Интегрированный урок по истории и ОБЖ в 10 классе "Дни воинской славы"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Лоборев Сергей Федорович

   Данный урок, посвящённый дням воинской славы России,  проводится как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.

    Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы. На уроке используется местный краеведческий материал.

      Урок лучше проводить  в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно. Большой класс можно поделить на группы. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно. Однако для сельской малокомплектной школы такой вариант не подходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"

Автор: Лоборев Сергей Федорович

Место работы и должность: МБОУ «Алольская средняя общеобразовательная школа», преподаватель ОБЖ и истории.

Регион: Псковская область

Класс: 10 класс  

   Данный урок, посвящённый дням воинской славы России,  проводится как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.

    Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы.

      Урок лучше проводить  в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно. Большой класс можно поделить на группы. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно. Однако для сельской малокомплектной школы такой вариант не подходит.

Цели: 

  1. образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
  2. развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
  3. воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам, к ветеранам войны и военной службы.

Форма урока: интеллектуальный марафон.

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Подборка-выставка художественной, мемуарной и методической литературы по теме урока.
  2. Выставка рефератов учащихся по тематике урока, боевых листков, посвященных защитникам Отечества.
  3. Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
  4. Значок “Отличник”  (Приложение 1).
  5. Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
  6. Маршрутный лист – раздаточный материал (Приложение 2).
  7. Карточки с разрезанными частями пословиц  и поговорок.
  8. Карточки обратной связи красного, желтого и зелёного цвета по количеству учащихся (Приложение 3).

План урока: 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
  3. Разминка – соперничество за право первым отвечать на вопрос.
  4. Марафон по этапам.
  5. Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
  6. Подведение итогов и награждение лучших.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

Эпиграф:

“Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца…”

1. Вступительное слово учителя.

(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает стихотворение “Не ходите на Русь”):

“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”

       У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

     Президентом РФ 13 марта 1995 года был подписан Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России». В 2005 году в него были внесены изменения. С этими законодательными актами мы познакомились на прошлом уроке.  В качестве домашнего задания вам нужно было найти информацию об исторических событиях, указанных в законе «О днях воинской славы (победных днях) России» и повторить основные вехи истории Пустошкинского района.

      И сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив   дни воинской славы России и памятные даты из истории Пустошкинского района. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.

    Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.

   Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.

2. Разминка

Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то из вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.

Начинаем. Внимание, вопрос:  Когда был оккупирован и освобожден от оккупации немецко-фашистских захватчиков город Пустошка?

Ответ.  Пустошка была оккупирована 12 июля 1941 года и освобождена от оккупации 27 февраля 1944 года.

3. Интеллектуальный марафон

I этап. Исторический портрет

Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.

1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.

2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.

Оценка – 3 балла.

Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.

3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.

Оценка – 4 балла.

Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.

4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище).

II этап. Историческое событие

Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.

     Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

 Оценка – 2 балла.

Ответ. 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение.

“За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.

Оценка – 3 балла.

Ответ. 27 января  1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.

“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.

Оценка – 4 балла.

Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.

“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Динамическая пауза.

   III этап. Из первых уст.

Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.

1. “Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену”.

Оценка –2 балла.        

Ответ. Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, командующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 – 1943гг.

2. “Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.

Оценка – 3 балла.

Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.

3. “Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования. Грозный призрак катастрофы во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.

Оценка – 4 балла.        

Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.

4. “О результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.

Оценка – 5 баллов.

Ответ. Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.

IV этап. Историческая мозаика

1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.

2.  Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:

А) Московская битва (4)
Б) Полтавская битва (2)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (3)

Оценка – 3 балла.

Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.

3. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Оценка – 4 балла.

Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года, 21 июля 2005 года внесены изменения.

4. Соедините половинки пословиц и поговорок о защите Отечества, воинской славе, героизме (карточки).

Оценка – 5 баллов.

Ответ.

Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет  

Славу свою добывай в бою

Не жаль нам жизни, а жаль Отчизны  

Кто Отчизну любит, тот врага рубит  

Сражайся смело за правое дело  

Не теряй отвагу, назад ни шагу 

Мужественно биться – победы добиться 

С чем нагрянули, с тем и отпрянули 

Доблесть не покупают, а добывают  

Сам погибай, а товарища выручай  

Деды врагов бивали и нам наказали  

Бой - святое дело: иди на врага смело

V этап. “Блиц-опрос”. Что ты знаешь о Пустошкинском районе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

1. Назовите Героя Советского Союза, имя которого носит наша школа.  

Оценка – 2 балла.

Ответ: Николай Михайлович Королев.

2. Какие вы знаете улицы Пустошки, названные именами героев Великой Отечественной войны?

Оценка – 3 балла.

Ответ: улица Литвиненко, Ломоносова, Королева, Арбузова, Тани Птичкиной, Лазарева, Рощупкина.

3. Сколько братских захоронений находится на территории Пустошкинского района и в каких населенных пунктах.

Оценка – 4 балла.

Ответ: Алольское братское захоронение, Гультяевское братское захоронение, Поддубское братское захоронение, братское захоронение в городе Пустошка,  братское захоронение в деревне Сергейцево, братское захоронение в деревне Козодои, братское захоронение в деревне Криуха, братское захоронение в деревне Шалахово, братское захоронение в деревне Алушково, братское захоронение в деревне Линец.

4. Назовите имена Героев Советского Союза – наших земляков.

Оценка – 5 баллов.

Ответ:  Петр Васильевич Барабанов, Павел Игнатьевич Боровков, Феоктист Андреевич Буданов, Михаил Трофимович Голубев, Григорий Капитонович Гультяев, Геннадий Сергеевич Дубенок, Николай Михайлович Королев, Григорий Никанорович Кухарев, Федор Васильевич Фоменков, Иван Романович Лазарев.

4. Подведение итогов и награждение лучших.

Учитель: итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России, а также героические события из истории нашего района и героических людей – наших земляков. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и его Вооружённых сил.

Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.

За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).

Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).

Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).

Значки вручаются под фонограмму песни “От героев былых времён”.

5. Обратная связь.

В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).

Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.

 Приложение 1

Изображение значка “Отличник”  

Приложение 2

     Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.

Этапы марафона

2 балл.

3 балл.

4 балл.

5 балл.

0,5 балл.

1

Исторический портрет

 

 

 

 

 

2

Историческое событие

 

 

 

 

 

3

Из первых уст

 

 

 

 

 

4

Историческая мозаика

 

 

 

 

 

5

“Блиц-опрос”

 

 

 

 

 

Приложение 3

Карточки для обратной связи:         

  1. красного цвета: “Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё, о чём говорилось и что происходило на уроке”;
  2. оранжевого цвета: “Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
  3. зелёного цвета: “Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.

Литература:

  1. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 30 декабря 2012 года).
  3. Федеральный закон № 32-ФЗ от 13.3.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями от  21 июля 2005 года).
  4. Книга памяти. Псковская область. Пустошкинский и Себежский районы. Издательство организационно-методического центра - Псков.: 1995.
  5. Интернет-ресурсы:
  1. http://my.mail.ru/mail/olgailina111/photo?album_id=5079.
  2. http://rumol.org/2010/10/13/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9/
  3. http://my.mail.ru/mail/mgbr/photo?album_id=14147
  4. http://1812victory.ru/index.php/mihail-illarionovich-kutuzov
  5. http://www.borodino.ru/index.php?page=content&DocID=5532
  6. www.spbfond.ru/den-snyatiya-blokady-goroda-leningrada
  7. http://34bloga.ru/2819/
  8. http://nnm.ru/blogs/igoriok28/vlasovcy-vermahta-agenty-nkvd-satrap-i-prezus/
  9. http://gimnas3.ru/vov/index.ph…
  10. http://hoi2.ru/forum/33-4550-1
  11. http://dlabiznesa.narod2.runww…
  12. http://histori.3dn.ru/blog
  13. http://www.greenmama.ua/nid/22…
  14. http://pustoshka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе «Дни воинской славы»

Сценарий урока - заочной  экскурсии по залам музея, которая знакомит с историей нашей страны, рассказывает о днях воинской славы России, воспитывает  уважение к подвигам наших людей. ...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Цели:           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и форму...

разработка урока по ОБЖ для 10 класса "Дни воинской славы России"

Интегрированный урок по ОБЖ и истории для 10 класса общеобразовательной школы. Тема урока: "Дни воинской славы России"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)

Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...