коррекция.

  1. Групповая работа над вопросами по тексту: а) подготовка вопросов; б) обмен вопросами;      в) коррекция

  1. Индивидуальное контрольное задание

Алгоритм деятельности учителя:

  1. Учитель ставит и формулирует вместе с учениками тему  и цель изучения темы, предъявляет тексты для работы на уроке. Это может быть обычный параграф из учебника или специально подготовленный печатный текст. Текст должен быть перед каждым учеником.

  1. Учитель озвучивает гипертекст, а ученики следят за его монологом по своим материалам, возможно, делают какие-то пометки. Важно, чтобы речь преподавателя совпадала с текстом на столах учениках, содержала те же термины, формулировки и последовательность изложения, так как в этот момент создаются условия для первичного запоминания информации. Некоторые преподаватели сопровождают свой рассказ зарисовками, записями на доске, выписывают новые термины.

  1. Структурирование гипертекста.  Учитель дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам. В результате многократного просмотра текста и проговора ученики продолжают механически запоминать текст и начинают понимать логику изложения (используется логическая память). На этом этапе они прямо в тексте создают план изложения материала.

  1. Групповая работа. На уроке данной модели группы могут быть организованы формально и быстро: три ряда – три группы. Первое задание для групп – за 3-5 минут подготовить пять – семь вопросов к тексту, причем таких, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Полезно, если вопросы повторяются: многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. Вопросов-ответов звучит столько, сколько нужно, чтобы проговорить весь текст. При необходимости дополнительные вопросы формулирует учитель, он же корректирует и консультирует учеников.

  1. новое задание для групп: подготовить несколько (3-5) вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако, понимая материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят уже не в тексте, а в собственных мыслях. Учитель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа помогает запоминанию и создает условия для понимания и присвоения смысла информации.

  1. заключительная часть урока: индивидуальное проверочное задание. Оно может быть разным по форме (вопросы, тест, упражнение и т.д.), но обязательно уровневым – на узнавание, понимание и применение информации, проверяющим степень усвоения материала. Школьная практика позволяет применять лекции-гипертекст в 5-11 классах по общей схеме. Различия только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение. Метод эффективен на всех учебных предметах, не зависит от вида текста, он позволяет запомнить и понять литературный, научный, специальный текст, в том числе теоремы, стихотворения, чертежи и т.д.

        

Основные достоинства лекции-гипертекста:

  1. Экономит внеурочное время и учеников, и преподавателей, так как работа с новым материалом выстраивается прямо на уроке, под руководством учителя.

  1. Обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многократные и разнообразные приемы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывает логику процесса познания.

  1. Способствует развитию учащихся, так как  включает приемы, в том числе групповую форму деятельности и элементы взаимообучения, которые позволяют ученикам уже при первом знакомстве с информацией продвинуться до уровня ее сознательного понимания.

  1. Создает условия для внутренней дифференциации: каждый ученик достигает в усвоении темы собственной точки, которая фиксируется учителем во время проверки индивидуального проверочного задания.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции-гипертекста: во-первых, он позволяет систематизировать большой объем, трудный по содержанию материал; во-вторых, учащиеся на данных уроках основательнее и детальнее усваивают новую информацию за счет многократной работы с текстом и разных способов работы с материалом.

Но опыт показывает, что эффективность метода возрастает если учесть следующие моменты:

  1. В  некоторых учебниках очень мало тем, которые можно использовать в качестве готового гипертекста, поэтому самостоятельно составленный учителем текст обязательно должен оставаться у ученика надолго;
  2. Работать в данной технологии нужно не от случая к случаю, а в системе, регулярно;
  3. При озвучивании гипертекста учителем необходимо придавать ему эмоциональную окраску, смягчать рациональность звучаний, что позволит вписать данный способ проведения урока в традиционную систему работы учителя. В этом случае изучаемый предмет будет для учащихся по-прежнему интересным предметом.

Алгоритм деятельности при лабораторном методе

1. Проблемное действие – динамичная, но важная часть метода. В этот момент ученики пробуют выполнить какое-то новое действие и убеждаются, что они не умеют этого делать или делают плохо. Но нам важен вывод: нужно усвоить данные умения  (ситуация временной неудачи).

2. Как это сделать правильно, объясняет учитель. Он говорит, а ученики слушают. При этом, желательно, чтобы ученики ничего не записывали, а учитель ничего не демонстрировал. Мы концентрируем слуховую память.

3. Учитель показывает, как правильно выполняется действие, а ученики наблюдают, не стараясь пока копировать, концентрируясь на зрительном восприятии. Только после того, как учитель рассказал и показал, ученики совершают индивидуальное действие. Вероятно, они допустят ошибки и неточности, поэтому понадобится коррекционная работа. Она будет выстраиваться поэтапно и последовательно.

 4. Парное действие: первый в паре делает, второй наблюдает, сверяет, исправляет, затем наоборот. Очевидно, часть неточностей будет исправлена, а формирование умений закреплено.

5.  Групповое  действие: один в группе из 4 человек (2 парты) делает, а остальные наблюдают и оценивают. Если умение сложное или класс слабый, действие в группе выполняет лишь второй, даже третий ученик. Кто продемонстрирует умение перед группой, зависит от ситуации, это может быть самый «слабый», чтобв дополнительно потренироваться, может быть самый «сильный» ученик, чтобы еще раз показать остальным правильный образец. Это может быть ученик, действие которого учитель решил проконтролировать сегодня.

6. Этап коллективного действия. Действие многократно повторено, умение, очевидно, сформировано, но мы не спешим замерять результат. Необходимо зафиксировать успех. Один ученик перед классом выполняет отработанное действие. Остальные выполняют его осмысленно и убеждаются: что мы умеем делать хорошо и будем делать это хорошо всегда (ситуация успеха).

  1. Индивидуально контрольное действие. Как правило, не вызывает затруднений и показывает сформированность умений. Если в проверочную работу включены задания разных уровней (изменение, усложнение образца), то можно оценить учащихся.

Данный метод высокоэффективен при правильном использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...