Рабочая рограмма по ОПК для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Борисова Елена Александровна

Рабочая программа по ОПК для 5 класса на 2013-2014 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury_5_klass.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области

«Утверждаю»                                                                                                                     «Согласовано»

Директор школы                                                                                                                   Руководитель МО

____________(В.А.Щербинин)                                                                                           ____________(Т.М.Урапина)

«___»______________2013 г.                                                                                             «___»____________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основ религиозных культур и светской этики

по модулю «Основы православной культуры»

5 класс

1 час в неделю, 34 часа

Борисова Елена Александровна учитель высшей категории

2013 г.

с. Абашево

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  3. формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  4. формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  5. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  6. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей  школьников.  

.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. Осознание ценности человеческой жизни.

Календарно-тематическое планирование основ православной культуры в 5 классе.

п/п

Тема урока, раздела.

Основные понятия.

Формируемые УУД

ЭОР

Дата

провед.

1-3.

Тема: Религиозная культура в жизни человека.

Культура, духовность, религиозная культура, православие, православная культура, добро,  историческая память, культурный человек, любовь к Родине, Отечество, отчий дом.

Регулятивные УУД:

•        В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•        Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•         Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Презентация «Россия – мой отчий дом»,

4-5.

Библия – книга на все времена.

Библия – великий литературный и  исторический памятник культуры. Бог, мир, человек, человек как творение Господа.

Познавательные УУД:

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•         умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

•        проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Презентация «Библия – памятник истории, литературы и культуры человечества»

6-7.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Библейские сюжеты как источник вдохновения в творчестве великих деятелей русской культуры. Библия, религиозное искусство, духовная поэзия, религиозная живопись, христианские праздники.

Коммуникативные УУД:

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Видефильм «Русь».

Презентация «Библейские сюжеты в творчестве россиян»

8.

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся

Тесты по пройденным темам.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

9-10.

Монастырь – центр христианской православной культуры.

Православные монастыри – центры культуры в древней Руси и ценнейшие памятники русской архитектуры и живописи. Христианская радость, христианские добродетели, монах, монастырь, устав, духовная красота, обет.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

•         Общее представление о моральных нормах поведения.

Презентация «Православные монастыри России – памятники истории, архитектуры и живописи».

11-12.

Язык христианской православной культуры.

Смысловая составляющая и символичность памятников христианской культуры. Христианские святыни, христианское искусство, символ, крест, нимб, голубь, рыба, красота, Воздвижение креста, жертвенная любовь.

Регулятивные УУД:

•        В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•        Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•         Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Презентация «Символы христианства»

13-14.

Для чего построен и как устроен православный храм?

«Храм - дом Бога на земле»

Русская храмовая архитектура – значимый пласт русской православной культуры. Литургия, таинства, базилика, крест, ротонда, алтарь, иконостас, престол, жертвенник, священнослужители.

Познавательные УУД:

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•         умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

•        проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Презентация «Устройство православного храма», музыкальное пособие (диск).

15-16.

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.

Русская храмовая архитектура – значимый пласт русской православной культуры.

Познавательные УУД:

•        Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

•        формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

Презентации: Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя в Москве.

17.

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся.

Выполнение тренировочных тестов.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

18-19.

О чём рассказывает православная икона?

Православная икона – святыня и объект культурного наследия наших православных предков. Икона, образ, первообраз, иконописный канон, пост, левкас, паволока, темпера

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

•         Общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные УУД:

•        Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Презентация «Православная икона»; презентация «А. Рублев и его творчество».

20-21.

Иконы великих православных праздников.

Основы иконографии православной церкви: иконы Божией  Матери, написанные евангелистом Лукой. Иконы великих православных праздников. Отношение к иконам русских людей.

Познавательные УУД:

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•         умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

•        проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Презентации: Икона Владимирской Божией Матери. Икона Казанской Божией Матери. Икона святого Георгия Победоносца. Покров «Преподобный Сергий Радонежский»

22-23.

Красивый мир церковнославянской азбуки.

Роль церковнославянской азбуки в истории и культуре русского народа. Равноапостольный, церковнославянский язык, кириллица, буквица, устав, просветители.

Познавательные УУД:

•        Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

•        формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

Презентация «Буквица».

24-25.

Русская духовная музыка.

Молитва, Псалом, Царь Давид, Псалтырь, Стихира, Тропарь, Кондак, Икос, Славословие, Величание.

Регулятивные УУД:

•        В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•        Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•         Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Музыкальное пособие (диск).

26.

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся.

Карточки- задания для каждого ученика.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

27.

Предыстория Крещения Руси от апостола Андрея Первозванного до «Фотиева» крещения.

Крещение, Князья Аскольд и Дир, Илия Пророк, патриарх Фотий, Риза, Ветхий Завет.

Познавательные УУД:

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•         умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

•        проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

28.

Предыстория Крещения Руси от святой княгини Ольги до святого князя Владимира  Красное Солнышко.

Святая княгиня Ольга,

Князь Святослав, Апостол

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

•         Общее представление о моральных нормах поведения.

Презентация «Княгиня Ольга», «Святой Князь Владимир»

29-30.

Выбор веры для Руси князем Владимиром Красное Солнышко.

Язычество, Культ,  Перун, Пантеон Богов, Добрыня Никитич, Святые мученики Феодор и Иоанн.

Познавательные УУД:

•        Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

•        формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

Презентация «Крещение Руси».

31-32.

Русские святые.

Силы внутренней свободы ради защиты Веры и Отечества. Исторический экскурс: Куликовская битва (1380 г.).  Пожар Москвы. Духовный смысл  Бородинской битвы (1812 г.).  Оборона Севастополя (1855 г., 1941 – 43 гг.)

Познавательные УУД:

•        Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

•        формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

Презентация «Русские святые»

33.

Контрольная работа.

Контроль знаний за год.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

34.

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся.

Зачетный урок по защите проектов учащихся.

Личностные УУД:

•        Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Презентации учащихся с проектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая рограмма по ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX к...

Рабочая рограмма по математике 7 кл. 2013 -2014уч.год

Комитет по образованию администрации Хабарского районаАлтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО...

Рабочая рограмма по русскому языку- 5класс

разработка учебной программы...

Рабочая рограмма 5-9 класс

Рабочая программа для 5-9 классов разработана к УМК В.П.Кузовлева...

Рабочая рограмма ФГОС 4 класс Rainbow English

данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая рограмма 2018-2019 5 класс Spotlight 5

Пояснительная записка и тематическое планирование...

Рабочая рограмма по русскому языку 5 класс

Рабочая программа курса«Русский язык 5 класс» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой...