Элективный курс "Питание и здоровье"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Хлобыстова Карина Александровна

Представленный элективный курс для учащихся 9 классов  можно определить как  пред­метно-ориентированный, направленный  на углубление и расширение знаний по предмету, в частности, таких тем базовой программы общеобразовательной школы как «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превра­щение энергии», «Пищеварительная система органов человека».

Курс модифицированный, в его основе -   авторская программа Р. С. Карповой, опубликованная в Сборнике программ элективных курсов, Москва «Дрофа» 2007 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon laboratornyy_praktikum.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon materialy_dlya_testirovaniya.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Питание и здоровье»

Пояснительная записка

В  последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Результаты Всероссийской диспансеризации детей (2002 г.) констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое количества детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.  Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по следующим классам болезней:
- болезни крови и кроветворных органов - 32%, прежде всего, за счет анемий (33%);
- болезни эндокринной системы - 31%, в основном за счет болезней щитовидной железы (34%) и ожирения (25%);
- болезни костно-мышечной системы - 26,5%;
-
болезни органов пищеварения - 24,7%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

         Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.

     С другой стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, методах лечения, рекламе пищевых продуктов и добавок. Подростки не умеют правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимают ее предназначение. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья, установления гармоничных отношений с природой, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

      В рамках школьной программы курса «Биология» выделено относительно небольшое количество часов  на изучение вопросов питания человека.

          Представленный элективный курс для учащихся 9 классов  можно определить как  предметно-ориентированный, направленный  на углубление и расширение знаний по предмету, в частности, таких тем базовой программы общеобразовательной школы как «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии», «Пищеварительная система органов человека».

Курс модифицированный, в его основе -   авторская программа Р. С. Карповой, опубликованная в Сборнике программ элективных курсов, Москва «Дрофа» 2007 год.

Корректировка программы заключается в следующем:

- изменение  количества часов, выделенных на изучение отдельных тем, что обусловлено увеличением числа лабораторных и практических работ;

- в разделе «Экология питания» акценты смещены на объекты, представляющие интерес в повседневной жизни.

- темы «Роль неорганических веществ в жизни организма» и «Значение витаминов» дополнены практико-ориентированными тестовыми заданиями.

- для большинства тем подобраны ЭОР и ЦОР (интерактивные тесты, видеолекции, иллюстративный материал, таблицы, схемы и т.д.)

- сформирован лабораторный практикум.

      Преподавание элективного курса предполагает возможность  использования различных современных образовательных  технологий (ИКТ, РКМЧП, проблемного обучения и др.).  Практическая направленность курса предоставляет возможность учащимся реализовать интерес к предмету «Биология», способствует формированию универсальных учебных действий, помогает углубить, расширить и систематизировать знания.

       

Цели курса

Обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием. Совершенствование универсальных учебных действий

Задачи курса

  1. Показать роль неорганических и органических веществ в жизненно важных процессах в организме: обмене веществ и энергии, в поддержании постоянства состава внутренней среды организма.
  2. Научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека.
  3. Способствовать формированию основ здорового питания
  4. Способствовать формированию интереса к получении в знаний о человеке как явлении природы.

Формы организации и методы обучения учащихся

Основными формами и методами организации занятий являются лекции, семинары – практикумы, лабораторные и практические работы,  дискуссии, предусматриваются индивидуальные и групповые формы работы.

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения элективного курса учащиеся научатся следующему:

характеризовать

• химический состав клетки, его постоянство;

• значение макро- и микроэлементов клетки;

• роль ферментов, гормонов и витаминов в организме;

• обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности организма;

• факторы здоровья и факторы риска;

• обосновывать влияние продуктов питания, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, его здоровье;

• распознавать безопасные продукты питания (определять качество продуктов питания)

• применять знания о жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.

Учащиеся приобретут следующие навыки:

• навыки индивидуального и группового принятия решений;

• навыки поисковой и исследовательской работы, критического мышления

• умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с учебной и научной литературой.

Содержание курса

Общее количество часов — 17

1. Введение (1 ч)

Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблемы питания

2. Роль неорганических и органических веществ в жизни человека

(8 ч)

      Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма. Нарушения в состоянии здоровья. Заболевания, возникающие при недостатке химических элементов.  

      Углеводы — самое распространенное вещество на земле. Роль углеводов в энергетическом обмене. Гомеостаз углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена.

     Белки, их функции в клетке и организме. Белковый обмен. Ферменты, их роль в клетке и условия активности. Проблемы дефицита белка. Влияние алкоголя, никотина   и наркотических веществ на активность ферментов.

     Липиды, их роль в клетке и организме. Пищевые жиры. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. Проблемы избыточного веса.

    Витамины. Роль витаминов в обмене веществ.

Лабораторные работы

1. Обнаружение  углеводов в пищевых продуктах

2. Обнаружение  белков в пищевых продуктах

3. Действие ферментов желудочного сока на белки

4. Влияние температуры на активность ферментов

5. Влияние никотина на активность ферментов слюны.

3.Энергозатраты организма и нормы питания  (2 ч)

    Значение питательных веществ для развития человека.  Нормы питания и их

 связь с энергозатратами организма. Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола и физической активности. Пирамида питания.

Лабораторные работы

 1. Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

4. Экология питания (3ч)

    Значение качества продуктов питания для полноценной жизни человека. Определение качества продуктов питания

Лабораторные работы

 1. Определение качества коровьего молока

2. Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.

3. Определение доброкачественности свежего мяса

5. Питательные вещества и пищевые продукты. Культура питания. Обобщение (3 ч)

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Форма работы

Используемые

ЦОР И ЭОР

1

Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблемы питания

Учебная дискуссия

http://www.fcior.edu.ru/card/820/pitatelnye-veshestva-i-pishevye-produkty-kultura-pitaniya.html

2

Роль неорганических веществ в  жизни организма. Нарушения в состоянии здоровья. Заболевания, возникающие при недостатке химических элементов.

Вводная лекция, тестирование (см. приложение)

3

Роль неорганических веществ в жизни организма. Нарушения в состоянии здоровья. Заболевания, возникающие при недостатке химических элементов

Семинар

4

Углеводы — самое распространенное вещество на земле. Роль углеводов в энергетическом обмене. Гомеостаз углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена.

Лабораторная работа №1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1787d4fe-3eb1-4fae-99a4-eaca4c991cbc/%5BBI8ZD_13-02%5D_%5BIL_03%5D.html 

5- 6

Белки, их функции в клетке и организме. Белковый обмен. Ферменты, их роль в клетке и условия активности.

Проблемы дефицита белка.

Семинар.

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3 Лабораторная работа № 4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb68134a-86dd-4849-9ade-08372b5db044/%5BBI8ZD_13-02%5D_%5BIL_01%5D.html 

http://www.fcior.edu.ru/card/13971/ponyatie-o-belkah-i-istoriya-ih-issledovaniya-stroenie-i-svoystva-belkov-uglublennyy-uroven-slozhnos.htm 

7

Влияние алкоголя, никотина   и наркотических веществ на активность ферментов.

Учебная дискуссия

Лабораторная работа № 5

8

Липиды, их роль в клетке и организме. Пищевые жиры. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. Проблемы избыточного веса.

Семинар

http://www.fcior.edu.ru/card/5247/slozhnye-efiry-i-zhiry-svoystva-zhirov.html

9

Витамины. Роль витаминов в обмене веществ

Тестирование

 (см приложение)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0852198-9b14-4098-8d95-b11ec198900e/%5BBI8ZD_13-03%5D_%5BTA_05%5D.html 

10

Значение питательных веществ для развития человека.

Нормы питания и их связь с энергозатратами организма.

Лабораторная работа № 6

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8452adab-3fd4-4ea5-a990-99884f1901f9/%5BBI8ZD_12-05%5D_%5BTE_01%5D.html 

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%ED%EE%F0%EC%FB+%EF%E8%F2%E0%ED%E8%FF&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=29&rub_guid%5B%5D=994f11bb-27f8-487a-9b47-19969a134cc3 

11

Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола и физической активности. Пирамида питания.

Групповая работа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/502bf09a-f92b-4718-94b3-b6cce1be7d69/%5BBI8ZD_13-04%5D_%5BTE_01%5D.html 

http://www.fcior.edu.ru/card/20967/osnovy-racionalnogo-pitaniya-piramida-pitaniya-kontrolnye-zadaniya.html

12

Значение качества продуктов питания для полноценной жизни человека

 

Семинар

13

Определение качества продуктов питания

 

Лабораторная работа № 7 Лабораторная работа № 8

14

Определение качества продуктов питания

 

Лабораторная работа № 9,

http://www.fcior.edu.ru/card/20938/myaso-v-pitanii-cheloveka-kontrolnye-zadaniya-chast-2.html

15 -16

Обобщающее занятие Питательные вещества и пищевые продукты. Культура питания

Итоговое тестирование

http://www.fcior.edu.ru/card/10743/pitatelnye-veshestva-i-pishevye-produkty-kultura-pitaniya.html

17

Резервное время

Рекомендуемая литература.

  1. Гилеева Г. Г. Медиаобразование и биология: первые шаги // Биология в школе. 1998. № 2.        
  2. Губарева Л.И., Мизирева О.М. Экология человека // М. Владос 2003
  3. Колесов Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы // Биология в школе. 1989. № 3.
  4. Малахов Г. П. Разумное питание // СПб., 2003.
  5. Потапов А. И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений // Биология в школе. 1988. № 1.  
  6. Пугал Н.А., Волошинова Е.В. Биология 9 (8) Человек. Практикум по гигиене //М. Аркти 2002
  7. Суровегина И. Т. Три урока о здоровом образе жизни // Биология в школе. 1989. № 3.
  8. Уроки здоровья. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу (второй год обучения)/Здоровье детей N 15-2006
  9. Безъязыкова Н. Еда с характером./ «Здоровье школьника» N 10, 2006
  10. Здоровое питание. Мультимедийная Энциклопедия, издательство ИДДК, 2008

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/ 
  2. www.fcior.edu.ru 


Предварительный просмотр:

              Лабораторная работа № 1        
Обнаружение  углеводов в пищевых продуктах

Цель: познакомиться с качественными реакциями на простые и сложные углеводы

1. Качественная реакция на глюкозу

Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-ный раствор NaOH, 2%-ный раствор CuSO4, нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде водного раствора.

Ход работы

  1. К 1 см3 глюкозы приливают 1 см3 щелочи и по каплям медный купорос до образования синего осадка.
  2. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает ярко-оранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе большое, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания
  3. Сформулировать вывод по работе.

2. Качественные реакции на крахмал

Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага.

Ход работы

  1. Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб.
  2. Наличие темно-синей окраски говорит о присутствии в нем крахмала.
  3. Сформулировать вывод по работе.

Лабораторная работа № 2        
Обнаружение  белков в пищевых продуктах

Качественная реакция на белки

Цель: познакомиться с универсальной цветной реакцией  на белки

Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.

Ход работы

  1. К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают.
  2. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка (биуретова реакция).
  3. Сформулировать вывод по работе.

Лабораторная работа № 3
Действие ферментов желудочного сока на белки

1 вариант

Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, белок куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ный раствор NaOH, водяная баня, лед.

Ход работы

  1. В каждую пробирку поместите немного белка куриного яйца.
  2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
  3. Первую пробирку поместите на водяную баню при температуре + 37 0C.
  4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или со снегом.
  5. В третью пробирку добавьте 3 капли NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре + 37 0C.
  6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.
  7. Сформулировать вывод по работе.

2 вариант

Цель: доказать, что фермент желудочного сока воздействует на белки и не действует на крахмал.

Ход работы

  1. Взять две пробирки. В одну пробирку налить взвесь белка и желудочный сок, во вторую  крахмальный клейстер и желудочный сок.
  2. Обе пробирки поставить на водяную баню с температурой воды + 40 0C.
  3. Описать результат опыта и сделать вывод об особенностях действия желудочного сока.

Лабораторная работа  № 4
Влияние температуры на активность ферментов

1 работа

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока теряют активность при низкой температуре.

Ход работы

  1. В две пробирки налить взвесь белка и желудочного сока
    2. Одну пробирку поставить в стакан со льдом.
    3. Описать результаты опыта и сделать вывод о зависимости действия желудочного сока от температуры.

2 работа

Цель: доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность.

Ход работы

1. В две пробирки налить взвесь белка.
2. В одну из пробирок прилить заранее прокипяченный желудочный сок.
3. В другую прилить не прокипяченный желудочный сок (для контроля).
4. Обе пробирки поставить в водяную баню с температурой воды 40 0C.
5. Описать результаты опыта и сделать вывод о влиянии высоких температур, при которых происходит свертывание ферментов (поскольку они являются белками), на активность желудочного сока.

Лабораторная работа № 5

Влияние никотина на активность ферментов слюны.

  Цель работы: выявить влияние никотина на активность амилазы.

 Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода, стеклянная палочка, блюдце.

Ход работы

Подготовительные операции

Дома сварите крахмальный клейстер, смочите в нем кусочек бинта длиной 10-12 см, высушите его и принесите на занятие.

1. Намотать на спичку вату, смочить её слюной и написать на бинте первую букву имени.

2. Подержать бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.

3. Опустить бинт в блюдце с раствором йода, расправить его стеклянной палочкой. Бинт окрасится, а буква нет.

4. Намотать на спичку вату и попросить курильщика смочить её своей слюной; написать вторую букву своего имени; проделать те же операции, что и в предыдущем опыте.

5. Сделать вывод о влиянии никотина на активность пищеварительных ферментов

Лабораторная работа № 6

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2xЧСС–11,3)кДж/мин 

Пример. Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Ход работы

1. Рассчитайте свои энергозатраты после 30 приседаний:

    1) Засеките время и сделайте 30 приседаний.

    2) Подсчитайте число ударов сердца в минуту.

    3) Вычислите энергозатраты по формуле  

2. Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

3. Предложите ваши расчеты по возмещению энергетических затрат человеком за сутки, если средняя частота сердечных сокращений = 100 ударов/мин

4. На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердечных сокращений.

Лабораторная работа №7

Определение качества коровьего молока

Цель: познакомиться  с простейшими методами контроля качества коровьего молока

Оборудование: штатив с пробирками, стакан, нагревательный прибор, молоко.

Ход работы

1.  Налейте в стакан молоко и определите его свежесть по запаху.

2.   Просмотрите стакан с молоком на свет. Цвет должен быть белым с кремовым или синеватым оттенком. Красноватый цвет говорит о наличии крови

3. Взболтайте молоко и посмотрите, нет ли в нем слизистых нитей или частичек, прилипающих к стенкам сосуда.

4.  Попробуйте на вкус 2-3 капли молока. Горький вкус бывает в том случае, если корову кормили полынью, чесноком, листьями свеклы Такое молоко не пригодно в пищу.

5.  Налейте 1/4 пробирки молока и нагрейте его. Если происходит

створаживание, то молоко несвежее.

6. Сделайте вывод о свежести молока и его пригодности к употреблению.

Лабораторная работа № 8

Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.

Предварительные сведения

Мед — это добытый рабочими пчелами нектар цветков, который претерпевает изменения в зобике пчел. Пчелы запасают мед в ячейках сотов. Цвет натурального меда может быть от светло-желтого до бурого всех оттенков. Цвет меда зависит от растений, с которых был собран. Различают липовый мед, гречишный, цветочный. До появления сахара мед использовался как естественный сладкий продукт.

Мед гораздо полезнее для человеческого организма, чем свекловичный или тростниковый сахар. В меде содержатся простые сахара (моносахариды — глюкоза и фруктоза), минеральные вещества, витамины, биологические активные вещества, благотворно влияющие на организм человека и рекомендуемые людям всех возрастов. Целебные свойства меда известны с древности. Очень полезен мед спортсменам при больших физических нагрузках, взрослым и детям, особенно детям в период интенсивного роста, при острых заболеваниях дыхательных путей, заболеваниях печени, сердца и т.д.

Физические свойства натурального меда

1.   Натуральный мед имеет однородный состав и не расслаивается при хранении. Запах очень приятный.

2.  Натуральный мед быстро засахаривается, т.е. становится твердым и непрозрачным. При осторожном нагревании мед снова становится тягучим и прозрачным.

3.   При переливании натуральный мед течет непрерывной узкой струйкой. Если в натуральный мед подмешан сахар, то полученная смесь вытекает по каплям.

4.   Если смазать натуральным медом лист бумаги, то черта, проведенная шариковой ручкой, не растекается. В меде с добавками — черта расплывается.

Цель: познакомиться  с простейшими методами контроля качества меда

Оборудование: стаканы химические (100 мл) — 2 шт., стеклянная палочка, четыре пробирки, штатив для пробирок, спиртовой раствор йода, разведенный до цвета чая; раствор уксусной кислоты, воронка, фильтр, мед с примесью крахмала, мед с примесью мела.

Ход работы

1.   Растворить 1/2 чайной ложки меда в 100 мл воды и оставить на 3-4 минуты. Мед без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок.

2.  Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йодного раствора. Если в мед добавлен крахмал, то он окрашивается в синий цвет.

3.  Отфильтруйте осадок. Стеклянной палочкой капните на осадок несколько капель уксусной кислоты. Если происходит вспенивание и выделение пузырьков газа, то в мед добавлен мел.

4. Сделайте вывод о качестве исследуемого меда.

Лабораторная работа № 9

Определение доброкачественности свежего мяса

Цель: познакомиться  с простейшими методами контроля качества свежего мяса

Оборудование: мясо, нож, нагревательный прибор.

Ход работы

1  Рассмотрите кусок мяса. Обратите внимание на цвет мышечной и жировой ткани, наличие блеска и вид корочки.

2.  Нажмите пальцем на мягкую ткань мяса. Быстро ли исчезает ямка, образовавшаяся при надавливании?

3. Нагрейте нож и сделайте разрез на мясе возле кости. Выньте нож и понюхайте его: нет ли гнилостного запаха.

4.   Пользуясь таблицей, определите качество исследуемого продукта.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЯСА

Качество мяса

Цвет и форма поверхности

Цвет жира

Выравнивание

ямки

Запах

Хорошее

Поверхность темно-красная, блестящая, корочка коричневая

Белый с желтым оттенком

Ямка быстро выравнивается

Гнилостный запах отсутствует

Удовлетворительное

Цвет слегка изменен, есть незначительное ослизнение. Корочка заветривщаяся

Слегка изменен

Ямка выравнивается медленно

Незначительный гнилостный запах

Неудовлетворительное

Серый. Поверхность сильно подсохшая, на разрезе мясо темное, дряблое

Серый

Ямка не выравнивается

Резко гнилостный

Опасное для употребления

Серая или зеленая поверхность

Зеленоватый с грязным оттенком

Ямка не выравнивается

Затхлый



Предварительный просмотр:

Материалы для тестирования

ТЕМА: Определение веществ, необходимых организму человека

Цель: определить достаточность микроэлементов и витаминов А, В, С,D,Е в организме.

Оборудование: тесты на обеспеченность организма микроэлементами и витаминами.

Введение

Организму человека необходимы практически все биогенные элементы. Но, по оценке Института питания РАМН, в нашей пище все явственнее не хватает многих элементов, что вызвано особенностями переработки продуктов, длительностью хранения, снижением потребления овощей и фруктов.        .

Так, для нормальной жизнедеятельности важен кальций, хранилище которого — желудок, кишечник, позвоночник, кости. Составляет он и основу костной ткани зубов, необходим для нормальной возбудимости нервной системы, участвует в процессе свертывания крови, сопрягает процессы синтеза и секреции в клетках, активизирует сократительную функцию мышечной ткани.

Калий содержится в мышцах, особенно много его содержат мышцы сердца. Способствует выведению из организма воды.

Магний, содержащийся в поперечно-полосатой мускулатуре, необходим для поддержания нормальной возбудимости нервной системы, функции сокращения мышц. При его недостатке появляются судороги в мышцах.

В костном мозге, селезенке, печени наивысшее содержание железа, необходимого для образования эритроцитов и поддержания физиологических функций организма.

Практическая работа

Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

При помощи тестов определите, достаточно ли ваш организм обеспечен микроэлементами и витаминами.

Тест на обеспеченность магнием

Вопрос

Да

Нет

Часто ли у вас бывают судороги (в частности, ночные судороги икроножных мышц)?

Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?

Часто ли у вас случается защемление нервов, например, в области спины?

Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?

Часто ли вам угрожают стрессовые ситуации?

Регулярно ли вы употребляете алкогольные напитки?

Регулярно ли вы применяете мочегонные средства?

Много ли вы занимаетесь спортом?

Предпочитаете ли вы белый хлеб и изделия из белой муки?

Редко ли вы употребляете в пищу салат и зеленые овощи?

Во время готовки картофеля и других овощей используете ли вы длительную водную обработку?

При покупке минеральной воды обращаете ли вы внимание на содержание в ней магния?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен магнием.

Тест на обеспеченность калием

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы мышечной слабостью?

Повышено ли у вас давление?

Склонны ли вы к отекам?

Страдаете ли вы от пассивной деятельности кишечника?

Принимаете ли вы регулярно мочегонные препараты?

Употребляете ли вы регулярно в большом количестве алкогольные напитки?

Очень ли активно вы занимаетесь спортом?

Вы едите  мало свежих фруктов?

Редко ли салат и овощи попадают на ваш стол?

Вы едите  картофеля?

Во время готовки картофеля и других овощей используете ли вы длительную водную обработку?

Редко ли вы употребляете фруктовые и овощные соки?

Редко ли вы едите сухофрукты?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то организм в достаточной степени обеспечен калием.

Тест на обеспеченность кальцием

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы остеопорозом?

Бывает ли у вас аллергия, например, на солнце?

Принимаете ли вы регулярно препараты с кортизоном?

Часто ли у вас бывают судороги?

Выпиваете ли вы ежедневно меньше 1 стакана молока?

Употребляете ли вы мало таких молочных продуктов, как йогурт или сыр?

Пьете ли вы ежедневно напитки типа «кола»?

Вы употребляете мало зеленых овощей?

Вы едите много мяса и колбасы?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен кальцием.

Тест на обеспеченность железом

Вопрос

Да

Нет

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

Произошли ли у вас в последнее время изменения волос и ногтей (например, нетипичная бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях?

Теряли ли вы в последнее время много крови, например, в авариях или через донорство?

Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

Вы редко  употребляете мясо?

Выпиваете ли вы более трех чашек черного чая или кофе в день?

Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

Тест на обеспеченность витамином А

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы «куриной слепотой»?

Часто ли вы ночью водите машину?

Много ли вы работаете с экраном компьютера?

Ваша кожа сухая и шелушащаяся?

Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?

Вы много курите?

Вы редко едите темно-зеленые овощи, такие, как листовой салат, зеленая капуста или шпинат?

Редко ли попадают в ваше меню сладкий перец, морковь и помидоры?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином А

Тест на обеспеченность витамином D

Бодрое

Да

Нет

Страдаете ли вы остеопорозом?

Избегаете ли вы солнца?

Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

Избегаете ли вы масла или маргарина?

Вы редко употребляете в пищу  грибы?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваг организм в достаточной степени обеспечен витамином D

Тест на обеспеченность витаминами группы В

Вопрос

Да

Нет

Часто ли вы чувствуете себя неспособным к деятельности и лишенным энергии?

Легко ли вы раздражаетесь?

Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

Вы регулярно употребляете алкогольные напитки?

Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

Вы не едите мясо вообще?

Если на большинство вопросов вы ответили « нет », то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.

Тест на обеспеченность витамином С

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

Вы выкуриваете больше 5 сигарет в день?

Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

Редко ли вы едите свежие овощи?

Вы едите мало сырых салатов?

Часто ли вы едите сохраняющуюся в тепле или вновь разогретую еду?

Вы варите овощи, в том числе картофель, в большом количестве воды?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.

Тест на обеспеченность витамином Е

Вопросы

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

У вас  слабые соединительные ткани?

Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы

Часто ли вы бываете на солнце?

Вы курите?

Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию смога или выхлопных газов?

Часто ли вы употребляете растительные масла?

|Вы не употребляете растительный маргарин?

|Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.

Обработка результатов и выводы.

проанализируйте результаты тестовых заданий и сделайте вывод о степени обеспеченности вашего организма витаминами, макро- и микроэлементами. Для каждого микроэлемента  и витамина определите факторы риска (факторы, оказывающие влияние на уменьшение содержания в организме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

программа элективного курса " Основы здоровья"

Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...

Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс

Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...

Презентация элективный курс " культура здоровья"

Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на...

Элективный курс "Выбираем здоровье" 7 класс

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...

элективный курс "Биохимия здоровья"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 16 часов...

Элективный курс "Красота, здоровье обаяние"

    Здоровье, несомненно – основа красоты. Однако важно также и заботливое отношение к своей внешности. За кожей и волосами надо тщательно ухаживать. Если лицо и волосы не мыть, не смазывать смягчающи...