Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»
методическая разработка по обж (9 класс) по теме

Моисеева Наталья Александровна

Цель занятия:

1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;

2. Развитие навыков здорового образа жизни;

3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.

Задачи занятия:

1. Выяснить отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа;

2. Обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и в России;

3. Продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции;

4. Пояснить в каких биологических жидкостях человеческого организма концентрация ВИЧ в наиболее опасных для заражения количествах;

5. Выявить основные пути передачи ВИЧ;

6. Сформулировать правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ-инфецирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie_s_elementami_treninga.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие с элементами тренинга

 по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия:

1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;

2. Развитие навыков здорового образа жизни;

3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.

Задачи занятия:

1. Выяснить отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа;

2. Обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и в России;

3. Продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции;

4. Пояснить в каких биологических жидкостях человеческого организма концентрация ВИЧ в наиболее опасных для заражения количествах;

5. Выявить основные пути передачи ВИЧ;

6. Сформулировать правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ-инфецирования.

Оборудование: иллюстрации, стаканчики с водой, крахмал, йод, пипетка, таблички с надписями, памятки, красные ленточки.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

Здравствуйте, всем. Сегодняшнее занятие проведу у вас я. Зовут меня Наталья Александровна. Я преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 5 г. Алзамая.

II.Определение темы занятия.

Методика «Ассоциации».

Задача: выяснить, какое отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и какие мифы об этом заболевании наиболее распространены ребят в классе.

Материалы: иллюстрации.

 Занимая места, вы обратили внимание на иллюстрации. Рассмотрите их и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.

  Действительно, все эти иллюстрации связаны с проблемой ВИЧ/СПИДа. И тема нашего занятия: «Основные аспекты ВИЧ/СПИДа. Пути передачи. Способы защиты».  Может есть желающие высказаться в чем именно проблема ВИЧ/СПИДа ассоциируется у вас с данной иллюстрацией. «Проблема ВИЧ/СПИДа ассоциируется у меня с этой иллюстрацией, потому что…»

  Похвально, что основные представления о проблеме ВИЧ/СПИДа у вас  имеются.

III.Основная часть.

1.Методика «Шкала времени».

Задача: обсудить основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и России.

 А теперь попрошу вас обратить внимание на доску. Это «шкала времени». Давайте отметим на ней приблизительные даты, когда вы впервые услышали о ВИЧ/СПИДе. (отмечаю).

  А теперь я хотела бы дополнить «шкалу времени» основными событиями в развитии эпидемии.(Рассказываю об основных событиях в развитии эпидемии, отмечая даты на «шкале времени»). В 1978 году выявлен первый случай странного заболевания, которое впоследствии получит название СПИД; 1982-1983 годах выявлен вирус, вызывающий иммунодефицит человека (ВИЧ); в 1985 году зарегистрирован первый случай заражения ВИЧ в России; в 1995 году принят российский закон о ВИЧ/СПИДе, 1996 год – всплеск эпидемии, ежегодный рост количества ВИЧ-инфицированных.

  В виде начерченного графика, растущего вверх, обратить внимание на то, как быстро и за короткий промежуток времени заболевание переросло в эпидемию.

  По данным Интернета проблема ВИЧ-инфекции, СПИДа в Иркутской области является острой. В Нижнеудинске стоят на учете 349 человек.  Но это только те, кто зарегистрирован официально, а если это число увеличить в восемь-десять раз, то получится реальное количество инфицированных – более трех тысяч человек. Самыми неблагополучными территориями района по ВИЧ-инфекции считаются пп. Костино, Шумский, Атагай, Вознесенский, Замзор, г. Алзамай. В Нижнеудинске рост заболеваемости в последние годы отмечается в центральной части города.  Особую тревогу вызывает тот факт, что основная доля инфицированных – это трудоспособное население в возрасте 20-39 лет, что уже негативно влияет на экономическое развитие региона.

   Каковы же причины такого быстрого распространения ВИЧ-инфекции?

  Давайте попытаемся это выяснить.

2.Упражнение «Игра с водой».

Задача: продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции: рискованное поведение в потенциально опасных ситуациях и неготовность к прохождению тестирования на ВИЧ.

Материал: стаканчики с водой по количеству участников, крахмал, йод. До начала упражнения стаканчики ставятся на стол, в один из них добавляется крахмал.

   У каждого из нас в руках стаканчик с водой (вода в стаканчиках символизирует кровь и другие биологические жидкости организма человека). Представьте, что все мы находимся на вечеринке. Мы чувствуем себя очень свободно и ведем соответственно: у нас принято, не задумываясь, вступать в половые отношения, совместно употреблять наркотики. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и общаемся.

  Необходимо за 3 минуты вступить в контакт как можно с большим числом привлекательных для нас людей. Контакты и совместное употребление наркотиков будут изображаться обменом водой из стаканчиков.

