Безопасность детей на дороге.
статья (основы безопасности жизнедеятельности) на тему

 С самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_detey_na_doroge.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность детей на дороге.

                                                                    Бакуменко В.И.,

                                                                  учитель ОБЖ

 МОУ СОШ №16 г.Тамбова

           

         В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя. Что может быть более трагичным, чем страдания и гибель ребенка?

    Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда.

    Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведение окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения.

    Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение за проезжей частью, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек, компьютерных игр. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

    Недопустимо в беседах с детьми и подростками о Правилах дорожного движения использовать так называемый «детский» язык, состоявший из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения, мешают ребенку осознать реальную опасность на дороге. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя и родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого с взрослым.

    Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.

    Оградить ребенка от улицы или дороги в наше время уже невозможно. Вместе с тем, научить ребенка Правилам дорожного движения, правильной оценке дорожной обстановки, навыкам безопасного поведения на дорожной части – по силам каждому взрослому человеку. От того, как вы научите ребенка, как будете вести себя в его присутствии в транспортном потоке, зависит жизнь и здоровье ребенка, а также спокойствие в Вашей семье.

    Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

    Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

    Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать проезжую часть. И перебегают (правда, не всегда успешно), в чем помогает им умение прикинуть расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

    Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационную и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.

1. Учебный процесс:

- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;

- изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическим и (или) методическими советами:

- проведение учебных экскурсий;

- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

- включение темы «Дорога и мы» в планирование уроков (занятий) ИЗО, трудового обучения и т.д.

2. Внеурочная деятельность

- проведение тематических классных часов;

- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;

- проведение «Недели безопасности дорожного движения»;

- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции «Внимание – дети!»

- ознакомление обучающихся с аналитическими данными о дорожно-транспортных происшествиях;

- проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;

- посещение занятий в Детском Автограде г. Тамбова;

- ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

- создание и работа отряда юных инспекторов движения.

3. Информационное и материально-техническое обеспечение

- программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школы;

- наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

- инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;

- создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.

4. Работа с родителями

- обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;

- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;

- проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков.

5. Контроль со стороны администрации

- проверка правильности и систематичности заполнения журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....

Конспект родительского собрания по теме:"Безопасность детей на дороге"

Материал "Безопасность детей на дороге" посвящается родителям с целью профилактической работы по предупреждению дорожного травматизма детей дошкольного возраста.В конспекте указаны конкретные це...

Безопасность детей на дороге. Рекомендации для родителей.

Безопасность детей на дороге. Рекомендации для родителей....

Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...

Родительское собрание по правилам дорожного движения «Фликеры и безопасность детей на дороге»

родительское собрание -рассказать о важности фликерах на дороге...

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...