ОБЖ и ФГОС - метод.письмо
материал по обж по теме

Страшко Роман Васильевич

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения введения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОБЖ и ФГОС103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089  (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru).  

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

II. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – предмет ОБЖ) впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится 35 часов в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях – базовом  и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе,  и на его изучение выделяется 35 часов в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением.

 При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для обучающихся-юношей  10 классов проводятся учебные сборы. Вместе с тем, учебные сборы не включены в ФБУП и должны проводится в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ.  

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент содержит три стандарта по предмету ОБЖ: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

цели;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения курса ОБЖ:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеяятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням основного общего  и среднего (полного) общего образования, обеспечивает их преемственность на всех ступенях общего образования, в том числе на первой ступени с предметом «Окружающий мир», со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием – с учебным предметом «Безопасность жизнедеятельности». Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ представляет обучающимся также возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования с целью получения специальности в области безопасности жизнедеятельности или военной профессии.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

На второй ступени общего образования обязательный минимум содержания предмета ОБЖ представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

 Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать  у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях. В обязательном минимуме содержания опасные ситуации включены по рейтингу, в порядке убывания степени опасности для жизни и здоровья школьников.

Основными темами этого раздела являются:  

опасные ситуации на дороге;  опасные ситуации на транспорте;  опасные ситуации при возникновении  пожара; опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами; опасные ситуации во время пребывания на природе; опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами; опасные ситуации криминогенного характера; опасные ситуации в местах большого скопления людей; опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника.

           Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.  

Содержание третьего раздела направлено на формирование навыков безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

            Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни,  усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения  репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся 10-11 классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях:  при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися-юношами и обучающимися-девушками. Для обучающихся-девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения  основ медицинских знаний и здорового образа жизни.    

         Во втором разделе дается более широкое (по сравнению содержанием основной школы)   представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного  и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства,  о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных Сил;    обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы.

        Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

            Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ,  основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания  предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем, содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

 Раздел «Основы военной службы»  дополняется темами начальной военной подготовки:         основы строевой подготовки; основы огневой подготовки; основы тактической подготовки; организация и подготовка к проведению учебных сборов. В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией. Вопросы по основам прикладной  физической подготовки не включены в обязательный  минимум содержания предмета ОБЖ. Изучение этих вопросов предусмотрено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре для профильного уровня.  

Требования к уровню подготовки выпускников  по предмету ОБЖ – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений по предмету ОБЖ, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по предмету ОБЖ на ступени общего образования наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.                                              

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

знать (понимать): основы формирования здорового образа жизни; основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;  порядок первоначальной постановки на воинский учет;  особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; задачи РСЧС  и гражданской обороны;                                                                  

уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (оборонно-спортивный профиль обучения) нацелены на более глубокое знание (понимание) выпускниками основ российского законодательства в области обороны государства; защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; правовых аспектов военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; основных положений международного гуманитарного права;   назначения и боевых свойств личного оружия; средств массового поражения и их поражающих факторов.

        Выпускники должны уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять  физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.

IV. Концептуальные подходы федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ является нормативно-правовой  основой для создания модели непрерывного обучения школьников  в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Предмет ОБЖ в такой модели является базовым, системообразующим. Вместе с предметом «Окружающий мир» в начальной школе предмет ОБЖ обеспечивает непрерывность и преемственность обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности  на всех ступенях общего образования, а также создает предпосылки для освоения программ по данному направлению в учреждениях профессионального образования.

Настоящий стандарт реалистичен, включает в себя оптимальный минимум содержания основных образовательных программ, четко сформулированные цели и компетентностный подход к требованиям  уровня подготовки выпускников по предмету ОБЖ.

Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ разработан с учетом обязательных минимумов содержания по таким учебным предметам как, например, обществознание, естествознание, природоведение, география, окружающий мир, биология, физическая культура. Это позволило сократить объем содержания предмета ОБЖ, избежать ненужного дублирования изучения ряда вопросов на уроках ОБЖ и других учебных предметах, синхронизировать изучение ряда вопросов по основам безопасности жизнедеятельности с другими предметами.

Курс ОБЖ в старшей школе представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры в области безопасности жизнедеятельности и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

 На основе стандарта по предмету ОБЖ может быть разработан региональный компонент образовательного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и программы для учреждений дополнительного образования.

Такой подход в организации образовательного процесса поможет создать гибкую систему обучения учащихся в области безопасности жизнедеятельности в каждом общеобразовательном учреждении.

В основной общеобразовательной школе разгрузка содержания образования может быть достигнута за счет введения дополнительного преподавания курса ОБЖ как регионального компонента образования или компонента образовательного учреждения. В этом случае содержание курса ОБЖ  определяется с учетом конкретных условий (опасных факторов, характерных для данного региона),  в которых находится общеобразовательное учреждение. Отдельные вопросы из области безопасности жизнедеятельности могут быть включены для изучения в другие общеобразовательные предметы, что также будет способствовать сокращению объема содержания предмета ОБЖ. Например, на старшей ступени общеобразовательной школы (базовый уровень) многие вопросы, связанные с правовыми аспектами основ военной службы, перенесены в курсы обществознания, права; основы медицинских знаний и здорового образа жизни – в биологию, элементы начальной военной подготовки – в содержание учебных сборов, которые проводятся в конце учебного года.                

           Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для  повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера.                                                         На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.  

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

В результате преподавания предмета ОБЖ  обучающиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и универсальными способами деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени общего образования  являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;  выделение характерных причинно-следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;  использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива;

на старшей ступени школы:

          умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа; участие  в организации и проведении учебно-исследовательской работы; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях  основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Примерные программы по предмету ОБЖ для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерные программы по предмету ОБЖ для основной и старшей базовой школы рассчитаны на 35 часов, программа для старшей профильной  - на 140 часов. При этом в них предусмотрен резерв свободного учебного времени (15) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Примерные программы выполняют две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

При организации изучения предмета ОБЖ, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

стандарт основного общего образования по ОБЖ;

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

примерные программы по ОБЖ основного общего образования;

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.

Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе, в то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет. Действующие учебники обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

Для преподавания предмета ОБЖ на ступени основного общего образования как федерального компонента необходимо использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»), УМК по предмету ОБЖ для 5-9 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 7 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе можно использовать учебники  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»). Рекомендации по использованию этих учебников изданы отдельной брошюрой в издательстве «Просвещение». Кроме этого, можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель».

Для преподавания предмета ОБЖ на профильном уровне в старшей школе кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Академия», мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

В целом для преподавания ОБЖ можно использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических  и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных приказом Минобразования России от 15 января 2004 года № 111.


[1]         Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...

РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин,  С.В.Суворова, Е.А....