Открытый урок по ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании"
методическая разработка по обж (9 класс) по теме
Открытый урок посвящен здоровому образу жизни и профилактике наркомании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_obzh_9_klass.doc | 45.5 КБ |
k_plan-konspektu.ppt | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОБЖ 9 класс.
Тема урока: Здоровый образ жизни и профилактика наркомании.
Цель: научить учащихся здоровому образу жизни и его составляющим, актуализировать знания о наркотизме и алкоголизме, научить решать практические ситуации – когда предлагают попробовать, воспитывать милосердие, взаимопомощь и бескорыстие.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная беседа
- Какие террористические акты относят к наиболее опасным?
- Почему при захвате самолета террористами необходимо закрыть глаза и задержать дыхание?
- От каких личных качеств заложника зависит успех его освобождения?
2. Ответьте на вопросы теста.
1. Вы зашли в незнакомое кафе, где следует занять место?(а,в)
а. подальше от выхода, спиной к стене;
б. поближе к выходу, спиной к стене;
в. рядом со стойкой;
г. подальше от стойки;
д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.
2.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?(г)
а. не следует садиться;
б. следует сесть на заднее сидение;
в. следует сесть, где понравиться;
г. следует сесть поближе к водителю.
3. Вам нужно проехать две остановки на автобусе, но все сидячие места заняты, где вы встанете?(в)
а. рядом с подножкой;
б. в проходе у выхода;
в. в центральном проходе;
г. там, где есть место.
4. Как вы поступите в случае если вы находясь дома, услышали выстрелы? (в)
а. выгляните в окно;
б. выбежите на улицу;
в. укроетесь за мебелью, перегородками;
г. позвоните соседям.
5. При взрыве вас завалило обломками стены, вокруг темно, но относительно свободно, вы:(а)
а. укрепите обвисающие балки и потолок от разрушения;
б. зажжете спички, чтобы осмотреться и оценить обстановку;
в. нащупаете под рукой какой либо провод и начнете его дергать, пытаясь привлечь внимание.
III. Изучение темы урока. Вступительное слово учителя:
Наркома́ния (от греч. - оцепенение, сон, и /mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:
- синдром изменённой реактивности,
- синдром психической зависимости,
- синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,
- синдром последствий хронической наркотизации.
Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Непреодолимое влечение связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков. Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные, и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. е. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.
Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга.
Различают большое количество видов наркотических веществ. Расскажите о известных вам?
Ученик 1: Марихуана или гашиш.
Ученик 2: Или героин.
Ученик 3: Кокаин.
Учитель: Да все верно, все названые вами препараты являются наркотиками, хотя и относятся к разным группам.
Героин («герыч», «белый», «лошадь», «смак») — наиболее распространенный опийный наркотик. Наряду с очень сильным и ярко выраженным наркотическим эффектом обладает крайне высокой токсичностью и способностью быстро (после 2–3 приемов) формировать физическую зависимость. Героин курят, нюхают и вводят внутривенно.
Марихуана («травка», «шмаль», «анаша», «зелье»)- высушенная или сырая зеленая травянистая часть конопли. Светлые, зеленовато-коричневые размолотые листья и цветущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят в виде сигарет-самокруток («косяков»), а также набивают в трубки, добавляют в пищу.
Гашиш («план», «дурь», «чернуха») — смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли — смолистое вещество темно-коричневого цвета, похожее на пластилин, в виде брикетиков или капсул. Содержит более 20% каннабиоидов. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. Действие наркотика наступает через 10–30 минут после курения и может продолжатся несколько часов. Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и полностью запрещены.
Кокаин («дутый», «кокс», «снег», «кока», «вдох», «конфетка для носа», «свисток», «снежинка») — белый кристаллический порошок, обычно вдыхаемый через трубку или соломку с гладкой поверхности, такой, как стекло или зеркало. Гидрохлорид кокаина легко растворяется в воде, поэтому его не только нюхают, но иногда вводят внутривенно или глотают.
Более подробно с различными видами наркотиков и их действиями на здоровье человека мы познакомимся посмотрев презентацию.
IV. Закрепление.
Практическая работа. ( Задание: выпишите в тетрадь в несколько столбиков те виды наркотиков которые замедляют умственную активность, наркотики которые действуют возбуждающе, галлюциногенные наркотики).
V. Подведение итогов.
Учитель: Есть несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.
ПРАВИЛО 1. Как можно меньше общайтесь с людьми принимающими наркотики и посещайте места где они встречаются.
ПРАВИЛО 2. Если вам навязывают употребление наркотиков, вы должны любым способом отказаться, статья 230 УК РФ гласит – склонение у потреблению наркотических средств наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.
ПРАВИЛО 3. Для того чтобы стать наркоманом, порой достаточно одной дозы. Сопротивляясь в приеме первого наркотика, вы боретесь за свою жизнь!
VI. Домашнее задание. Составить кроссворд по видам наркосодержащих веществ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наркотики широко применяются в современной медицине как обезболивающие и усыпляющие свойства. Но этим эффектом воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему не ограничивается. Многие из них вызывают у людей особое психическое состояние возбуждения – эйфорию. Эйфория – объективно вредное состояние. Так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности. В общественном положении, в делах и окружающей обстановке ничего не меняется, человек же чувствует себя на краю блаженства – только вследствие «обмана» психики химическим веществом. Поэтому он испытывает желание вновь повторить это состояние. В результате развивается пагубное пристрастие.
Наркотик слово греческое, в переводе – одурманивающий. Наркомания – это болезнь, вызванная употреблением наркотиков. Токсикомания – «токси»– токсичные (ядовитые) вещества, «мания» - употребление этих веществ.
Существует большое количество различных видов наркотиков, эффект от их приема разнится в зависимости от принципа их воздействия. Например, марихуана и такой галлюциноген, как ЛДС, вызывают психологическую зависимость. А героин вызывает химические изменения в мозге, и наркоман уже физически не может обходиться без зелья. Но даже те наркотики, которые не вызывают физиологической зависимости, приводят организм в такое состояние, что он реагирует только на более массированные дозы.
Такой широко известный наркотик, как Марихуана , часто обрабатывают ядовитыми дефолиантами, добавляют в нее мощный препарат для усыпления животных. Амфетамины иногда насыщают крысиным ядом, мышьяком. Марихуану получают из растения каннабис сатина, до 1937 года ее употребление было вполне законным: из растения делали веревки, шнурки для ботинок, медицинские препараты. Основной компонент марихуаны может задерживаться в организме на семь-девять дней. У любителей марихуаны сильно нарушаются представления о пространстве и времени. В марихуане содержатся как минимум четыреста химических веществ. Курильщики «травки» ощущают сухость во рту и гортани, кажется, будто в глаза насыпали песок; сами глаза воспаляются, ухудшается память, координация, появляется зверский аппетит.
Для повышения активности перед экзаменами и спортивными соревнованиями молодые люди зачастую используют амфетамин. Любители, после приема этого лекарства становятся необычайно возбужденными и на редкость болтливыми, у них появляется ложное чувство уверенности и мощи, которое исчезает после прекращения действия препарата. Затем наступает апатия. Чтобы преодолеть ее, человек начинает увеличивать дозы амфетамина, принимать его все более часто. Вскоре организм привыкает к наркотику, и, чтобы достичь прежних ощущений, его требуется все больше и больше. Отрицательные последствия амфетаминов затрагивают как физиологию, так и психику. У наркомана может развиваться параноидальное состояние, не исключены галлюцинации и обманы зрения, очень часто люди не могут отличить действительность от иллюзии, становятся раздражительными, одним словом, превращаются в психов. В этом отношении амфетамины ничем не отличаются от других наркотиков.
Барбитураты, это одна из групп успокоительных средств. Действие этих наркотиков диаметрально противоположно амфетаминам: расслабление, снятие напряженности, общее чувство эйфории. Хотя эйфория довольно часто переходит в депрессию. Вообще успокоительные замедляют дыхание, пульс, приводят к тому, что речь становится невнятной, походка неверной, умственная деятельность – сильно расстроенной. Наступает такая забывчивость, что некоторые уже не помнят, сколько таблеток приняли, а это основная причина передозировки. Успокоительные настолько замедляют дыхание, что человек, принявший слишком много таблеток, может и не заметить, что перестал делать вдохи.
Галлюциногены - это наркотики, вызывающие галлюцинации. Самый знаменитый галлюциноген - ЛСД. Наркотик был случайно синтезирован из грибка спорыньи в 1938 году, и сделал это доктор Альберт Хоффман, работавший над средством от хронических мигреней. Человек, который проглотил ЛСД, отправляется в «путешествие», продолжающееся от одного часа до четырех. Во время этой «поездки» эмоции и поведение «путешественника» совершают пируэты, как на «русских горках»: за одну минуту человек от безудержного хохота переходит к рыданиям и наоборот. Искажаются ощущения, пропадает чувство времени, некоторые рассказывают о «комбинированном» восприятии, когда одно чувство превращается в другое, например, можно пробовать вкус, цвет, видеть звуки, слышать запахи. Длительное употребление ЛСД и других галлюциногенов ведет к искажению энцефалограммы головного мозга, нарушениям памяти и ее провалам, ухудшается абстрактное мышление, рассеивается внимание
В оспетая в стихах и песнях «Ангельская пыль», или «Пи-си-пи», была первоначально создана как обезболивающее средство в середине 50-х годов, но одним из его побочных эффектов оказались мощные галлюцинации. В поведении человека, употребляющего этот наркотик, появляются странности, нередко возникает озлобление, совершенно не свойственное этому человеку в нормальном состоянии. Много поклонников «Пи-си-пи» погибло от ожогов, еще больше утонуло, изрядное количество клиентов выпало из окон - причем если часть наркоманов под действием «Пи-си-пи» проявляет полнейшее безразличие к окружающей действительности, то другие впадают в состояние агрессивности. Это один из самых непредсказуемых наркотиков.
Опиаты - это наркотики, использующиеся в медицинских цепях для снятия болей и уменьшения страданий больных. Самый печально известный опиат - героин. Опиаты создают физиологическую зависимость, и вся жизнь наркомана фокусируется на предмете страсти. Ради наркотика человек пойдет на все. Источником опасности являются и плохо стерилизованные шприцы, а совместные уколы одной иглой рано или поздно приводят к СПИДу, к тому же в яде-наркотике могут оказаться откровенно ядовитые примеси. Желающие избавиться от пристрастия к опиатам проходят через сущий ад - они испытывают нечеловеческие муки, продолжающиеся от недели до десяти дней, а тяга к наркотику иногда длится месяцами.
Большая часть поклонников токсических веществ ( то есть токсикоманы ) - дети и подростки в возрасте от семи до семнадцати лет. Клей, входящий в комплект авиаконструктора, бензин, жидкость для снятия лака, чистящие и моющие средства - все это вещества, постоянно использующиеся в быту, и все они содержат химикалии, которые, испаряясь, действуют на человеческий мозг. Большинство таких веществ замедляет функции организма. Вдыхание высококонцентрированных паров растворителей или аэрозолей может вызвать нарушение сердечной деятельности и мгновенную смерть. А дыхание может замедлиться настолько, что оно попросту прекратится.
Наиболее распространенные мифы о наркотиках.
Миф 1. Употребление наркотиков не болезнь, а баловство, дурная привычка. Употребление наркотиков очень скоро приводит к возникновению болезни, название которой - наркомания. Основной симптом этой страшной болезни - зависимость от употребления наркотика, начинающего играть в обмене веществ человека такую же роль, как воздух, вода и пища. Если эту болезнь вовремя не остановить, она приводит к ранней и мучительной смерти, поскольку изменения в организме становятся необратимыми.
Миф 2. Наркомания излечима. Наркомания неизлечима. Иногда болезнь переходит в скрытую форму, и стоит только после долгого лечения хоть раз попробовать наркотик, как болезнь вспыхивает снова, приобретая еще более тяжелые формы. Поэтому считается, что наркоман даже длительное время воздерживающийся от употребления наркотиков, является хронически больным.
Миф 3. Наркотиком могут поделиться просто так, по доброте душевной . Есть такая поговорка «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Наркотики сначала предлагают бесплатно, человек привыкает, и тогда с него начинают требовать деньги. Человеку с каждым разом требуется все больше наркотика и денег, соответственно, тоже. И вот уже для того чтобы каждый день иметь свою дозу, наркоман начинает приучать к наркотикам своих знакомых. За каждого новичка он получает бесплатную дозу.
Миф 4. Нюхать клей, глотать таблетки - это баловство, не имеющее отношения к наркомании. Это токсикомания. Употребление этих веществ вызывает привыкание и зависимость, таким образом, токсикомания является разновидностью наркомании.
Миф 5. При употреблении наркотика ощущения настолько приятны и необычны, что стоит ради этого рискнуть. Эйфорическое состояние, ради которого человек начинает принимать наркотики, длится от 3 до 5 минут. А остальные 1-3 часа нередко сопровождаются бредом и кошмарными галлюцинациями. Часто наркотик вызывает у начинающих тошноту и рвоту, резкую сухость во рту и сердцебиение. Иногда вместо удовольствия наступает состояние внезапного страха - так называемая наркоманами «измена». Без наркотиков больной испытывает ужасное состояние - «ломку».
Миф 6. По внешнему виду и образу жизни наркоманы ничем не отличаются от окружающих . По мере привыкания к наркотикам меняется внешний вид и образ жизни наркомана. Часто появляется бессонница. У наркомана расширены зрачки, застывшее, лишенное мимики бледное лицо, дрожащие, с исколотыми и воспаленными венами руки, очень сильная худоба. Кожа становится серо-желтой, дряблой, появляется ломкость ногтей и волос, наступает преждевременное старение и снижение интеллекта, вплоть до слабоумия. Меняется поведение и образ жизни наркомана, его мысли об одном – «добыть» и принять дозу.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида
Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...
Конспект урока " Здоровый образ жизни и профилактика утомления."
Открытый урок...
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида
Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...
Урок ОБЖ «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»
Цель урока: получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; формирование основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбереженияЗадачи...
Конспект урока по ОБЖ 8 класс. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании
Конспект урока по ОБЖ 8 класс. Тема урока: Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. Цель: научить учащихся здоровому образу жизни и его составляющим, актуализировать знания о наркотиз...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...