программа факультатива по ОБЖ для 6 класса
рабочая программа по обж (6 класс) по теме

Сокольникова Галина Александровна

адаптационная программа , утверждена экспертным советом г. Тайшет Иркутской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_6_klass_2.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации  Тайшетского района

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

Невельская основная общеобразовательная школа

Авторская педагогическая разработка

 адаптационная

Основы безопасности жизнедеятельности

факультативный курс

Автор разработки:

Сокольникова Галина Александровна

учитель основ безопасности жизнедеятельности

МКОУ Невельская оош

2012г

п. жд. ст. Невельская

ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую разработку

адаптационная

I раздел

а)Сокольникова Галина Александровна учитель основ безопасности жизнедеятельности, муниципальное казенное образовательное учреждение Невельская основная общеобразовательная школа, Иркутская область, Тайшетский район, п.жд.ст. Невельская, улица Транспортная, дом 2___________________________________________________ фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) Основы безопасности жизнедеятельности,   естествознание________________________  

                                                       предмет, предметная область

в) 6 класс_____________________________________________________________________

для каких классов (групп) предназначена разработка

г)с 2011 года__________________________________________________________________

с какого времени разработка используется

д) Главной функцией программы основного общего образования является её ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность – причина опасности -  последствия опасности -  действие.

   Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности – это событие предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то, что надо или  не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

    При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

    Большое внимание в программе уделено изучению приёмов оказания первой медицинской помощи.__________________________________________________   

авторская оценка разработки

II раздел

а) Программа подготовлена  с учётом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. При её разработки использовались материалы программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса – 35 часов, Министерство образования Российской Федерации, - М; Дрофа, 2008.

     В программе реализованы требования конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации  «О безопасности», «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.___________________________

        оценка разработки        

б) факультативный курс____________________________________________________

форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

в)

____ данная разработка используется во внеклассной работе и для проведения инструктажа по технике безопасности____________________________________________ 

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая, внеклассная работа и т.п.

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)

1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и авторских разработках. ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

- степень новизны;_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
          - научность содержания;_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 - ключевые понятия, ведущая идея авторской разработки .  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Содержательную характеристику авторской разработки.

(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).  
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Реализация принципов преемственности и перспективности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Практическая направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепции целостного педагогического процесса.).  _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки,  чувствительность к возможным сбоям
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Степень апробации.

 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензия

на  программу авторского факультативного курса

 Основы  безопасности жизнедеятельности  для 6 класса, составленную  на основе  примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса – 35 часов, Министерство образования Российской Федерации, - М; Дрофа, 2008.  Исходная программа, которая используется в данном курсе  в количестве 8 часов, дополнена для более углубленного изучения  на 26 часов, т.е., более чем на 50%.

         В программе реализованы требования конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации  «О безопасности», «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

        Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе:  развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; формирование высокого уровня культуры безопасности; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость  к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие  цели:

  1. освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  2. развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

         В программе определены  результаты обучения учащихся. Они соответствуют целям образования и уровню разработки знаний в  базовом курсе. Цель и задачи программы сформулированы на четырёх уровнях, которые соотносятся с учебными навыками – иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

         В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения. Содержание элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  определяет основные разделы и  темы курса.

Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания – 16 часов.(было 20)

Тема 1. Правила безопасного поведения в природной среде – 16 часов.

Раздел  II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 18 часов.(было 14)

Тема 1. Основы медицинских знаний – 12 часов.

Тема 2. Основы здорового образа жизни – 6 часов.

         Содержание представлено в форме структуры, отражающей целостность системы  учебного материала в курсе.

         В программе определены соответствующие целям обучения  следующие виды учебной деятельности: работа с дополнительной литературой, составление алгоритмов действий во время чрезвычайных ситуаций. Действия, которые необходимо выполнить учащемуся для усвоению материалов курса, описаны подробно и основательно.                        

           Автор программы определяет  время, требуемое на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом. Учебное время рассчитано по трём составляющим: актуализация имеющихся знаний, изучение новых знаний, контроль и закрепление.

         Автором программы разработан подробный план изучения учебного материала.

Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая  в программе, соответствует целям образования и включает в себя следующие моменты: тестирование в ходе изучения темы, итоговое тестирование.        

        Программа включает в себя необходимые контролирующие материалы, которые могут стать средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе: входное тестирование, алгоритмы для выполнения отдельных заданий и видов учебной деятельности, памятки для работы.

          Приложения к программе  включают:  нормативные и программные документы, перечень учебно-методического обеспечения,  список литературы,

          Предлагаемый учителем курс должен способствовать развитию личностной ориентации обучающихся в образовательном процессе  и ответственности за индивидуальный выбор, поскольку в программе предлагается использование современных образовательных технологий: информационных, проектных, модульных, личностно ориентированных, здоровье сберегающих  роль которых существенно возрастает при школьном  обучении.

         Предлагаемый курс опирается на учебник  «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;  Под ред. Ю.Л. Воробьёва – 2-е изд.,  испр. И доп. М.:АСТ: Астрель, 2006.

         Программа курса по выбору, ориентированного на  факультативный курс, рассчитана на 34 учебных часов.

       Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Сокольниковой Галины Александровны соответствует  всем требованиям, может быть рекомендована к реализации и присвоению  статуса «авторская».

       

        Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Сокольниковой Галины Александровны и рецензия на её обсуждена на заседании  методического объединения естественно – математического цикла  23.01.2012, протокол №2.

Составитель рецензии  ______________________  Баклушина Т.Н. зам. директора по УВР

Руководитель  методическим объединением ____________ Сокольникова Г.А. учитель химии, географии

Пояснительная записка

     Учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение вводится 1 час в неделю в VIII классе – извлечение из федерального базисного учебного плана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.  Из этого следует, что учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности в 5, 6, 7,9  классах  распределяется как компонент  образовательного учреждения.  Компонент образовательного учреждения может использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для факультативов и т.д.

      Факультативный курс    основы безопасности жизнедеятельности  для 6 класса.  Составлен на основе  примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса – 35 часов, Министерство образования Российской Федерации, - М; Дрофа, 2008. Программа является ориентиром для разработки авторских учебных программ, она определяет инвариантную часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Основное содержание программы  адаптировано для факультатива следующим образом:

- раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания – 20 часов ( в исходной программе 2 часа – правила поведения в природе);

-раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 14 часов (в исходной программе 4 часа – оказание первой медицинской помощи, 2 часа – основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни).

         Исходная программа, которая используется в данном курсе  в количестве 8 часов, дополнена для более углубленного изучения  на 26 часов, т.е., более чем на 50%.

        В программе реализованы требования конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации  «О безопасности», «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

    В своей предметной ориентации,  программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  1. освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  2. развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

   В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

    Раздел I « Безопасность человека в среде обитания» включает тему: «Правила  безопасного поведения в природной среде».

   Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение темы «Основы медицинских знаний».

  Предлагаемый в программе объём материала является достаточным для формирования у учащихся 6 класса основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

   Главной функцией программы основного общего образования является её ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность – причина опасности -  последствия опасности -  действие.

   Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности – это событие предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то, что надо или  не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

    При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

    Большое внимание в программе уделено изучению приёмов оказания первой медицинской помощи.  

    Программа рассчитана на 34 учебных часа.

    Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков. Универсальных способах деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  1. формирование способностей к предвидению ситуаций опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;
  2. изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;
  3. ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни;
  4. освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;
  5. понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
  6. формирование знаний о тесной взаимосвязи сознаний и жизнедеятельности личности и общества;
  7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и др.;
  8. самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения  черт своего характера. Физического и эмоционального состояния;
  9. формирование знаний о правах и обязанностях общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматривает  использование учебно – методического комплекта, включающего учебную программу, учебник, учебно – методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения  программы факультатива по основам  безопасности жизнедеятельности для 6 класса ученик должен:

Знать /понимать:

  1. основы здорового образа жизни;
  2. способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

      Уметь:

  1. соблюдать правила поведения на воде. Оказывать помощь утопающему;
  2. оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
  3. использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебного материала  (в учебных часах)

Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания – 20 часов.

Тема 1. Правила безопасного поведения в природной среде – 20 часов.

  1. Правила безопасного поведения в условиях природной среды  4 часа.

    Основные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания человека в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства в малонаселённой местности; заблудились в лесу (горах, степи), отстали от группы в турпоходе и др.).

    Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности. Варианты принятия решений: уход с места происшествия; ожидания помощи на месте происшествия.

   Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу) – важный этап обеспечения безопасности. Сбор сведений и изучение местности. Подбор личного и группового туристического снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе.

   Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.

  1. Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде – 2 часа.

Психологические особенности выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния.

  1. Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях – 7 часов.

Правила определения направления выхода. Потеря ориентировки, как наиболее частая экстремальная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Движение по азимуту. Сохранение направления движения. Способы переправы через реку и преодоление болот. Особенности определения направления выхода в зимнее время.

    Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звёздам, по часам, по местным предметам и приметам.

    Правила оборудования временного жилища. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах. Правила и способы добывания огня. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.

    Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Обеспечение водой из водоёмов, снега. Льда. Способы добывания воды, её очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и приготовление пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных.

   Сигналя бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

  1. Смена климатогеографических условий – 2 часа.

Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

  1. Правила безопасного поведения на воде – 5 часов.

Особенности состояния водоёмов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоёмах летом. Правила безопасного поведения на водоёмах зимой. Правила переправы по льду водоёмов.

    Помощь терпящим  бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения  на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. Действия оказавшегося в воде (провалившегося под лёд). Основные  и подручные спасательные средства на воде. Правила пользования спасательным кругом. Подручные спасательные средства.

Раздел  II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 14 часов.

Тема 1. Основы медицинских знаний – 8 часов.

Средства оказания медицинской помощи – 1 час.

   Аптечка первой медицинской помощи (походная). Комплектование походной аптечки  лекарственными средствами и средствами оказания медицинской помощи.  Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи.

  1. Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях – 2 часа.

Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Профилактика закрытых повреждений.

1.3.Первая медицинская помощь при острых состояниях – 5 часов.

   Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Укушенному змеёй. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Признаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита.

Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного  ожога. Оказание первой медицинской помощи при солнечном ожоге.

   Причины бедствий на воде. Оказание первой медицинской помощи в таких случаях.

Тема 2. Основы здорового образа жизни – 6 часов.

2.1.Факторы, укрепляющие здоровье человека – 3 часа.

   Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение органических (белков. Жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. Рациональное, сбалансированное  и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию.

2.2. Факторы, разрушающие здоровье – 1 час.

Табакокурение и его  последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Профилактика табакокурения.

2.3. Профилактика травм в школьном возрасте – 2 часа.

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе  на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач.

Приложение 1

Нормативные и программные документы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации \сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: дрофа. 2004.
  2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений \В.Н. Латчук. С.К. Миронов, Сю.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2006.

Учебник

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;  

 Под ред. Ю.Л. Воробьёва – 2-е изд.,  испр. И доп. М.:АСТ: Астрель, 2006.

Приложение 2

  

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Охрана жизнедеятельности в школе «Учитель» - электронное пособие.
  2. Электронные ресурсы: пожарная безопасность, первая медицинская помощь, нормативные документы, кабинет ОБЖ, видеоролики, таблицы, энциклопедия ОБЖ, энциклопедия МЧС.
  3. Видеофильм «ЧС в районе школы», «Девочка взрослеет», «Наркомания».
  4. Латчук В.Н., Марков В.В. ОБЖ Методическое пособие для 6 класса., - М.:  «Дрофа», 2001.
  5. Топоров И.К. ОБЖ учебник для 5 – 9 классов. – М.: «Просвещение»,1996.
  6. Латчук Н.В., Марков В.В.. Фролов М.П. Дидактические материалы: тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы. «Дрофа», 2000.
  7. Набор таблиц «Пожарная безопасность».

Приложение 3

Список литературы

  1. Абрамов Н.Н. Надёжность систем водоснабжения. – М.: Стройиздат, 1979.
  2. Бадирова З.А., Марков В.В., Куфтерин С.М. и др.  основы планирования семьи: Уч. Методич. Пособие – Соликамск, 1997.
  3. Безопасность людей при пожарах в зданиях и сооружениях. – М.: ВНИИПТО,1987.
  4. Бескинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1994.
  5. Всё о здоровом образе жизни. – издательский дом «Ридерз Дайджест», 1998.
  6. Гостюшин А.В.  Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1995.
  7. Джонсон Д. Советы авипассажирам. – М.: Транспорт, 1989.
  8. Дубагин Ю.П., Богачёва О.П.  Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления. – М.: Пихта.1997.
  9. Дунаевский Е.Я., Жбанов А.В. Спасение на море: справочник. – М.:Транспорт,1991.
  10. Жилов Ю.Д.,  Куценко Г.И., Назарова Е.А. и др. Основы медико – биологических знаний  (азбука первой медицинской помощи). – М.: Высшая школа, 1996.
  11. Клинцевич Г.Н. Выживание терпящих бедствие на море. – М.; Транспорт,1977.
  12. Латчук В.Н., Мишин Б.И., Петров С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Сб. нормативных документов по подготовке  
  13. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи. – М., 1996 (Библиотечка журнала «Военные знания»).
  14. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, переломах, ожогах, обморожениях, обмороке, шоке, перегревании, поражении электротоком. – М.: СЦЭМП, 1992.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности. Программно – методические материалы. – М.: Дрофа, 1998.
  16. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.
  17. Пащук А.Ю., Быстрицкий М.И. Первая медицинская помощь при автодорожных травмах. – М.: Медицина,1986.
  18. Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР. – М.: Транспорт,1988.
  19. Савельев С.П. Пожары – катастрофы. – М.: Стройиздат, 1984.
  20. Сборник руководящих документов государственной противопожарной службы. Ч.1 и 2. – М.:, 1994.
  21. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жидкости. Ртуть. – М., 1996 (Библиотечка журнала «Военные знания»).
  22. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. – М.;  1996. Библиотечка журнала «Военные знания»).
  23. Шойгу С. К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф. и др. учебник спасателя. – Дружба и Благая Весть, 1997.
  24. Шувалав М.Г. Основы пожарного дела. – М.: Стройиздат, 1979.

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)


урока

Дата  

Тема

урока

Д/З стр.

Безопасность и защита человека в природной среде

20

Правила  безопасного поведения в условиях    природной среды. Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Правила выживания при вынужденном автономном существовании. Смена климатогеографических условий. Правила безопасного поведения на воде.

1

Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

5-6

2

Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам.

6-10

3

Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе.

16-21

4

Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях

25-31

5

Если ты отстал от группы.

34-37

6

Авария транспортного средства в безлюдной местности

37-41

7

Способы подачи сигналов бедствия.

41-44

8

Ориентирование по компасу, солнцу, звёздам.

44-48

9

Ориентирование по местным признакам.

48-54

10

Как находить дорогу к жилью.

59-60

11

Устройство временных укрытий.

60-70

12

Добывание огня, разведение костра.

73-79

13

Обеспечение бытовых  потребностей.

79-86

14

Обеспечение водой.

86-89

15

Организация питания.

89-92

16

Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.

92-99

17

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.

99-106

18

Как вести себя при встрече с хищными зверями.

111-116

19

Опасности при переправе через  реки, передвижение по болотам.

116-121

20

Как уберечься от поражения молний.

121-129

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

Основы медицинских знаний. Средства оказания медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах и кровотечениях, при острых состояниях. Основы здорового образа жизни. Факторы укрепляющие и разрушающие здоровье. Профилактика травм.

21

Аптечка первой медицинской помощи.

139-142

22

Общие принципы оказания самопомощи.

135-137

23

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему товарищу.

137-139

24

Первая медицинская помощь при  укусах змей.

154-156

25

Первая медицинская помощь при  укусах насекомых.

149-152

26

Профилактика клещевого энцефалита.

Доклады

27

Укусы бешенных животных и грызунов.

156-158

28

Оказание первой  медицинской помощи при  тепловом и солнечном ударе.

162-166

29

Рациональное питание и жизнедеятельность человека.

Доклады

30

Режим питания, гигиена и культура питания. Отравления

158-160

31

Съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды.

179-186

32

Профилактика табакокурения.

Доклады

33

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей.

Доклады

34

Профилактика травм в школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по математике 5 класса

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащим...

Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Программа факультатива по математике 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов (12-14 лет), которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –3...

программа факультатива по математике 8 класс

Данный курс дополнительного математического образования строится на основе содержания программного учебного материала  8 класса. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, ...

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 5 класс

Данный факультатив направлен , с одной стороны, на решение проблемы повышения грамотности учеников, с другой, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка, заинтересовать таким сложным пре...