Программа элективного курса по ОБЖ для 9х классов. "Азбука питания"
рабочая программа по обж (9 класс) по теме

Ляхова Любовь Павловна

В программе изложено краткое содержание элективного курса, сформулированы его цели и задачи. Представлено тематическое планирование. Дан список рекомендуемой литературы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 9х классов

«Азбука питания»

Автор преподаватель – организатор ОБЖ

«МКОУ СОШ №1» г. Изобильного СК

Ляхова Любовь Павловна.

Программа элективного курса по ОБЖ

«Азбука питания»

«Человек есть то, что он ест»

Г. Гейне

       Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в современной системе обучения на старшей ступени школы. В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

 Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

   По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

  • Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
  • Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.
  • Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.
  • Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
  • Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобного курса может являться элективный курс  «Азбука питания»

Пояснительная записка

Данный курс может быть представлен как отдельный метапредметный элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с базовым уровнем знаний, умений и навыков, а также входить в содержание курса основ безопасности жизнедеятельности для любого профиля.

Объем курса 17 ч (1 ч в неделю, одно полугодие). Программа курса может быть расширена до 34 ч (1 ч в неделю в течение учебного года) за счет более глубокого рассмотрения предложенного содержания.

Цель курса -  формирование у школьников социальной компетентности, нравственных правил, традиций, позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания.

Задачи  курса:

  • Познакомить с основными факторами питания, влияющими на здоровье человека.
  • Создать психолого-педагогических условия, обеспечивающие усвоение учащимися основ рационального питания и применение знаний в повседневной жизни;
  • Научить вычислять энергозатраты и энергетическую ценность пищевых продуктов, составлять индивидуальный рацион питания, подходить к выбору продуктов с точки зрения здоровья.
  • Способствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей школьников в процессе ознакомления с современными научными представлениями о рациональном питании, нетрадиционными формами питания, традициями национальной кухни;
  • Воспитывать ценностное отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, общей культуре поведения;
  • Привлечь внимания общественности к проблемам правильного питания.

Методы работы:

     Основными методами обучения являются проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций, беседы с элементами дискуссий, интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой. Занятия предполагают практикумы, тренинговые ситуации и игровое моделирование.

    Формы организации деятельности учащихся традиционные: осмысленное слушание и ответы на вопросы, работа с литературой, конспектирование - и инновационные участие в дискуссиях, выступления с сообщениями, работа в малых группах.

В результате обучения учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • основные принципы, лежащие в основе современного подхода к рациональному питанию;
  • историю становления и развития представлений об основах рационального питания;
  • о строении пищеварительной системы;
  • особенности биологических процессов, происходящих в организме, связанных с питанием; взаимосвязь питания и эмоционального состояния;
  • отрицательные и положительные стороны нетрадиционного питания;
  • причины возникновения заболеваний органов пищеварения.

Уметь:

  • приводить примеры: пищевых продуктов и пищевых веществ, витаминов, примеры соотношения наборов продуктов энергозатратам организма человека;
  • приводить доказательства: влияния питания на рост и развитие детей, умственную и физическую работоспособность, воздействие факторов риска на органы пищеварения, зависимость состояния здоровья от экологических проблем окружающей природы;
  • оценивать: собственный рацион питания, последствия влияния диет, избыточного и недостаточного питания на состояние здоровья, изменения в своем организме;
  • аргументировать: свою точку зрения при обсуждении проблемы рационального питания;
  • использовать: данные литературы, средств массовой информации и т.д., сведения, укрепляющие здоровье;
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: соблюдать правила здорового питания, личной гигиены, уделять должное внимание организации питания при подготовке к экзаменам, спортивным соревнованиям, составлять суточное меню с учетом питательной ценности продуктов, приготовить отдельные блюда, следовать культуре питания и этике во время приема пищи, использовать информацию на этикетках продуктов питания, при необходимости оказать первую помощь при отравлениях.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Сенсорная оценка свежести продуктов».

Практическая работа № 2 «Изучение информации на этикетках продуктов питания».

Практическая работа № 3 «Оформление блюд и сервировка стола».

Практическая работа № 4 «Составление суточного меню на неделю»

Практическая работа № 5 «Расчет энергозатрат»

Ролевые игры:

Тема: "Организация рационального питания в семье с учетом финансовых возможностей и индивидуальных потребностей".

Тема: "Культура поведения в местах общественного питания".

Краткое содержание курса.

Значение пищи для роста и развития организма. Продукты растительного и животного происхождения. Принципы здорового питания школьника. Восприятие и оценивание пищевых продуктов.

Анализ продуктов по вкусу, форме, температуре, запаху. Органы чувств, позволяющие распознавать продукты. Различия вкусовых предпочтений. Взаимосвязь питания и эмоционального состояния. Настроение и аппетит. Ощущения, возникающие во время еды. Факторы, влияющие на выбор пищи. Роль рекламы в выборе продуктов.

Пищевые продукты и их питательная ценность.

Разнообразие пищевых продуктов и их значение для здоровья. Наиболее полезные продукты для питания школьников. Сырые и готовые к употреблению продукты. Обработка продуктов перед употреблением. Значение для организма готовых блюд.

Строение и функции пищеварительной системы.

Строение органов пищеварения. Этапы процесса пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Роль зубов и языка в процессе пищеварения. Правила пережевывания и глотания пищи. Процесс переваривания пищи в желудке. Функции печени и поджелудочной железы. Всасывание питательных веществ в тонком отделе кишечника. Роль толстого отдела кишечника.

Питательные вещества и здоровье.

Белки - строительный материал организма, углеводы - топливо для клеток, жиры - склад топлива. Важнейшие витамины и минеральные вещества, их роль в поддержании здоровья. Проявление витаминной недостаточности. Продукты - источники белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Правила здорового питания.

Режим питания. Полноценное и разнообразное питание. Недопустимость избыточного потребления сахара, соли, сладких и мучных продуктов. Рацион питания. Непереносимость отдельных продуктов. Основные требования к составлению домашнего меню. Вред питания всухомятку. Сезонность питания. Незнакомые продукты. Продукты-аллергены. Влияние рекламы на выбор продуктов.

Хранение продуктов питания.

Сроки хранения продуктов питания. Хранение продуктов в домашних условиях. Типы фабричной упаковки пищи и ее влияние на качество продукта. Информация на упаковке. Покупка разнообразных продуктов и финансовые возможности семьи. Права потребителя.

Традиции национальной кухни.

История возникновения блюд. Значение хлеба в народных традициях. Кулинарные обычаи. Использование в питании продуктов местного производства. Семейные традиции приготовления пищи.

Культура питания.

Правила поведения за столом. Опасность приема пищи во время разговора, пения, смеха. Значение сервировки стола, оформления блюд, значение музыки для лучшего усвоения пищи. Правила пользования столовыми приборами. Аранжировка стола цветами. Принцип умеренности в еде. Опасность немытых овощей и фруктов. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлении.

Значение пищи для человека.

Пища - источник энергии и строительный материал для формирования тканевых структур организма. Зависимость умственного, физического развития и продолжительности жизни от питания. Влияние питания на рост и развитие подростка. Науки, изучающие вопросы питания.

Рациональное питание - основа здорового образа жизни.

Формы и принципы. Режим питания, соотношение продуктов в меню, приоритеты питания. Региональность и сезонность питания. Уменьшение количества сахара и соли. Сокращение в рационе жареной, консервированной и жирной пищи. Употребление кисломолочных продуктов и белковых продуктов растительного происхождения. Предпочтение разнообразной и свежеприготовленной пищи. Исключение очень горячей и холодной пищи. Умеренность в еде. Соответствие питания физиологическим потребностям организма с учетом характера труда, климата, пола, возраста, уровня здоровья. Зависимость работоспособности организма от питания.

Энергетическая ценность пищи.

Расход энергии на работу внутренних органов, поддержание температуры, выполнение трудовых процессов. Калорийность питания. "Энергетики", продукты, улучшающие мыслительную деятельность. Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным затратам. Высоко- и низкокалорийное питание. Принципы составления суточных рационов. Рекомендуемый дневной рацион - количество и набор продуктов, их калорийность. Соотношение калорийности пищи энергозатратам организма. Влияние пищевых продуктов и диет на здоровье человека. Вред избыточного и недостаточного питания.

Сбалансированное питание.

Биологическая ценность жиров, белков, углеводов. Белки - необходимый элемент для построения тканей, ферментов, гормонов. Роль белков в образовании энергии. Жиры - энергетический резерв организма, источник витаминов А, Д, Е. Сочетание растительных и животных жиров. Энергетическая ценность углеводов. Усвояемые и неусвояемые углеводы. Роль сахара как носителя "пустых" калорий. Оптимальная физиологическая норма жиров, белков и углеводов. Сбалансированность рациона питания на основе разнообразия продуктов и блюд. Индивидуальное меню.

Витамины, их роль в поддержании здоровья.

Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Потребность в витаминах при физических и умственных нагрузках. Влияние дефицита витаминов на работоспособность, состояние иммунитета, на чувствительность к различным инфекциям. Суточная норма потребления. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Профилактика витаминной недостаточности. Использование поливитаминных препаратов. Обогащение витаминами пищевых продуктов массового потребления.

Минеральные вещества, их биологическая роль.

Микро- и макроэлементы. Значение сбалансированного поступления их в организм. Благотворное воздействие белково-минеральных веществ на умственную деятельность школьника. Вредное влияние избыточного потребления поваренной соли.

Физиолого-гигиенические основы питьевого режима.

Значение воды для жизнедеятельности организма. Особенности водно-солевого баланса в условиях длительной физической нагрузки. Питьевая норма водопотребления и факторы, их обуславливающие.

Режим питания и правила приема пищи.

Распределение приема продуктов в течение дня. Соблюдение порядка приема отдельных блюд. Значение необходимости приема пищи в определенное время. Количество и время приемов пищи в течение дня. Учет суточного ритма работы желудочно-кишечного тракта. Механизм возбуждения секреторной деятельности органов пищеварения. Интервалы между едой. Факторы, способствующие повышению усвояемости пищи. Последствия нарушения режима питания. Особенности питания учащихся подросткового возраста.

Культура приготовления и поглощения пищи - неотъемлемая часть культуры человека.

Санитарно-гигиенические требования приема пищи. Кулинарная обработка, обеспечивающая сохранение пищевой ценности продуктов. Соблюдение санитарных требований при приготовлении и хранении готовых блюд. Опасность приема недоброкачественных продуктов питания.

Способы приготовления пищи.

Значение первых блюд в питании. Характеристика супов-пюре, супов - молочных, сладких, холодных. Способы их приготовления. Блюда и гарниры из круп и макаронных изделий. Подготовка круп к варке. Общие правила приготовления каш разной консистенции.

Значение и место мясных блюд в рационе питания. Приготовление блюд из мяса и мясных продуктов. Значение овощных блюд в питании. Классификация овощных блюд по способу обработки. Технология приготовления салатов из вареных и овощных овощей. Рыбные блюда в питании. Способы приготовления блюд из жареной и запеченной рыбы. Способы приготовления бутербродов, оформление, их хранение. Посуда для подачи блюд. Приготовление горячих и холодных напитков. Рецептура и технология приготовления. Выпечка изделий из теста. Технология приготовления мучных изделий. Дрожжевое тесто и изделия из него. Рецептура и технология приготовления блинов. Бездрожжевое тесто. Приготовление теста для лапши домашней, вареников. Песочное тесто. Основные процессы приготовления пирожных и тортов. Пищевые красители, применяемые для украшения. Домашнее консервирование. Технология приготовления консервов из овощей и фруктов. Способы их хранения.

Питание современного человека. Правильное питание и размеренный образ жизни - залог долголетия. Принципы и правила здорового питания. Умеренность, сбалансированность, разнообразие. "Болезни цивилизации" и роль питания. Природные компоненты пищи, оказывающие неблагоприятное действие. Загрязнители химического и биологического происхождения. Пища - фактор профилактики хронических и неинфекционных заболеваний. Сбалансированное ограничение одного вида пищи или увеличение потребления другого в зависимости от роли компонентов, влияющих на возникновение хронических заболеваний человека.

Культура потребления пищи. Умеренность в питании. Физио-биологическая сущность чувства голода. Нормы расхода энергии для людей различного возраста и разных профессий. Соотношение веса человека с массой тела. Причины ожирения. Влияние избыточного веса на продолжительность жизни. Расстройства пищевого поведения. Булемия - неумеренное потребление пищи. Анорексия - потеря аппетита на нервной почве. Значение диетического питания для подростков с различными отклонениями в здоровье. Питание школьников в период подготовки к экзаменам, питание спортсменов. Основные принципы лечебно-профилактического питания.

Нетрадиционные формы оздоравливания и питания. Теория раздельного питания. Натурология - комплексное оздоровление человека естественными методами и целительными силами природы. Система оздоравливания Нитше. Вегетарианство. Лактовегетарианская и оволактовегетарианская диеты. Сыроедение - способ питания, исключающий термическую обработку. Голодание по Бреггу - возможность избежать самоотравления организма вредными веществами. Три категории питательной ценности продуктов Бирхер-Бендеру. Лечебное голодание. Пост. Положительные и отрицательные стороны нетрадиционного питания.

Вредные привычки и питание. Механизм воздействия алкоголя на биохимические процессы в организме. Отрицательное влияние алкоголя на органы пищеварения. Влияние никотина на здоровье человека. Канцерогенная опасность табака. Опасность курения для подростков. Профилактика вредных привычек.

Пути устранения недостатков питания. Использование в суточном рационе фруктов и овощей. Употребление в питании соевых продуктов, проращенных зерен злаков. Роль пищевых добавок, повышающих пищевую ценность продуктов. Сокотерапия.

Тематическое планирование элективного курса.

№ темы.        

Наименование темы, урока.

Количество часов.

1

История пищевого рациона человека.

1

2

Органы пищеварения и их значение    

1

3

Белки, их роль и значение. Продукты питания богатые белком.

1

4

Значение жиров в питании здорового человека.

1

5

Биологическая роль углеводов.

1

6

Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека

1

7

Витамины в продуктах: польза, преимущества, необходимость.

1

8

Золотые правила питания.

1

9

Расчет энергозатрат.

1

10

Составление меню.

1

11

Национальные традиции в культуре питания.

1

12

Основные методы нетрадиционного питания.

1

13

Диеты. Вред или польза?

1

14

Выбор продуктов питания. Секреты хранения

1

15

Способы приготовления пищи.

1

16

Первая помощь при пищевых отравлениях.

1

17

Этикет питания.

1

 Итого

17

Рекомендуемая литература:

1. Хлебников В. И. Современное представление о питании человека и медико-биологические требования к продуктам: Лекция / ЦУМК Центросоюза РФ. – М., 1990, 37 с.

2. Похлебкин В. В. Национальные кухни наших народов. (Основные направления, их история и особенности. Рецептура) – 2-е изд. переработ. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. 608 с.

3.  А. А. Покровский «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1981.

4. Энциклопедия для детей, т.2 «Биология», Москва, «Аванта+», 1996г.

5. И. М. Скурихин, А. П. Нечаев Всё о пище с точки зрения химика. М.: «Высшая школа» 1991г.

6. Воробьев Л.П., Маев И.В. - "Профилактика заболеваний органов пищеварения". - М., Знание, 1990 г.

7. Мартинчик А.П., Королев А.А. и др. "Физиология питания, санитария, гигиена". - М., Мастерство, 2000 г.

8. Основы рационального питания / под редакцией Ладодо К.С. - Киев, "Здоровье", 1998 г.

9. Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных): Учебник – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005 – 427 с.

10. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Ред. Коллегия: И. М. Терехов (гл. ред.) и др. – М.: Энциклопедия, 2010. – 576 с. с ил.

11. Книга о вкусной и здоровой пище. 1999 — 12-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Колос. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

ПРОГРАММА Элективного курса для учащихся 9 класса Азбука исследователя

   Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффектив...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

Программа элективного курса «Питание и здоровье»

Предлагаемая программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных классов....

элективный курс по биологии в 9 классе "Азбука экологической безопасности"

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, тестирование...

Рабочая программа элективного курса ФК ГОС «По ступенькам правил здорового питания» 9 класс

Рабочая программа элективного курса ФК ГОС " По ступенькам правил здорового питания" 9 класс...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....