рабочая рограмма по ОБЖ
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX классах общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obzh_5_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

          В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

          Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

          В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной  среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.                  

          Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса МОУ «Гимназия №25» города Курска составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX классах общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин).

          Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.        

              Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

     - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

     - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

     - формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и

здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

          Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа по 1 часу в неделю.

          Основной формой изучения материала является урок. Закрепление полученных знаний, умений и навыков по темам программы осуществляется на практических занятиях.

          Для оценки результатов обучения основам безопасности жизнедеятельности могут быть использованы различные формы текущего контроля знаний (опрос обучающихся, выполнение тестовых заданий, групповая работа), а также выполнение проверочных и контрольных работ.

          Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

          - учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков,  В.Н. Латчук. – М.:Дрофа, 2009-2011;

         - Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. : Методическое пособие  / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа,2002;

          - Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение, 2001;

         - Электронный учебник по основам безопасности жизнедеятельности, разработанный УМЦ ГО и ЧС Курской области.

          Содержание данной рабочей программы предусматривает формирование у обучающихся 5 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

 - использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

         В результате освоения обязательного минимума содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе обучающиеся должны

              знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и

    социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности      

  жизнедеятельности населения;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

- правила безопасного поведения на воде;

- возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении),    

  причины их возникновения и правила поведения;

- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном

  транспорте, и правила безопасного поведения;

- правила поведения в криминогенных ситуациях;

- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах

  проживания;

- устройство и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания;

- основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

              владеть навыками:

- в использовании первичных средств пожаротушения;

- в оказании помощи терпящим бедствие на воде;

- в использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания;

- в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударе.

Тематический план программы ОБЖ для 5 класса

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вводимые понятия

В т.ч. на практические занятия

Домашнее задание

По плану

Фактич.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

27

4

1.1

Особенности города как среды обитания человека

1

Раздел 1

глава 1,

п.1.1

1.2

Службы безопасности города

1

Вызов служб безопасности города

п.1.2

1.3

Дом, в котором мы живем

1

Возможные ЧС в жилище и их причины

Глава 2,

п.2.1

1.4

Пожары

1

Пожар, причины пожара, поражающие факторы пожара

п. 2.2

1.5

Практическое занятие «Правила поведения при пожаре»

1

План эвакуации при пожаре, правила выхода из зданий

1

п. 2.2

1.6

Практическое занятие «Средства тушения пожара»

1

Устройство огнетушителя

1

п. 2.2

1.7

Затопление квартиры

1

Причины затопления и правила поведения

п. 2.3

1.8

Электричество

1

Правила поведения при обращении с электроприборами и поражением электрическим током

п. 2.4,

рисунок

1.9

Опасные вещества

1

Воздействие угарного и бытового газа на человека, правила поведения

п. 2.5

1.10

Взрыв и обрушение дома

1

Причины обрушений и правила поведения

п. 2.6

1.11

Если захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи)

1

Правила поведения при ЧС бытового характера

п. 2.7

1.12

Опасные ситуации на улице

2

Правила поведения при гололеде,при попадании в толпу,при встрече с дикими или домашними животными

Глава 3

п. 3.1-3.3

1.13

Современный транспорт-зона повышенной опасности

1

Причины транспортных аварий, виды современного транспорта

Глава 4,

п. 4.1

1.14

Общественный (городской) транспорт

1

Особенности проезда и поведения в общественном транспорте

п. 4.2

1.15

Практическое занятие «Правила поведения на дорогах и тротуарах»

1

Правила дорожного движения

1

п. 4.2, рисунки

1.16

Железнодорожный транспорт

1

Опасности на ж/д транспорте и правила поведенияв вагоне и на ж/д вокзале

п. 4.3

1.17

Авиационный транспорт

1

Причины ЧС на воздушном транспорте, правила поведения при взлёте, посадке и разгерметизации салона

п. 4.4

1.18

Морской и речной транспорт

1

Водный транспорт, сигналы оповещения, действия в ситуации «Человек за бортом»

п. 4.5

1.19

Психологические основы самозащиты

1

Правила психологического поведения при встрече с преступниками, признаки возможного преступления

Глава 5,

п. 5.1

1.20

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире). Криминогенные ситуации в подъезде

1

Правила поведения при попытке кражи, взлома квартиры или дома. Правила безопасного поведения при нахождении в подъезде дома

п. 5.2, 5.3

1.21

Криминогенные ситуации на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия.

1

Правила поведения в криминогенных ситуациях на улице или при встрече с незнакомыми людьми

п. 5.4, 5.5

1.22

Если вы оказались заложником

1

Правила поведения при захвате террористами, признаки возможного похищения или террористического акта

п. 5.6

1.23

Загрязнение воды

1

Экология, способы загрязнения мест проживания, правила безопасного экологическог поведения

Глава 6,

п. 6.1

1.24

Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы.

1

Причины и последствия загрязнения почвы и воздуха, правила безопасного поведения в таких районах

п. 6.2, 6.3

1.25

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие гражданские противогазы.

1

Респиратор, ватно-марлевая повязка, ГП-5

Глава 7,

п.7.1

1.26

Практическое занятие «Правила пользования фильтрующим противогазом»

1

Правила ношения и надевания

ГП-5

1

п. 7.2, 7.3

Раздел 2. Основы медицинских знаний

4

2

2.1

Различные виды ранений и их причины

1

Виды ран

Раздел 2,

глава 1,

п.1.1

2.2

Практическое занятие «Первая медицинская помощь при ранениях»

1

Правила осмотра и обработки ран

1

п.1.2

2.3

Общая характеристика кровотечений

1

Виды кровотечений,их особенности

п.1.3

2.4

Практическое занятие «Первая помощь при кровотечениях»

1

Правила наложения давящей повязки

1

п. 1.4

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

3

3.1

Движение и здоровье.

1

Понятие о движении, виды движений, влияние движения на здоровье человека,гиподинамия,гипердинамия

Раздел 3,

глава 1

3.2

Различные виды нарушений осанки и причины их возникновения.

1

Понятие об осанке,причинах изменения осанки,видах сколиоза,влияние компьютера на формирование осанки и зрение

Глава 2,

глава 3

3.3

Развитие и изменение организма. Физическое и нравственное взросление человека.

1

Особенности развития организма человека в детском и подростковом возрасте,правила ухода за организмом

Глава 4,

глава 5

Содержание учебного материала

 Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных

                  и чрезвычайных ситуациях

          Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности. Система обеспечения безопасности города. Характеристики городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения. Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

           Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире), многоэтажном здании. Правила поведения при возгорании одежды и электроприборов. Способы эвакуации из горящего здания. Правила поведения при возникновении пожара в транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).

          Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении пользования ими. Действие опасных веществ на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

           Правила безопасного поведения на транспорте. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус), железнодорожного, авиационного, водного.

           Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.

           Правила профилактики и самозащиты от хулиганов. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила безопасного поведения заложников.

           Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

           Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

           Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш, ватно-марлевая повязка). Их использование.

           Практические работы:

1. Правила поведения при пожаре;

2. Средства тушения пожаров;

3. Правила поведения на дорогах и тротуарах;

4. Правила пользования фильтрующим противогазом ГП-5.

Раздел 2. Основы медицинских знаний

           Общая характеристика повреждений и их последствия для организма человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

          Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).

          Практические работы:

1. Первая медицинская помощь при ранениях;

2. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

          Движение. Гиподинамия и гипердинамия. Сколиоз, деформация позвоночника. Особенности развития организма в подростковый период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для  

   общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.

   Смирнов и др.;  под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.:АСТ: Астрель,2008-2010;

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П.

    Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;

3. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995.