Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс) на тему

Марина Александровна Богородская

Данный  урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 7 классе

Учитель: Богородская Марина Александровна

Тема: «Основные характеристики и последствия воздействия цунами»

Технология: информационно-коммуникационная с использованием ИКТ

Цели урока:

Образовательные:

  1. Актуализировать  знания о цунами;
  2. Познакомить с последствиями и основными характеристиками цунами;

Развивающие:

  1. Развить навыки по определению потенциально опасных мест при цунами;
  2. Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  3. Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;

Воспитательные:

  1. Воспитание  милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
  2. Воспитать умение работать в команде для достижения цели;
  3. Повысить интерес  к уроку ОБЖ.

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

Оборудование: интерактивный комплекс, компьютеры, учебник, тетрадь, карточки-тесты.

План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин

2

Актуализация знаний, проверка Д/З

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о классификации цунами

5мин

3

Изучение  нового  материала

Работа в группах по информационным текстам

10 мин

4

Защита презентаций учащихся

Учащиеся на листах защищают составленные презентации по информационным текстам

5 мин

5

Физкультминутка

1 мин

5

Проверочная работа

Проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы по карточкам-тестам и в электронном редакторе тестов на компьютере

5 мин

6

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2мин

7

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин

На доске (экране) в программе SMART Board Software:

Тема: «Основные характеристики и последствия воздействия цунами»

Домашнее задание: учебник № 5.3 и 5.4

Ход урока

Организационный момент – приветствие учащихся, выяснить отсутствующих на уроке.

  1. Актуализация знаний.

         Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

  1. На какие два вида делятся цунами по причине возникновения?
  2. Что такое сейсмогенные цунами и что их вызывает?
  3. Какие цунами называют вулканогенными?
  4. Какие вы знаете из истории случаи наиболее трагичные цунами?

                                  (сообщения учащихся).

(Подводное землетрясение в индийском океане, произошедшее 26 декабря 2004 года в 07:58:53 по местному времени, вызвало цунами, признанное самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила 9,0 балла, оно было самым крупным после землетрясения на Аляске в 1964 г. (9,2 балла).

        Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн достигала 15 м. цунами привело к огромным разрушениям и огромному количеству погибших людей, в том числе и  Порт-Элизабет в ЮАР в 5000 км от эпицентра. Погибли, по разным оценкам, от 165 000 до 234 000 человек.)

        Мотивация

Просмотр видеосюжета «Цунами».

Какие основные характеристики и последствия цунами вы увидели в этом сюжете? (ответы учащихся)

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Основные характеристики и последствия цунами).

Какая цель нашего урока? (изучить основные характеристики и последствия цунами)

II. Изучение нового материала.

Для работы на следующем этапе урока нам нужны будут 5 групп, делимся.

Каждой группе выдаются информационные листы с текстом (1группа – основные параметры цунами, 2 группа - взаимосвязь между силой моретрясения и вероятностью возникновения цунами,  3 группа -  Наиболее цунамиопасные районы России, 4 группа - Основные первичные поражающие факторы, вторичные поражающие факторы, 5 группа – признаки приближающегося цунами) в течение 10 минут вы должны ознакомиться с текстом и составить небольшую презентацию на листах с защитой.

- Основные параметры цунами (скорость, высота, длина волны, период волны). (стр.учебника 68-71) рисунок в учебнике на стр.69., изображение схемы на интерактивной доске. (учащиеся выходят и показывают  на схеме с помощью электронного карандаша, определяют параметры, записывают в тетрадь)

скорость цунами — расстояние, которое проходит цунами за определенное время;

^ высота волны — расстояние по вертикали между гребнем и подошвой волны;

^ длина волны — расстояние по горизонтали между двумя вершинами или подошвами морских волн (см. рис.);

^ период волны — интервал времени между приходом двух последовательных волн.

Скорость цунами может достигать 600—1000 км/ч, при при ближении к берегу скорость снижается до 50—100 км/ч.

Высота морской волны в области возникновения составляет немногие дециметры, при приближении же к берегу может дости гать 10—20, а порой 70 м и более. Длина морской волны колеблет ся от 150 до 300 км, но иногда достигает 1000 км.

Период волны цунами колеблется от нескольких минут до ча са. Трудно заметить глазом такую волну, если вторая волна может подойти к берегу через час после первой. Для сравнения — пери од обычных поверхностных морских волн составляет от 5 до 15 с.

Основные параметры цунами

- Взаимосвязь между силой моретрясения и вероятностью возникновения цунами.

( Моретрясение- подводное землетрясение. На берег обрушились одновременно три гигантские цунами, вызванные землетрясением, эпицентр которого находился в океане в нескольких десятках километров к северу от острова. Его сила достигала 7 баллов по шкале Рихтера.)

землетрясения (моретрясения) силой более 7,5 балла по шкале Рихтера вызывают цунами почти всегда;

^ толчки с силой 7,02—7,2 сопровождаются цунами в 67% случаев;

^ толчки с силой 6,7—6,9 — в 17% случаев;

      ^ толчки с силой 5,8—6,2 — лишь в 1,4% случаев.

        - Наиболее цунамиопасные районы России.

Цунамиопасными районами нашей страны являются Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана.

Признаки приближения цунами.

Внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние (сотни метров и даже километры) и осушка дна, при этом смолкает шум прибоя. Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Движение волн может сопровождаться грохомоподобными звуками, которые слышны до подхода волн цунами. Признаком может быть изменение поведения животных, которые заранее чувствуют опасности и стремятся переместиться на возвышенные места.

Основными первичными поражающими факторами цунами являются удар волны, гидродинамическое давление потока воды, воздушная волна, которую водная масса несет перед собой, наводнение и затопление

        - Вторичные поражающие факторы цунами:

  1. Затопление местности;
  2. Разрушение зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередачи и связи, других коммуникаций, мостов и причалов;
  3. Выброс судов на берег и их разрушение;
  4. Гибель людей и животных;
  5. Смыв почвы, уничтожение сельскохозяйственных культур;
  6. Пожары, загрязнение почвы в результате разрушения хранилищ с опасными веществами объектов, где они используются;
  7. Загрязнение или уничтожение источников питьевой воды;
  8. Распространение инфекционных заболеваний, возникновение эпидемий.

 Защита презентаций на листах каждой группой у доски (регламент - 1 минута).

Физкультминутка.

III. Рефлексия

Проверочная работа

2 варианта: электронный редактор тестов тема «Цунами» и карточка-тест «Цунами».

Карточка тест «Цунами»

Вопрос

Варианты ответов

Морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях - это

Наводнение

Землетрясение

Цунами

Моретрясение - это

Подводное землетрясение

Осыпание в море части берега, вызывающее колебание поверхности воды

Колебание водной поверхности, вызванное землетрясением на суше

Причина возникновения сейсмогенных цунами:

Ураган

Наводнение

Подводное землетрясение

Причина возникновения вулканогенных цунами:

Подводное и прибрежное землетрясение

Вулканические извержения

Подводный оползень

Основные параметры цунами:

Скорость, высота, длина и период волны

Скорость, сила, направление

Магнитуда, сейсмическая область, эпицентр, направление

Цунамиопасные районы России:

Черное море

Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана

Озеро Байкал

Удар волны, гидродинамическое давление потока воды, воздушная волна, которую водная масса несет перед собой, наводнение и затопление - это

Вторичные поражающие факторы цунами

Основные первичные поражающие факторы землетрясения

Основные первичные поражающие факторы цунами

Дополнительно кроссворд «Цунами» (тем учащимся, которые справились раньше.) На экране доски и отдельно в карточках.

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду «Цунами»:

  1. точка на поверхности морского дна, находящаяся над источником моретрясения (эпицентр)
  2. первичный поражающий фактор цунами, действие оказывается волной (удар)
  3. первичный поражающий фактор, «воздушная…». (волна)
  4. первичный поражающий фактор цунами, «гидродинамическое … массы воды» (давление)
  5. откуда приходит цунами? (море)
  6. один из основных параметров волны цунами (длина)

Подведение итогов урока

Вопросы для закрепления знаний.

- Что относится к основным параметрам цунами?
- как можно предсказать появление цунами?

Назовите первичные поражающие факторы цунами?

(удар волны, гидродинамическое давление, воздушная волна.)

- Назовите вторичные поражающие факторы цунами?

(Затопление местности;

Разрушение зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередачи и связи, других коммуникаций, мостов и причалов;

Выброс судов на берег и их разрушение;

Гибель людей и животных;

Смыв почвы, уничтожение сельскохозяйственных культур;

Пожары, загрязнение почвы в результате разрушения хранилищ с опасными веществами объектов, где они используются;

Загрязнение или уничтожение источников питьевой воды;

Распространение инфекционных заболеваний, возникновение эпидемий.)

Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.

Домашнее задание

Учебник: № 5.3 и 5.4, составить синквейн или кроссворд по теме «Цунами»

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

Конспект урока "Мероприятия по защите от цунами"

Конспект урока "Мероприятия по защите от цунами". В 7 классе....

Конспект урока :"Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"

урок "Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"...

Конспект урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс...

Тема «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека»

Тема : «Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека.»Производственные процессы, выполняемые при пониженной температуре, ...

Технологическая карта к уроку ОБЖ "Цунами.Причины и последствия"

Методическая разработка для учителя ОБЖ по теме:«Цунами. Причины и последствия»....