программа факультатива по математике 8 класс
методическая разработка (алгебра, 8 класс) по теме

Данный курс дополнительного математического образования строится на основе содержания программного учебного материала  8 класса. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология его усвоения направлены на формирование математической культуры школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_8_klass.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Данный курс дополнительного математического образования строится на основе содержания программного учебного материала  8 класса. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология его усвоения направлены на формирование математической культуры школьника.


Пояснительная записка

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

     Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 30 часов. Курс состоит из семи тем: пять тем по алгебре и две – по геометрии Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,  сведениями  важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В конце изучения каждой темы отведено по 1 часу на прорешивание типовых заданий из ГИА и ЕГЭ.

    В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач,  лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

   В процессе проведения факультативных занятий следует продумать систему работы, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.

Цель факультативного курса: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 8 класса; формирование опыта творческой деятельности; развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 8 класса;
  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;
  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. На факультативных занятиях при работе с определениями понятий, теоремами и их доказательствами, стандартными и нестандартными задачами могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная формы работы.

   Углубление и расширение изученного учебного материала на уроках математики осуществляется посредством подбора задач и методических приемов по таким направлениям, как установление связей между понятиями, построение отрицания определений, установление логической связи между математическими предложениями, графические представления.

    Важным средством углубления программного учебного материала является целенаправленная работа учителя по формированию математической культуры школьника. Основными ее компонентами являются: положительная мотивация к математической деятельности; система полноценных знаний, умений и навыков; алгоритмическая, вычислительная, графическая, логическая культура; культура мышления и речи; культура поиска математических решений.

Методика работы на факультативных занятиях отличается от методики работы на уроке. Эти отличия заключаются в следующем:

  • особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.);
  • в учебной деятельности большое место отводится общим и частным рассуждениям;
  • систематически проводится работа по выработке умения применять эвристические приемы в различных сочетаниях;
  • постоянно осуществляется диалог учителя с учащимися при изучении теоретического материала и поиске способа решения любой предлагаемой задачи.

   Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Часы

дата

Выражения и их преобразование

5 ч

1

Алгебраический дроби

1

09.10

2

Преобразование рациональных выражений

1

16.10

3

Степень с отрицательным показателем

1

23.10

4

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

30.10

5

Решение заданий из ГИА

1

13.11

Решение геометрических задач

6

Решение задач по теме «Четырехугольники»

1

20.11

7

Решение задач по теме «Площади четырехугольников»

1

27.11

8

Решение задач по теме «Площадь теугольника»

1

04.12

9

Решение задач по теме «Площади фигур»

1

11.12

10

Решение задач на применение теоремы Пифагора

1

18.12

Линейные уравнения. Системы линейных уравнений

11

Решение линейных уравнений с модулем

1

25.12

12

Решение линейных уравнений с параметром

1

15.01

13

Системы линейных уравнений

1

22.01

14

Решение задач с помощью систем уравнений

1

29.01

15

Решение заданий из ГИА

1

5.02

Функции

5 ч

16

Построение графиков линейной функции с модулем

1

12.02

17

Построение графиков квадратичной функции с модулем

1

19.02

18

Построение графиков кусочной функции

1

26.02

19

Графики реальных зависимостей

1

5.03

20

Решение заданий из ГИА

1

12.03

Квадратные уравнения

21

Графическое решение квадратных уравнений

1

19.03

22

Решение квадратных уравнений с параметром

1

2.04

23

Иррациональные уравнения

1

9.04

24

Решение заданий из ГИА

1

16.04

Неравенства

2

25

Решение сложных неравенств

1

23.04

26-27

Решение систем неравенств с одной переменной

2

30.04

7.05

Решение геометрических задач

3

28

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

14.05

29-30

Решение задач по теме «Окружность»

2

21.05

28.05

 

Рекомендуемая литература.

  1. Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.:Дрофа,2006
  2. Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Миниева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  3. Алгебра. 8 класс. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2009.
  4. Алгебра. Углубленное изучение.8 класс.А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2006.
  5. Дорофеев Г.В. Процентные вычисления. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Г.В.Дорофеев, Е.А.Седова. – М.: Дрофа, 2003
  6. Задания по алгебре и началам анализа. Семенко Е.А., Некрасов С.Д. –М.: Просвещение, 1997
  7. Математика. Примеры решения задач. Теория. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. –М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
  8. Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестендартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-метод. Пособие / С.Н. Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. - М.: Дрофа, 2002
  9. Цыпкин А.Г., ПинскийА.И.Справочное пособие по методам решения задач по математике. Под редакцией В.И.Благодатских.-М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1983
  10. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб.пособие для 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса

Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...

Программа факультатива по математике "Мир математики"

Программа по математике для работы с одареннными детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...

Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»

Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...

Рабочая программа факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"

Рабочая программа с КТП факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"...