метод.разработка игры "Животные,насекомые и птицы - друзья или враги?
методическая разработка по обж по теме
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Методическая разработка
общешкольного мероприятия
по основам безопасности жизнедеятельности «Животные, насекомые и птицы
- друзья или враги?»
Выполнил: преподаватель- организатор ОБЖ
Ермолаев А.В.
2012 год
Цель: Форма проведения: учебная игра
Место проведения: актовый зал школы - интерната
Состав участников: учащиеся 5-11 класс
Цели мероприятия:
1. Обучающая: формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и экстремальной ситуации при встрече с представителями животного мира
2. Воспитывающая: содействие в формировании у учащихся личностных качеств, необходимых в экстремальных ситуациях: уравновешенности, умения быстро анализировать ситуацию и принимать адекватные действия, контролировать свои желания и поступки, формирование культуры гигиены
3. Развивающая: развитие организаторских, сценических способностей, навыков совместной деятельности, кругозора
План подготовки:
1. Формирование команд конкурсантов
2. Оформление актового зала
3. Подборка изображений зверей, птиц, насекомых, рыб для проекции на экране.
4. Подготовка необходимого инвентаря для тренингов.
5. Изготовление «ШАНСов» (талонов за правильный ответ) для зрителей
Ход игры:
Вступительное слово ведущего
На протяжении всей истории человеческой цивилизации людей окружали и окружают десятки, сотни тысяч представителей флоры и фауны. Путем проб и ошибок люди изучили повадки домашних и диких животных, научились определять насекомых, рыб, пресмыкающихся и других представителей фауны, представителей флоры, которые могут нанести вред здоровью человека, выработали правила безопасного поведения человека в растительном и животном мире. Но по данным Всемирной организации здравоохранения более 10 млн. человек в мире ежегодно подвергаются поражениям ядовитыми животными, обитающими как на суше, так и в Мировом океане.
Ежегодно в мире миллионы людей получают отравления от незнания ядовитых растений и животных, наносят ущерб своему здоровью от неумения предотвратить эти отравления, оказать первую медицинскую помощь, получают увечья, заболевания от домашних и диких животных в результате несоблюдения техники безопасности в быту, на производстве, правил безопасности в условиях дикой природы. Часто за всем этим стоит и человеческая жизнь.
Зачастую люди оказываются с бедой один на один, поэтому важно не растеряться, уметь оказать себе или товарищу первую медицинскую помощь вдали от жилья, от больниц, когда жизнь может зависеть от секунд, минут, в течение которых она оказывается.
Сегодня мы проверим ваши знания и умения и постараемся ответить на вопрос: «Животные, насекомые и птицы - друзья или враги?»
Система оценок будет следующая: за каждый правильный ответ одним участником команды – 1 балл, за коллективные ответы – от 1 до 5 баллов
Конкурс «Разминка капитанов»
Ведущий:мы живем в тайге и больше всего нам досаждают, конечно, комары.
Общий вопрос: в какое время суток больше всего жалят комары, в какое – слепни?
(комары – утром, вечером, ночью, в пасмурную погоду – весь день, слепни – в самые жаркие часы)
Затем капитаны команд должны определить действия человека, который оказался ночью в лесу без палатки:
- если у него есть спички
- если у него нет спичек
(В первом случае: развести костер (жар костра отгоняет комаров), сделать дымовую завесу
Во втором случае: залезть на дерево на высоту несколько метров, где обдувает ветер (но обязательно привязаться к стволу, чтобы не упасть во время сна), построить шалаш из веток, обложить его травой и покрыть толстым слоем мха).
Ведущий: а сейчас каждый из членов команд дадут ответ на один из вопросов.
Конкурс «Разминка команд»
По очереди члены команд вытягивают контрольные вопросы:
- какое насекомое выше всего прыгает и где оно живет (блоха – в шерсти животных, в сырых подвалах и т.д.)
- кто такой вампир и почему его укус не чувствует во сне животное или человек (разновидность летучих мышей, обитающих в Центральной и Южной Африке. Слюна обезболивает место укуса)
- почему южноамериканские красные муравьи получили прозвище «огненные» (из – за укусов, которые «горят» довольно долго
- на чем в лесу сидят клещи и на какой высоте (на траве, ветках кустарников, низко расположенных ветвях деревьев на высоте не более 1,5 м)
- кто из вечных спутников человека может вызвать в доме пожар (крысы, которые любят грызть изоляцию электропроводов и могут вызвать короткое замыкание)
- с какой стороны нужно подходить к лошадям, с какой – к коровам (к лошадям – спереди, потому что могут лягнуть, к коровам – сзади, потому что могут боднуть)
- какие дикие птицы, живущие рядом с нами, могут напасть на человека и почему? (ястреб – перепелятник, ворона, сорока, если приблизиться к гнезду или выпавшему из гнезда птенцу)
- для кого из людей наиболее опасны укусы шершней, ос и пчел (для людей, у которых есть аллергическая реакция на их яд)
- какие птицы могут вызвать пожар (галки, которые иногда хватают тлеющие угли, тлеющие окурки и уносят их)
- почему летом нельзя пить из стоящей на улице бутылки кваса, сока, пива (в бутылку на запах могут залезть осы, пчелы и ужалить пьющего человека в язык или нёбо).
