Программа курса. Профиль.
рабочая программа по обж по теме

Токаренко Сергей Анатольевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa._profil.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГБОУ СОШ с. Кошки, Самарской области, Кошкинского района.

Программа учебного курса

«Основы безопасности и спасательных работ»

пожарно-спасательный профиль

10-11 класс  (136 ч)

                                                                        Автор:        

                                                                                                              Токаренко Сергей Анатольевич,

                                                                                         Учитель ОБЖ  

                                                                                                 I квалификационной

                                                                                 категории

с. Кошки 2012.

Содержание

1. Программа учебного курса «Основы безопасности и спасательных работ»

     пожарно-спасательный профиль  10-11 класс  (136 ч)

1.1   Пояснительная записка………………………………………………………….2

1.2   Требования к уровню подготовки выпускников……………………………....6

1.3   Примерное распределение учебного материала (в учебных часах)………….8

1.4   Содержание программы………………………………………………………..13

1.5   Литература………………………………………………………………………21.

2. Дополнительный материал по подготовке учебных занятий…………………

3. Диагностический инструментарий……………………………………………….

Пояснительная записка 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, цель которого - повысить качество общего образования, обеспечить глубокую и специализированную подготовку учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей.

     Профильное обучение - один из ведущих процессов, определяющих сегодня развитие отечественной системы образования. По своим целевым установкам и предметному содержанию профильное обучение занимает промежуточное положение между средним общим образованием и профессиональным образованием, обеспечивая функциональную взаимосвязь и преемственность между ними.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Большинство авторских  программ (Латчук В.Н.; Смирнов А.Т.) по ОБЖ рассчитано на оборонно-спортивный профиль в общеобразовательном учреждении, поэтому возникла необходимость в создании программы для пожарно-спасательного профиля, где будет больше времени отведено для изучения таких тем как: чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, автономное существование в условиях природной среды, а также первой доврачебной помощи.

   При разработке данной программы, за основу взята государственная  программа для учащихся общеобразовательных учреждений подготовленная В.Н.Латчуком, С.К.Мироновым, С.Н. Вангородским (в полном объёме), кроме того, увеличено количество часов на разделы «безопасность и защита человека в среде обитания»  и «оказание первой доврачебной помощи» (программа В.Г.Бубнова «Основы медицинских знаний»).

     В содержании программы включены темы отражённые в нормативных документах: Конституции и федеральных законах Российской Федерации.

   В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  1. Освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
  2. Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
  3. Развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
  4. Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» «Основы здорового образа жизни».

Раздел III «Основы военной службы» включает темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе».

    Предполагаемый в программе объём материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11 профильных классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает наряду с изучением проблем личной безопасности, получение определённых знаний по вопросам национальной безопасности.

    Поэтому главной функцией программы не только ориентация её  на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Учащиеся получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооружённых конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

    Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учётом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремлённое освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного духовного и физического развития.

   Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приёмами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть и юноши и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.

   В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включён раздел «Основы военной службы» (программа В.Н.Латчука). При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооружённой защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

   Программа рассчитана на 136 учебных часов и направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  1. формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и её значении для благополучного развития личности, общества и государства;
  2. ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
  3. изучение правил оказания и овладение навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;
  4. ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  5. изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
  6. оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
  7. умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;
  8. осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения программы ученик должен:

Знать:

  1. основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  2. потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  3. основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  4. предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  5. предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  6. основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
  7. состав и предназначение Вооружённых сил Российской Федерации;
  8. основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  9. особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы.

Уметь:

  1. перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  2. перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который нужно взять с собой в случае эвакуации;
  3. объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
  4. назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
  5. показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
  6. рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ведения здорового образа жизни;
  2. действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. пользования бытовыми приборами;
  4. безошибочного назначения лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
  5. соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  6. соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  7. соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
  8. соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
  9. оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  10. вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
  11. подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе и службе в рядах МЧС.

 

  Примерное распределение учебного материала (в учебных часах).

                                                     10 класс



Содержание

кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Раздел 1  Безопасность и защита человека в среде  обитания.

43 ч

1-2

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.

2

3-10

Автономное существование человека в условиях природной среды.

  1. Ориентирование на местности
  2. Определение  расстояний. Сигнализация.
  3. Работа с картой
  4. Практическая работа по закреплению материала
  5. Оборудование временного укрытия, добывание огня
  6. Обеспечение питанием и водой.
  7. Подготовка к походу
  8. Передвижение, преодоление препятствий.

8

11

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

1

12

Уголовная ответственность несовершеннолетних.    

1

13

Контрольная работа по теме: «ЧС криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних»

1

14-28

Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

  1. Виды Чрезвычайных ситуаций
  2. Землетрясения
  3. Наводнения
  4. Бури, ураганы, смерчи
  5. Атмосферные осадки, лавины
  6. Обвалы, оползни, сели.
  7. Гроза
  8. Извержения вулканов
  9. Лёд, гололёд, гололедица.
  10. Туман. Космические объекты.
  11. Пожары
  12. Взрывы
  13. Аварии с выбросом АХОВ
  14. Аварии с выбросом РОО
  15. Экстремальные температуры воздуха

15

29

Контрольная работа по теме: «Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера».

1

30

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

31

Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

1

32

Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время.

1

33-37

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

  1. Ядерное оружие
  2. Химическое оружие
  3. Бактериологическое оружие
  4. Обычные средства поражения
  5. Нелетальные виды оружия

1


38

Контрольная работа по теме: «Современные средства поражения»

1

39

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени.

1

40

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС.

1

41

Организация и ведение аварийно - спасательных и

неотложных работ в зонах ЧС.

1

42

Средства индивидуальной защиты населения

1

43

Практическое занятие по отработке одевания средств индивидуальной защиты

1

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни.

10

44-45

Сохранение и укрепление здоровья    важное

условие достижения высокого уровня жизни.

2

46

Классификация, пути передачи и профилактика  инфекционных заболеваний.

1

47

Наиболее распространённые инфекционные заболевания.

1

48

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

49

Значение двигательной активности и закаливания

организма для здоровья человека.

1

50-52

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

  1. Употребление табака и его влияние на организм человека
  2. Употребление алкоголя и его влияние на организм человека
  3. Наркомания и токсикомания. Первая помощь при отравлениях алкоголем, наркотическими веществами


1

1


1

53

Контрольная работа по теме: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

1

Раздел 3. Основы военной службы.

15ч

54

История создания вооружённых Сил России

1

55

Структура Вооружённых Сил России

1

56

Виды Вооружённых Сил России и их характеристика

1

57

Рода войск, не входящие в виды ВС РФ

1

58

Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России.

1

59

Другие войска, их состав и предназначение.

1

60

Контрольная работа по теме: «Вооружённые силы РФ защитники нашего Отечества»

1

61

Боевые традиции вооруженных сил России

1

62

Дни воинской славы России

1

63

Символы воинской чести.

1

64

Ордена и медали РФ и ВОВ

1

65

Ритуалы Вооружённых Сил России.

1

66

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

67-68

Итоговая контрольная работа

2

                                           

                                                      11 класс



Содержание

кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Раздел 1  Безопасность и защита человека в среде  обитания.

9 ч

1-2

Чрезвычайные ситуации на транспорте

  1. Автомобильный транспорт
  2. Авиационный транспорт
  3. Железнодорожный транспорт
  4. Городской транспорт. Лифт.

2

3-8

Социальные чрезвычайные ситуации

  1. Войны
  2. Терроризм
  3. Похищение людей. Захват заложников.
  4. Массовое скопление людей. Толпа.
  5. Изнасилование. Мошенничество.
  6. Азартные игры. Улицы.

6

9

Контрольная работа по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

1

Раздел 2  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.     

37 ч

10

Правила личной гигиены и здоровье.

1

11

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

1

12

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

13-14

Заболевания, передаваемые половым путём.

2

15

Контрольная работа по теме: « Семья в современном обществе и ЗППП»

1

16

Задача, стоящая перед человеком, оказывающим первую помощь.

1

17-18

Служба скорой мед помощи.  Принципы оказания первой помощи.  Вторичный осмотр.

2

19

Транспортировка пострадавших

1

20-21

Первая мед. помощь при кровотечениях и ранениях.

2

22-23

Наложение повязок на рану.

2

24-25

Первая мед. помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

2

26-27

Первая мед. помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

2

28-29

Первая мед. помощь при травмах груди, живота и области таза

2

30

Первая мед. помощь при травматическом шоке.

1

31

Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания.

1

32-33

Экстренная реанимационная помощь.

2

34

Первая мед. помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

35

Как спасти при поражении электрическим током или молнией.

               1

36

Первая помощь при утоплении.

1

    37

Что делать при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути

2

38

Первая помощь при психической травме и попытках самоубийства.

1

39

Синдром длительного сдавливания.

1

40

Как помочь во время приступа эпилепсии, истерического припадка и снохождении.

1

41

Первая помощь при внезапной потере сознания, головных болях, приступах мигрени.

1

42

Первая помощь при ожогах. Ожоговый шок.

1

43

Отморожения.

1

44

Первая помощь при аллергической реакции, резком повышении артериального давления

1

45

Как оказать помощь в родах и встретить новую жизнь.

1

46

Контрольная работа: « Первая доврачебная помощь»

1

Раздел 3. Основы военной службы.

22 ч

47-50

Воинская обязанность.

4

51-52

Правовые основы военной службы

2

53-56

Особенности военной службы.

4

57-59

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Честь и достоинство воина Вооруженных сил  России.

3

60

Военно-профессиональная ориентация

1

61-64

Международное гуманитарное право. Защита жертв

вооружённых конфликтов.

4

65

Психологические основы подготовки к военной

службе.

1

66

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

67-68

Итоговая контрольная работа

2

Содержание программы

«Безопасность и защита человека в среде обитания» (43 ч)

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования (10 ч)

Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях; их влияние на организм человека  Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности. Варианты принятия решений: уход с места происшествия; ожидание помощи на месте происшествия.

Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам.  Движение по азимуту. Определение расстояний. Работа с картой Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.

Правила оборудования временного жилища. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Правила и способы добывания огня. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.

Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питанием из резервов природы. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

Подготовка к  походу. Передвижение, преодоление препятствий

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (1 ч)

Правила безопасного поведения на улице и в общественных местах. Правила безопасного поведения в общественном и железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в доме.

Уголовная ответственность несовершеннолетних (1ч)

Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного  характера (16 ч)

 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

Последствия землетрясении. Меры по снижению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения.

Вулканы и их последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.

Обвалы, оползни, сели. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, лавины, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Понятие о наводнении, характеристика наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения.

Гроза. Правила безопасного поведения во время грозы.

Атмосферные осадки: дождь, снег, град. Правила безопасного поведения.

Лавины. Опасные факторы лавин. Правила безопасного поведения во время схода лавин.

     Лёд. Гололёд. Гололедица. Безопасная толщина льда для переправы. Оказание помощи в случае падения в воду. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила переправы по льду водоемов.

Помощь терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. Действия оказавшегося в воде (провалившегося под лед). Основные и подручные спасательные средства на воде.  Падение сосулек. Профилактика падения при гололёде.

Туман и проблемы связанные с ним. Космические объекты и факторы  их сопровождающие.

Экстремальные температуры воздуха. Жара. Засуха. Холод.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные). Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу.    

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Безопасное поведение: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических авариях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (2ч)

Организация и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС. Функции и задачи подсистем и уровней РСЧС. Органы управления, координирующие и рабочие органы РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий (1 ч)

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны.

Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного  характера (6 ч)

Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.

Основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (5 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  (10ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 ч)

Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

Инфекционные заболевания и их профилактика (3 ч)

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.

Факторы, укрепляющие здоровье человека (2ч)

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание.

Факторы, разрушающие здоровье человека (4ч)

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье человека. Наркомания и токсикомания. Профилактика наркомании и токсикомании.

«Основы военной службы» (15 ч)

Вооруженные Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества (7ч)

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству. Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (5ч)

Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали — почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.

Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.

11 класс

«Безопасность и защита человека в среде обитания» 

Чрезвычайные ситуации на транспорте (2ч)

Автомобильный транспорт. Авиационный транспорт. Железнодорожный транспорт. Городской транспорт. Лифт. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Правила безопасного поведения в социальной среде (7 ч)

Войны. Терроризм. Понятие о терроризме. Современный терроризм, его характерные черты и особенности. Основные причины и факторы, влияющие на распространение терроризма в России. Законодательство Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

Правила безопасного поведения: при обнаружении взрывоопасного (подозрительного) предмета; при угрозе взрыва; при взрыве; после взрыва. Правила безопасного поведения при захвате в заложники и во время операции спецслужб по их освобождению. Правила безопасного поведения при поступлении угрозы по телефону; при поступлении угрозы в письменной форме; при получении писем, содержащих химические порошкообразные вещества. Похищение людей. Массовое скопление людей. Толпа. Изнасилование. Мошенничество. Азартные игры. Улицы.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (37 ч)

Репродуктивное здоровье (3 ч)

Правила личной гигиены. Понятие о репродуктивном здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Ранние половые связи. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.

Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (30ч)

Задача, стоящая перед человеком, оказывающим первую помощь. Служба скорой мед помощи.  Принципы оказания первой помощи.  Вторичный осмотр.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений: пальцевым прижатием; наложением жгута; наложением жгута-закрутки; максимальным сгибанием конечности; наложением давящей повязки. Остановка носового кровотечения. Первая медицинская помощь при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях.

Понятие о закрытых повреждениях и их характеристика. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах.

Основные принципы и способы транспортной иммобилизации.

Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних и нижних конечностей, переломе ребер.

Травмы головы и позвоночника. Причины и признаки травм головы и позвоночника. Особенности шинирования при переломах позвоночника; перекладывание пострадавшего с земли на носилки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга.

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.

Понятие о травматическом шоке, его причины и последствия. Признаки травматического шока. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе. Техника и последовательность действий при нанесении прекардиального удара. Понятие о непрямом массаже сердца. Техника и последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца. Понятие об искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при проведении искусственной вентиляции легких. Отработка метода искусственного дыхания «рот в рот».

Характеристика острых состояний — острой сердечной недостаточности и инсульта. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.

Поражение электрическим током. Основные правила оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и молнией.

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути

 Первая помощь при психической травме и попытках самоубийства. Синдром длительного сдавливания. Как помочь во время приступа эпилепсии, истерического припадка и снохождении. Первая помощь при внезапной потере сознания, головных болях, приступах мигрени.

Утопление. Основные правила оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Первая помощь при ожогах. Ожоговый шок. Причины и последствия термических и химических ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожоге. Оказание первой медицинской помощи при ожоге щелочью и  кислотой.

Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях. Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении.

 Первая помощь при аллергической реакции, резком повышении артериального давления.  Как оказать помощь в родах и встретить новую жизнь

 «Основы военной службы» (22 ч)

Воинская обязанность (4ч)

Понятие о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за невыполнение обязанностей по воинскому учету.

Организация и проведение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке граждан на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание и установленные формы проведения обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Особенности военной службы  (6 ч)

Вопросы защиты Отечества в Конституции Российской Федерации и федеральных законах: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Права военнослужащих.

Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Статус военнослужащего. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы.

      Воинские звания военнослужащих. Права и ответственность военнослужащих.

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил  России. (4ч)

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

   Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная).

     Ориентирование на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования. Как стать офицером Российской армии. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов (4 ч)

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов.

Психологические основы подготовки к военной службе(1 ч).

 Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. Слухи и искажённая информация.

Литература

Учебники

  1. Латчук В.Н.. Марков В.В   «Основы безопасности жизнедеятельности» 10кл. – М.: «Дрофа» 2008г.;
  2. Латчук В.Н.. Марков В.В   «Основы безопасности жизнедеятельности» 11кл. – М.: «Дрофа» 2008г.;
  3.  Учебник «Первая помощь» Российского общества Красный Крест;
  4. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний». 9-11 класс  –      М.: АСТ, 1997г.

Рекомендуемая  дополнительная литература:

  1. Латчук В.Н.. Марков В.В Методическое пособие по «ОБЖ» 10 кл. – М.: «Дрофа» 2002г;
  2. Латчук В.Н.. Марков В.В Методическое пособие по «ОБЖ» 11 кл. – М.: «Дрофа» 2002г;
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при террористических актах. 5-11кл.: справочник школьника. – М.:Дрофа, 2008.
  4.  Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности.Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. – М.:Дрофа, 2005.
  5. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. периодика журнала «ОБЖ»;
  7. Смирнов А.Т. Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.
  8. Соловьёв С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие – М.:Дрофа, 2005.
  9.  «Чрезвычайные ситуации» энциклопедия школьника (под редакцией Шойгу С.К.) - М: 2006г. Рекомендовано Учёным советом Педагогического общества России в качестве учебного пособия при изучении курса ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа по математике СПО 1 курс профиль

Рабочая программа и КТП к ней для СПО 1 курс общеобразовательная дисциплина...

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

Рабочая программа курса "Химия" для 8-9 класса профиль

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-9 классов разработана на основе курса химии для  8-9 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательством &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...