Программа курса по выбору по ОБЖ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »
методическая разработка по обж (9 класс) по теме

Предлагаемый элективный курс предназначен для для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в рамках реализации предпрофильного обучения и способствует развитию познавательных интересов учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kurs_po_vyboru_po_obzh.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для   учащихся

9 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме:

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ   и   ПРИРОДНОЙ  СРЕДЕ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа предлагаемого курса рассчитана на 17 учебных = часов и составлена с учетом учебной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наша жизнь полна неожиданностей, и , к сожалению, порой неприятных. Ежегодно во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше, чем в результате военных действий. И чем больше появляется на дорогах машин, чем больше скорость, с которой они двигаются, - тем выше вероятность аварий. В недалеком будущем машины станут еще быстрее, манёвреннее и совершеннее. А значит, повысятся требования и к водителям. С одной стороны, их число непрерывно растет, с другой – их навыки и умения часто оказываются недостаточными для уверенной и безопасной езды

К сожалению, учебное время, выделенное учебной программой ОБЖ по вопросам безопасности на дорогах, очень мало и не позволяет в достаточной степени рассмотреть многие опасные ситуации на улицах и дорогах и дать практические рекомендации по безопасному поведению на дорогах.

Данный элективный курс посвящен изучению трех основных тем. Во-первых, механическим транспортным средствам, во-вторых, лицам, которые ими управляют, т.н. водителям, а также оказанию первой медицинской помощи при ДТП.

Цель настоящего элективного курса состоит в том, чтобы воспитать у учащихся культуру безопасного поведения на улицах и дорогах. Предлагаемый элективный курс  обучения  направлен на развитие познавательных интересов учащихся в безопасном поведении и выработке умений предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций на улице и дороге, и с сознанием дела их избегать. Теоретические знания «законов улиц и дорог» - только первый шаг, важно научиться применять их в жизни  Предлагаемый элективный курс для   обучения направлен на развитие познавательных интересов и практических навыков, учащихся в безопасном поведении и выработке умений предвидеть возможность возникновения опасных и экстремальных ситуаций в быту, на производстве, на улице, в природе и с сознанием дела их избегать

         Ещё не редки случаи гибели и травматизма людей в результате   дорожно – транспортных происшествий, пожаров, других производственных аварий и катастроф, встречи один на один с природой

         Каждый человек в быту, на работе, в природе может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность их возникновения, длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей или производственной среды, а иногда и непосредственная угроза  самой жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть опасными или экстремальными.

   

         Данный курс может оказать большую помощь учащимся в будущей трудовой деятельности, а также желающим связать свою жизнь с системой МЧС РФ (пожарные, спасатели)    и  

 может помочь учащимся для дальнейшего обучения при получении водительского удостоверения.

Программа  курса  по  выбору  составлена  на  основе  программы:  В.Н. Латчука. В.В .Маркова   М.,Дрофа,2010.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

-                       формирование у обучающихся представления о возможных последствиях опасных ситуаций на дорогах для здоровья и жизни человека;

-                       выработка у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности окружающих;

-                       приобретение навыков способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях;

-                       формирование у обучающихся способности адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом приобретенных навыков и своих возможностей.

-         Ознакомление учащихся с опасностями, угрожающими человеку в современной, повседневной жизни;

-         Воспитание у учащихся культуры безопасности в повседневной жизни;

-         Формирование у обучающихся основных понятий об опасных и экстремальных ситуациях в повседневной жизни;

-         Изучение основных положений законодательства РФ в области обеспечения безопасности;

-         Изучение правил оказания первой доврачебной помощи;

-         Овладение способами защиты от чрезвычайных ситуаций;

-         Воспитание ценностного  отношений к человеческой жизни и здоров

По окончании обучения по программе  элективного курса «Безопасность на дорогах   и  

природной   среде »

учащиеся должны знать

-                       возможные опасные ситуации на дорогах, причины их возникновения;

-                       основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии

                      правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

-                       основные положения правил дорожного движения.

учащиеся должны владеть навыкам:

-                       обеспечение личной безопасности на дорогах и в транспорте;

-                       приемов оказания первой медицинской помощи при характерных ранениях и травмах при дорожно-транспортных происшествиях.

-         Возможные опасные и экстремальные ситуации в природе и правила безопасного поведения;

-         Различные опасные и экстремальные ситуации, возникающие на производстве и рекомендации по правилам безопасного поведения;

-         Опасные ситуации на транспорте и правила безопасности;

-         Правила и порядок действий при возникновении опасных и экстремальных ситуаций в различных областях повседневной жизни;

-         Основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях;

-         Основные положения законодательства в области чрезвычайных ситуаций;

-         Основные задачи и структура государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Предварительная проверка.

Проводится до начала изучения или в процессе изучения нового материала. Определяется наличие и качество знаний, умений  навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.

Текущий контроль знаний.

Вопросы для текущего контроля готовятся заранее. Вопросы задаются с целью проверки знаний различных опасных факторов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях требующих правильного решения.

Тесты.

Тестовые задания по содержанию вопросов и уровню их сложности должны позволить провести проверку знаний без допол6нительных затрат времени и предоставить возможность учащимся одновременно самостоятельно подготовиться к контрольным работам или самостоятельно проверить правильность усвоения пройденного материала.

Проверочные или контрольные работы.

Служат для контроля за качеством усвоения учащимися пройденного материала.

Практические задания. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.

Служат для проверки практических навыков по оказанию помощи и взаимопомощи.  

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1;    Улица – дороги.  (4час)

  1.   Улица, дороги, двор. Определения и понятия. Как себя вести во дворе.

 2.   Дорожные знаки, дорожная разметка.

 3.  Перекрестки и пешеходы. Светофоры и регулировщик. Железнодорожный переезд. Правила перехода улиц и дорог.

4.   Пешеход. Советы пешеходу. Пешеход на проезжей части. Обязанности пешехода.          .  

Тема 2. Водитель.  (2час)

  5.  Водитель. Факторы повышенного риска для водителя. Психофизиологические основы труда водителя. Зрение, водительский расчет и ориентирование.

  6.  Внимание. Время, реакция водителя. Эмоциональные качества водителя. Водительские навыки.

            Типичные обстоятельства и действия водителя. Основные «законы» безопасного движения.

   Тема 3.   Виды транспорта. (4час.)

   7. Велосипед, мотовелосипед, мопед, мотоцикл.

   8.  Автомобиль. Виды автомобилей. Тип автомобиля. Номерной знак автомобиля. Устройство автомобиля (ремень безопасности, подготовки, фары). Специальные автомобили.

   9. Городской общественный транспорт. Трамвай. Автобус. Троллейбус. Такси.

           Пассажир. Обязанности пассажиров. Правила для пассажиров.

10.     Опасные ситуации на дороге.

            Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Предупреждающие сигналы.

   Тема 4     Законодательство о дорожном движении. (1час)

 11.  Правила дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

            Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения). Уголовный кодекс РФ (извлечение).

     Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Тема 5.       Чрезвычайные ситуации природного харака. (6час.)

12.  ЧС природного характера. Их последствия.

 Действия при угрозе возникновения и при возникновении ЧС природного характера                

 ЧС техногенного характера. Основные причины аварий и катастроф.                        

13.Пожары и взрывы        

 Пожары и взрывы. Причины и последствия. . Безопасное поведение и действия при пожарах и угрозах взрывов.                         

14.Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АЗОВ)        

 Химически опасные объекты и последствия при авариях на них. . Действия при авариях с выбросом аммиака, хлора.

15. Действия при разливе ртути в школе.

Поведение и действия при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.        

Нарушение экологического равновесия        

16.Характеристика экологической обстановки в регионе. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод.                                                        

Отработка практических навыков по безопасному поведению в экстремальных ситуациях.        

17.Практические занятия по отработке навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях и оказания доврачебной самопомощи и взаимопомощи:

- отработка способов остановки кровотечения;;

- первая помощь при травме опорно-двигательного аппарата;

-первая помощь при травмах позвоночника;

- правила пользования аптечкой индивидуальной АИ - 2

- правила и способы транспортировки пострадавших.

Литература, использованная при подготовке программы

-         А.М. Костров «Гражданская оборона»

Практические занятия по оказанию доврачебной само- и взаимопомощи проводятся по методикам и рекомендациям, приведенным в учебных пособиях:

 «Основы медицинских знаний» пробный учебник для средних училищ, Москва, Просвещение, 1991г.

А.Ю. Аксельрод «скорее «скорой», М., Медицина, 1990г.;

В.Н. Латчук и др. методические пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», М., Дрофа, 2002г.;

А.Т. Смирнов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 кл., М. Просвещение, 2005г.;

Е.Л. Вишневская и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний».,9 кл., М., Русское слово, 1995г.  

     Правила дорожного движения РФ – М., Транспорт, 200    М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах., Учебное пособие для 5-6 кл.-Тула,2000.

     М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах., Учебное пособие для 9-11 кл., Тула, 2000.

     А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5 кл., М., Аст., 2005.

     И.К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7-8 кл., М., Просвещение, 2000.     В.Н. Латчук и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы., М., рофа, 2002.

     Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для 9 кл., М., Русское слово, 1995.

     А.Ю. Аксерольд. Скорее скорой., М., Медицина, 1990.

     А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл., М., Просвещение, 2005.                   Основы медицинских знаний. Пробный учебник для средних училищ., М., Просвещение, 1991.

Календарно- тематическое   планирование.

 

П/П

 

Темы  занятий

Содержание  и  форма  урока.

Кол

часов.

Дата по плану

 Дата

Фак.

1.

    Улица – дороги

 

4

 1.Улица, дороги, двор  

2   Дорожные знаки.

3.   Перекрестки и пешеходы.

4.   Пешеход.

Улица, дороги, двор. Определения и понятия. Как себя вести во дворе.

Урок  -лекция

       Дорожные знаки, дорожная разметка.      Урок  -лекция .

Перекрестки и пешеходы. Светофоры и регулировщик. Железнодорожный переезд. Правила перехода улиц и дорог. Урок  -лекция

Советы пешеходу. Пешеход на проезжей части. Обязанности пешехода.

2.

 Водитель.

     

2

5. Водитель.

6. Эмоциональные качества водителя

Факторы повышенного риска для водителя. Психофизиологические основы труда водителя. Зрение, водительский расчет и ориентирование

  Внимание. Время, реакция водителя. Эмоциональные качества водителя. Водительские навыки.

3.

  Виды транспорта

5

   7. Велосипед

Велосипед, мотовелосипед, мопед, мотоцикл

   8.  Автомобиль. Виды автомобилей.

   9. Городской общественный транспорт.

10.     Опасные ситуации на дороге.

Автомобиль. Виды автомобилей. Тип автомобиля. Номерной знак автомобиля. Устройство автомобиля (ремень безопасности, подготовки, фары). Специальные автомобили.

Городской общественный транспорт. Трамвай. Автобус. Троллейбус. Такси.

           Пассажир. Обязанности пассажиров. Правила для пассажиров.

    Опасные ситуации на дороге.

            Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Предупреждающие сигналы

 11.    Законодательство о дорожном движении.

Правила дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

            Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения). Уголовный кодекс РФ (извлечение).

     Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

4.

Чрезвычайные ситуации природного  характера.

6

12.  ЧС природного характера. Их последствия.

13.Пожары и взрывы.

14.Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Действия при угрозе возникновения и при возникновении ЧС природного характера                

 ЧС техногенного характера. Основные причины аварий и катастроф

Пожары и взрывы. Причины и последствия. . Безопасное поведение и действия при пожарах и угрозах взрывов

Химически опасные объекты и последствия при авариях на них. . Действия при авариях с выбросом аммиака, хлора

15. Действия при разливе ртути в школе.

Отработка практических навыков по безопасному поведению в экстремальных ситуациях.

16.Характеристика экологической обстановки в регионе. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод

Отработка практических навыков по безопасному поведению в экстремальных ситуациях

17.Практические занятия по отработке навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях и оказания доврачебной самопомощи и взаимопомощи

- отработка способов остановки кровотечения;;

- первая помощь при травме опорно-двигательного аппарата;

-первая помощь при травмах позвоночника;

- правила пользования аптечкой индивидуальной АИ - 2

- правила и способы транспортировки пострадавших

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

1.     Пешеход на улицах и дорогах. Безопасность пешехода.

2.     Общественный транспорт. Общие обязанности пассажира.

3.     Дорога, ее элементы. Дорожная разметка и дорожные знаки как средства регулирования дорожного движения.

4.     Водитель велосипеда и мопеда на улицах и дорогах. Общие обязанности водителей.

5.     Особенности оказания первой доврачебной помощи при дорожно-транспортном происшествии.

6.     Ответственность водителей, пешеходов и должностных лиц за нарушение правил дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика"

Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Программа курса по выбору для 8-х классов "Школа Безопасности"

Цель:  Пропаганда и значимость активного отдыха. Программа рассчитана для мальчиков и девочек седьмого класса, для курсов по выбору.На обучение курса необходимо 7 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...

Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...