Методические рекомендации о правилах поведения человека при террористической угрозе
методическая разработка по обж по теме

Ивонинская Наталия Николаевна

Сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью на­шей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помыш­лял о том, что мы можем стать его жертвой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka_terrorizm.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

о правилах поведения человека при террористической угрозе

Преподаватель: Ивонинская Н.Н.

2010


содержание

Введение …………………………………………………………..

3

1.

Психолого-педагогическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях ……………………………………


8

2.

Действия при обнаружении взрывоопасного предмета.

11

3.

Правила поведения при взрыве ………………………...

13

4.

Правила поведения при захвате в заложники …………

15

Литература ……………………………………………………….

18


Введение

История терроризма уходит в глубину веков. Одно из первых упоминаний об этом явлении связано с террористическими актами, совершенными в 73—66 гг. до н. э. еврейской политической группировкой зелотов (ревнителей), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии. Понятие «террор», по мнению историков и специалистов, возникло во времена Французской буржуазной революции.

Широкое распространение террор получил с начала XIX в. В Европе стали возникать террористические организации, в основном революционно-политического, уголовного или националистического характера. Ряд террористических организаций того времени носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители считали, что через террор можно прийти к социальной справедливости и всеобщему благополучию. Следует отметить, что в XIX в. терроризм не носил массового характера и не имел той высокой степени риска для общества, как сегодня.

В наши дни наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм. По данным статистики, число жертв международного терроризма с 11968 по 1995 г. составило около 9000 человек, а с 1996 по 2000 г. — уже около 5000. Практически все вооруженные конфликты, возникшие в последние годы в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, на территории СНГ, сопровождались усилением диверсионно-террористической деятельности. Терроризм стал одной из актуальнейших проблем безопасности, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

Террор и экстремизм все больше угрожают безопасности населения многих государств, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, уносят жизни все большего числа ни в чем не повинных мирных граждан.

Особенно опасно то, что деятельность ряда террористических организаций все чаще направляется не просто на обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе мира во имя решения каких-то локальных и краткосрочных задач, а преследует более серьезные цели — захват или передел власти, аннексию территорий суверенных государств с вытеснением проживающего там населения, насильственное изменение конституционного строя и государственного устройства в тех или иных странах, навязывание народам собственных представлений о формах общественного и политического устройства общества, собственной морали и правил общежития.

В последние годы возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с межнациональными и религиозными конфликтами, сепаратистскими и так называемыми освободительными движениями. Террористы активно включаются в сотрудничество с различными подпольными синдикатами, действующими  в  наркоторговле,  нелегальном  оружейном бизнесе, пиратстве на мировых торговых путях, торговле людьми и в других сферах. Происходит эскалация терроризма, расширяется его география, усложняется характер, возрастают численность и изощренность террористических актов, разнообразятся их формы, объекты и цели. Сегодня терроризм — это уже не только и не столько боевики-одиночки или замкнутые группы, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм — это мощные структуры с современным вооружением и оснащением, мощными финансово-экономическими возможностями. Он превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, несовместимыми с общечеловеческими и демократическими принципами и ценностями.

Специалисты, изучающие феномен терроризма, сегодня выделяют шесть его основных типов (схема 1).

Схема 1

Типы терроризма

Террористы-националисты обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это «национальным освобождением», про которое, по их мнению, весь остальной мир забыл. Эти террористы часто завоевывают симпатии на международной арене.

Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены свыше. Они принадлежат не только к небольшим культам, но и к крупным религиозным конфессиям. Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее остальных. Так, на середину 90-х гг. XX в. из 56 известных террористических организаций почти половина заявляла о религиозных мотивах.

Некоторые террористические группы были преднамеренно поддержаны и использованы руководством отдельных государств. Такие террористы наиболее опасны прежде всего тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, чем у других. В качестве примера можно привести использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 г. В настоящее время госдепартамент США считает Иран одним из основных спонсоров терроризма. В поддержке террористов обвиняются также Куба, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия.

 Левые экстремисты хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом. Поскольку они считают граждан жертвами капиталистической эксплуатации, то обычно не прибегают к терактам против населения. Как правило, они похищают богатых людей или взрывают различные «символы капитализма».

Правые экстремисты наименее организованы, они часто связаны с западноевропейскими нацистами. Главной задачей они считают борьбу с демократическими формами правления с целью замены их фашистскими режимами.

Террористы-анархисты были глобальным феноменом в конце XIX — начале XX в. В этот период они совершили немало террористических актов, в том числе и в России. Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.

В некоторых источниках авторы дают другую классификацию терроризма, выделяя такие три его вида: уголовный, политический и патологический.

Уголовный терроризм представляет собой действия, совершаемые в целях получения материальной выгоды (покушение на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, собственность, не связанные с политикой).

Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию (оппозиция существующему строю, конфликты с органами власти и т. п.).

 Патологический терроризм является следствием умственных расстройств, психических аномалий и других отклонений в состоянии и поведении людей.

Ряд специалистов выделяют в отдельный вид транспортный терроризм, который стал настоящей бедой во второй половине XX в. Началом такого рода террористической деятельности принято считать пиратство и захват судов во времена рабовладельческого строя и в средние века. В 80-е и 90-е гг. прошлого столетия транспортный терроризм заявил о себе в полный голос. Основными формами такого терроризма являются захват и угон воздушных судов, а также минирование самолетов взрывными устройствами.

Центральным элементом террора является террористическая акция, которая, по мнению организаторов таких действий, должна привлекать внимание общественности и государственных органов к конкретной политической проблеме или ситуации. Такая акция имеет в качестве своей непосредственной задачи захват заложников, похищение политических деятелей или их убийство, получение денег, специальных материалов, транспортных средств или оружия, освобождение политических заключенных, распространение общего состояния террора, установление власти «сильной личности» или ее сторонников, провоцирование репрессий со стороны государства.

Любая террористическая акция имеет три обязательных элемента: террориста (исполнителя), его жертву (объект нападения) и лиц, на поведение и позицию которых должен воздействовать теракт.

Общая характеристика основных показателей террористических акций приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика террористических акций

Показатели

Содержание

Основные цели

■ физическое устранение политических оппонентов;

■ устрашение гражданского населения;

■ акции возмездия;

■ дестабилизация деятельности государственной власти;

  ■ нанесение экономического ущерба;

■ осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений;

■ провоцирование военного конфликта;

■ изменение политического строя

Способы проведения

■ применение огнестрельного оружия;

■ организация взрывов и поджогов в городах;

■ взятие заложников;

■ применение химического и биологического оружия;

■ организация промышленных аварий и катастроф;

■ уничтожение средств транспорта;

■ информационно-психологическое воздействие;

■ вероятное применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ

Масштабы

преступления против личности;

■ групповые убийства граждан;

■ массовые убийства граждан;

■ применение диверсий по всей территории страны;

 ■ крупномасштабные акции против мирового сообщества

Исполнители

■ убийцы-одиночки;

■ преступные сообщества;

■ этнические кланы;

■ религиозные секты;

■ экстремистские политические объединения;

■ специальные службы государств;

■ международные террористические организации

         

Причинный комплекс, порождающий терроризм в современной России, многообразен и включает в себя ряд факторов. К внутренним факторам относятся следующие:

  1. глубокие противоречия в экономической сфере, обусловленные переходом к рыночным отношениям на основе непонятных для большинства народа либеральных идей;
  2. политическая разобщенность общества и стремление
    к   власти   криминализированной   финансовой   олигархии и даже уголовных элементов;
  3. рост организованной преступности, развитие тенденции разрешать конфликты и противоречия с применением силовых методов;
  4. недостаточная эффективность работы правоохранительных органов и спецслужб;
  5. упадок общественной нравственности и воспитательной работы, особенно в отношении молодежи.

    Помимо указанных факторов внутреннего происхождения специалисты, изучающие проблемы терроризма, выделяют и внешние факторы, влияющие на распространение терроризма в России. К ним относятся:

■ рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья;

■социально-политическая и экономическая нестабильность в сопредельных государствах;  

■ наличие в ряде соседних государств «черного рынка» оружия и боеприпасов;

■ отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР.