  Участники в течение 3 минут из стакана в стакан переливают друг другу небольшое количество воды.

  Вечеринка закончилась. Через некоторое время мы узнали, что у одного из нас, кто находился на вечеринке, ВИЧ. Нам предлагают пройти тестирование.

   Тем, кто готов пройти тест, капаю в стаканчик йод. Попрошу встать тех, у кого вода в стаканчике окрасилась в сине-фиолетовый цвет. Такую реакцию дал крахмал.

  Вывод: В начале вечеринки крахмал был только в одном стаканчике, а сейчас он есть практически во всех. Это упражнение наглядно продемонстрировало скорость распространения ВИЧ-инфекции.

 3.Беседа с детьми: Что вы почувствовали, когда увидели результат?

                                 Что каждый из вас мог сделать, чтобы избежать инфицирования?

                                 Что помешало сделать это во время игры?

                                 Что каждый из вас может изменить в своем поведении, чтобы снизить риск    

                                 инфицирования? (Что бы вы посоветовали реальным участникам такой вечеринки, чтобы снизить риск инфицирования?)

4.Мозговой штурм «Биологические жидкости организма человека».

Задача: пояснить, в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ может концентрироваться в наиболее опасных для заражения количествах.

  Мы видели, насколько быстро распространяется ВИЧ. Но мы можем защитить себя, зная пути, которыми вирус передается. ВИЧ живет только в биологических жидкостях человеческого организма; вне этих жидкостей он погибает. Давайте разберемся, в каких же жидкостях и в каком количестве может содержаться ВИЧ. Но сначала перечислим все жидкости.

  Участники называют биологические жидкости человеческого организма – я записываю на доске.

  Обсудить, в каких биологических жидкостях может содержаться ВИЧ (во всех). Прикрепляю на доску таблички с надписями тех жидкостей, в которых ВИЧ содержится в большей концентрации (кровь, сперма, половые выделения, грудное молоко).

5.Основные пути заражения.

   А теперь, зная в каких биологических жидкостях человеческого организма ВИЧ содержится в наибольшей концентрации,  назовите основные пути передачи ВИЧ.

 - половой путь;

- инъекционный (парентеральный или кровь в кровь) путь;

- вертикальный путь.

Вывешиваю таблички с надписями.

6.Правила предупреждения ВИЧ-инфицирования.

 Используя, знания,  полученные на сегодняшнем занятии, давайте вместе сформулируем правила предупреждения ВИЧ-инфицирования.  

Правило № 1. Будьте ответственны в отношении своего здоровья и своей жизни.

Правило № 2. Неупотребление или полный отказ от наркотиков.

Правило № 3.Соблюдайте правила безопасного сексуального поведения.

Правило № 4. Вести здоровый образ жизни.

Из всего сказанного сегодня можно сделать вывод:

1.СПИД – это опасное заболевание.

2.Возбудителем СПИДа является ВИЧ.

3.Каждый человек сам отвечает за свои поступки.

4.Никто не застрахован от заражения ВИЧ-инфекцией, если подвергает себя риску.

5.Зная пути передачи и правила предупреждения заболевания, можно сохранить свое здоровье.

IV.Рефлексия. В заключении нашего занятия я хотела бы, чтобы каждый из вас одним словом выразил свои впечатления от сегодняшнего занятия.

Спасибо всем,  за активное участие  в занятии  я хочу  подарить  вам эти буклеты.      

                                                                                                         

Итог занятия:  На столе лежат красные ленточки международный символ борьбы со СПИДом, если вы поддерживаете это, то возьмите  каждый по ленточке.

Спасибо за работу на занятии. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по биологии на тему Основные направления и пути эволюционного процесса.

Основные направления и пути эволюционного процесса.1.Эволюция образования на надвидовом уровне систематических групп называется-А)микроэволюция  В)макроэволюция С)  прогресс Д) регресс2. Поб...

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

Тема урока: «Общие понятия о коррозии, способы защиты металлов»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения, поддерживается показом презентации, которая позволяет проиллюстрировать принц...

Доклад на тему: "Основные аспекты деятельности концертмейстера в работе с учащимися различных специальностей в учреждениях дополнительного образования".

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...

Конспект занятия с элементами музыкальной терапии и психогимнастики "На пути к гармонии"

Актуальность темыКаждый человек должен уметь расслабляться, а особенно наши родители. Они могут испытывать большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, ...

Круглый стол на тему: «Основные аспекты развития волонтерского движения в условиях школы - интерната»

Работа посвящена теме: "Основные аспекты развития  волонтерского движения в условиях школы - интерната"...

Доклад на тему:"Основные аспекты образовательного процесса в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида. "

Аспекты коррекционно - развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида....