Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду
план-конспект урока обж (6 класс) по теме
План-конспект урока в 6 классе "Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Елена Изосимовна
учитель ОБЖ
Муниципального общеобразовательного учреждения –
Средней общеобразовательной школы №22
п.Беркакит Нерюнгринского района
Республики Саха (Якутия)
План-конспект урока ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: « Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду».
Цели урока:
I. Образовательные:
- закрепление знаний по правилам безопасного поведения на водоемах в летнее и зимнее время для сохранения жизни и здоровья;
- ознакомление с правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, с приемами самоспасения при провале в полынью и ознакомление с такими понятиями как «истинное и бледное утопление»;
- овладение умениями предвидеть и избегать опасности на воде и на льду, правильно действовать в случае их наступления.
II. Развивающие:
- развитие качеств личности, таких как уравновешенность, хладнокровность, храбрость, самостоятельность и целеустремленность, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
III. Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и чувства взаимовыручки.
Оборудование:
- интерактивный комплекс;
- диск «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»; презентация «Карточки-задания»;
- плакат «Утопление»;
- спасательный круг, свисток, лыжная палка, отвертка, ремень.
Структура урока:
I. Организационный момент (1 мин).
- сообщение темы и целей урока.
II. Сообщение домашнего задания (1 мин).
III. Актуализация опорных знаний. (5 мин).
1. повторение основных понятий.
IV. Изучение нового материала (20 мин).
- Рассказ учителя.
- Просмотр видеофрагментов.
V. Самостоятельная работа (8 мин).
VI. Подведение итогов самостоятельной работы (6мин).
VII. Подведение итогов урока (3 мин).
- Вопросы для закрепления полученных знаний.
- Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия (1мин).
Содержание урока:
I. Организационный момент.
- Готовность к уроку.
- Контроль посещаемости.
- Сообщение целей и темы урока.
Учитель: Летом в дождичек и зной
Не расстаться нам с водой.
К водоемам мы стремимся
И под дождичком резвимся.
Но вода таит опасность!
Вы удивлены? Ну что ж,
Разберемся – станет ясно
Разговор идет всерьез!
Ю.Форостенко
- Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Вы уже узнали о правилах поведения на водоемах зимой и летом, а как вы думаете, сегодня, о чем мы с вами будем говорить?
- Сформулируйте тему урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами правила безопасного поведения на воде и на льду, познакомимся с основными правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, а также с приемами самоспасения при провале в полынью.
Открываем тетради и записываем тему урока «Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду».
II. Сообщение домашнего задания.
Сообщение домашнего задания и его комментирование.
Учебник: параграф 8 стр. 160.
В тетради, используя учебник, сделать конспект: первая медицинская помощь при утоплении.
III. Актуализация опорных знаний.
Вопросы для проверки знаний (фронтальный опрос).
- Какие опасности могут подстерегать человека на воде?
- Какие правила купания следует соблюдать?
- Назовите основные причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.
- Какие меры предосторожности следует принять, выходя на лед?
IV. Изучение нового материала (22 мин).
Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.
Учитель: Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед.
Мы с вами уже познакомились с героями компьютерной игры Юлей и Ромой, которые помогали вам закрепить знания по правилам поведения в лесу. Сегодня мы снова отправимся с ними в чрезвычайные приключения, где еще раз повторим правила на воде и на льду, узнаем о правилах поведения на лодке и правилам оказания помощи утопающему.
Просмотр видеофрагментов (15 мин.):
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения в лодке.
- Помощь утопающему.
- Правила поведения на льду.
Учитель: После просмотра видеофрагментов прошу вас ответить на вопросы:
1. Вы с друзьями решили покататься на лодке. Что необходимо взять в первую очередь:
А) весла;
Б) теплую одежду;
В) бутерброды;
Г) черпак;
Д) спасательный круг.
2. Катаясь с горки на берегу реки, вы не заметили полынью, и ваш товарищ оказался в ледяной воде. Что делать?
А) всем вместе бросаться ему на выручку, стараясь вытянуть за руки или одежду;
Б) поддерживая его морально, бежать за помощью к взрослым;
В) осторожно подползать к полынье на животе, широко раскинув руки и ноги, страхуя друг друга. За 3-5м до провала подать пострадавшему палку (лыжу, доску, веревку, ремень).
Молодцы!
