Программа элективного курса «Питание и здоровье»
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

кабанова татьяна леонидовна

Предлагаемая программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl.gotovo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Пояснительная записка

Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.

Здоровый образ жизни – это, прежде всего, сбалансированное питание, от которого напрямую зависит наше здоровье. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека - одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса.

Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся  профильных  классов.

Цель элективного курса:

- расширение знаний о свойствах важнейших органических соединений, способах их извлечения.

Задачи элективного курса:

- ознакомить учащихся с валеологическими знаниями;

- углубить знания о процессе пищеварения в организме человека;

- дать понятие о пищевых добавках и их биологической роли;

- ознакомить лечебно- профилактической ролью питания.

Формы обучения: лекция, семинарские занятия, беседа, практическая работа.

В программе предусмотрено изучение теоретических вопросов, формирование практических навыков для более глубокого овладения знаниями. Формой итогового контроля является защита рефератов.

Содержание программы

Тема I. «Общая характеристика питания человека» (1 час)

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.

Вегетарианское, видовое, саттвическое, естественное, раздельное, целебное и другие виды питания. Работы И. П. Павлова, И. И. Мечникова, А. М. Уголева, Г. С. Шаталова и других по проблеме питания.

Тема II. «Биохимические основы питания» (1 час)

Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества; ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты и др.  пластические и энергетические вещества.

Основные этапы переваривание пищи в желудочно- кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения. Симбиозное пищеварение.

Тема III. «Белки как важнейшие питательные вещества» (1 час)

Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах.

Основная белковосодержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Выделение белков из биологического материала. Исследование свойств белков: денатурация, осаждение, высаливание, разложение.

Практическая работа 1. Количественное определение белков в растительных и животных продуктах.

Практическая работа 2. Хроматографическое исследование аминокислотного состава белков.

Тема IV. «Углеводы и их роль в питании» (1 час)

Биологическая роль углеводов. Их строение, классификация и основные свойства. Углеводсодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов в организме человека, потребность в углеводах. Методы определения углеводов.

Практическая работа 3. Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал, гликоген).

Практическая работа 4. Качественные реакции на присутствие углеводов (альдозы и кетозы, восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, крахмал, гликоген).

Практическая работа 5.   Количественное определение углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал).

Тема V. «Липиды и их роль в питании» (1 час)

Биологическая роль липидов. Их строение, классификация и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидсодержащая пища.

Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения липидного обмена.

Особенности важнейших липидов и методы их определения. Выделение липидов из продуктов питания.

Практическая работа 6. Качественные реакции на липиды. Определение физико- химических констант жиров.

Практическая работа 7. Определение общего содержания липидов в биологических объектах.

Тема VI. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» (1 час)

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов.

Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность.

Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств.

Качественные реакции на основные витамины.

Практическая работа 8. Определение содержания витаминов в различных продуктах питания. Количественное определение аскорбиновой кислоты и каротинов. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах питания при термической и других видах обработки.

Практическая работа 9. Определение наличия ферментов в пищевых продуктах. Получение ферментных препаратов и изучение основных свойств ферментов. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке пищевых продуктов

Тема VII. «Минеральные вещества» (1 час)

Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.). Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы.

Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.).

Практическая работа 10. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания. Приемы озоления.  

Практическая работа 11. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов и нитритов.

Практическая работа 12. Определение общего содержания воды в биологических объектах (семена, овощи, плоды, травы).

Тема VIII. «Пищевые добавки и их биологическая роль»

 (1 час)

Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мед и продукты пчеловодства, пивные дрожжи, яблочный уксус и пищевые кислоты, проросшее зерно и др.

Съедобные дикорастущие травы. Антистрессовый препарат, здоровый хлеб.

Практическая работа 13. Приготовление пищевых добавок и блюд с пищевыми добавками

Практическая работа 14. Биологическое значение активной кислотности и ее определение. Общая кислотность органических кислот (лимонная, янтарная, щавелевая и др.).

Тема IX. «Способы приготовления пищи. Лечебно- профилактическая роль питания» (1 час)

Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Гигиенисты и их взгляд на питание человека (П. Брэгг, Г.М. Шелтон, Н.У.Уокер и др.).

Концепция чистого организма. Очищение организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно- диетическая терапия. Правила приема пищи. Профилактика различных заболеваний и питание.

Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания.

Подбор индивидуальных продуктов и составление индивидуального рациона. Составление рецептов из «живой» пищи.

Практическая работа 15.  Составление меню при различных видах заболеваний: сердечно- сосудистых, желудочно-кишечного тракта и др.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

1.

Общая характеристика питания человека

1

Лекция- беседа

2.

Биохимические основы питания

1

Беседа, составление таблицы

3.

Белки как важнейшие питательные вещества

1

Лекция- рассказ, практическая работа

4.

Углеводы и их роль в питании

1

Лекция, беседа, составление таблиц, практическая работа

5.

Липиды и их роль в питании

1

Лекция, беседа, составление таблиц, практическая работа, составление кроссвордов

6.

Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании

1

Беседа, работа с дополнительной литературой, практическая работа

7.

Минеральные вещества

1

Лекция- рассказ, самостоятельная работа, практическая работа

8.

Пищевые добавки и их биологическая роль

1

Лекция, беседа, семинар, составление таблиц, практическая работа

9.

Способы приготовления пищи. Лечебно- профилактическая роль питания

1

Беседа, практическая работа, защита рефератов

Заключение

Предпрофильная подготовка учащихся позволяет учащимся определиться в выборе профессии. Посещение элективных курсов позволяет расширить кругозор знаний в разных областях наук, подготавливает школьников к сдаче ЕГЭ.

Элективные курсы завершаются зачетом или итоговыми занятиями, что и позволяет добиться конечных результатов обучения. Также элективные курсы могут завершаться защитой проектов и исследовательских заданий, защитой рефератов. В результате этого происходит углубление знаний по данному предмету.

Литература

  1. Анастасова Л. П., Зверев И. Д., Утешинский Д. Д. Разноуровневые программы по биологии.//Биология в школе.-1994.- №4.- С. 24- 25.
  2. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. Екатеринбург. Среднеуральское кн. Изд-во, 1993.
  3. Колычева  З. И. Химия и питание.//Химия в школе.-1997.- №4- С. 86-88.
  4. Петровский К. С. Витамины круглый год. М., Россельхозиздат, 1983.
  5. Чередниченко И. П., Оданович М. В. Рабочие программы по биологии. М..Глобус, 2007.
  6. Ширшина Н. В. Химия. 8- 11 классы: развернутое тематическое планирование. Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ЭЛЕКТИВНОГО курса «КОМПЬЮТЕР и ЗДОРОВЬЕ» для учащихся 9 класса.

Авторская программа элективного курса "Компьютер и здоровье" для учащихся 9 класса...

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

Авторская программа элективного курса по биологии "Здоровье"

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема  программы элективного курса         «Здо...

Элективный курс "Питание и здоровье"

Представленный элективный курс для учащихся 9 классов  можно определить как  пред­метно-ориентированный, направленный  на углубление и расширение знаний по предмету, в частности, таких ...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Программа элективного курса «Кожа- зеркало здоровья»

Кожа – зеркало здоровья.   Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа – зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Питание и здоровье» Биология 9 класс

В результате изучения элективного курса учащиеся научатся: характеризоватьхимический состав клетки, его постоянство;значение макро- и микроэлементов клетки;роль ферментов, гормонов и витаминов в орган...