Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс) по теме
Рабочая программа ОБЖ 6 класс разработана в полном соответствии со стандартом основного общего образования и примерной программой по ОБЖ. Авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, издательство «Просвещение» 2007г. Для работы использую учебник Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (см. Приложения). Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение в предлагаемой авторской программе.
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5—9 классы).
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Для реализации программы на ее изучение предусмотрен 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Содержание и учебно-тематический план
№ п/п | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кол-во часов |
I | Безопасность дорожного движения | 8 | ||
1 | Безопасность дорожного движения | Движение учащихся в группе и в колонне. Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе. Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Дорожные знаки. Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги. Дорожная разметка и её характеристики. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | знать и понимать: правила дорожного движения, правила безопасного поведения на дорогах. Уметь: соблюдать ПДД в качестве пешехода, водителя и пассажира | 8 |
II | Безопасность человека в природных условиях | 20 | ||
1 | Подготовка к активному отдыху на природе | Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пиши на костре. Определение необходимого снаряжения для похода | Знать и понимать: правила ориентирования на местности, определения своего местонахождения меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях; основные меры безопасного поведения человека на водоёмах. Уметь: ориентироваться на местности, определять место для бивака; использовать знания для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях; применять полученные знания в природных условиях. | 5 |
2 | Активный отдых на природе и безопасность | Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах. | 4 | |
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дань нем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта. | 5 | |
4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. | 3 | |
5 | Опасные ситуации в природных условиях | Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | Знать и понимать: опасные погодные явления и способы защиты от них; правила поведения при встрече с дикими животными; правила оказания ПМП при укусах насекомыми. Уметь: уметь защитится от опасных погодных условий; оказывать ПМП при укусах насекомыми. | 3 |
III | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | ||
6 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. | Знать и понимать: основные составляющие ЗОЖ, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; приёмы и правила оказания первой медицинской помощи Уметь: доступно объяснять значение ЗОЖ для обеспечения личной безопасности и здоровья; использовать полученные знания для выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях | 3 |
7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам. | 3 | |
Всего часов | 34 |
Литература и средства обучения
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей ред. А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2007.
Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 6 класс общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.
А.Т. Смирнов. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 2001
Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения. М.: Просвещение, 1988
В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Волгоград, 2007г.
Календарно-тематическое планирование ОБЖ 6 класс
№ п/п | Тема урока (в соответствии с целями и задачами урока) | Количество часов | Виды и формы контроля | Дата проведения | Дата проведения по факту (на основании записи в кл. журнале) |
1. | Движение учащихся в группе и в колонне. | 1 | устный опрос | ||
2. | Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе. | 1 | устный опрос | ||
3. | Тормозной и остановочный путь транспортных средств. | 1 | устный опрос | ||
4. | Дорожные знаки. | 1 | работа по карточкам | ||
5. | Природа и человек. | 1 | устный опрос | ||
6. | Ориентирование на местности. | 1 | устный опрос | ||
7. | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | работа по карточкам | ||
8. | Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | устный опрос | ||
9. | Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | устный опрос | ||
10. | Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | устный опрос | ||
11. | Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | устный опрос | ||
12. | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | тестирование | ||
13. | Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | устный опрос | ||
14 | Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | 1 | устный опрос | ||
15 | Акклиматизация человека в различных природных условиях. Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | письменный опрос | ||
16 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | устный опрос | ||
17 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. | 1 | устный опрос | ||
18 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. | 1 | устный опрос | ||
19 | Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная автономия человека в природной среде | 1 | устный опрос | ||
20 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | устный опрос | ||
21 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | тестирование | ||
22 | Опасные погодные явления. | 1 | устный опрос | ||
23. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | устный опрос | ||
24. | Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | самостоятельная работа | ||
25. | Вопросы личной гигиены и оказания первой помощи в природных условиях. Оказание первой медпомощи при травмах. | 1 | устный опрос | ||
26. | Оказание медпомощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | 1 | тестирование | ||
27. | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | устный опрос | ||
28. | Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на человека | 1 | устный опрос | ||
29. | Влияние неблагоприятной окружающей среды и социальной среды на здоровье человека. | 1 | устный опрос | ||
30. | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. | 1 | тестирование | ||
31. | Дорожные знаки. | 1 | работа по карточкам | ||
32. | Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги. | 1 | |||
33. | Дорожная разметка и её характеристика. | 1 | устный опрос | ||
34. | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...