- . Если тигр сбил человека с ног и не убил его в первое мгновение – есть шанс остаться живым. Что в таком случае рекомендуется делать (рекомендуется лежать и не предпринимать никаких действий. Сопротивление голыми руками бесполезно – это приведет только к лишним травмам. Обычно в такой ситуации выживали те, кто лежал без движения, истерических воплей и суеты. Возбужденный зверь постепенно успокаивается и оставляет жертву в покое).
Ведущий, обращаясь к залу: Отгадайте загадку: Лежит веревка, шипит, плутовка. Брать ее опасно – укусит! Ясно?
Сейчас команды определят, что нужно делать, если укусила змея и объяснят, для чего нужно выполнять эти действия.
Алгоритм «Действия при укусе змеи»
Командам раздаются карточки с описанием действий человека при укусе змеи и причинами этих действий. Они должны приклеить на контрольный лист с одной стороны – карточки с описанием действий человека (их последовательности), с другой напротив – причины этих действий.
Последовательность и объяснение причин действий:
1. Успокоить пострадавшего (любая форма страха или паники немедленно ускоряет сердцебиение и повышает скорость циркуляции крови);
2. Промыть место укуса водой (лучше всего – светло – розовым раствором марганцовки или перекисью водорода из аптечки (для дезинфекции раны);
3. если есть, ввести в течение 10 мин. после укуса от одной до трех ампул преднизилона в область раны (для нейтрализации яда);
4. Наложить повязку выше ранки. Она должна быть достаточно тугой, чтобы предотвратить возврат венозной крови. Вместе с тем она не должна препятствовать артериальному давлению (почему венозной – именно с ней яд может начать движение по телу);
5. Разместить пострадавшего так, чтобы место укуса оказалось как можно ниже по отношению к телу (для предотвращения сильного притока крови от укушенной части тела в организм);
6. Наложить на конечность шину (чтобы уменьшить мышечные сокращения и ток крови);
7. Наложить на место укуса холод (заметит возврат крови);
8. Дать пострадавшему обильное питье (для уменьшения концентрации яда и более быстрого выведения его из организма);
9. Доставить в лечебное учреждение: донести на руках, дотащить волоком, но не давать пострадавшему идти самому (чтобы уменьшить циркуляцию крови)
Во время подготовки команд к ответам ведущий проводитконкурс со зрителями «Кто больше отгадает загадок»
Летит по – птичьи,
А ревет по – бычьи (слепень)
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (лошадь)
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му-у-у!»
Шаг я сделать не могу (бык)
Рот есть – языка нет.
Кожа есть – волос нет (армянск.) (клещ)
-Эй, куда, борода?
-Берегись, наскочу, лбом хвачу! (козел)
Кто на своей голове лес носит? (олень)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица.
Кто его убьет,
Тот кровь свою прольет (комар)
Не моторы, а шумят;
Не пилоты, а летят;
Не змеи, а жалят (пчелы, осы, шмели, шершни)
Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла (корова)
Те, с кем я рядом зажужжала,
Помнят – у меня есть жало.
И на брюшке полоса,
Потому, что я (оса)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос (медведь)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят,
И на базаре не купят (таракан)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
Вьется веревка,
На конце – головка (змея)
Самого не видно,
А песню слышно (комар)
Висит яичко, приткнуто к тесничке;
Кто его пошевелит, тот и убежит (осиное гнездо)
Меньше тигра, больше кошки
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь (рысь)
Кто становится выше, когда садится? (собака)
Кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
(все об этом знать должны)
Пятна желтые видны (уж)
Если дома заведется,
До продуктов доберется.
Сахар, сыр и корку – все утащит в норку (мышь)
Ведущий:одним из самых больших животных, которого приручил человек – бык. Но он может не только мирно пастись на лужайке, медленно пережевывая траву, но и быть стремительным, разъяренным и может напасть на человека.
Тренинг «Нападение быка на человека»
Одна команда должна изобразить нападение быка (бык роет копытом землю, наклоняет голову, фыркает, разбегается), другая команда должна изобразить действия человека (ищет укрытие, бросает в сторону куртку, в крайнем случае, убегает зигзагами)
Ведущий, обращаясь к залу: о каком животном говорится в пословице:
В тени под деревом лежит
И двор, и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признает,
Учтиво лапу подает.
Но зачастую собака проявляет злобу и к незнакомому человеку, и к знакомому, а иногда и к хозяину. Кроме того, на улицах городов и поселков немало бродячих собак и как себя вести при встрече с собакой – нам ответят конкурсанты.
Блиц – опрос «Собака – друг человека»
Почему собаке нельзя смотреть в глаза? (для собаки это знак вызова)
Почему собаке нельзя улыбаться? (для собаки это означает оскал, т.е. агрессию)
Почему собаке нельзя говорить ласковым голосом? (голос у человека при этом повышается, а для собаки переход на более высокие тона есть голосовое сопровождение атаки. Они сами, переходя в атаку, издают звуки более высокие по тембру, чем предупреждающее рычание или лай)
Какое движение собаки является признаком того, что она собирается на вас прыгнуть? (собака приседает перед прыжком)
Вы стоите на местности: с одной стороны лес, с другой – поле, с третьей – озеро, с четвертой – гора. На вас напала собака. Куда лучше всего податься, чтобы защититься от собаки? (в озеро, так как вы будете стоять на грунте, а собака плывет, и у нее нет опоры для лап. Нужно навалиться на нее или нырнуть вместе с ней, держа за шерсть, чтобы утопить)
Ведущий, обращаясь к залу: Они вокруг: они ползают, прыгают, летают, они жалят, кусают и переносят инфекционные заболевания. Кто это? Правильно: насекомые.
Письменное задание «Кто знает больше опасных насекомых»
Команды должны написать и затем по очереди перечислить опасных насекомых. Кто в свою очередь не смог назвать насекомых – тот проиграл.
Правильные ответы: пчелы, осы, шершни, муравьи, скорпионы, многоножки, пауки, блохи, вши, клещи, клопы, комары, москиты, мокрецы, мошки, мухи, овода, слепни, тараканы
Во время подготовки команд со зрителями проводится
конкурс «Продолжи пословицу»
Волчьи когти – крепки, а кошачьи - …(цепки)
Голодная собака палки…(не боится)
Это еж – руками его …(не возьмешь)
Смирная лошадь сильно…(лягает)
Собака кого пугается, на того и …(кидается)
Собака, что не кусает, издалека …(лает)
Не трогай за хвост животное, нрав которого тебе…(не известен)
Пока змее на хвост не наступишь, она тебя не…(укусит)
На смелого собака лает, а трусливого…(кусает)
Зимой волка бойся, а летом…(мухи)
Ведущий: бывает, идешь по лесу, собираешь ягодки, грибочки, нюхаешь цветочки, поднимаешь голову – а перед тобой стоит кто? Правильно – дикий зверь. Хорошо, если он испугается и убежит, а если нет? И тогда многое зависит от сообразительности и реакции человека. Как нельзя кстати нужно вспомнить народную пословицу: короткая задержка может иметь долгие последствия. Сейчас команды по очереди ответят, не задумываясь, на вопросы.
Блиц – опрос «Дикие звери»
Почему лисы нападают на человека? (это лисы, заболевшие бешенством: они теряют осторожность и становятся агрессивными)
В каких случаях наиболее опасны встречи с кабаном (когда свинья с поросятами, раненый кабан, во время гона, когда кабан ухаживает за самкой (обычно в декабре).
Почему не нужно убегать от встретившегося вам медведя, а нужно совершать другие действия? (у медведя срабатывает инстинкт преследования и скорость медведя достигает скорости скаковой лошади - до 60 км/ч)
Если вы все таки решили убежать от медведя, то в какую сторону нужно бежать: в гору или с горы (с горы, так как передние лапы у медведя короче задних и ему труднее спускаться с горы)
Почему охотнику нужно быть особенно осторожным, идя по следу раненого медведя, кабана или тигра (животные, заметив, что по их следам идет человек, устраивают на него засаду – возвращаются стороной и затаиваются в чаще у своего следа, откуда первыми набрасываются на человека)
Почему, чтобы не привлечь к стоянке в лесу медведей, пищевые отходы нужно сжигать, а не закапывать в землю (у медведей острый нюх и они умеют хорошо копать)
Почему жертвами волков больше всего становятся дети в возрасте от 2 до 10 лет? (более старшие дети могут оказать сопротивление; удобнее транспортировать (волочить или закидывать ребенка, подобно украденной овце, на спину; дети в этом возрасте менее осторожны)
Ведущий: зачастую от дикого зверя лучше не убегать, не показывать спину, но сделать, не сходя с места, какие – либо действия.
Тренинг «Что делать при встрече с лосем»
Перед участниками лежат разнообразные предметы. Они должны выбрать палку, шапку, пальто, шарф и показать, как их использовать: надеть на палку шапку или привязать к ней шарф, широко распахнуть пальто. (Это необходимо сделать, чтобы увеличить рост или увеличить свои размеры. Увеличение роста, например, - знак готовности дать отпор. Если собака готовится напасть – голова и хвост поднимаются, шерсть на загривке вздыбливается).
Ведущий: очень часто, особенно в лесных и лесо – степных районах причинами аварий является не техническая неисправность транспортного средства, не недисциплинированный водитель или пешеход, а животные. Что нужно знать, чтобы таких аварий не было. Это нам помогутвопросы по теме «Безопасность на дороге»
Что, в основном, не должен делать водитель при езде на автомобиле, чтобы на допустить аварии с участием животного? (выбрать безопасную скорость, не отвлекаться)
Какие дорожные знаки предупреждают водителя об опасности со стороны животных? («Перегон скота», «Дикие животные»)чтобы на допустить аварии с участием животного?е? помогут вопросыспортного средства, не недисциплинированный водитель или пеше
Почему особенно опасны наезды автомобиля на лосей? (большая масса тела лося (сильное лобовое столкновение), ноги у лося длинные, а туловище находится на уровне капота и часты попадания этих животных вовнутрь салона)
Как в ночное время за 200 метров можно распознать из автомобиля, что впереди на дороге находятся животные? (по мерцающим зеленым огонькам в глазах (у собак эти огоньки красноватые)
Почему, если вы увидели, что дорогу уже перешло животное, все равно нужно притормозить? (за ними могут идти другие животные из стада или детеныши, а так же животное может испугаться и начать метаться на дороге)
Почему нужно быть особенно осторожным, если вы увидели, что на обочине дороги стоит лиса или собака? (они могут перебегать дорогу прямо перед автомобилем)
Почему мелкие грызуны и ежи, перебегающие ночью через дорогу, представляют опасность для водителей? (они могут стать причиной заноса автомобиля из - за внезапности возникновения в свете фар)
Почему нельзя газовать, если вы уже объехали на мотоцикле лошадь, стоящую на дороге или обочине? (резкий шум заставит лошадь метаться на дороге и это может быть причиной аварии едущего за вами транспорта)
Ведущий: каждый из нас должен знать не только правила поведения человека при встрече с животными, но и повадки животных, которые показывают, проявляют они агрессию по отношению к человеку или настроены добродушно, готовы они напасть на человека или хотят только защититься.
В этом нам помогут Тренинги «Поведение медведя при встрече с человеком», «Поведение человека, которого на улице не пропускает собака»
Участники одной команды должны изобразить поведение медведя, которое показывает, что он не проявляет большую агрессивность к человеку: медведь приподнимается на задние лапы, может делать ложные атаки, признаками которых являются: не прижатые уши, демонстративно громкое сопение, броски на несколько шагов в сторону человека и обратно)
Участники другой команды должны показать действия человека: пройти спокойно мимо собаки. Если это не удается, побежать навстречу, страшно крича, снимая с себя куртку, размахивая сумкой, зонтом.
Ведущий:А сейчас жюри определит лучшую команду и знатока из числа зрителей (награждение).
Ведущий: я надеюсь, что все участники конкурса и все зрители пришли к правильному выводу: конечно, почти все животные, птицы, рыбы, насекомые – это наши друзья или, по меньшей мере, не представляют угрозы для человека. Человеку всего лишь надо помнить пословицы разных народов мира: русские: «Держи ушки на макушке», «Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется», «Кто себя оберегает, тот забот не знает», «Считай себя ближе к опасности, и ты будешь дальше от нее»; карельские: «Не бойся, но опасайся», бенгальские: «Осторожному гибель не грозит», таджикские:
«Осторожность полжизни сохраняет» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод. разработка.
работа над проектом....
метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."
В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...
Bücher im unseren Leben \Метод. разработка урока .9 класс
Bücher im unseren Leben/Обобщающее повторение по теме "Вuecher in unserem Leben"....
"Площадь треугольника. Площадь параллелограмма" - метод. разработка 9 класс
Урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Метод разработка Л.Н.Толстой "Юность"
Средства выразительности в тексте....
Метод.разработка по теме: «Методы решения показательных уравнений»
В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями...