Проектно-исследовательская работа «Моя безопасная дорога из дома в школу»
творческая работа учащихся (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) по теме

Мурашкин Юрий Анатольевич

 

Городская открытая научно-практическая конференция

студентов и школьников «Содружество»

 

Тема: «Моя безопасная дорога из дома в школу»

Тип работы: Проектно-исследовательская работа

Секция: Обществознание, право.

 

Авторы: Рахманов Роман, Майоров Николай, учащиеся 9 класса школы № 169, г. Зеленогорск.

Научный руководитель: Мурашкин Ю.А., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 169», г. Зеленогорск.

 

По статистическим данным ОГИБДД в 2012 году на территории города Зеленогорска зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием детей до 16 лет. В результате которых, 9 несовершеннолетних травмировано. Так же выявлено более 600 фактов нарушений правил дорожного движения (далее ПДД) детьми на улицах и дорогах города. Дети попадают под машину еще и из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности особенно в зимнее время.

Как пример можно привести ситуацию на одной из самых сложных улиц города Зеленогорска, на улице Калинина. Именно здесь, рядом с нашей школой, очаг аварийности: за последние два года здесь сбили четверых человек.

В большей половине случаев ДТП с детьми – виноваты дети. Основная причина ДДТТ в нашем городе, и именно в этом месте – это пересечение проезжей части вне установленного перехода.

Ознакомившись с этой проблемой, мы определили тему нашего исследования – «Моя безопасная дорога из школы домой».

Мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения. 

На первом этапе мы провели исследование психофизиологических особенностей детей, определяющих их поведение на дороге.

Мы выяснили, что возрастной «пик» попадающих в ДТП детей – 7-14 лет, т.е. это дети, обучающиеся в начальных и средник классах школы.

На втором этапе исследовательской деятельности мы провели работу по составлению схемы дорожного движения по микрорайону нашей школы, в нее входят улицы: Гагарина, Бортникова, Мира и Комсомольская.

Совместно с отрядом ЮИД, в начальных классах нашей школы были проведены уроки «Моя безопасная дорога из дома в школу и домой из школы». Мы показали детям схемы дорожного движения нашего района, показали правильные и неправильные маршруты и предложили нарисовать свой маршрут. Ребята составляли схему и свой маршрут. После чего с каждым мы обсуждали наиболее безопасные участки движения и составляли каждому «Свою безопасную дорогу из дома в школу и домой из школы».

Результатом нашей исследовательской работы стало:

­       Составление каждым учеником 1 и 2 классов школы № 169 маршрута безопасного пути из дома в школу и обратно, с указанием улиц, пешеходных переходов, светофоров.

­       Разработана памятка для детей – «Моя безопасная дорога домой из школы».

­       Самое главное, что с начала этого учебного года ни один ученик нашей школы не пострадал из-за несоблюдения ПДД.

Наши рекомендации и предложения, по составлению маршрута безопасного пути из дома в школу и из школы домой, приносят пользу, и изменяют отношение детей к соблюдению ПДД. А и усвоив основные законы дорожного движения, каждый школьник сможет обеспечить безопасность себе и окружающим.

Через деятельность школьного отряда ЮИД, мы планируем и дальше проводить работу среди младших школьников:

-       Распространять наши рекомендации;

-       Учить составлять маршрут безопасного пути в школу.

Опыт нашей деятельности мы рекомендуем к использованию в других классах начальной школы, как нашей, так и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Публикация985 КБ

Предварительный просмотр:

Городская открытая научно-практическая конференция

студентов и школьников «Содружество»

Тема: «Моя безопасная дорога из дома в школу»

Тип работы: Проектно-исследовательская работа

 Секция: Обществознание, право.

Авторы:

Рахманов Р.С.

Майоров Н.В.

г. Зеленогорск,

школа № 169, 9 класс

Научный руководитель:

Мурашкин Ю.А.,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ № 169»,

г. Зеленогорск

                                                                 

г. Зеленогорск  2013 г.

  1. Введение

По статистическим данным представленным ОГИБДД, в 2012 году на территории города Зеленогорска зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием детей до 16 лет. В результате которых, 9 несовершеннолетних травмировано. Трое из них на момент ДТП являлись пассажирами и не были пристегнуты ремнями безопасности. Пятеро – пешеходы, в четырех случаях наезд на детей был совершен на пешеходном переходе в одном при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода. Одно происшествие с юным велосипедистом, в результате которого ребенок получил тяжкий вред здоровью. Так же выявлено более 600 фактов нарушений правил дорожного движения (далее ПДД) детьми на улицах и дорогах города. Дети попадают под машину еще и из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности особенно в зимнее время.

Как пример можно привести ситуацию на одной из самых сложных улиц города Зеленогорска, на улице Калинина. Именно здесь, рядом с нашей школой, очаг аварийности: за последние два года здесь сбили четверых человек. Один из пострадавших – 8-летний школьник. Он выбежал на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода, неожиданно для водителя. Мальчик попал в больницу. В том же месте в феврале 2010 года, под автомобиль угодил другой мальчик, он выскочил на дорогу из-за сугроба. Летом, там же, девочки играли и толкались на проезжей части, и одна их них попала под колёса.

Все эти нарушения приводят к детскому дорожно-транспортному травматизму (далее ДДТТ), а это черепно-мозговые травмы, разрывы и повреждения внутренних органов, переломы костей. Лечение таких детей – процесс очень длительный и сложный. Очень велики физические и нравственные страдания травмированных детей и их родных!

По статистике: в 52 % случаев ДТП с детьми – виноваты дети. Основная причина ДДТТ в нашем городе, и именно в этом месте – это пересечение проезжей части вне установленного перехода.

Ознакомившись с этой проблемой, мы определили тему нашего исследования – «Моя безопасная дорога из школы домой».

Гипотеза: мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.  

Целью нашего проекта является проектирование совместно с  младшими школьникам маршрута безопасной дороги из дома в школу.

Задачи:

1. Сделать обзор источников и анализ статистических данных Зеленогорского ОГИБДД об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Разработать варианты безопасных маршрутов и схему дорожного движения по микрорайону нашей школы..

3. Проведение проектировочных уроков с учащимися 1-2 классов школы для создания собственного безопасного маршрута из дома в школу.

  1. Литературный обзор

В нашей работе мы использовали информацию и статистические данные о нарушениях ПДД с участием детей в нашем городе, предоставленные сотрудниками Госавтоинспекции, материалы и методические рекомендации сайта «Дорога без опасности» Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников, а так же опыт деятельности школьного отряда «Юных инспекторов движения». 

  1. Анализ содержания материала

Согласно статистическим данным Зеленогорского ОГИБДД, основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становились:

  • неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства, большое внимание этому важно уделять в дворовых территориях, где большое количество припаркованного транспорта;
  • нарушение правил перехода проезжей части, либо пересечение вне установленном месте, либо внезапный выход на пешеходный переход перед близко идущим транспортом.
  • неподчинение сигналам светофора, движение на красный или желтый сигнал светофора; 
  • неожиданное появление из-за плотных клубов выхлопных газов в морозные дни;
  • капюшоны и наушники, которые ограничивают видимость, отвлекают  и рассеивают внимание.

Мы, проектная группа, тоже выделили основные причины нарушения детьми ПДД и проанализировали их: 

3.1        Переход дороги перед близко идущим транспортом.

Дети в силу своих возрастных и психологических особенностей развития очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеянны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Увидев на противоположной стороне улицы знакомого, увлекшись разговором или каким-либо предметом, они могут внезапно начать движение через дорогу, буквально бросаясь под колеса автомобиля. В таких случаях водитель оказывается в чрезвычайно трудном положении и чаще всего не имеет возможности предотвратить наезд. Подчас бывают случаи, когда, даже видя движущуюся машину, ребенок все же пересекает дорогу, рассчитывая на свои быстрые ноги. Далеко не всегда такие попытки заканчиваются благополучно.

3.2        Неожиданный выход детей на проезжую часть из-за транспорта, строений.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок знал, что стоящий автобус, «маршрутку», нельзя обходить ни спереди (можно оказаться на пути других, параллельно движущихся машин), ни сзади (водителям встречного транспорта, особенно в местах, где проезжая часть неширокая, пешеход в начале перехода через улицу не виден). Нередки случаи, когда дети выбегают на дорогу из-за кустарников, растущих у жилых домов, осветительных мачт; игровых сооружений. Порой в таких случаях водитель не успевает даже среагировать на внезапно возникшую опасность.

3.3        Переход улицы в неустановленном месте.

По этой причине попадают в аварии около 35%-40% детей. Это распространенное нарушение свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения или об их недисциплинированности. Необходимо также иметь в виду, что часто ребята неправильно переходят улицу, следуя дурному примеру взрослых. Переход в не установленном для этого месте опасен тем, что для водителя уже само появление пешехода на проезжей части является неожиданным. Вредная привычка переходить улицу вне пешеходного перехода заслуживает особого осуждения, она провоцирует и других на аналогичные нарушения. Кроме того, если иногда пешеходу-нарушителю и удается избежать каких-либо последствий для себя, то в любом случае он создает опасную ситуацию для других участников движения.

3.4        Переход улицы при запрещающем сигнале светофора (примеры).

Дети даже дошкольного возраста понимают значение сигналов светофора. Поэтому игнорирование их – свидетельство сознательного нарушения Правил дорожного движения. Некоторые ребята начинают переход улиц при смене сигналов светофора, при желтом сигнале, предварительно убедившись, закончил ли транспорт проезд перекрестка. Нередки случаи неправильного пользования светофорами с вызывным устройством, когда ребенок, едва нажав кнопку, тут же начинает переход, хотя светофор еще не изменил сигнал на зеленый, а автомобили продолжают движение.

  1. Формулировка гипотезы

Мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.  

 

  1. Практическая часть

5.1        Исследование психофизиологических особенностей детей.

На первом этапе мы провели исследование психофизиологических особенностей детей, определяющих их поведение на дороге.

Мы выяснили, что возрастной «пик» попадающих в ДТП детей – 7-14 лет, т.е. это дети, обучающиеся в начальных и средник классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой – особенностями функционирования психики детей этого возраста:

  • Дети не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности.
  • Дети иначе, чем взрослые переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.
  • Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, что реальные машины могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
  • Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.
  • Особенности детского внимания. Оно избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.
  • У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20% (ребенок: до 70 градусов по горизонтали и до 90 градусов по вертикали; взрослый соответственно 120 и 150).
  • Замедленная реакция на опасность 3-4 секунды (вместо 0,8-1 у взрослых).
  • Оценка движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше автомобиль, тем быстрее дети представляют его движение. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой машины, движущейся с небольшой скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявлять, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем он медленнее и неправильнее принимает решение.

Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

  • Навык переключения внимания на дорогу. То есть различать границу, за которой начинаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда.
  • Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге. Умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные решения.
  • Навык наблюдения. То есть смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего движения.
  • Навык предвидения опасности. Умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а так же предполагать возможные опасности, вычислять их.

5.2        Исследование особенностей составления безопасного маршрута.

На втором этапе исследовательской деятельности мы провели работу по составлению схемы дорожного движения по микрорайону нашей школы, в нее входят улицы: Гагарина, Бортникова, Мира и Комсомольская.

После консультаций с работниками ОГИБДД, на этой схеме мы определили маршруты движения, как правильные, так и неправильные.

Совместно с отрядом ЮИД, в начальных классах нашей школы были проведены уроки «Моя безопасная дорога из дома в школу и домой из школы».

Мы показали детям схемы дорожного движения нашего района, показали правильные и неправильные маршруты и предложили нарисовать свой маршрут.

За 10 минут ребята составляли схему и свой маршрут движения из дома в школу. После чего с каждым ребенком мы обсуждали наиболее безопасные участки движения и составляли каждому «Свою безопасную дорогу из дома в школу и  домой из школы».

За два дня проектной деятельности, в составлении маршрута приняли участие 85 учеников 1 и 2 классов нашей школы.

  1. Результаты исследования, их анализ

Результатом нашей исследовательской работы является:

6.1. Составление каждым учеником 1 и 2 классов школы № 169 маршрута безопасного пути из дома в школу и обратно, с указанием улиц, пешеходных переходов, светофоров.

Ребятам рекомендовано обязательно пройти этот маршрут с родителями.

6.2. Разработана памятка для детей – «Моя безопасная дорога домой из школы».

Каждый ребенок должен знать 4 основных закона безопасности дорожного движения:

«ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ – ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ»

«ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ – ОСТАНОВИСЬ!»

«НЕ ВИДИШЬ – ОСТАНОВИСЬ!»

«УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!»

Каждый ребенок должен хорошо знать и выполнять правила:

  • Играть только в стороне от дороги.
  • Переходить проезжую часть не спеша и только по пешеходному переходу.
  • Не пересекать путь приближающемуся транспорту. Опасаться стоящего транспорта (за ним может быть скрыта движущаяся машина).
  • Входить и выходить из любого транспорта только при полной его остановке.
  • Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару.
  • При переходе улицы на разрешающий сигнал светофора необходимо уступить дорогу машинам с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом и всем водителям-нарушителям.

Дети должны обязательно знать при переходе проезжей части:

  • Вначале найти безопасное место для перехода. (Именно найти, ведь не всегда рядом оказывается переход. Это место должно быть как можно дальше от машин и других помех обзору).
  • Остановиться на тротуаре возле обочины. (Обязательно остановиться! Всегда нужна остановка. Не следует выходить или выбегать на дорогу сходу).
  • Осмотреться и прислушаться – нет ли машин (осмотреться – значит, с поворотом головы и вправо и влево; прислушаться – значит, выбросить все посторонние мысли из головы и помнить, что машину может быть не видно), и если видна приближающаяся машина – дать ей проехать. Снова посмотреть по сторонам.
  • Если по близости нет машин – можно переходить дорогу, и только под прямым углом к тротуару.
  • Продолжать внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

6.3. Самое главное, что с начала этого учебного года ни один ученик нашей школы не пострадал из-за несоблюдения ПДД.

  1. Вывод

Наши рекомендации и предложения, по составлению маршрута безопасного пути из дома в школу и из школы домой, приносят пользу, и изменяют отношение детей к соблюдению ПДД.

А и усвоив основные законы дорожного движения, каждый школьник сможет обеспечить безопасность себе и окружающим.

  1. Практическое применение

Через деятельность школьного отряда ЮИД, мы планируем и дальше проводить работу среди младших школьников:

  • Распространять наши рекомендации;
  • Учить составлять маршрут безопасного пути в школу.

Опыт нашей деятельности мы рекомендуем к использованию в других классах начальной школы, как нашей, так и других.

  1. Список источников

  1. Приложение

Варианты маршрута движения детей из дома в школу и обратно по схеме дорог микрорайона школы № 169.

 – правильно,   – неправильно

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность учителя и учащихся в обучении физики в школе

Этот материал предназначен тем кому интересна и знакома тема проектно-исследовательской деятельности,  кто занимается и  кто в ближайшем будущем планирует заняться работой над исследовательс...

Безопасная дорога домой

Цель: 1. Воспитание чувства самосохранения.          2. Актуализация знаний об источниках опасностей на улицах города и безопасном поведении....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении английского языка в средней школе

Реализация проектно-исследовательского подхода на уроках  английского языка...

Классный час "Твоя дорога от дома до школы" с участием инспектора района Пронина Сергея Викторовича 2 класс

Классный час "Твоя дорога от дома до школы" с участием инспектора района Пронина Сергея Викторовича 2 класс...

Схемы безопасных маршрутов из дома до школы и обратно.

Необходимо схему для каждого ребёнка оформить и можно вклеить в дневники учащихся (1 -5 классы)...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе

Важность проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка....