Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"
элективный курс по обж (5 класс) на тему

Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное  общеобразовательное учреждение

        «Судинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                               На методическом совете

                                                                                                    Образовательного   учреждения

                                                                                                 Протокол №_________________

                                                                                                    «_____»  ________________  2011г.

                                                                                               

                                                                                                                                                                             

            Программа элективного курса

«Азбука безопасности на дорогах»

                       (для  5 класса)

Автор

Учитель МБОУ «Судинская средняя

общеобразовательная школа

               Чернобровина В.П.

                                                  Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения  жизни и  здоровья детей. Сегодня, в век  стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой,  когда  он становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость   сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Среда обитания ребёнка перенасыщена риском и опасностями дорожных  происшествий. Практически с порога  дома он становится участником ДД. Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению ПДД.

Для  создания условий по организации   процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе  образования детей, с учётом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах со среднего школьного возраста, построив свою работу в 2 этапа.

 1 этап- Изучение азов начальной азбуки. Возрастная категория: 10-11 лет (младший школьный возраст).

2 этап- Совершенствование знаний , умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях ( соревнования, конкурсы, игровая деятельность).Возрастная категория: 12-14 лет.

Программа элективного курса «Азбука безопасности на дороге»  разработана на основе  программы «ПДД и основы безопасного  поведения на улице. Для учащихся 3-6 классов.»

 По форме реализации – групповые и индивидуальные  занятия.

Знания , полученные в рамках элективного курса будут реализованы в дальнейшей жизни.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного эстетического  и физического воспитания, развитие творческих способностей.

-формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций

- -привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП.

Каждая тема, включённая  в программу содержит теоретическую и практическую часть

В теоретическую часть  включены необходимые сведения из ПДД.

Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами, сюжетно-ролевыми играми.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги..

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Ожидаемые результаты:

-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;

-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков;

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу;

- знать значение сигналов светофора, регулировщиков;

-знать правила безопасного поведения на дорогах;

-самостоятельно определять места для безопасного  перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта

                                          

 Содержание программы

1. Правила дорожного движения.

1.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2.3. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.4. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2.5. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями.

2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2.9. Правила движения велосипедиста. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде. Технические требования к велосипеду.

2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами.

2.12. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2.13. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.

                                    2.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

2.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

2.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

2.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

2.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

                                                      Учебно- тематический план

Темы занятий.

Общее

кол- во

часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях .

1

1

2

Правила дорожного движения

11

6

5

2.1.

Основные понятия и термины ПДД

1

1

2.2.

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

2

1

1

2.3.

Где и как переходить улицу?

2

1

1

2.4.

Элементы улиц и дорог.

1

1

2.5.

Регулируемый перекрёсток

1

1

2.6.

Нерегулируемый перекрёсток

1

1

2.7

Правила движения велосипедистов.

1

1

2.8.

Перевозка людей и груза на велосипеде.  

1

1

2.9.

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

1

3.

Первая медицинская помощь.

5

3

2

3.1

Ожоги, обморожения.

1

1

3.2.

Виды кровотечений.

2

1

3.3.

Транспортировка пострадавших

2

1

1

                                                              Итого:

17

10

7

Литература

Для учителя:

  1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» / Информационно—методическое издание для преподавателей.
  2. Зимняя И.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по Правилам дорожного движения. М: Просвещение, 2007.
  3. Методическое пособие для педагогов и сотрудников пропаганды БДД по обучению школьников умению и навыкам безопасного поведения на дороге. Пермь: 2008 .
  4. Программа курса  и учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности».

М: Просвещение, 2009.

  1. Учебное пособие по ПДД ( 2 учебных диска).
  2. Правила дорожного движения. Москва: 2011.
  3. Первая медицинская помощь при ДТП. Пермь: 2007.
  4. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./ --- М.: Просвещение, 2008 .
  5. Медицинская подготовка учащихся. Учебник для ОУ. М.: Просвещение, 2009.
  6. Интернет --- ресурсы и  сайт ГИБДД Пермского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

Образовательная программа элективного курса «Азбука безопасности на дорогах»

Образовательная программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"для 5 класса ...

Программа курса по выбору по ОБЖ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »

Предлагаемый элективный курс предназначен для для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в рамках реализации предпрофильного обучения и способствует развитию познавательных интересов учащ...

Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.

Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6".  Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...

Внеклассное мероприятие, посвященное безопасности на дороге "Вежливость на дороге" - 2014 г.

Учащиеся 9-11 классов задумываются об учебе по управлению транспортным средством, как раз в этом возрасте разрешается получать права. Поэтому для этой аудитории подготовлено внеклассное мероприятие «В...

Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа пр...

Образовательная программа по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах «Безопасный путь домой»

Данная программа предназначена для обучения детей детского сада и обучающихся школы правилам безопасного поведения на дорогах. В конце программы представлены мероприятия, которые проводятся с детьми 1...