Учитель: А теперь я хочу обратить ваше внимание на плакат «Утопление». Сейчас Андрей Федоров расскажет вам о видах утопления и еще раз напомнит схему действия при утоплении.
Ученик: Существует два вида утопления – истинное и бледное.
Истинное утопление обычно случается в теплой воде, то есть в летнее время. А бледное утопление случается в ледяной воде, то есть в зимнее время.
Признаки истинного утопления:
- кожа лица и шеи с синюшным оттенком;
- набухание сосудов шеи;
- обильные пенистые выделения изо рта и носа.
Признаки бледного утопления:
- нет сознания;
- бледно серый цвет кожи;
- не реагирующий на свет широкий зрачок;
- отсутствие пульса на сонной артерии;
- часто «сухая», легко удаляемая платком пена в углах рта.
Еще раз повторим схему действий в случаях истинного утопления:
- Перевернуть пострадавшего лицом вниз, очистить рот и резко надавить на корень языка, или сильно надавить на спину. Если есть рвотный рефлекс, то продолжать вызывать рвоту из желудка и верхних дыхательных путей.
- Если рвотного рефлекса нет, то убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.
- Приступить к реанимации.
- Вызвать скорую помощь.
Учитель: Андрей молодец, спасибо, садись на место. А сейчас открываем тетради и записываем:
Что делать, если ты оказался в полынье:
- Не суетись.
- Выбирайся на лед с той стороны, с которой упал.
- Наваливайся и опирайся на край полыньи всей верхней половиной туловища.
- Перенеси на лед одну ногу, а затем вытащи другую.
- Перекатись на льду и осторожно отползи от опасного места.
- Ползи по льду в ту сторону, откуда пришел.
V. Самостоятельная работа.
Класс разбивается на 5-6 групп. Каждой группе раздается карточка с заданием.
1 карточка.
Тест.
1. Основными причинами несчастных случаев на воде являются:
А) купание в запрещенных и незнакомых местах;
Б) длительное пребывание на солнце;
В) прыжки и падение в воду;
Г) шалости и игры в воде;
Д) ненастная погода и сильный ветер;
Е) нарушение правил безопасности при использовании плавсредств.
- Допускается ли купание ребят ночью:
А) не допускается;
Б) допускается, если место купания оборудовано спасательными средствами, в присутствии преподавателя;
В) допускается в сумерки;
Г) допускается, если водоем огражден осветительными сигнальными буями.
3. При купании в незнакомом водоеме необходимо:
А) начать купаться, не дожидаясь взрослых;
Б) не раздумывая, нырнуть в воду;
В) вначале тщательно обследовать берег и акваторию водоема, примыкающую к берегу, убедиться в их безопасном состоянии для купания, спросить разрешения у родителей;
Г) постараться заплыть как можно дальше от берега.
4. Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина:
А) не менее 20см;
Б) не менее 15см;
В) не менее 12см;
Г) не менее 7см.
5. Для группы людей лед считается прочным, когда его толщина:
А) не менее 7см;
Б) не менее 12см;
В) не менее 30см;
Г) не менее 40см.
6. Замерший водоем переходят:
А) в непроверенном и необозначенном месте;
Б) на участках, запорошенных снегом;
В) на участках, где лед чистый и прозрачный;
Г) в местах впадения в водоем речки, ручья.
7. Если лед ненадежен, а обойти его нет возможности, как вы будете переправляться?
А) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой;
Б) держа шест горизонтально на уровне груди;
В) ползком.
8. Не допускается подходить к кромке льда ближе чем:
А) на 3м;
Б) на 5м;
В) на 7м;
Г) на 10м.
2 карточка.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: какие правила коллективного купания были нарушены?
В походе летом.
Дружный класс в походе летом
Оказался у реки.
И привалу рады дети,
Тут же сняли рюкзаки.
Быстро сбросили одежду,
Очутились в речке все,
Не договорившись прежде
О порядке на воде.
И когда уж все оделись,
Рюкзаки забрали и
Поневоле огляделись:
А остались вещи чьи?
Стали звать, в ответ – молчанье.
Охватил невольно страх.
Все затихли. Вдруг мычанье
Или будто стон в кустах!
Бросились туда мальчишки, Догадавшись, друг в беде!
Вытащили. У парнишки,
Видят, кровь на голове.
Голову перевязали,
В рюкзаке был медпакет,
Только после все узнали,
Что случилось на реке?
Петя первым в воду канул,
Головою вниз нырнул,
А на дне реки был камень!
Петя чуть не утонул.
Ошибки:
- Не было установлено, разрешено ли купание в данном месте.
- Не было проверено дно у берега, не обследована прибрежная полоса.
- не установлено ограничение для заплыва.
- не выяснено, кто не умеет плавать.
- не разбились на группы по 2-3 человека, чтобы следить друг за другом в воде и после купания.
- не установлено наблюдение за купающимися с берега.
- не подготовлены спасательные средства.
3 карточка.
Необходимо правильно дописать информацию.
Правилами безопасного поведения на воде запрещается:
- Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах.
- Заплывать за буйки.
- Выплывать на судовой ход и приближаться к судам.
- Устраивать в воде игры, связанные с захватами.
- Далеко заплывать на надувных матрасах и камерах.
4 карточка.
Необходимо правильно дописать информацию.
Если вы провалились под лед:
- Не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью на кромку льда.
- Постараться опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение.
- Выбираться нужно в ту сторону, откуда вы пришли, то есть возвращаться на уже пройденную дорогу.
- Осторожно вытащить на лед одну ногу, затем другую.
- Постараться выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от опасного места. На твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.
5 карточка.
Отгадать кроссворд.
1 |
|
|
| ||||||||
2 |
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
| ||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
| |||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
8 |
|
|
| ||||||||
9 |
|
|
|
|
|
1. Естественное вещество, используемое при тушении костров в зимнее время (снег).
2. Устойчивое пространство чистой воды среди неподвижных льдов на реке, озере, водоеме (полынья).
3. Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы (сани).
4. Вероятность появления неблагоприятного события, угрожающего здоровью или жизни человека (опасность).
5. Речное гребное иногда парусное или моторное судно (лодка).
6. Лежит на земле –
Никому не нужна.
Прислонилась к стене –
Пригодилась она (лестница).
7. Слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана (гололед).
8. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги
И по большим снегам беги (лыжи).
9. Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда словно каменная!
Что это? (коньки).
10. По вертикали: человек, профессионально занимающийся спасением людей при возникновении чрезвычайной ситуации (спасатель).
6 карточка.
Необходимо придумать продолжение рассказа:
«Воскресное утро выдалось солнечным, теплым. В воздухе уже пахло весной, хотя река была еще покрыта льдом.
Как в такую погоду сидеть дома!
И Стас с Мишей решили порыбачить.
Правда, уже на реке их несколько смутило то, что лед был темным, «трескучим». «Ну да ладно, мы легкие, нас лед выдержит, » - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись старые рыбацкие проруби…»
Что может случиться дальше с нашими героями?
VI. Подведение итогов самостоятельной работы.
- Анализ работы учащихся по карточкам. Один учащийся из каждой группы читает свое задание и дает ответ. Учитель показывает на интерактивной доске данное задание, учащиеся внимательно слушают ответ и вместе с учителем дают оценку правильно ли все сказано, если нет, то дополняют.
VII. Подведение итогов урока.
1. Вопросы для закрепления полученных знаний:
- перед вами лежат предметы: спасательный круг, свисток, лыжная палка, отвертка, ремень. Скажите, какие из них и как можно использовать, если вы видите человека, провалившегося в полынью? Тонущего человека?
- В чем заключается реанимационная помощь?
- Выставление оценок.
Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.
VIII. Рефлексия.
- Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вы сможете применить в жизни?
- Вы сможете рассказать друзьям, как надо правильно действовать в таких экстремальных ситуациях?
- Вам урок понравился или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174692-1357748685.jpg)
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» 8 класс
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» является авторской, содержит методически грамотно спланированные активные и интерактивные действи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375232-1388685381.jpg)
Урок. 8класс. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Систематизировать знания учащихся в облас¬ти безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-121898-1353425827.jpg)
Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Краткое описание ПМП при бедствие на воде!...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-121898-1353425827.jpg)
Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.Освобождение от захватов.Способы транспортировки пострадавшего.Домашнее задание.Подведение итогов урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411412-1393418028.jpg)
Тема: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»
Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде....
§3.3_Уч_8кл_ Оказание помощи терпящим бедствие на воде
По академическому учебнику А.Т. Смирнова и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1198288-1576066587.jpg)
План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...