Алкоголь - глазами науки
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Действие алкоголя на организм

Каждую ночь древесные землеройки выпивают полбутылки водки - и не пьянеют! Могут ли так люди?

Нет магния - нет энергия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка

«Алкоголь – глазами науки»

по теме: «Вредные привычки. Употребление алкоголя и его влияние на здоровье и поведение человека»

Новизна методической разработки заключается в дискуссионном подходе рассмотрения вопроса употребления алкоголя с позиций науки. Для этой цели была разработана презентация «Алкоголь – глазами науки».

Цели:  - Выявить причины разрушительного воздействия алкоголя на организм человека,

             - Выявить возможные пути устранения и снижения уровня воздействия доз алкоголя на организм человека.

Задачи: - Формировать навыки критического мышления,

               - Расширить и укрепить компоненты личностной компетенции - безопасности.

Технологии, приёмы, методики:

- приём «Да – нет»,

- методика «Шесть думательных шляп » Э. де Боно,

- мыслительные приёмы, привычки,

- приём «Синквейн»,

- ТРКМ («Технология развития критического мышления»).

                         

Литература, пособия:

1. Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, М,  Дрофа, 2007, С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков,

 2. Презентация «Алкоголь – глазами науки» (разработка автора),

 3.Статьи: - «Мишень для алкоголя»,

             -  «Каждую ночь древесные землеройки выпивают полбутылки водки и не пьянеют! Могут ли так люди?»,

              -  «Веселье без похмелья»,

 4. Сайт: www.ortho.ru.

 5. Информационный материал «Действие алкоголя».

Автор: учитель ОБЖ ГБОУ школа № 612, Санкт-Петербург, Кочерова Е.А

Этапы работы:

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова:

Задаются 4 утверждения:

А. Утверждение 1. Алкоголь – печёночный яд.

Б. Утверждение 2. Древесные землеройки пьют и не пьянеют.

В. Утверждение 3. Нет магния – нет энергии.

Г. Утверждение 4. На другой день после выпивки хочется работать и работать.

Учащимся задаётся информационный материал для работы над утверждениями:

- в электронном виде – презентация «Алкоголь – глазами науки»,

- в печатном виде – статьи: - «Мишень для алкоголя», «Каждую ночь древесные землеройки выпивают полбутылки водки и не пьянеют! Могут ли так люди?», «Веселье без похмелья»,

- сайт: www.ortho.ru.

Учащиеся работают над утверждениями, используя по выбору предоставленный информационный материал.

Учащиеся работают по 2-3 человека в группе.

Время на проработку материала – 20 мин.

В работе с информационным материалом учащиеся должны использовать методику «Шесть думательных шляп», мыслительные приёмы, привычки Э. де Боно.

  1. Стадия осмысления.

Учитель озвучивает утверждения 1 – 4, предлагает обсудить их («да/нет»).

Учащиеся высказывают свои доводы, формируя ответ.

4. Рефлексия: 1 вариант.

Учащиеся по заданным утверждениям разрабатывают синквейн.

Озвучивают синквейны.

    Рефлексия: 2 вариант.

- Ответить на вопрос (устно): «Как взаимосвязаны между собой утверждение «Люди пили, пьют и будут пить!»  и мысленная цепочка: «Мысль – действие – поступок …»?,

5. Работа над утверждениями 5 – 9.

Учащимся выдаётся информационный материал «Действие алкоголя».

Учащиеся, проработав материал, высказывают свои доводы, формируя ответ.

Учитель задаёт вопрос: «Что общего и в чём разница при отравлении грибами и алкоголем? Как следует оказывать помощь?».

Учащиеся моделируют ситуацию, оказывают помощь «пострадавшему».

  1. Рефлексия.

Выстраиваем «Ёлочку ассоциаций», для чего учитель называет стартовое слово – «Алкоголь». Под этим словом записываются в столбик слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), которые возникают по самым разным ассоциациям от стартового слова. Через 20–30 секунд делается «переключение» - из этого столбика берётся какое-нибудь новое слово и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик. И так 5-6 раз. (2-3 минуты).  

 Приложения:

1. Презентация «Алкоголь – глазами науки» (разработка автора),

2. Статьи: - «Мишень для алкоголя»,

                  -  «Каждую ночь древесные землеройки выпивают полбутылки водки и не пьянеют! Могут ли так люди?»,

                  -  «Веселье без похмелья»,

                  - информационный материал «Действие алкоголя».

3. Информационный материал «Действие алкоголя».    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛКОГОЛЬ – ЭТО ЯД?

Слайд 2

Метаболизм алкоголя в печени Известны три ферментные системы метаболизма алкоголя в печени: – система алкогольдегидрогеназы (АДГ), система микросомальная этанол-оксидирующая (МЭОС), система каталазы

Слайд 5

Работа систем Все три системы первым делом превращают этанол в ацетальдегид, который в свою очередь, превращается в довольно сложное соединение ацетил-коэнзим –А, а затем образуется углекислый газ и вода. НО……. Биохимические процессы утилизации алкоголя связаны с образованием многих промежуточных ядовитых веществ.

Слайд 6

Сколько много алкоголя? Алкоголь распадается в организме до конечных продуктов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Мир науки глазами детей

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуал...

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю -  «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...