Активизация террористической деятельности крайне негативно отражается на политическом состоянии нашего общества, социальной сфере и экономике России. Но наиболее серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью нашего народа, ибо он оказывает мощное отрицательное морально-психологическое воздействие на население, вызывая страх, острое чувство незащищенности, хаос, беспорядки, ожесточенность, недоверие к властям, стремление к самозащите даже незаконными средствами или к «сильной руке», т. е., по сути дела, к диктатуре и государственному насилию.

Сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью нашей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помышлял о том, что мы можем стать его жертвой. Это явление находилось за пределами нашего восприятия. Ныне оно стало фактом, поэтому знание правил безопасного поведения и приемов противодействия террору стало вполне актуальным.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологическая подготовленность человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях — это нечто большее, чем простая обученность и техническое умение выполнять определенные действия. Прежде всего это умение управлять собой, своими чувствами, мыслями и ощущениями. Неподготовленный в психологическом отношении человек, столкнувшись с реальной угрозой для жизни, перестает правильно оценивать ситуацию. У него нарушается восприятие происходящего вокруг, в его поведении все сильнее проявляются страх, тревога, растерянность. Он думает, что опасность гораздо больше, чем есть на самом деле, и начинает заранее представлять себе самые жуткие картины своего будущего. В таком состоянии ему вряд ли удастся вспомнить, что надо делать.

Известный специалист по выживанию, основатель первой в Европе школы выживания Яцек Палкевич считает, что в чрезвычайной обстановке важно, чтобы человек был в состоянии:

  1. принимать быстрые решения;
  2. уметь импровизировать;
  3. постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  4. уметь различать опасности;
  5. уметь распознавать людей;
  6. быть самостоятельным и независимым;
  7. когда потребуется, быть твердым и решительным, но уметь подчиняться, если это необходимо;

■ определять и знать свои возможности и не падать духом;

■ в любой  ситуации  не сдаваться  и  пытаться  найти

выход.

Каким же образом должен подготовить себя человек к тому, чтобы помочь себе выжить в опасной или экстремальной ситуации?

Для этого ему необходимо:

1) развивать у себя установку на выживание, т. е. на готовность к спокойным и целенаправленным действиям;

Установка на выживание включает в себя три элемента:

  1.  осознание («Я понимаю, где я оказался и что со мной происходит»);
  2.  оценку («Я не растеряюсь и не испугаюсь»);

■ поведение («Я вспомню все, что знаю и чему меня учили. Я буду терпеливым, внимательным и наблюдательным»).

  1.  уметь   анализировать   свои   поступки   и   действия, ошибки и промахи, чтобы в будущем их не повторять;
  2. развивать и укреплять свои волевые качества (уверенность,   настойчивость,   целеустремленность,   умение противостоять трудностям и преодолевать их);
  3. научиться побеждать свой страх, заставить себя спокойно рассуждать и поставить перед собой цель — выжить во что бы то ни стало.

Чтобы побороть свой страх, специалисты советуют:

  1.  внимательно осмотреться, найти удобное положение, позволяющее расслабиться и успокоиться;
  1.  дышать глубоко и спокойно;

■ сосредоточившись на ближайших делах, размышлять и планировать свои дальнейшие действия.

Перечисленные выше качества и привычки учащиеся должны вырабатывать у себя самостоятельно в повседневной жизни и на занятиях под руководством преподавателя.

На плановых уроках и факультативных занятиях учителю следует стремиться к тому, чтобы наряду с учебными решались следующие психолого-педагогические задачи:

■ развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и постоянной ориентированности на выявление опасных факторов;

■ воспитание уверенности и оптимизма, веры в успех при столкновении с реальными угрозами;

  1.  повышение психологической устойчивости к воздействию опасных и чрезвычайных ситуаций;
  2. формирование   необходимых   привычек,   навыков   и умений, обеспечивающих правильные действия и выживание;
  3. овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями по оказанию первой медицинской и психологической само- и взаимопомощи.

Чтобы достичь выполнения этих задач, недостаточно использовать только словесные методы обучения. Важно дать учащимся прочувствовать и пережить влияние опасных ситуаций и факторов. Для этого преподавателю рекомендуется использовать следующие способы обучения:

  1. ознакомление с фотографиями ситуаций, мест происшествий,    разрушений,    потерпевших,    пострадавших и т. п.;
  2. прослушивание фонограмм с записью неожиданных и впечатляющих фрагментов экстремальных ситуаций;
  3. просмотр документальных кино- и видеофильмов;
  4. имитация различных факторов опасных и экстремальных ситуаций (дым, неприятный запах, кровь, стрельба, стоны, крики и т. д.);
  5. встречи с очевидцами, участниками и потерпевшими в результате реальных событий;
  6. ознакомление с муляжами, макетами, характеризующими экстремальные и опасные ситуации;
  7. посещение мест аварий, катастроф и других происшествий.

При изучении событий и явлений, негативно влияющих на психику, надо не просто рассказывать о них школьникам, а объяснять и раскрывать причины возможных психологических реакций. Следует начинать изучение с таких факторов, которые в психологическом отношении переносятся легче, а к более трудным переходить постепенно. С учащимися в ходе обучения надо вести профессиональный и деловой разговор, формирующий у них эмоционально уравновешенное отношение к ожидаемым трудностям и активный настрой на их преодоление.

Преподаватель должен уяснить и понимать, что применять указанные выше способы обучения следует осторожно и осмотрительно, учитывая возрастные и физиологические особенности школьников, их чувства, ощущения и восприятие.

Успешное проведение урока, достижение его целей и задач может быть обеспечено только при выполнении следующих условий:

  1. занятие должно быть строго нацеленным, т.е. цели, задачи, содержание и методика урока должны быть увязаны с обстановкой и подготовленностью школьников;
  2. занятие должно быть плотным, т. е. насыщенным информацией от начала и до конца урока;
  3. занятие должно быть реалистичным, т. е. моделируемые на уроке условия и трудности должны быть приближены к реальным;
  4. занятие должно быть результативным, т. е. подготовленность школьников к действиям в опасных и экстремальных ситуациях должна измениться в положительную сторону.

Руководителям органов управления образованием, директорам общеобразовательных учреждений и учителям-организаторам ОБЖ необходимо иметь в виду, что достижение реальных практических результатов в обеспечении безопасности школьников невозможно без выполнения определенных требований к оснащению, организации и осуществлению учебного процесса. Этот процесс должен быть обеспечен учебной и методической литературой, специальными учебными кабинетами и классами, необходимыми тренажерами, средствами защиты и инструментами, техническими средствами обучения, средствами наглядности и в обязательном порядке средствами обеспечения безопасности.

Но самым важным условием успеха является высокая педагогическая и методическая подготовка руководителей занятий и их помощников.

2. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВООПАСНОГО  ПРЕДМЕТА

К глубокому сожалению, сегодня взрывы в жилых домах, различных учреждениях, в автомобилях и других транспортных средствах, на массовых мероприятиях становятся частью нашей обычной жизни. Все чаще преступники используют взрывы в качестве акций устрашения, в ходе конкурентных разборок и в террористических целях. Арсенал взрывных устройств, используемых ими, весьма разнообразен. Он включает в себя многочисленные самодельные взрывные устройства, ручные гранаты, мины, снаряды, автомобили, начиненные взрывчаткой, Достаточно часто они применяют и такой прием минирования, как установка мин-ловушек различного действия (натяжного, нажимного, обрывного, разгрузочного и электрического). Эти мины обычно замаскировывают под безопасные предметы, способные привлечь внимание человека (кукла, авторучка, портсигар, музыкальный инструмент, плавающий в водоеме плотик или ящик и др.).

Во многих случаях бдительным гражданам удается своевременно обнаружить взрывоопасные предметы в городском транспорте, в припаркованных автомобилях, в метро, в общественных местах и учреждениях, в подъездах и подвалах, у дверей квартир и предотвратить трагедию.

На возможность установки взрывного устройства могут указывать следующие признаки:

  1. Наличие радиоприемных антенн на таких предметах, где они явно не уместны;
  2. Тиканье часового механизма в таких местах, где часов не должно быть.

Для маскировки взрывных устройств чаще всего используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, портфели, игрушки.

        Минимальное безопасное расстояние при обнаружении взрывного устройства

  1. в легковом автомобиле – 600 метров
  2. в микроавтобусе – 950 метров
  3. в грузовой автомашине – 1300 метров
  4. в большое сумке – 350 метров
  5. в портфеле (кейсе) – 250 метров

Внешние признаки террориста-смертника:

Поведение:

беспокойное, суетливое, нервное (переходы с места на место, резкие и быстрые повороты головы в разные стороны)

Выражение лица:

Брови нахмурены, скулы сведены, губы сжаты, в глазах – решимость или, наоборот, отрешенность от происходящего вокруг (человек словно повторяет что-то про себя).

Одежда:

Создается впечатление, что человек не по сезону утеплился. Если у него есть сумка, то довольно тяжелая. Держит он ее напряженно, словно желая слиться с ней в одно целое.

Действия при угрозе взрыва

Следует также учитывать, что ряд экстремистских организаций активно используют для проведения террористических акций смертников. Для этого чаще всего подбирают  лиц, желающих любыми средствами отомстить за какие-то  свои обиды, страдающих обостренным ощущением значения собственной личности, одержимых идеей переделать общество, иногда психически не совсем нормальных, раздражительных и легковозбудимых. В некоторых случаях таких людей подвергают специальной психологической обработке. Серьезной профессиональной подготовки с ними, как   правило,   не   проводится.   Можно  ли   террористов-смертников как-то распознать, отличить от других людей? Оказывается, можно: они обычно выделяются своим поведением, выражением лица и одеждой. Особенности, по которым мы можем предположить, что перед нами террористка или террорист-смертник.

3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЗРЫВЕ

В результате воздействия поражающих факторов взрыва  люди могут получить травмы различной тяжести, в том числе и смертельные.

Поражающие факторы взрыва

во многом зависит от степени разрушения здания. При полном разрушении погибают практически все находившиеся там люди. При сильном и среднем разрушении выживает примерно половина людей, многие из которых могут оказаться под обломками конструкций и в помещениях с заваленными или разрушенными путями эвакуации. При слабом и легком разрушении гибель людей маловероятна, но некоторые из них могут получить травмы различной тяжести.

Если после взрыва в здании вы находитесь в сознании и можете двигаться, действуйте. Помогите тем людям, кому это необходимо. Если есть возможность, сообщите о случившемся по телефонам «01», «02» и «03». Учтите, что покидать здание следует только в случае начавшегося пожара или угрозы обрушения конструкций.

Если вас завалило упавшим перекрытием, перегородкой, мебелью, попытайтесь помочь себе и тем, кто придет вам на помощь. Действуйте по правилам:

Как действовать, если вы попали после взрыва в завал

Наиболее тяжелые повреждения получают люди, находящиеся в момент взрыва вне укрытий в положении стоя. Поражение людей, находящихся при взрыве в помещении,

Осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала

В последние годы криминальные ситуации, связанные со стрельбой, становятся достаточно частыми в наших городах и других населенных пунктах. Человека, случайно попавшего под обстрел, обычно охватывают паника и страх. Как правило, он не знает, что делать. У него появляется неодолимое желание убежать от опасности. Специалисты советуют в таких ситуациях не мешкать, а сразу предпринять определенные действия. Поэтому некоторые общие рекомендации, могут оказаться полезными и эффективными для людей, попавших под обстрел.

Правила поведения при попадании под обстрел

Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей

Действия при захвате в заложники на улице

Обстановка в сегодняшнем мире такова, что любой человек может оказаться заложником у террористов. Захват, как правило, осуществляется внезапно и быстро. Он может произойти практически в любом месте: на улице, в транспорте, в доме, в учреждении, на производственном предприятии. Чаще всего (так свидетельствует статистика) преступники осуществляют захват заложников в транспорте (в самолете, на корабле, в автобусе и автомобиле). В связи с этим во время путешествия одевайтесь нейтрально, скромно и неброско. Старайтесь не брать с собой материалы политического, религиозного, военного характера и по возможности документы, подтверждающие ваш социальный статус. Если вы оказались заложником, рекомендуется придерживаться правил поведения, указанных ниже.

  1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ:
  1. при захвате как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, помните: ваша цель — остаться в живых;
  2. если нет полной уверенности в успехе, не пытайтесь бежать;
  3. по возможности располагайтесь подальше от окон, дверей и преступников (места рядом с ними наиболее опасны при проведении спецслужбами операции по освобождению);    
  4. если  вы  ранены,   постарайтесь  меньше двигаться, этим можно сократить потерю крови;
  5. в первые часы после захвата не высказывайте категорических отказов преступникам, не противоречьте им; позже не бойтесь обращаться к ним с просьбами о том, в чем нуждаетесь, постепенно повышая их уровень; если террористы находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, по возможности ограничьте с ними любые контакты;
  6. на совершение любых действий (сесть, встать, сходить в туалет, попить, поесть) спрашивайте разрешение, без раздумий и сопротивления отдавайте свои вещи, если
    этого требуют террористы;
  1. при общении с преступниками избегайте презрительного, вызывающего тона и поведения, которые могут вызвать гнев террористов и привести к человеческим жертвам;
  2. по возможности не допускайте прямого зрительного
    контакта с террористами, разговаривайте с ними спокойно, на вопросы отвечайте кратко;
  3. если вас допрашивают, многословно и свободно разговаривайте только на второстепенные темы, соблюдайте осторожность в том случае, если затрагиваются важные государственные и личные вопросы,  контролируйте те свои ответы, которые в последующем могут повредить вам  и другим людям; для поддержания сил ешьте все, что вам предлагают, даже ту пищу, которая категорически не нравится; соблюдайте личную гигиену и чистоту, насколько позволяет ситуация;

■ наблюдайте за преступниками и постарайтесь запомнить как можно больше информации о террористах (их количество, вооружение, имена, клички, приметы, особенности речи и манеры поведения, телосложения, тематику разговоров).

Иногда заложнику жизненно необходимо установить контакт с кем-то из преступников. Это крайне важно, когда речь идет о жизни и смерти. Здесь нужно использовать все средства, чтобы остаться в живых. Директор одной из зарубежных организаций, обучающих поведению в экстремальных ситуациях, Данкан Марч советует в таких случаях говорить с террористами о родных — матери, жене, отце, муже, детях. Это объединяет заложника с преступниками, так как у большинства из них тоже есть родственники.

Спецслужбы используют для освобождения заложников самые различные методы. Эти методы зависят от конкретных условий. Так, в октябре 2002 г. в Москве на Дубровке при проведении операции был использован газ. По свидетельству освобожденных, они почувствовали это по запаху. Как вести себя в случае штурма, как минимизировать действие опасных факторов?

В доме (квартире)

Подавать голосом и стуком сигналы спасателям лучше в «минуты тишины», когда приостанавливается работа спасательной техники и оборудования.

Входить в поврежденное взрывом здание можно только после того, как вы убедились в отсутствии серьезных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, а также очагов пожара.

Аварийная и опасная ситуация может возникнуть в результате взрыва в вагоне метро на перегоне между станциями. В этом случае после остановки электропоезда по команде машиниста следует без паники, с соблюдением правил личной безопасности покинуть вагон (как правило, через боковые двери в одну или две стороны). После выхода из вагона необходимо двигаться по тоннелю к ближайшей станции в указанном направлении (обычно по ходу поезда).

При отсутствии тоннельного освещения машинист электропоезда включает на головном вагоне фары и прожектор в сторону станции, к которой направляются пассажиры. Во время движения надо соблюдать осторожность, быть внимательными друг к другу, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Действия заложников во время операции спецслужб по их освобождению

разговор с преступником, что полученная в ходе его информация окажет правоохранительным органам значительную, помощь в предотвращении преступления.

Займите положение лежа на полу лицом вниз, закройте голову руками и не двигайтесь до окончания операции.

Если во время операции используется газ, защитите органы дыхания простейшими средствами защиты (шарфами, платками, косынками). Их необходимо сложить в несколько раз и смочить водой или любой другой жидкостью

Отнеситесь с пониманием, если во время штурма сотрудники  спецслужб поступят с вами не совсем корректно до окончания дентификации всех лиц и выявления истинных преступников

Если у вас есть автоматический определитель номера, сразу же запишите определившийся номер телефона

При наличии звукозаписывающей аппаратуры запишите разговор, извлеките кассету и примите меры для ее сохранности

При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры постарайтесь дословно запомнить разговор и немедленно запишите его

После освобождения не допускайте скоропалительных заявлений, сначала успокойтесь, восстановите свои мысли и ознакомьтесь с информацией официальных источников

Ни при каких обстоятельствах во время операции по освобождению не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как в этом случае они могут принять вас за террориста.

По ходу разговора запоминайте такие детали, как пол и примерный возраст звонившего, особенности его речи (голос: громкий, тихий, низкий, высокий и т. д.; речь: быстрая, медленная, внятная, невнятная, с заиканием, шепелявая, с акцентом или диалектом, с нецензурными выражениями, развязная и т. п.), звуковой фон (шум автодороги или железнодорожного транспорта, звук телевизора или радио, другие голоса и т. д.)


ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. — М.: Щит-М, 1998.
  2. Белая книга российских спецслужб. — М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель», 1995.
  3. БэскиндЭ. Энциклопедия личной безопасности. — М.: Аквариум,1994.
  4. Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., ЛатчукВ.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. — М.: Дрофа, 2004.
  5. Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. — М.: Дрофа, 2004.        
  6. Волович В. Г. Академия выживания. — М.: Толк, 1995.
  7. ВоловичВ. Г. Как выжить в экстремальной ситуации. — М.: Знание, 1990.
  8. ВоловичВ. Г. На грани риска. Выживание в экстремальных условиях. — М.: Мысль, 1986.
  9. ГостюшинА. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Зеркало, 1994.
  10. Губанов В. М. Современный терроризм как фактор политической нестабильности и угроза безопасности России: Лекция. — М.: ИППКС ФСБ России, 1998.
  11. Жариков К. В. Терроризм и террористы: Исторический справочник / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Минск: Хар-вест, 1999.
  12. Ильичев А. А. Большая энциклопедия городского выживания. — М.: ЭКСМА-Пресс, ЭКСМА-МАРКЕТ, 2000.
  13. КожушкоЕ.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Минск: Хар-вест, 2000.
  14. Крюкова М. А., НикитинаТ. И., Сергеева Ю. С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. — М.: НЦЭНАС.2001.

терроризм

националистический

с поддержкой государства

правых экстремистов

религиозный

анархистов

левых экстремистов

  1. Если в общественном транспорте не установлен хозяин подозрительной вещи -  сообщить водителю.
  2. При обнаружении бесхозного предмета в подъезде – опросить соседей.

Если владелец не установлен немедленно сообщить в милицию.

При обнаружении признаков взрывного устройства в учреждении – срочно сообщить администрации.

Не подходить к подозрительному предмету, не трогать, не вскрывать, не передвигать.

Предупреждайте людей, чтобы они отошли как можно дальше от опасной находки.

Обязательно дождитесь специалистов, так как вы являетесь самым важным очевидцем.

Не предпринимать никаких действий с подозрительными предметами – это может привести к многочисленным жертвам и разрушениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения при возникновении террористического акта

Навглядная памятка поведения в ЧС с террористами...

Методические указания по правилам поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период

Убедительная просьба к родителям: не отпускайте детей на лед без присмотра, ОБЪЯСНЯЙТЕ, ЧТО ЭТО ОПАСНО.ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МЕР ОСТ...

Классный час о терроризме и правилах безопасности при террористической угрозе

В приложении к классному часу включена памятка для родителей и детей, посвещенная правилам безопасности при террористической угрозе...

Презентация о правилах дорожного движения (игра о правилах поведения на проезжей части)

Игра для проведения занятий по правилам дорожного движения...

Беседа о правилах поведения при угрозе теракта

Материал предназначен для беседы с несовершеннолетними о правилах поведения при угрозе теракта....

Беседа с несовершеннолетними: "Профилактика террористической угрозы"

В наше время несовершеннолетние становятся не только жертвами , но и пособниками террористов, не отдавая себе отчет в совершаемом преступлении. Мы хотим в нашей беседе уберечь детей от того, чтобы не ...