Тема: "Автономное существование человека в природе"
методическая разработка по обж (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема : «Автономное существование человека в природе» 6 класс
Урок: «Обеспечение водой и пути преодоления отрицательного воздействия жажды при вынужденном автономном существовании человека»
Тип урока: объяснение нового материала.
приобретение практических навыков по добыванию воды в различных условиях.
Учебные вопросы:
1. Роль воды в обеспечении жизнедеятельности человека.
2. Способы добычи и обеззараживания воды.
Цели:
1. Показать значение воды для нормального функционирование организма.
2. Научить преодолевать воздействие жажды и добывать воду.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течении суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость. Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.
Рекомендации по водообеспечению и утолению жажды:
- поиск источника воды одна из первоочередных задач автономии;
- при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
- воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
- добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
- для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени (водопотери уменьшаются в 1,5 раза), соорудив укрытие, защищающее от солнечных лучей, ограничить физическую деятельность в жаркое время, увлажнять одежду;
- не пить морскую воду.
Способы добычи воды.
Воду из ключей и родников можно пить сырой, но мы сегодня остановимся на способах добычи воды и ее обеззараживании.
(выступают учащиеся с дополнительным материалом и опытными примерами по этому вопросу)
1. Существуют множество способов получать пресную воду. Самодельный ДИСТИЛЛЯТОР можно сделать из широкой емкости, банки и полиэтиленовой пленки. В емкость надо налить грязную или морскую воду. Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (показывает наглядно). На солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.(опытный пример)
2. Воду в пустыне можно получить с помощью СОЛНЕЧНОГО КОНДЕНСАТОРА. В самом низком месте надо вырыть яму диаметром около метра и глубиной 50-60 см. Поставить на дно банку, закрыть яму пленкой, присыпать края песком, положив камешек на пленку – над банкой, куда будет стекать выпарившаяся из почвы вода. За сутки один конденсатор может дать до 1,5 л воды. Производительность конденсатора растет, если яму наполовину забросать свежесорванными растениями. (опытный пример)
3. ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ мешок позволяет собрать воду, испаряемую листьями прямо с куста. Например, в пакет, надетый на куст верблюжьей колючки и завязанный. За час набирается 50-80 мл воды. При утолении жажды из стоячих источников воду следует очистить от примесей и обеззаразить. (опытный пример)
4. Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой.
5. Учащийся показывает простейший фильтр из марли и консервной банки, заполненный песком, с небольшими отверстиями на дне.
Обеззаразить воду можно с помощью простейших химикатов:
- Кристалликов марганцево-кислого калия (слабо-розовая окраска). Вода отстаивается в течении часа;
- Настойка йода (8-10 капель на 1 л);
- Пантоцид (2-3 таблетки на 1 л воды на 20-30 мин). Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку (200-300 г на ведро). Самый доступный и надежный способ обеззараживания – КИПЯЧЕНИЕ.
Вопросы для повторения:
1. Расскажите, как работает солнечный конденсатор?
2. Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды?
Домашнее задание: найти дополнительный материал по следующим вопросам;
Охота. Способы установки силков и западней.
Рыбная ловля.
Съедобные растения. Правила безопасности при употреблении растений в пищу.
Нетрадиционная пища.
Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"
Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...
План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"
План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....
Автономное существование человека в природе
Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...
Автономное существование человека в природе.
Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....
Автономное существование человека в природе.
Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия. ...
Конспект урока "Автономное существование человека в природе"
Урок повторения и систематизации знаний по теме"Автономное существование человека в природе"....