Тема: "Автономное существование человека в природе"
методическая разработка по обж (6 класс) по теме

ЧУМАКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Серия уроков по выживанию в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_2.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :   «Автономное существование человека в природе» 6 класс

Урок: «Обеспечение водой и пути преодоления отрицательного воздействия жажды при вынужденном автономном существовании человека»

Тип урока: объяснение нового материала.

                    приобретение практических навыков по добыванию воды в       различных условиях.

Учебные вопросы:

1.        Роль воды в обеспечении жизнедеятельности человека.

2.        Способы добычи и обеззараживания воды.

Цели:

1.        Показать значение воды для нормального функционирование организма.

2.        Научить преодолевать воздействие жажды и добывать воду.

                                             

                                               Ход урока

1.        Организационный момент.

2.        Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течении суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость. Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.

Рекомендации по водообеспечению и утолению жажды:

  1. поиск источника воды одна из первоочередных задач автономии;
  2. при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
  3. воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
  4. добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
  5. для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени (водопотери уменьшаются в 1,5 раза), соорудив укрытие, защищающее от солнечных лучей, ограничить физическую деятельность в жаркое время, увлажнять одежду;
  6. не пить морскую воду.

 Способы добычи воды.

            Воду из ключей и родников можно пить сырой, но мы сегодня остановимся на способах добычи воды и ее обеззараживании.

(выступают учащиеся с дополнительным материалом и опытными примерами по этому вопросу)

1.        Существуют множество способов получать пресную воду. Самодельный ДИСТИЛЛЯТОР можно сделать из широкой емкости, банки и полиэтиленовой пленки. В емкость надо налить грязную или морскую воду. Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (показывает наглядно). На  солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.(опытный пример)

2.        Воду в пустыне можно получить с помощью СОЛНЕЧНОГО КОНДЕНСАТОРА. В самом низком месте надо вырыть яму диаметром около метра и глубиной 50-60 см. Поставить на дно банку, закрыть яму пленкой, присыпать края песком, положив камешек на пленку – над банкой, куда будет стекать выпарившаяся из почвы вода. За сутки один конденсатор может дать до 1,5 л воды. Производительность конденсатора растет, если яму наполовину забросать свежесорванными растениями. (опытный пример)

3.        ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ мешок позволяет собрать воду, испаряемую листьями прямо с куста. Например, в пакет, надетый на куст верблюжьей колючки и завязанный. За час набирается 50-80 мл воды. При утолении жажды из стоячих источников воду следует очистить от примесей и обеззаразить. (опытный пример)

4.        Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой.

5.        Учащийся показывает простейший фильтр из марли и консервной банки, заполненный песком, с небольшими отверстиями на дне.

               

           Обеззаразить воду можно с помощью простейших химикатов:

  1. Кристалликов марганцево-кислого калия (слабо-розовая окраска). Вода отстаивается в течении часа;
  2. Настойка йода (8-10 капель на 1 л);
  3. Пантоцид (2-3 таблетки на 1 л воды на 20-30 мин). Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку (200-300 г на ведро). Самый доступный и надежный способ обеззараживания КИПЯЧЕНИЕ.

Вопросы для повторения:

1.        Расскажите, как работает солнечный конденсатор?

2.        Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды?

Домашнее задание: найти дополнительный материал по следующим вопросам;

Охота. Способы установки силков и западней.

Рыбная ловля.

Съедобные растения. Правила безопасности при употреблении растений в пищу.

Нетрадиционная пища.

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Автономное существование человека в природе

Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...

Автономное существование человека в природе.

Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....

Автономное существование человека в природе.

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...

Конспект урока "Автономное существование человека в природе"

Урок повторения и систематизации знаний по теме"Автономное существование человека в природе"....