Чрезвычайные ситуации социального характера.
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему

Решетников Леонид Александрович

план-конспект урока

тип урока: комбинированный

количество часов: 2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshetnikov_l.a.plan_otkrytogo_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

проведения открытого урока

с учащимися 11 класса

на тему:

«Чрезвычайные ситуации социального характера.»

Тип урока: комбинированный

Количество часов: 2 часа

Учитель ОБЖ: Решетников Леонид Александрович

Санкт-Петербург

2011

ПЛАН

проведения открытого урока в 11 классе

16.11.2011 ГО ЧС – Решетников Л.А.

Тема: «Чрезвычайные ситуации социального характера.»

Тип урока: комбинированный

Количество часов: 2 часа

Цель урока:

  1. Обучающая:

Сформировать теоретические знания учащихся по теме: «Чрезвычайные социального характера. Понятие «Терроризм», ознакомить с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате в заложники.

  1. Воспитывающая:

Воспитывать у учащихся внимательность, аккуратность, исполнительность.

  1.  Развивающая:

Развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление, умение анализировать обстановку и правильно принимать решение.

План урока

  1. Организационный момент: 3 мин
  2. Вводный инструктаж: 10 мин
  3. Текущий инструктаж: 65 мин

Вопрос 1. «Классификация ЧС социального характера. Понятие «Терроризм».

Вопрос 2. «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта».

Вопрос 3. «Действия при захвате в заложники».

  1. Заключительный инструктаж: 12 мин.

Вводный инструктаж – 10 мин

Тема сегодняшнего урока – классификация ЧС социального характера. Понятие «терроризм». Правила поведения при захвате в заложники.

На уроке вы должны:

  1. ознакомиться с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники;
  2. закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности за террористическую деятельность на территории РФ.

На уроке мы будем использовать презентацию «Терроризм», УК РФ, Федеральные законы РФ. Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока давайте вспомним материал по ГО ЧС, который вы рассматривали в 9 – 10 классах.

Вопрос: «Какие виды ЧС в зависимости от их причин возникновения вы знаете?»

Ответ: ЧС техногенного характера;

       ЧС биологического характера;

       ЧС природного характера;

       ЧС социального характера;

       ЧС экологического характера.

Используя презентацию, мы вспомним, какие ЧС относятся к каждому из перечисленных выше.

Показывая слайды презентации, коротко остановиться на каждом виде ЧС.

Сегодня мы будем рассматривать ЧС социального характера.

Вопрос: «Попытайтесь назвать виды ЧС в социуме?»

Ответ: «Беспорядки, стачки, забастовки, фанатские выступления, массовые погромы и поджоги, локальные и региональные конфликты, революции, терроризм, войны».

Вопрос: «Кто может дополнить?»

1-й вопрос урока: «ЧС социального характера» – 35 мин.

Используя презентацию, рассматриваем ЧС социального характера. Знакомимся с понятием «терроризм», которое дается в Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом».

Подвопрос 1а «Терроризм»

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или противоправными действиями.

Почему мы будем сегодня рассматривать подробно такую ЧС социального характера как «терроризм»? Да потому, что сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью нашей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помышлял о том, что мы можем стать его жертвой. Это явление находилось за пределами нашего восприятия. Ныне оно стало фактом, поэтому знание правил безопасного поведения и приемов противодействия терроризму стало вполне актуальным.

Вопрос: «Какие примеры терроризма можно привести в древние времена?»

Ответ: «Крестовые походы XI – XIII вв., германские походы против народов Прибалтики и т.д.»

Подвопрос 1б «Виды терроризма»

Используя слайды презентации рассмотрим виды терроризма:

  1. По характеру субъекта террористической деятельности:
  1. неорганизованный или индивидуальный;
  2. организованный или коллективный.
  1. По целям террористической деятельности:
  1. националистический;
  2. религиозный;
  3. социальный.

Коротко раскроем каждый вид терроризма.

Мы сегодня подробнее остановимся на втором виде терроризма – религиозном, который является опасным и агрессивным.

Вопрос: «Какие основные религии в мире вы знаете?»

Ответ: «Христианство, ислам, буддизм. Еще существует религия «иудаизм» (~ 20 млн. чел.)».

Остановимся коротко на истории возникновения каждой религии, особенностях христианства и ислама.

Христианство: посты, богомолы;

Ислам: рамадан, пост-праздник.

Подвопрос 1в «Особые виды терроризма»

  1. Террор;
  2. Левый терроризм;
  3. Исламистский терроризм;
  4. Зеленый терроризм;
  5. Компьютерный терроризм

и другие.        

Коротко остановимся на каждом из них.

Подвопрос 1г «Террористические организации, запрещенные в РФ»

В «Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом» дан перечень запрещенных террористических организаций в РФ. Перечисляем их.

Коротко остановиться на крупнейшей организации «Аль-Каида», сказать о судьбе ее основателя Усаме Бин Ладене.

2-й вопрос урока: «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта» – 15 мин.

К глубокому сожалению, сегодня взрывы в жилых домах, различных учреждениях, в автомобилях и другой технике, на массовых мероприятиях становятся частью нашей жизни. Все чаще террористы используют взрывы в качестве акций устрашения.

Остановимся (рассмотрим) правила поведения в условиях террористической опасности на примере ОУ.

В качестве профилактических мер необходимо:

  1. ужесточить режим пропуска на территорию ОУ и его помещений, усилить видеонаблюдение;
  2. ежедневно делать обход и осмотр территории и помещений ОУ с целью обнаружения подозрительных предметов;
  3. тщательно проверять поступающее имущество, мебель, оргтехнику и т.д.;
  4. проводить тщательный отбор сотрудников, особенно в подразделение охраны;
  5. иметь планы эвакуации сотрудников ОУ и посетителей;
  6. подготовить средства оповещения, в т.ч. для посетителей;
  7. определить (уточнить) задачи местной охраны;
  8. четко определить функции администрации при сдаче помещений в аренду другим организациям (если она существует);
  9. определить места парковки автомобилей не ближе 100 м от здания ОУ;
  10. освободить от местных предметов помещения, лестничные клетки, выходы из ОУ (основные, запасные, эвакуационные);
  11. обеспечить регулярный вывоз из здания ОУ строительного мусора (особенно из кладовок, хозяйственных подсобок) и от здания;
  12. довести до всего персонала ОУ номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных людей или подозрительных предметов.

Остановиться на признаках готовящегося теракта:

  1. бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, пакет;
  2. остатки изоленты, проводов, шнуров и других предметов, нетипичных для этого места;
  3. натянутая проволока или шнур возле входа в ОУ, в подвале или др. местах;
  4. нарушение дернового слоя (грунтового) возле ОУ;
  5. тиканье часового механизма в таких предметах, где часов не должно быть, либо в оставленной бесхозной сумке;
  6. наличие радиоприемных устройств, антенн на таких предметах, где они явно неуместны.

Остановиться на признаках, по которым можно узнать возможных террористов: по одежде, по поведению, по выражению лица и т.д.

3-й вопрос урока: «Действия при захвате в заложники»

Любой из вас по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов практически в любом месте. Чтобы остаться в живых, надо знать как правильно действовать в той или иной ситуации.

Правила поведения:

  1. как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, выясните (поймите), что хотят террористы;
  2. если нет полной уверенности в успехе не пытайтесь бежать к выходу или оказать сопротивление; не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита;
  3. ведите себя миролюбиво, послушно, сохраняйте спокойствие и самообладание, не вызывая у террористов агрессию.
  4. располагайтесь по возможности подальше от окон, дверей и преступников – эти места наиболее опасны, особенно при проведении спецслужбами операции по вашему освобождению;
  5. если вы ранены, постарайтесь меньше двигаться, этим вы сократите потерю крови;
  6. при общении с террористом избегайте презрительного, вызывающего тона, который может вызвать агрессию у террористов, не допускайте прямого зрительного контакта; на вопросы отвечайте спокойно и кратко; ответы, которые в последующем могут повредить вам или другим людям, контролируйте; переносите оскорбления и унижения;
  7. на совершение любых действий (встать, сесть, сходить в туалет, попить, поесть, оказать помощь раненому и т.д.) спрашивайте разрешение у террористов, только после этого выполняйте свои действия;
  8. для поддержания сил ешьте все, что предлагают, даже если эта пища вам не нравится, при этом, по возможности, соблюдайте личную гигиену и чистоту;
  9. будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок, ни в коем случае не сопротивляйтесь;
  10.  при наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что у вас с собой имеются необходимые лекарства и сообщите о своих проблемах со здоровьем и регулярном приеме лекарств;
  11.  если вам дали возможность поговорить с родными по телефону, держите себя в руках, без плача, крика, говорите коротко и по существу;
  12.  если у вас с террористом произошел контакт, объясните ему, что вы тоже человек, у вас тоже есть семья, отец, мать, братья, сестры и т.д., – иногда, это уменьшает риск быть убитым;
  13.  по возможности наблюдайте за террористами и постарайтесь запомнить их клички, имена, повадки, приметы (борода, наколки и т.д.), манеру поведения, особенности речи, тематику разговоров, в т.ч. телефонных;
  14.  если требования к вам полицейского и террориста диаметрально противоположны, выполняйте то, что говорит вам полицейский;
  15.  если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не пытайтесь в этом удостовериться;
  16.  во время освобождения вас ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  17.  если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение, вас могут принять за террориста.

Заключительный инструктаж

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели вопросы ЧС социального характера и самую злободневную ЧС «Терроризм» во всех его проявлениях, ознакомились с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники, изучили главу УК РФ «Терроризм».

И в заключении урока подведем итоги.

На сегодняшнем уроке особенно активным я выставил следующие оценки:

К следующему уроку, который состоится через неделю, подготовить по две презентации (≤ 10 слайдов) в каждом классе, остальным написать рефераты объемом 6 рукописных листов (А4), через строчку, без оглавления, заключения и списка использованной литературы.

Темы:

  1. «Стресс» (вынужденная автономия в природе).
  2. «Психологическая защита» (терроризм).
  3. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (где отбывают наказание н/л, достигшие 18 лет в колониях для н/л).
  4. «Хронология терактов в США с 1986 по 2011 г.»

Преподаватель ОБЖ                                                         Л.А. Решетников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чрезвычайные ситуации Техногенного характера.

Виды и характеристика ЧС Техногенного характера....

Чрезвычайные ситуации метеорологического характера

Презентация и план-конспект урока обобщающего характера в 7 классе...

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Чрезвычайные ситуации социального характера.

план-конспект урокатип урока: комбинированныйколичество часов: 2 часа...

Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.

Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...

Кроссворд " Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"

Кроссворд для занятий ОБЖ  на тему "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"...