Правила обращения со средствами бытовой химии
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

Данный урок ориентирован на учащихся 5 класса. Урок проходит в хорошем темпе с использованием презентации. Ребята работают в группах по 4-5 человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl.bytovaya_himiya.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_5_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе : «Опасные вещества или средства бытовой химии»

Цель :

1. Развивающие – Ознакомить учащихся с разнообразными веществами бытовой химии и их неблагоприятным воздействием на организм человека

2.Обучающие – Учить способам безопасного обращения с опасными веществами 3.Воспитывающие – учить работать в команде, помогать друг другу

Оснащение:

  1. Мультимедиа, презентация
  2. бланки конспектов для учащихся
  3. инструкции средств бытовой химии

 Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, работая в команде.

Командная работа подразумевает определённые правила :

  • каждый член команды имеет право высказать своё мнение, которое должно быть услышано;
  • команда – это работа на общий положительный результат, поэтому вы помогаете друг другу и работаете сообща:
  • успех одного – это успех всей команды:

Итак, начинаем работу.

Сл.1  Однажды мама ушла к соседке, оставив 5-летнюю Катю дома одну. Катя играла в куклы. Через 10 минут мама вернулась и с порога услышала громкий плач девочки. Вбежав в квартиру, женщина увидела свою дочь с красными воспаленными руками и таким же ртом. Рядом с игрушками стоял флакон... 

— Как вы думаете, что было рядом с игрушками? 

— Почему с девочкой произошел такой неприятный случай? 

— Как вы думаете, можно ли было предотвратить этот случай?

Сл.2 Тема нашего урока: Опасные вещества или средства бытовой химии

Запишите тему на листочек-конспект, который находится у вас на столах. Сегодняшний урок мне поможет провести кот-учёный.

Сл.3 Бытовая химия: стиральные порошки, средства для мытья окон, полов…чего только сейчас нет. Она призвана помочь человеку в решении различных бытовых мелочей. Помимо уже существующих вредных веществ появляются новые источники химической опасности. Это могут быть средства для борьбы с грызунами, новые синтетические материалы, новые чистящие, дезодорирующие средства. Все это называется средствами бытовой химии.

Так ли она безвредна для нас, как об этом говорят производители? Так ли всё радужно и прекрасно? Дарят ли они чистоту нашему дому или приносят вред здоровью всей семье?

Можете ли вы себе представить, что у вас дома нет средства для мытья посуды, стирального порошка? (ответы детей)

- Давайте назовем средства бытовой химии, которые есть у вас дома.

- Все эти средства могут нанести человеку вред, стать смертельно опасными. Иногда опасными становятся самые простые вещи.

- Ребята, раз они такие опасные, зачем же их выпускают? Зачем мы их храним дома?

Сл.4   Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Давайте попытаемся выяснить, чего больше полезного или вредного в этих средствах. Работая в группе выполните следующее задание. Разделите лист бумаги на две половины, напишите на одной из них «хорошо», на другой «плохо» и запишите в них соответствующие характеристики вредных и полезных свойств стирального порошка (мозговой штурм) 2 мин.

Сл.5  Запись на доске предложений от команд

Подводится итог этой работы делается вывод, что бытовая химия в современных условиях необходима, человек не может без неё обходиться, но нужно уметь её правильно использовать, а для этого нужно знать инструкцию и свойства препарата...

Сл.6  По степени и характеру  опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:  Запишите к себе в конспекты.

Сл.7 1.относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.

 Если пользоваться этими веществами правильно, то никаких неприятностей с нами не возникнет. Мы должны знать, что нельзя переливать вещества из одной бутылки в другую, т.е. хранить все средства мы должны в оригинальной заводской упаковке!

Сл.8  2.опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства;

Если эти вещества опасны для рук, то работать с ними надо в перчатках!

Сл.9  3.огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня». Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми;

Храним подальше от огня, осторожно применяем!

Сл.10  4.ядовитые с надписями на упаковках: «Яд!», «Ядовито!». Это в основном химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами.

Используют взрослые строго по инструкции, соблюдая все правила применения!

Сл.11  Каждый препарат бытовой химии снабжен инструкцией, где указаны его назначение и способы употребления.

У вас на партах лежат инструкции от разнообразных средств домашней химии. Внимательно изучите их и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Например:

Название

Назначение

Внешний вид

Степень опасности

1. Мыло

Средство гигиены

Твёрдый предмет

Относительно безопасное

Проверка результатов этой работы пройдёт в виде музыкальной минутки. На экране вы увидите изображения  некоторых препаратов бытовой химии. Если вы считаете,

  •  что они относительно безопасные – выполняем танцевальные движения
  • если вы считаете их опасными для глаз и кожи., то должны присесть 
  • если вы уверены, что они огнеопасные - поднимаем  руки вверх,
  • ну и, наконец, если оно ядовитое - покачайте головой .

Если всё понятно, начнём. Помогать нам будет кот-учёный со своими помощниками

Сл.12-24

Сл.25 Молодцы! Посмотрите, что у вас должно было получиться.

Все эти средства необходимы человеку и безопасны, если их правильно использовать. Сегодня мы на уроке должны с вами разработать  памятку-инструкцию - правила использования и хранения средств бытовой химии, ядов .

Сл.26.  Составление инструкции . Что бы направить ход ваших мыслей в правильную сторону воспользуйтесь опорными словами: хранить, использовать, не допускать, нельзя.

Сл.27 Результатом работы должна стать примерно такая инструкция:

1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка.

2. Нельзя использовать для игр и не по назначению.

3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза!

4. Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными.

5. Проверять сроки хранения и использования этих веществ.

6. Нельзя хранить эти вещества около огня!

7. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы

А теперь выясним, сможете ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша задача- внимательно выслушать предлагаемую ситуацию и объяснить, кто поступает неправильно и почему?

Каждой команде даётся своя задача – 1 минута на размышление.

Сл.28 Однажды в одном городе произошёл такой случай. Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. В чём причина этого несчастного случая? Что надо сделать?

Как ?

Сл.29  Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей- насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

Сл.30  Люда торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.

Сл.31 Папа закурил. Была включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона чистящую жидкость на кафельную плитку.Что могло произойти? Что надо сделать?

Сл.32  Мама стала обрабатывать дихлофосом кухню от мух, не убрав со стола вымытую посуду.

Сейчас мы выполним тест. Ответы будете заносить в таблицу конспекта.

Сл.33  Тест Да, нет

1. После работы со средствами бытовой химии надо тщательно вымыть руки

2.Хранить в недоступных для детей местах.

3.Средства бытовой химии можно пробовать на вкус.

4. Хранить в хорошо проветриваемых помещениях.

5. Читать инструкцию по применению необязательно.

6. Не использовать средство, если прошел срок хранения.

7.  Не допускать попадания  моющих средств в глаза, рот, нос.

8. Никогда не отрывать этикетку.

9. Хранить отдельно от пищевых продуктов.

10. Пустые аэрозольные баллоны можно вскрывать

11. Детям  можно играть пустыми флаконами.

12. Химические вещества нельзя переливать из заводской упаковки

13. . Средства бытовой химии можно использовать для игр

Сл.34 Взаимопроверка (не правильные ответы: 3,5,10,11,13)

«5» - 1 ошибка

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

Сл.35 Подводим итог : Признаки поражения человека при неправильном использовании

Сл.36 Что делать? ПМП

Записываем:

1. Больше пить

2.При попадании препаратов в глаза, глаза немедленно промыть большим количеством воды

3.При отравлении газом пострадавшего следует вынести на улицу, а затем вызвать скорую помощь.

Существуют безопасные средства, которыми можно заменить средства бытовой химии

Сл.37-38 Заменить безопасными средствами.

для мытья рук: мыльнянка, глина, песок, потёртые плоды каштана, корень папоротника орляка, порошок горчицы;

для мытья лица: вода, настой тысячелистника, кислое молоко (для сухого типа кожи),– для мытья волос: настои разных трав (ромашка, крапива, чабрец, череда, кора дуба), кислое молоко,

порошок для чистки зубов: древесная зола, веточки сосны и других деревьев, смесь сухих трав (липа, берёза, кора дуба, подорожник) перемешанная с древесной золой;

для стирки белья: потёртые плоды каштана, древесная зола для белья из хлопка и льна, мыльнянка (порошок корня), порошок горчицы, плоды бузины красной (в том числе и для выведения пятен) и другое;

для мытья посуды: песок, древесная зола, пучок травы, мыльнянка, свежая крапива, порошок горчицы;

для уборки дома: универсальное моющее средство – вода.

Сл.40 Если не готовы перейти на безопасные средства, то соблюдайте правила безопасности:

1. Несколько раз прополощите белье

2. Хорошо промывайте посуду от средства, не лейте средство на посуду, а лишь капельку на губку.

3. Проветривайте помещение после и во время  уборки

4. Пользуйтесь перчатками.

Главное, в гонке за чистотой, сохранить здоровье!

Теперь вы знаете, что химия – это химия. И бытовая химия способна принести вред организму. Но всегда есть альтернатива – безопасные средства, проверенные временем.

Домашнее задание:

1. параграф 12.1

2. Демонстрируется красивый флакон «Туалетный утенок».

Какие возникают противоречия при изготовлении и при хранении таких веществ?

- Должны быть красивыми, яркими, так как это эстетично.

- Не должны быть яркими, чтобы не привлекать внимание детей.

- Должны храниться недалеко, чтобы было удобно ими пользоваться.

- Должны храниться как можно дальше, чтобы не достали дети.

Сл.41 Предлагаю деловую игру «Требуется идея!». 

Придумайте такую упаковку для хранения средства бытовой химии, которая бы исключала случайное её использование(учесть, что чаще всего отравления получают дети, которые не умеют читать).

Данная игра была применена на международном конкурсе в Англии в 2007 году.

На следующем уроке мы разберём ваши проекты и продолжим изучение данной темы.

Спасибо за работу. До свидание.



Предварительный просмотр:

Конспект ученика -----------------------------------------5----класса         Дата------------

Тема :       ---------------------------------------------------------

Классификация средств бытовой химии:

1.------------------------------------------------- (мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика)

2. -------------------------------------------------(отбеливающие, дезинфицирующие средства)

3. -------------------------------------------------( препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми)

4. --------------------------------------------------(химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, некоторые виды пятновыводителей, топливо для двигателей)

Название

Назначение

Внешний вид

Степень опасности

1. Прошка Домовой

Приманка

зерно

ядовитое

             Правила использования и хранения средств бытовой химии, ядов:

Хранить--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использовать-------------------------------------------------------------------------------------------------

Не допускать--------------------------------------------------------------------------------------------------

Нельзя ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первая помощь при отравлениях чистящими, моющими средствами, стиральным порошком:

1.----------------------------------------------------------------------------

2.--------------------------------------------------------------------------

3.------------------------------------------------------------------------

Тест:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

                                           Безопасные средства:

для мытья рук: мыльнянка, глина, песок, потёртые плоды каштана, порошок горчицы;

для мытья лица: вода, настой тысячелистника, кислое молоко (для сухого типа кожи),– для мытья волос: настои разных трав (ромашка, крапива, чабрец, череда, кора дуба), кислое молоко;

порошок для чистки зубов: древесная зола, веточки сосны и других деревьев;

для мытья тела: вода, размельчённый овёс с добавлением трав завёрнутый в марлю, порошок горчицы;

для стирки белья: потёртые плоды каштана, древесная зола для белья из хлопка и льна, мыльнянка (порошок корня), порошок горчицы, плоды бузины красной (в том числе и для выведения пятен);

для мытья посуды: песок, древесная зола, пучок травы, мыльнянка, свежая крапива, порошок горчицы;

для уборки дома: универсальное моющее средство – вода. Добавив в неё пищевую соду, получается средство для мытья посуды без химических веществ и абразивов. Так же подходит для мытья пластика, линолеума. А смешав её с нашатырным спиртом, получаем средство для мытья любых окрашенных поверхностей.

 Домашнее задание:

1.параграф 12.1

2.Деловая игра «Требуется идея!». 

Придумайте такую упаковку для хранения средства бытовой химии, которая бы исключала случайное её использование(учесть, что чаще всего отравления получают дети, которые не умеют читать).

Данная игра была применена на международном конкурсе в Англии в 2007 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Средства бытовой химии"

конспект урока для 5 класса...

Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»

Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и  ре...

Средства бытовой химии.

Презентация урока в 5 классе по теме "Средства бытовой химии"....

Классификация средств бытовой химии

Задание:Ответьте на вопросы, используя интернет-ресурсы:Что такое бытовая химия?На какие основные группы разделяют средства бытовой химии?Заполните таблицы: Средства бытовой химии по степени опасности...